Развитие отечественного приборостроения, особенно постоянное совершенствование систем автономного наведения и головок самонаведения, работающих на различных физических принципах, с одной стороны, развитие средств ПВО, особенно увеличение дальности действия войсковых ЗРК, с другой стороны, поставили вопрос о создании тактической авиационной управляемой ракеты со средней дальностью стрельбы, обладающей высокой точностью попаданияю
Для решения этой задачи в начале 1970-х годов приступили к разработке сия темы ракетного оружия «Овод» с ракетой средней дальности Х-59.
Крылатая ракета Х-59 в составе ракетного оружия «Овод» самолета-носителя Су-24М предназначена для поражения в простых метеоусловиях малоразмерных наземных и надводных целей, координаты которых определены до пуска ракеты.
Особенностью ракеты является оснащение ее разработанной впервые в нашей стране телевизионно-командной системой наведения, обеспечивающей высокую точность попадания в малоразмерные наземные и надводные цели. Дальность полета ракеты и дальность линии связи системы наведения позволяют применять ракету по заранее разведанным целям без захода самолета-носителя в зону действия комплексов ПВО.
Аппаратура телевизионно-командного наведения размещается как на борту ракеты, так и в специально разработанном, подвешиваемом под самолетом-носителем, аппаратурном контейнере.
Ракета Х-59 выполнена по аэродинамической схеме типа «бесхвостка» с Х-образным расположением крыла и дестабилизаторов.
Консоли крыла и дестабилизаторов трапециевидной формы в плане, дестабилизаторы изменяемой геометрии; элероны расположены в хвостовой части крыла. Консоли крыла выполнены съемными для уменьшения габаритов ракеты при хранении и транспортировании.
Для ракеты разработана двигательная установка в составе стартового и маршевого РДТТ, а также фугасно-кумулятивная боевая часть массой 148 кг.
Особенностью конструкции ракеты является использование корпусов отдельных комплектующих в качестве силовых элементов планера (блок управления и рулевой привод системы навигации, боевые части, стартовый и маршевый двигатели).
В качестве основных конструкционных материалов корпуса ракеты использованы алюминиевые сплавы АМГ-6 и Д-16АТ.
В состав системы ракетного оружия «Овод» самолета Су-24М входят:
- две ракеты Х-59;
- аппаратурный подвесной контейнер.
Ракеты размещаются на внутренних подкрыльевых пилонах на авиационных катапультных устройствах, унифицированных и для ракеты Х-58У. Аппаратурный контейнер подвешивается под фюзеляжем в плоскости симметрии самолета и стыкуется к фюзеляжу через пилон, являющийся принадлежностью контейнера.
Пуски ракет производятся без контакта оператора с целью, вследствие чего они могут осуществляться только по заранее разведанным целям. В совместном полете проводятся операции по подготовке ракеты к пуску. После отцепки, для обеспечения вхождения в связь аппаратуры ракеты и самолета, самолет выдерживает горизонтальный прямолинейный полет до получения устойчивого телевизионного изображения местности на экране видеоконтрольного устройства (ВКУ) самолета. После вхождения в связь самолет может совершать маневр по отвороту в любом направлении.
После вхождения в связь ракета по заданной программе выходит на высоту маршевого полета. В зависимости от положения нижней кромки облачности штурман может изменять маршевую высоту полета ракеты.
Вывод ракеты в район цели может осуществляться как штурманским, так и автономным методом. После обнаружения цели штурман совмещает подвижное электронное перекрестие с изображением цели, изменением фокусного расстояния объектива, увеличивает размеры цели на экране видеоконтрольного устройства и удерживает перекрестие на выбранной точке изображения цели до попадания ракеты в цель. При этом круговое вероятное отклонение ракеты от точки прицеливания составляет 2...3 м в картинной плоскости. Подрыв фугасно-кумулятивной боевой части осуществляется по сигналу контактных датчиков при встрече с целью.
