Х-27ПС
Управляемая противорадиолокационная ракета
15 августа 1972 г. вышло Решение № 221 Комиссии Президиума СМ СССР военно-промышленным вопросам, ставившее перед ОКБ КМЗ задание — создать легкую противорадиолокационную ракету для вооружения самолетов фронтовой авиации МиГ-21бис, МиГ-23Б, Су-7Б и Су-17М, предназначенную для поражения работающих РЛС ЗРК «Хок» и «Найк Геркулес», зенитно-артиллерийских комплексов, что должно было обеспечиваться сменными пассивными радиолокационными ГСН.
В ЦНИИРТ (Москва) под руководством Н. А. Викторова и в ЦКБ «Автоматика» (г. Омск) под руководством А. С. Киричука были созданы ПРГС, способные пеленговать РЛС-цели различного типа. Для увеличения дальности полета по сравнению с ракетами Х-23 и Х-25 был разработан двухрежимный двигатель ПРД-276 на смесевом топливе с суммарным импульсом в полтора раза выше, чем у ПРД-228 при тех же массогабаритных характеристиках.
На 3-м МПЗ по ТЗ ОКБ «Звезда» был разработан автопилот СУР-73, котоый позволил в дальнейшем создать целое семейство управляемых ракет.
За базовую схему для новой ракеты, получившей обозначение Х-27ПС, взяли схему ракеты Х-25. На ней установили пассивную радиолокационную систему наведения, новый автопилот, позволявший ракете выполнять маневр «горка» для повышения ЛТХ и эффективности новой, фугасной боевой части, силовую установку из двух твердотопливных ракетных двигателей: основного двухрежимного ПРД-276 с суммарным импульсом 15 500 кг.с и временем работы 6... 10 с и дополнительного ПРД-277 с суммарным импульсом 5000 кг.с и временем работы 8...12 с, размещавшегося в хвостовом отсеке на месте дополнительной части ракеты Х-25. В отличие от ПРД-228 на ПРД-276 и ПРД-277 применили новое смесевое топливо, имевшее более высокий удельный импульс. Предполагалось, что Х-27ПС при стартовой массе 350 кг будет иметь дальность до 55 км. Однако в процессе ОКР было решено отказаться от дополнительного двигателя, что упростило конструкцию ракеты, а выросшую у нее из-за более тяжелой ГСН продольную устойчивость удалось снизить за счет установки дестабилизаторов.
Заводские летные испытания, в ходе которых было выполнено 4 пуска программного варианта ракеты, оборудованного габаритно-массовым макетом ГСН, двигателем и доработанным до уровня Х-27ПС автопилотом ракеты Х-25, были проведены на самолете МиГ-23Б с 29 января по 18 февраля 1975 г. Они преследовали цель оценить работу контура стабилизации ракеты, определить ее аэродинамические, баллистические и динамические характеристики, действие на нее стартовых возмущений. В июле были проведены испытания двигателя ПРД-276. С 8 августа начались государственные совместные летные испытания (этап «А») ракеты Х-27ПС (изделие 721) с ГСН ПРГС-1ВП в составе вооружения доработанного самолета МиГ-27, оборудованного подвесным контейнером с аппаратурой управления ГСН «Метель-23/72», которые завершились 12 октября 1976 г. Входе них было выполнено 28 пусков ракеты Х-27ПС в различных вариантах комплектации для определения работоспособности систем ракеты и совместимости с оборудованием самолета. С 26 января по 8 июля 1977 г. на самолете МиГ-27, оснащенном подвесным контейнером с аппаратурой управления ГСН «Вьюга», проведен этап «Б» государственных совместных испытаний (14 пусков), в ходе которых круговое вероятное отклонение составило 3,2 м. Вероятность поражения одной ракетой Х-27ПС (без учета надежности) работающей типовой зачетной цели— кабины РЛС П-20 (П-35) — характеризуется частотностью попадания в зону достоверного поражения 0,87.
