Принятая на вооружение в 1947 г. 37-мм пушка Н-37, созданная в ОКБ-16 под руководством А.Э. Нудельмаиа, представляла собой развитие пушки НС-37 образца 1942 г. Построенная по обычной схеме (один ствол и один патронник, соединенные в один общий агрегат), Н-37 выгодно отличалась от предшественницы меньшим весом (103 кг против 150 кг у НС-37) и более высоким темпом стрельбы (400 выстр./мин у Н-37 и 250 выстр./мин у НС-37). Выигрыш был достигнут за счет конструктивных усовершенствований и снижения начальной скорости снаряда, что уменьшило нагрузку на детали и узлы пушки и повысило их подвижность.
Ведущим конструктором Н-37 являлся В.Я. Неменов. Работа автоматики Н-37 основывалась на использовании отдачи при коротком ходе ствола, откат которого сжимал пружины ствола и буфера. После покидания снарядом капала ствола происходило его отпирание, экстракция (извлечение) стреляной гильзы и подача очередного патрона (он же выбрасывал наружу стреляную гильзу), а пружины производили накат — возвращение ствола со ствольной коробкой вперед, досылая патрон в патронник и запирая канал ствола. Пушка оснащалась регулируемым гидротормозом, снимавшем избыток энергии отдачи, амортизируя ход ствола при откате и накате (регулировка использовалась для отладки работы автоматики в производстве и эксплуатации; его конструкция была предложена А. А. Рихтером, работавшим в инструментальном цехе Ижевского завода и затем перешедшим конструктором к АЭ. Нудельману в ОКБ-16, с чего началось сотрудничество двух талантливых инженеров). Отличительной особенностью Н-37 (как и других орудий ОКБ-16) было предохранение от случайного выстрела и заклинивания патрона: запирающий агрегат с очередным патроном при прекращении стрельбы всегда оставался в заднем положении, исключая возможность самострела — попадания патрона в разогретый при стрельбе ствол и самовоспламенение порохового заряда, из-за чего выстрелы продолжали следовать и после отключения электроспуска.
В апреле 1944 г. собрали первый опытный образец Н-37, а в августе министр вооружений СССР Д.Ф. Устинов приказал начать ее серийный выпуск. Решение было принято еще до прохождения летных испытаний: в конце концов, разработка Н-37 шла довольно гладко и позволяла рассчитывать на преодоление недочетов по ходу дела. Такая поспешность была в порядке вещей: новое изделие оказывалось в производстве, а доводка и отладка технологии уже в ходе выпуска по принципу «делаем—думаем—исправляем» считалась само собой разумеющейся, пусть и затратной.
Влияние пороховых газов из ствола на работу двигателя самолета могло вызвать помпаж и его останов, а обшивка подвергалась коррозии (пороховые газы содержат нитра ты, обладающие кислотным воздействием, разъедающим не только алюминий, но и стали); для их устранения пушка была оснащена дульным устройством — локализатором, отводящим газы в стороны и одновременно игравшим роль дульного тормоза. Такие пушки с однокамерным тормозом с двумя рядами окон получили наименование Н-37Д и устанавливались на истребителях типов МиГ-15иМиГ-17. Пушки для перехватчиков Як-25 с увеличенной длиной ствола, размещавшиеся по бокам фюзеляжа на удалении от воздухозаборников, не имели дульного тормоза и обозначались Н-37Л. За счет удлинения ствола баллистика орудия улучшилась, и начальная скорость снаряда достигла у Н-37Л 725 м/с против 690 м/с у Н-37Д.
Источник: Журнал Техника и Вооружение №3 2009 г. В.Марковский "Оружие ближнего боя"
Ведущим конструктором Н-37 являлся В.Я. Неменов. Работа автоматики Н-37 основывалась на использовании отдачи при коротком ходе ствола, откат которого сжимал пружины ствола и буфера. После покидания снарядом капала ствола происходило его отпирание, экстракция (извлечение) стреляной гильзы и подача очередного патрона (он же выбрасывал наружу стреляную гильзу), а пружины производили накат — возвращение ствола со ствольной коробкой вперед, досылая патрон в патронник и запирая канал ствола. Пушка оснащалась регулируемым гидротормозом, снимавшем избыток энергии отдачи, амортизируя ход ствола при откате и накате (регулировка использовалась для отладки работы автоматики в производстве и эксплуатации; его конструкция была предложена А. А. Рихтером, работавшим в инструментальном цехе Ижевского завода и затем перешедшим конструктором к АЭ. Нудельману в ОКБ-16, с чего началось сотрудничество двух талантливых инженеров). Отличительной особенностью Н-37 (как и других орудий ОКБ-16) было предохранение от случайного выстрела и заклинивания патрона: запирающий агрегат с очередным патроном при прекращении стрельбы всегда оставался в заднем положении, исключая возможность самострела — попадания патрона в разогретый при стрельбе ствол и самовоспламенение порохового заряда, из-за чего выстрелы продолжали следовать и после отключения электроспуска.
В апреле 1944 г. собрали первый опытный образец Н-37, а в августе министр вооружений СССР Д.Ф. Устинов приказал начать ее серийный выпуск. Решение было принято еще до прохождения летных испытаний: в конце концов, разработка Н-37 шла довольно гладко и позволяла рассчитывать на преодоление недочетов по ходу дела. Такая поспешность была в порядке вещей: новое изделие оказывалось в производстве, а доводка и отладка технологии уже в ходе выпуска по принципу «делаем—думаем—исправляем» считалась само собой разумеющейся, пусть и затратной.
Влияние пороховых газов из ствола на работу двигателя самолета могло вызвать помпаж и его останов, а обшивка подвергалась коррозии (пороховые газы содержат нитра ты, обладающие кислотным воздействием, разъедающим не только алюминий, но и стали); для их устранения пушка была оснащена дульным устройством — локализатором, отводящим газы в стороны и одновременно игравшим роль дульного тормоза. Такие пушки с однокамерным тормозом с двумя рядами окон получили наименование Н-37Д и устанавливались на истребителях типов МиГ-15иМиГ-17. Пушки для перехватчиков Як-25 с увеличенной длиной ствола, размещавшиеся по бокам фюзеляжа на удалении от воздухозаборников, не имели дульного тормоза и обозначались Н-37Л. За счет удлинения ствола баллистика орудия улучшилась, и начальная скорость снаряда достигла у Н-37Л 725 м/с против 690 м/с у Н-37Д.
Источник: Журнал Техника и Вооружение №3 2009 г. В.Марковский "Оружие ближнего боя"