При создании ракеты Х-59 очень большого внимания потребовала отработка подсистемы адаптации бортовой системы управления ракеты. На этой ракете впервые реализована беспоисковая система самонастройки с эталонной моделью. Именно для этой темы нашими смежниками из Института проблем управления АН СССР была разработана теория таких систем, что сопровождалось получением нескольких авторских свидетельств, работа была оценена Государственной премией, были выпущены несколько монографий и защищено несколько диссертаций, в том числе докторских. Творческое сотрудничество по проблемам адаптации началось еше при А. Я. Березняке, но настоящие исследования и летные испытания пришлись на более поздние годы (1976—1980 гг.), когда в кабинете И. С. Селезнева проходили и солидные совещания с участием академика Б. Н. Петрова и сотрудников его лаборатории ИПУ, и азартные оперативные обсуждения «в своем кругу» очередного сеанса моделирования. Именно на этой теме была показана эффективность и незаменимость полунатурного моделирования как метода отработки новых систем.
Трудности испытаний и доводки адаптивной БСУ ракеты Х-59 были связаны с двумя моментами. Во-первых, контур самонастройки, оказавшись наилучшим идентификатором динамических характеристик ракеты, позволил провести ряд существенных доработок параметров БСУ. Во-вторых, в начале испытаний отсутствовали представления о методах контроля самонастраивающихся систем в процессе производства и эксплуатации в составе ракеты. В конце концов была разработана и внедрена встроенная в БСУ система контроля подсистемы самонастройки, опирающаяся на эталонную модель этой системы.
Многие сложные вопросы были решены в ходе ПНМ и летных испытаний (ЛИ) телевизионной системы наведения ракеты. В частности, были на практике решены вопросы обеспечения необходимых динамических и точностных характеристик контура наведения с учетом человека-оператора как звена этой системы. Был создан наземный тренажер для штурманов-операторов ракеты Х-59.
Телевизионная высокоточная система наведения впервые реализована имени но на ракете Х-59, и именно она обеспечила высокую эффективность ракеты, любовь к ней со стороны заказчика и все возрастающий интерес со стороны потенциальных покупателей за рубежом.
В целом ракета Х-59 получилась очень эффективной, особенно с учетом открывшихся позже возможностей по:
• увеличению дальности действия телевизионной радиолинии (ТРЛ) и командной радиолинии (КРЛ);
• замене твердотопливного маршевого двигателя на воздушно-реактивный двигатель;
• модернизации БСУ на базе современной цифровой техники.
С началом разработки первого в СССР образца высокоточного оружия с телевизионно-командным самонаведением (ТКСН) на базе ГосМКБ «Радуга» было впервые развернуто полунатурное моделирование человеко-машинной системы.
С этой целью была создана кабина самолета Су-24 с точным воспроизведением в ней места штурмана-оператора. С большим трудом из Киева привезли в портфеле реальную ручку управления перекрестием. Для проведения исследований влияния человека-оператора (Ч-О) на точность наведения ракеты была разработана специальная методика тренировки Ч-О и оценки результатов по фигурам Лиссажу. Комплекс ПНМ, кроме макета кабины самолета Су-24, реальной ручки управления перекрестием, включал реальное видеоконтрольное устройство, головку самонаведения, реальный автопилот и плакат с изображением местности и раз-, личных целей на ней. Плакат устанавливается на радиолокационном иммитаторе цели, которая в соответствии с относительным движением ракеты и цели перемещала его по двум координатам. Головка самонаведения устанавливалась на трехстепенном стенде, который воспроизводил угловые перемещения ракеты.
По результатам проведенного полунатурного моделирования были отработаны контур слежения Ч-О за целью, параметры закона наведения и логика работы САУ. Был разработан специальный тренажер на базе ВКУ. На экране появлялась цель в виде квадрата 3 х 3 м, которая с приближением ракеты к цели увеличивалась в размерах на экране пропорционально дальности до нее. Цель перемещалась в соответствии с динамикой полета ракеты, ее скоростью и высотой полета. С помощью подвижного перекрестия Ч-О следил за целью и выдавал соответствующие команды управления. По окончании режима наведения на экране на несколько секунд автоматически появлялся квадрат и в масштабе 3 х 3 м на экране высвечивалась точка попадания или промаха в картинной плоскости относительно центра квадрата. Было изготовлено два таких тренажера, один из которых был установлен на техпозиции и на нем проходили тренировку и адаптацию штурманы-операторы. Из-за придирок и всевозможных проволочек в течение трех лет так и не удалось на этот тренажер оформить заявку на изобретение. В дальнейшем оказалось, что это была первая телевизионная игра в мире.