По результатам государственных испытаний ракета Х-27ПС с ГСН ПРГС-1ВП была рекомендована в серийное производство. 19 июня 1977 г. на самолетах МиГ-23БК, проходившем в то время летные испытания, и МиГ-27 начался этап «А» государственных совместных летных испытаний ракеты Х-27ПС (изделие 727) с ГСН ПРГС-2ВП, который планировалось завершить 30 декабря 1977 г. Однако после выполнения 8 пусков, в которых круговое вероятное отклонение составляло 1,8, причем в трех были зафиксированы прямые попадания, по предложению комплексной испытательной бригады 13 октября было принято совместное решение МАП, МРП и ВВС по завершению ГСЛИ опытной ракеты Х-27ПС с ГСН ПРГС-2ВП без проведения этапа «Б» испытаний.
По результатам государственных совместных летных испытаний было решено отказаться на серийных ракетах от неконтактного радиовзрывателя в ГСП ПРГС-1ВП из-за его низкой точности срабатывания и надежности.
Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 2 сентября 1980 г. № 758-248 ракета Х-27ПС была принята на вооружение ВВС СССР.
Ракета выполнена по аэродинамической схеме «утка» с Х-образным расположением консолей крыла и рулей и включает следующие функциональные системы:
• планер. Выполнен в основном из алюминиевых сплавов и состоит из корпуса, четырех консолей крыла, на каждой из которых установлен элерон, и четырех рулей. Перед рулями для повышения управляемости ракеты дестабилизаторы. Корпус технологически делится на пять отсеков. Все детали конструкции имеют антикоррозийное покрытие;
• двигатель ПРД-276 (изделие 502-0), являющийся твердотопливным, однокамерным ракетным двигателем. Заряд смесевого топлива обеспечивает двухрежимную работу двигателя с повышенным уровнем тяги в течение первых двух секунд и не требует при своем производстве бронирования и механической обработки. Для воспламенения топлива используется воспламенитель В-287, унифицированный для восьми двигателей различного назначения и требующий герметичных условий. Благодаря использованию в конструкции корпуса двигателя высокопрочных сталей КВК-26 и КВК-32, вновь созданного материала ПДМ-2К, одновременно выполняющего функции теплозащитного покрытия и защитно-крепящего слоя, заливной конструкции заряда, двигатель ПРД-276 по сравнению с двигателем ПРД-228 ракет Х-66, Х-23, Х-25 имеет при практически равной массе почти в полтора раза больший суммарный импульс. Двигатель ПРД-276 имел суммарный импульс 17 200 кг.с, тягу за время 0,15...2,0 с более 2000 кг, время работы 5...11,5 с, массу топлива 81 кг, массу снаряженную 122 кг;
• пассивную радиолокационную ГСН (ПРГСН). Ракета оснащается одной из двух ГСН: ПРГС-1ВП (Л077) или ПРГС-2ВП (Л015), идентичных между собой по конструктивно-технологическим, электрическим и информационным связям. В обеих ГСН используются фазовый метод пеленгации и подвижная стабилизированная антенна.
Основные тактико-технические данные ГСН ПРГС-1ВП (ПРГС-2ВП):
- дальность обнаружения излучения РЛС - 100 (100) км;
- углы обзора в плоскости:
- вертикальной - +30 (—40...+20) град.;
- горизонтальной - +30 (+30) град.;
- угловая скорость автосопровождения - до 6 (до град/с.
Головка СН ПРГС-1ВП предназначена для наведения РЛС AN/MPQ-46 и AN/MPQ-48 ЗРК «Хок» и других, работающих в непрерывном режиме в диапазоне частот 9,5... 10,5 ГГц (литера А). Для повышения помехозащищенности она может запоминать угловую скорость линии визирования на З...6с, производить селекцию сигналов по частоте и приоритетный захват станции AN/MPQ-46 для наведения ЗУР.
