Советская военная техника
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Советская военная техника

Форум о советской военной технике и армии


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Т-34-М (А-43) - модернизированный средний танк Т-34 (1941 г.)

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Rotor

Rotor

Т-34-М (А-43) - модернизированный средний танк Т-34 (1941 г.).

Разработчик: Отдел «520» завода № 183 им. Коминтерна, Харьков.

Главный конструктор А.А.Морозов.

Заводской индекс: А-43.

Обозначения в переписке: Т-34-Т [торсионный], Т-34-М [модернизированный], танк «большой модернизации».

Опытные образцы не изготовлялись в связи с началом войны.

История создания.

Как известно, средний танк Т-34 был принят на вооружение Красной Армии постановлением Комитета Обороны СССР от 19 декабря 1939 г. Опытные образцы машины, имевшие заводское обозначение А-34, были изготовлены и испытаны зимой — весной 1940 г., при этом у них обнаружилось большое количество различных недостатков и недоработок. Тем не менее, летом 1940 г. новый танк запустили в серийное производство. Вопрос стоял так — или выпускать тридцатьчетверку с её недостатками, или армия останется без новых танков в условиях роста напряжённости в мире. В результате было принято компромиссное решение — выпуск Т-34 начать, но все выявленные недостатки машины устранить.

Летом 1940 г. в Германии был приобретён массовый средний танк Pz.Kpfw.III Ausf.G, который в СССР был чательно изучен. С точки зрения вооружения и бронирования немецкий танк не впечатлил советских военных и танкостроителей, а вот конструкция, как машины в целом, так и ёё отдельных агрегатов, вызвала немалый интерес со стороны Главного автобронетанкового управления Красной Армии (ГАБТУ КА) и отечественных танковых конструкторских бюро (КБ). Танк был скоростным - развивал максимальную скорость почти 70 км/ч, имел более удачные приборы наблюдения, трёхместную башню с командирской башенкой, обеспечившей круговой обзор, торсионную подвеску, более удачную, чем свечная подвеска Т-34 (как на танках БТ и «Танке Кристи»). По результатам изучения Pz.Kpfw.III некоторые удачные элементы, включая командирскую башенку, решили разработать и для советских танков. Кроме того, под влиянием этой машины были скорректированы требования к некоторым отечественным танкам, например, будущему Т-50.

Испытания Pz.Kpfw.III Ausf.G, НИБТ Полигон, август 1940 г.:
Т-34-М (А-43) - модернизированный средний танк Т-34 (1941 г.) OPUGq Т-34-М (А-43) - модернизированный средний танк Т-34 (1941 г.) DxUb0
Т-34-М (А-43) - модернизированный средний танк Т-34 (1941 г.) GqO1h Т-34-М (А-43) - модернизированный средний танк Т-34 (1941 г.) 2ovyb

25 сентября 1940 г. в адрес наркома среднего машиностроения И.А.Лихачёва от начальника ГАБТУ Красной Армии Я.Н.Федоренко ушло письмо № 76444сс с предложениями по совершенствованию танков Т-34, СП, Т-40 и «KB», где по Т-34 указывались 23 пункта предложений. В их числе были: установка командирской башенки с круговым обзором, увеличение экипажа до 5 человек, разработка планетарного механизма поворота, изменение смотровых приборов, а также замена свечной подвески на торсионную с установкой гидравлических амортизаторов. В нескольких пунктах по улучшениям конструкции Т-34 прослеживается влияние немецкой машины Pz.Kpfw.III на внедрение новых технических решений.

Предложение обсуждалось в Народном комиссариате обороны (НКО) и Народном комиссариате среднего машиностроения (НКСМ). По совокупности факторов, в т.ч. назревшим доработкам конструкции новых советских танков, стало постановление Комитета обороны при СНК Союза ССР № 428сс от 19 ноября 1940 г. «О дополнениях и изменениях в тактико-технические требования по танкам КВ, Т-34 и Т-40». В части Т-34 на танк планировалось установить более мощный двигатель В-2К мощностью 600 л.с. от КВ-1, обеспечить боевой вес не более 26 т, расширить башню (без увеличения диаметра башенного погона), установить командирскую башенку с круговым обзором, а также заводу № 183 НКСМ к 1 января 1941 г. представить в Комитет обороны свои предложения о переходе на производство танков Т-34 с торсионной подвеской. Этим же постановлением ужесточались требования надёжности, как трансмиссии и ходовой части, так и к танкам в целом. Так, межремонтный пробег работы танка Т-34 до капитального ремонта должен быть не менее 7000 км. Главный и бортовые фрикционы должны обеспечивать надежную работу при любых дорожных условиях движения без коробления дисков. Регулировка агрегатов трансмиссии должна производиться не чаще, чем через 1000 км движения. Гарантийный километраж работы ходовой части (траки, пальцы, катки, ведущее колесо и т.д.) танка установливался не менее 3000 км.

Приказом НКСМ № 268сс от 25 ноября 1940 г. КБ «Отдел 520» завода № 183 поручалось проведение мероприятий по улучшению конструкции Т-34 и выполнению требований, заданных постановлением Комитет обороны № 428сс от 19 ноября 1940 г.