Источник: Авиация ВВС России и научно технический прогресс. 2005 г.
Для решения этой задачи в начале 1970-х годов приступили к разработке сия темы ракетного оружия «Овод» с ракетой средней дальности Х-59.
Крылатая ракета Х-59 в составе ракетного оружия «Овод» самолета-носителя Су-24М предназначена для поражения в простых метеоусловиях малоразмерных наземных и надводных целей, координаты которых определены до пуска ракеты.
Особенностью ракеты является оснащение ее разработанной впервые в нашей стране телевизионно-командной системой наведения, обеспечивающей высокую точность попадания в малоразмерные наземные и надводные цели. Дальность полета ракеты и дальность линии связи системы наведения позволяют применять ракету по заранее разведанным целям без захода самолета-носителя в зону действия комплексов ПВО.
Аппаратура телевизионно-командного наведения размещается как на борту ракеты, так и в специально разработанном, подвешиваемом под самолетом-носителем, аппаратурном контейнере.
Ракета Х-59 выполнена по аэродинамической схеме типа «бесхвостка» с Х-образным расположением крыла и дестабилизаторов.
Консоли крыла и дестабилизаторов трапециевидной формы в плане, дестабилизаторы изменяемой геометрии; элероны расположены в хвостовой части крыла. Консоли крыла выполнены съемными для уменьшения габаритов ракеты при хранении и транспортировании.
Для ракеты разработана двигательная установка в составе стартового и маршевого РДТТ, а также фугасно-кумулятивная боевая часть массой 148 кг.
Особенностью конструкции ракеты является использование корпусов отдельных комплектующих в качестве силовых элементов планера (блок управления и рулевой привод системы навигации, боевые части, стартовый и маршевый двигатели).
В качестве основных конструкционных материалов корпуса ракеты использованы алюминиевые сплавы АМГ-6 и Д-16АТ.
В состав системы ракетного оружия «Овод» самолета Су-24М входят:
- две ракеты Х-59;
- аппаратурный подвесной контейнер.
Ракеты размещаются на внутренних подкрыльевых пилонах на авиационных катапультных устройствах, унифицированных и для ракеты Х-58У. Аппаратурный контейнер подвешивается под фюзеляжем в плоскости симметрии самолета и стыкуется к фюзеляжу через пилон, являющийся принадлежностью контейнера.
Пуски ракет производятся без контакта оператора с целью, вследствие чего они могут осуществляться только по заранее разведанным целям. В совместном полете проводятся операции по подготовке ракеты к пуску. После отцепки, для обеспечения вхождения в связь аппаратуры ракеты и самолета, самолет выдерживает горизонтальный прямолинейный полет до получения устойчивого телевизионного изображения местности на экране видеоконтрольного устройства (ВКУ) самолета. После вхождения в связь самолет может совершать маневр по отвороту в любом направлении.
После вхождения в связь ракета по заданной программе выходит на высоту маршевого полета. В зависимости от положения нижней кромки облачности штурман может изменять маршевую высоту полета ракеты.
Вывод ракеты в район цели может осуществляться как штурманским, так и автономным методом. После обнаружения цели штурман совмещает подвижное электронное перекрестие с изображением цели, изменением фокусного расстояния объектива, увеличивает размеры цели на экране видеоконтрольного устройства и удерживает перекрестие на выбранной точке изображения цели до попадания ракеты в цель. При этом круговое вероятное отклонение ракеты от точки прицеливания составляет 2...3 м в картинной плоскости. Подрыв фугасно-кумулятивной боевой части осуществляется по сигналу контактных датчиков при встрече с целью.
При создании ракеты Х-59 очень большого внимания потребовала отработка подсистемы адаптации бортовой системы управления ракеты. На этой ракете впервые реализована беспоисковая система самонастройки с эталонной моделью. Именно для этой темы нашими смежниками из Института проблем управления АН СССР была разработана теория таких систем, что сопровождалось получением нескольких авторских свидетельств, работа была оценена Государственной премией, были выпущены несколько монографий и защищено несколько диссертаций, в том числе докторских. Творческое сотрудничество по проблемам адаптации началось еше при А. Я. Березняке, но настоящие исследования и летные испытания пришлись на более поздние годы (1976—1980 гг.), когда в кабинете И. С. Селезнева проходили и солидные совещания с участием академика Б. Н. Петрова и сотрудников его лаборатории ИПУ, и азартные оперативные обсуждения «в своем кругу» очередного сеанса моделирования. Именно на этой теме была показана эффективность и незаменимость полунатурного моделирования как метода отработки новых систем.