Головка СН ПРГС-2ВП обеспечивает наведение на включенные РЛС AN//MPA-5A, -5В, -4А, -4В ЗРК «Найк Геркулес» и других РЛС, работающихв импульсном режиме в диапазоне 8,5...9,6 ГГц (литера А'). Для помехозащищенности она оснащена устройством пролонгации цели на 3...6 с, может производить селекцию по частоте, пространству и периоду повторения импульсов;
• систему управления ракетой СУР-73, включающую блок управления БУ-42-01, в состав которого входят датчики угла крена, линейных ускорений (два), угловых ускорений (три) и электронная схема, блок формирования команд управления БФКУ-79, состоящий из датчика угла тангажа и электронной схемы, два пневмопривода рулей ПГ-11 для управления по тангажу и курсу и пневмопривод элеронов ПГ-10 для стабилизации крена. Используемый в контуре закон управления компенсирует случайную составляющую ошибок пеленгации, вызванную шумом цели и ошибками обтекателя ГСН.и имеет программное ограничение заданной перегрузки;
• боевую часть Ф-27. Включает цельносварной корпус из алюминиевого сплава и разрывной заряд с детонатором и имеет тротиловый эквивалент 1,92...1,94, что обеспечивает вывод из строя РЛС AN/MPQ-46 (-48) при подрыве в зоне достоверного поражения с радиусом до 16 м;
• контактное взрывательное устройство, включающее систему контактных датчиков (СКД) СКД-24 из трех датчиков Б-24 инерционного типа и предохранительно-исполнительный механизм И-255. Обеспечивает подрыв боевой части до ее внедрения в преграду при скорости встречи ракеты с целью 200...900 м/с и углах подхода 2...45° (от горизонта);
• электросистему, включающую ампульную свинцовую батарею АБ-447 (источник постоянного тока в автономном полете), блок питания БП-72 (источник постоянного тока в совместном полете и переменного тока — в автономном), предохранительный механизм ПМ-68 и электрожгутовую сеть со штепсельными разъемами;
• воздушную систему, состоящую из ампульного пневмоблока и оборудования для подвода воздуха к рулевым приводам, арретирам рулей и устройству запуска ампульной батареи.
Компоновка ракеты предусматривает сборку, стыковку, а также технологическую взамозаменяемость ее агрегатов и отсеков, что достигается размещением аппаратуры в виде отдельных блоков:
1-й отсек — ГСН. На ее корпусе в плоскости рулей установлены дестабилизаторы;
2-й отсек — отсек управления, где размещены блоки БУ-42-01 и БФКУ-79, два пневмопривода рулей ПГ-11 и система контактных датчиков СКД-24. Снаружи отсека установлены две пары рулей и чека предохранительного механизма ПМ-68;
3-й отсек — боевая часть. В передней части отсека расположен исполнительно-предохранительный механизм И-255;
4-й отсек — двигатель. На корпусе двигателя располагаются узлы подвески под носитель и дополнительные узлы крепления крыла;
5-й отсек — отсек энергообеспечения, где размещаются пневмоблок, ампульная химическая батарея, блок питания БП-72, элементы электроавтоматики, пневмопривод ПГ-10. Снаружи отсека расположены основные узлы крепления консолей крыла, а в верхней части располагается разъем для электросвязи с носителем. В задней части отсека находится разъем безопасности.
Внизу снаружи под отсеками ракеты имеется гаргрот, в котором проложены воздушная трубка и электрожгут из 5-го отсека во 2-й.
Ракета Х-27ПС серийно выпускалась в 1977—1983 гг. Калининградским производственным объединением «Стрела».
Ракета Х-27ПС предназначена для поражения РЛС, работающих в диапазонах литер А и А', и входит в систему управляемого ракетного вооружения, которая включает:
• одну-две ракеты Х-27ПС;
• авиационные пусковые устройства АПУ-68УМЗ;
• подвесной съемный контейнер с аппаратурой «Вьюга» (или «Вьюга-17») для управления работой ГСП ракет;
• средства индикации и управления в кабине летчика;
• наземное контрольно-проверочное оборудование.
Аппаратура «Вьюга» разработки ПО «Автоматика» (г. Омск) предназначена для управления работой головок самонаведения ракет на подвеске, подготовки к пуску ракет по работающим РЛС, выдачи в автопилот ракеты команд и сигналов для формирования траектории полета, определения дальности до цели и нахождения самолета в зоне разрешенного пуска. Она обеспечивает:
• одновременную подготовку к пуску двух ракет одного типа с ГСН одного литера;
• управление антенной системой ГСН по курсу;
• установку антенной системы ГСН на расчетный угол в зависимости от высоты полета и тангажа самолета;
• определение по сигналам ГСН и датчика тангажа самолета текущего значения угла визирования захваченной РЛС-цели;
• определение при высоте полета более 5 км угла визирования, соответствующего минимальной и максимальной дальностям пуска;
• определение при высоте полета менее 5 км зоны возможных пусков интегрированием воздушной скорости от намеченного ориентира при известных координатах РЛС-цели;
• выдачу целеуказания ГСН одной ракеты на угловые координаты РЛС-цели, захваченной ГСН другой ракеты;
• выдачу в автопилот ракеты тангажа самолета с учетом несоосности строительных осей ракеты и самолета;
• выдачу в СУВ информации для индикации летчику;
• совместную проверку работоспособности ГСН ракеты и аппаратуры «Вьюга». Система управляемого ракетного вооружения Х-27 используется истребителями-бомбардировщиками МиГ-27М, МиГ-27К, МиГ-27Д, Су-17М4 и Су-17МЗП.
Тактика действий самолетов-носителей Х-27ПС сводится к минимуму пребывания в зоне поражения ЗУР комплексов «Хок» и «Найк Геркулес». Подготовка ракеты к боевому применению осуществляется на позиции подготовки ППП-3У, укомплектованной аппаратурой контроля АКПА7-3УК. Применение ракеты возможно днем и ночью в любых метеоусловиях. Пуск одной или двух ракет по одной (или разным РЛС-целям), обнаруженной и захваченной ГСН ракеты, возможен с пикирования, кабрирования (до 20°) и горизонтального полета, после чего летчик разворачивает машину с максимальной перегрузкой и уходит из зоны поражения ЗУР атакуемого комплекса.
Возможности ракеты Х-27ПС постоянно проверялись при различных испытаниях, в ходе которых она демонстрировала свою высокую боевую эффективность. Так, на войсковых испытаниях, проведенных в сентябре 1981 г., было выполнено 8 пусков ракет Х-27ПС — 3 ракеты поразили цели прямым попаданием, а у 5 промах не превышал 6 м. По результатам всех испытаний в 37% пусков был зафиксированы прямые попадания.
Существенными недостатками ракеты Х-27ПС являются недостаточно высокие дальность пуска и среднетраекторная скорость полета, низкая помехозащищенность при прерывистой работе РЛС и наличии вблизи РЛС ложных источников излучения.
Тактико-технические данные ракеты Х-27ПС (изделие 721/727):
Максимальная дальность пуска, км:
- при максимальной высоте пуска - 40;
- при минимальной высоте пуска - До 25;
Минимальная дальность пуска, км:
- при максимальной высоте пуска - 18;
- при минимальной высоте пуска - 10;
Диапазон высот пуска, км - 0,05...12;
Диапазон скоростей пуска, км/ч - 700...1250;
Скорость полета, м/с:
- максимальная - 880;
- средняя (на дальности 25 км) - 300...450;
Время управляемого полета, с - 90;
Располагаемая перегрузка, g - До 10;
Точность (Екво), м - 7,5;
Размеры, мм:
- длина ракеты - 4194/4294;
- диаметр ракеты - 275;
- размах крыла - 755;
Стартовая масса ракеты, кг - 310/311;
Масса боевой части, кг - 88,5;
Тип боевой части - Ф;
Тип двигателя - РДТТ;
Тип системы наведения - ПРГС;
Условия применения - СМУ;
Носители - АБК МиГ-27К, МиГ-27М, МиГ-27Д, Су-17МЗП, Су-17М4
Источник: книга "Авиация ВВС России и научно технический прогресс".