Трудности испытаний и доводки адаптивной БСУ ракеты Х-59 были связаны с двумя моментами. Во-первых, контур самонастройки, оказавшись наилучшим идентификатором динамических характеристик ракеты, позволил провести ряд существенных доработок параметров БСУ. Во-вторых, в начале испытаний отсутствовали представления о методах контроля самонастраивающихся систем в процессе производства и эксплуатации в составе ракеты. В конце концов была разработана и внедрена встроенная в БСУ система контроля подсистемы самонастройки, опирающаяся на эталонную модель этой системы.
Многие сложные вопросы были решены в ходе ПНМ и летных испытаний (ЛИ) телевизионной системы наведения ракеты. В частности, были на практике решены вопросы обеспечения необходимых динамических и точностных характеристик контура наведения с учетом человека-оператора как звена этой системы. Был создан наземный тренажер для штурманов-операторов ракеты Х-59.
Телевизионная высокоточная система наведения впервые реализована имени но на ракете Х-59, и именно она обеспечила высокую эффективность ракеты, любовь к ней со стороны заказчика и все возрастающий интерес со стороны потенциальных покупателей за рубежом.
В целом ракета Х-59 получилась очень эффективной, особенно с учетом открывшихся позже возможностей по:
• увеличению дальности действия телевизионной радиолинии (ТРЛ) и командной радиолинии (КРЛ);
• замене твердотопливного маршевого двигателя на воздушно-реактивный двигатель;
• модернизации БСУ на базе современной цифровой техники.
С началом разработки первого в СССР образца высокоточного оружия с телевизионно-командным самонаведением (ТКСН) на базе ГосМКБ «Радуга» было впервые развернуто полунатурное моделирование человеко-машинной системы.
С этой целью была создана кабина самолета Су-24 с точным воспроизведением в ней места штурмана-оператора. С большим трудом из Киева привезли в портфеле реальную ручку управления перекрестием. Для проведения исследований влияния человека-оператора (Ч-О) на точность наведения ракеты была разработана специальная методика тренировки Ч-О и оценки результатов по фигурам Лиссажу. Комплекс ПНМ, кроме макета кабины самолета Су-24, реальной ручки управления перекрестием, включал реальное видеоконтрольное устройство, головку самонаведения, реальный автопилот и плакат с изображением местности и раз-, личных целей на ней. Плакат устанавливается на радиолокационном иммитаторе цели, которая в соответствии с относительным движением ракеты и цели перемещала его по двум координатам. Головка самонаведения устанавливалась на трехстепенном стенде, который воспроизводил угловые перемещения ракеты.
По результатам проведенного полунатурного моделирования были отработаны контур слежения Ч-О за целью, параметры закона наведения и логика работы САУ. Был разработан специальный тренажер на базе ВКУ. На экране появлялась цель в виде квадрата 3 х 3 м, которая с приближением ракеты к цели увеличивалась в размерах на экране пропорционально дальности до нее. Цель перемещалась в соответствии с динамикой полета ракеты, ее скоростью и высотой полета. С помощью подвижного перекрестия Ч-О следил за целью и выдавал соответствующие команды управления. По окончании режима наведения на экране на несколько секунд автоматически появлялся квадрат и в масштабе 3 х 3 м на экране высвечивалась точка попадания или промаха в картинной плоскости относительно центра квадрата. Было изготовлено два таких тренажера, один из которых был установлен на техпозиции и на нем проходили тренировку и адаптацию штурманы-операторы. Из-за придирок и всевозможных проволочек в течение трех лет так и не удалось на этот тренажер оформить заявку на изобретение. В дальнейшем оказалось, что это была первая телевизионная игра в мире.
Источник: Авиация ВВС России и научно технический прогресс. 2005 г.