Управляемая противорадиолокационная ракета
15 августа 1972 г. вышло Решение № 221 Комиссии Президиума СМ СССР военно-промышленным вопросам, ставившее перед ОКБ КМЗ задание — создать легкую противорадиолокационную ракету для вооружения самолетов фронтовой авиации МиГ-21бис, МиГ-23Б, Су-7Б и Су-17М, предназначенную для поражения работающих РЛС ЗРК «Хок» и «Найк Геркулес», зенитно-артиллерийских комплексов, что должно было обеспечиваться сменными пассивными радиолокационными ГСН.
В ЦНИИРТ (Москва) под руководством Н. А. Викторова и в ЦКБ «Автоматика» (г. Омск) под руководством А. С. Киричука были созданы ПРГС, способные пеленговать РЛС-цели различного типа. Для увеличения дальности полета по сравнению с ракетами Х-23 и Х-25 был разработан двухрежимный двигатель ПРД-276 на смесевом топливе с суммарным импульсом в полтора раза выше, чем у ПРД-228 при тех же массогабаритных характеристиках.
На 3-м МПЗ по ТЗ ОКБ «Звезда» был разработан автопилот СУР-73, котоый позволил в дальнейшем создать целое семейство управляемых ракет.
За базовую схему для новой ракеты, получившей обозначение Х-27ПС, взяли схему ракеты Х-25. На ней установили пассивную радиолокационную систему наведения, новый автопилот, позволявший ракете выполнять маневр «горка» для повышения ЛТХ и эффективности новой, фугасной боевой части, силовую установку из двух твердотопливных ракетных двигателей: основного двухрежимного ПРД-276 с суммарным импульсом 15 500 кг.с и временем работы 6... 10 с и дополнительного ПРД-277 с суммарным импульсом 5000 кг.с и временем работы 8...12 с, размещавшегося в хвостовом отсеке на месте дополнительной части ракеты Х-25. В отличие от ПРД-228 на ПРД-276 и ПРД-277 применили новое смесевое топливо, имевшее более высокий удельный импульс. Предполагалось, что Х-27ПС при стартовой массе 350 кг будет иметь дальность до 55 км. Однако в процессе ОКР было решено отказаться от дополнительного двигателя, что упростило конструкцию ракеты, а выросшую у нее из-за более тяжелой ГСН продольную устойчивость удалось снизить за счет установки дестабилизаторов.
Заводские летные испытания, в ходе которых было выполнено 4 пуска программного варианта ракеты, оборудованного габаритно-массовым макетом ГСН, двигателем и доработанным до уровня Х-27ПС автопилотом ракеты Х-25, были проведены на самолете МиГ-23Б с 29 января по 18 февраля 1975 г. Они преследовали цель оценить работу контура стабилизации ракеты, определить ее аэродинамические, баллистические и динамические характеристики, действие на нее стартовых возмущений. В июле были проведены испытания двигателя ПРД-276. С 8 августа начались государственные совместные летные испытания (этап «А») ракеты Х-27ПС (изделие 721) с ГСН ПРГС-1ВП в составе вооружения доработанного самолета МиГ-27, оборудованного подвесным контейнером с аппаратурой управления ГСН «Метель-23/72», которые завершились 12 октября 1976 г. Входе них было выполнено 28 пусков ракеты Х-27ПС в различных вариантах комплектации для определения работоспособности систем ракеты и совместимости с оборудованием самолета. С 26 января по 8 июля 1977 г. на самолете МиГ-27, оснащенном подвесным контейнером с аппаратурой управления ГСН «Вьюга», проведен этап «Б» государственных совместных испытаний (14 пусков), в ходе которых круговое вероятное отклонение составило 3,2 м. Вероятность поражения одной ракетой Х-27ПС (без учета надежности) работающей типовой зачетной цели— кабины РЛС П-20 (П-35) — характеризуется частотностью попадания в зону достоверного поражения 0,87.
По результатам государственных испытаний ракета Х-27ПС с ГСН ПРГС-1ВП была рекомендована в серийное производство. 19 июня 1977 г. на самолетах МиГ-23БК, проходившем в то время летные испытания, и МиГ-27 начался этап «А» государственных совместных летных испытаний ракеты Х-27ПС (изделие 727) с ГСН ПРГС-2ВП, который планировалось завершить 30 декабря 1977 г. Однако после выполнения 8 пусков, в которых круговое вероятное отклонение составляло 1,8, причем в трех были зафиксированы прямые попадания, по предложению комплексной испытательной бригады 13 октября было принято совместное решение МАП, МРП и ВВС по завершению ГСЛИ опытной ракеты Х-27ПС с ГСН ПРГС-2ВП без проведения этапа «Б» испытаний.
По результатам государственных совместных летных испытаний было решено отказаться на серийных ракетах от неконтактного радиовзрывателя в ГСП ПРГС-1ВП из-за его низкой точности срабатывания и надежности.
Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 2 сентября 1980 г. № 758-248 ракета Х-27ПС была принята на вооружение ВВС СССР.
Ракета выполнена по аэродинамической схеме «утка» с Х-образным расположением консолей крыла и рулей и включает следующие функциональные системы:
• планер. Выполнен в основном из алюминиевых сплавов и состоит из корпуса, четырех консолей крыла, на каждой из которых установлен элерон, и четырех рулей. Перед рулями для повышения управляемости ракеты дестабилизаторы. Корпус технологически делится на пять отсеков. Все детали конструкции имеют антикоррозийное покрытие;
• двигатель ПРД-276 (изделие 502-0), являющийся твердотопливным, однокамерным ракетным двигателем. Заряд смесевого топлива обеспечивает двухрежимную работу двигателя с повышенным уровнем тяги в течение первых двух секунд и не требует при своем производстве бронирования и механической обработки. Для воспламенения топлива используется воспламенитель В-287, унифицированный для восьми двигателей различного назначения и требующий герметичных условий. Благодаря использованию в конструкции корпуса двигателя высокопрочных сталей КВК-26 и КВК-32, вновь созданного материала ПДМ-2К, одновременно выполняющего функции теплозащитного покрытия и защитно-крепящего слоя, заливной конструкции заряда, двигатель ПРД-276 по сравнению с двигателем ПРД-228 ракет Х-66, Х-23, Х-25 имеет при практически равной массе почти в полтора раза больший суммарный импульс. Двигатель ПРД-276 имел суммарный импульс 17 200 кг.с, тягу за время 0,15...2,0 с более 2000 кг, время работы 5...11,5 с, массу топлива 81 кг, массу снаряженную 122 кг;
• пассивную радиолокационную ГСН (ПРГСН). Ракета оснащается одной из двух ГСН: ПРГС-1ВП (Л077) или ПРГС-2ВП (Л015), идентичных между собой по конструктивно-технологическим, электрическим и информационным связям. В обеих ГСН используются фазовый метод пеленгации и подвижная стабилизированная антенна.
Основные тактико-технические данные ГСН ПРГС-1ВП (ПРГС-2ВП):
- дальность обнаружения излучения РЛС - 100 (100) км;
- углы обзора в плоскости:
- вертикальной - +30 (—40...+20) град.;
- горизонтальной - +30 (+30) град.;
- угловая скорость автосопровождения - до 6 (до град/с.
Головка СН ПРГС-1ВП предназначена для наведения РЛС AN/MPQ-46 и AN/MPQ-48 ЗРК «Хок» и других, работающих в непрерывном режиме в диапазоне частот 9,5... 10,5 ГГц (литера А). Для повышения помехозащищенности она может запоминать угловую скорость линии визирования на З...6с, производить селекцию сигналов по частоте и приоритетный захват станции AN/MPQ-46 для наведения ЗУР.
Головка СН ПРГС-2ВП обеспечивает наведение на включенные РЛС AN//MPA-5A, -5В, -4А, -4В ЗРК «Найк Геркулес» и других РЛС, работающихв импульсном режиме в диапазоне 8,5...9,6 ГГц (литера А'). Для помехозащищенности она оснащена устройством пролонгации цели на 3...6 с, может производить селекцию по частоте, пространству и периоду повторения импульсов;
• систему управления ракетой СУР-73, включающую блок управления БУ-42-01, в состав которого входят датчики угла крена, линейных ускорений (два), угловых ускорений (три) и электронная схема, блок формирования команд управления БФКУ-79, состоящий из датчика угла тангажа и электронной схемы, два пневмопривода рулей ПГ-11 для управления по тангажу и курсу и пневмопривод элеронов ПГ-10 для стабилизации крена. Используемый в контуре закон управления компенсирует случайную составляющую ошибок пеленгации, вызванную шумом цели и ошибками обтекателя ГСН.и имеет программное ограничение заданной перегрузки;
• боевую часть Ф-27. Включает цельносварной корпус из алюминиевого сплава и разрывной заряд с детонатором и имеет тротиловый эквивалент 1,92...1,94, что обеспечивает вывод из строя РЛС AN/MPQ-46 (-48) при подрыве в зоне достоверного поражения с радиусом до 16 м;
• контактное взрывательное устройство, включающее систему контактных датчиков (СКД) СКД-24 из трех датчиков Б-24 инерционного типа и предохранительно-исполнительный механизм И-255. Обеспечивает подрыв боевой части до ее внедрения в преграду при скорости встречи ракеты с целью 200...900 м/с и углах подхода 2...45° (от горизонта);
• электросистему, включающую ампульную свинцовую батарею АБ-447 (источник постоянного тока в автономном полете), блок питания БП-72 (источник постоянного тока в совместном полете и переменного тока — в автономном), предохранительный механизм ПМ-68 и электрожгутовую сеть со штепсельными разъемами;
• воздушную систему, состоящую из ампульного пневмоблока и оборудования для подвода воздуха к рулевым приводам, арретирам рулей и устройству запуска ампульной батареи.
Компоновка ракеты предусматривает сборку, стыковку, а также технологическую взамозаменяемость ее агрегатов и отсеков, что достигается размещением аппаратуры в виде отдельных блоков:
1-й отсек — ГСН. На ее корпусе в плоскости рулей установлены дестабилизаторы;
2-й отсек — отсек управления, где размещены блоки БУ-42-01 и БФКУ-79, два пневмопривода рулей ПГ-11 и система контактных датчиков СКД-24. Снаружи отсека установлены две пары рулей и чека предохранительного механизма ПМ-68;
3-й отсек — боевая часть. В передней части отсека расположен исполнительно-предохранительный механизм И-255;
4-й отсек — двигатель. На корпусе двигателя располагаются узлы подвески под носитель и дополнительные узлы крепления крыла;
5-й отсек — отсек энергообеспечения, где размещаются пневмоблок, ампульная химическая батарея, блок питания БП-72, элементы электроавтоматики, пневмопривод ПГ-10. Снаружи отсека расположены основные узлы крепления консолей крыла, а в верхней части располагается разъем для электросвязи с носителем. В задней части отсека находится разъем безопасности.
Внизу снаружи под отсеками ракеты имеется гаргрот, в котором проложены воздушная трубка и электрожгут из 5-го отсека во 2-й.
Ракета Х-27ПС серийно выпускалась в 1977—1983 гг. Калининградским производственным объединением «Стрела».
Ракета Х-27ПС предназначена для поражения РЛС, работающих в диапазонах литер А и А', и входит в систему управляемого ракетного вооружения, которая включает:
• одну-две ракеты Х-27ПС;
• авиационные пусковые устройства АПУ-68УМЗ;
• подвесной съемный контейнер с аппаратурой «Вьюга» (или «Вьюга-17») для управления работой ГСП ракет;
• средства индикации и управления в кабине летчика;
• наземное контрольно-проверочное оборудование.
Аппаратура «Вьюга» разработки ПО «Автоматика» (г. Омск) предназначена для управления работой головок самонаведения ракет на подвеске, подготовки к пуску ракет по работающим РЛС, выдачи в автопилот ракеты команд и сигналов для формирования траектории полета, определения дальности до цели и нахождения самолета в зоне разрешенного пуска. Она обеспечивает:
• одновременную подготовку к пуску двух ракет одного типа с ГСН одного литера;
• управление антенной системой ГСН по курсу;
• установку антенной системы ГСН на расчетный угол в зависимости от высоты полета и тангажа самолета;
• определение по сигналам ГСН и датчика тангажа самолета текущего значения угла визирования захваченной РЛС-цели;
• определение при высоте полета более 5 км угла визирования, соответствующего минимальной и максимальной дальностям пуска;
• определение при высоте полета менее 5 км зоны возможных пусков интегрированием воздушной скорости от намеченного ориентира при известных координатах РЛС-цели;
• выдачу целеуказания ГСН одной ракеты на угловые координаты РЛС-цели, захваченной ГСН другой ракеты;
• выдачу в автопилот ракеты тангажа самолета с учетом несоосности строительных осей ракеты и самолета;
• выдачу в СУВ информации для индикации летчику;
• совместную проверку работоспособности ГСН ракеты и аппаратуры «Вьюга». Система управляемого ракетного вооружения Х-27 используется истребителями-бомбардировщиками МиГ-27М, МиГ-27К, МиГ-27Д, Су-17М4 и Су-17МЗП.
Тактика действий самолетов-носителей Х-27ПС сводится к минимуму пребывания в зоне поражения ЗУР комплексов «Хок» и «Найк Геркулес». Подготовка ракеты к боевому применению осуществляется на позиции подготовки ППП-3У, укомплектованной аппаратурой контроля АКПА7-3УК. Применение ракеты возможно днем и ночью в любых метеоусловиях. Пуск одной или двух ракет по одной (или разным РЛС-целям), обнаруженной и захваченной ГСН ракеты, возможен с пикирования, кабрирования (до 20°) и горизонтального полета, после чего летчик разворачивает машину с максимальной перегрузкой и уходит из зоны поражения ЗУР атакуемого комплекса.
Возможности ракеты Х-27ПС постоянно проверялись при различных испытаниях, в ходе которых она демонстрировала свою высокую боевую эффективность. Так, на войсковых испытаниях, проведенных в сентябре 1981 г., было выполнено 8 пусков ракет Х-27ПС — 3 ракеты поразили цели прямым попаданием, а у 5 промах не превышал 6 м. По результатам всех испытаний в 37% пусков был зафиксированы прямые попадания.
Существенными недостатками ракеты Х-27ПС являются недостаточно высокие дальность пуска и среднетраекторная скорость полета, низкая помехозащищенность при прерывистой работе РЛС и наличии вблизи РЛС ложных источников излучения.
Тактико-технические данные ракеты Х-27ПС (изделие 721/727):
Максимальная дальность пуска, км:
- при максимальной высоте пуска - 40;
- при минимальной высоте пуска - До 25;
Минимальная дальность пуска, км:
- при максимальной высоте пуска - 18;
- при минимальной высоте пуска - 10;
Диапазон высот пуска, км - 0,05...12;
Диапазон скоростей пуска, км/ч - 700...1250;
Скорость полета, м/с:
- максимальная - 880;
- средняя (на дальности 25 км) - 300...450;
Время управляемого полета, с - 90;
Располагаемая перегрузка, g - До 10;
Точность (Екво), м - 7,5;
Размеры, мм:
- длина ракеты - 4194/4294;
- диаметр ракеты - 275;
- размах крыла - 755;
Стартовая масса ракеты, кг - 310/311;
Масса боевой части, кг - 88,5;
Тип боевой части - Ф;
Тип двигателя - РДТТ;
Тип системы наведения - ПРГС;
Условия применения - СМУ;
Носители - АБК МиГ-27К, МиГ-27М, МиГ-27Д, Су-17МЗП, Су-17М4
Источник: книга "Авиация ВВС России и научно технический прогресс".