Однако намеченные постановлением Комитет обороны № 428сс от 19 ноября 1940 г. пути повышения боевых свойств танка Т-34 не во всём устраивали военных. Поэтому 13 декабря 1940 г. начальник 1-го отделения 3-го отдела бронетанкового управления ГАБТУ КА подполковник И.Г.Панов (инженер, который курировал работы по Т-34 от ГАБТУ) направил на имя начальника ГАБТУ генерал-лейтенанта Я.Н.Федоренко следующее письмо:

«Постановление Комитета обороны № 428 предусматривает расширение башни танка Т-34 без расширения погона. Эта модернизация не дает полной эффективности улучшения боевых качеств танка. Уширение башни в верхней ее части даст некоторое улучшение в размещении экипажа в походном положении (удобнее будет сидеть). При стрельбе же положение не улучшится, так как, не изменяя погона, остается узкое пространство между гильзоулавливателем и погоном, которое и будет стеснять работу расчета при стрельбе (особенно заряжающего). При установке пушки Ф-34 еще больше затрудняется работа экипажа, так как гильзоулавливатель своей тыльной частью почти касается погона, что не дает возможности произвести замену орудийного расчета, не опуская гильзоулавливателя, и разместить пятого члена экипажа — командира с установленной ему командирской башенкой.

Преследуемая цель расширением башни без расширения погона обеспечить более легкий переход производства на самом деле не дает правильного и нужного решения…

Существующая башня танка Т-34 тесна, мало удобна, имеет слабую видимость, но последние испытания войскового пробега с троекратной боевой стрельбой еще раз подтвердили, что вести прицельный огонь из танка можно. Интенсивность достигает 2–3 выстрела в минуту.

Имеется ли возможность расширить погон башни танка Т-34? Да, имеется. По предварительным прикидкам, можно погон башни расширить примерно на 200 мм. Возможно ли это расширение с точки зрения производства? Возможно, так как для Мариупольского завода это расширение не имеет никакого значения, а завод № 183 имеет станочное оборудование для производства расширенного погона.

Расширение башни и погона на 200 мм даст возможность удобного размещения орудийного расчета и обеспечит требование правительства — дать 6 прицельных выстрелов на ходу танка. Позволит разместить 5-го члена экипажа (командира танка — части), разгруженного для ведения наблюдения за полем боя и руководства танком — соединением, что значительно повысит боевые качества танка…

Постановление Комитет Обороны № 428сс не предусматривает в 1941 г. постановки на танк Т-34 торсионной подвески, можно полагать, по причине трудности изготовления торсионных валов для завода № 183.

По выяснению мною на заводе № 183 установил, что имеющееся станочное оборудование позволяет производить обработку торсионных валов. Проект торсионной подвески заводом разработан с использованием существующих катков и балансиров.

Какие дает преимущества торсионная подвеска по предварительным подсчетам?

а). Увеличивается объем боевого отделения танка на 20 %, что дает возможность увеличить боекомплект, что и выдвинуто нами в проекте Постановления с учетом постановки торсионной подвески.

б). Увеличенный объем боевого отделения дает возможность более удобно разместить экипаж и облегчить его работу в боевых условиях.

в). Увеличивается запас топлива до 750 л вместо 465 л, что увеличивает радиус действия танка на 60-100 км, а топливные баки из боевого отделения переносятся в трансмиссионное.

г). Уменьшается вес самой подвески на 300–400 кг.

д). Облегчается монтаж и демонтаж.

е). Ликвидируются вырезы в бортах танка для хода балансиров.

Без установки торсионной подвески и связанной с ней перекомпоновки нельзя значительно снизить вес танка.

Установка мотора В-2К без предварительной проверки трансмиссии нежелательна, так как коробка перемены передач была рассчитана на вес танка в 18 тн. при мощности мотора 500 л.с. с Мкр=240 кг/м и числе оборотов 1800 об/мин.

Мотор В-2К имеет мощность 600 л.с. Мкр=265 кг/мин. макс. число оборотов 2100 об/мин, а вес танка колеблется в пределах 27, увеличение же всех остальных параметров может вызвать усиленный износ деталей КПП и преждевременный выход ее из строя.

Вывод: В дополнение к постановлению КО № 428, считаю необходимым просить выйти с ходатайством в КО об изготовлении к 1.4.41 г. заводом № 183 НКСМ двух усовершенствованных образцов Т-34, в которые должно войти:

а). Расширение башни и погона с поставкой на ней командирской башенки с круговым обзором.

б). Установить торсионную подвеску.

в). Увеличить боекомплект.

г). Усилить трансмиссию танка.

д). Увеличить максимальную скорость танка до 70 км/ч.

е). Максимально улучшить рабочие места экипажа, обеспечив им удобное размещение, хорошее наблюдение.

В период апрель-май провести испытания.

Июнь месяц — на доработки по результатам испытаний.

Июль месяц — вторичное испытание образцов с доработками.

Август и сентябрь месяцы на отработку технологичного процесса. В октябре начать серийный выпуск усовершенствованного Т-34.

Это даст возможность без спешки ввести все изменения по усовершенствованию, проверить испытаниями и планово безболезненно перейти к производству на выпуск еще более высококачественной машины.

Завод № 183 на выполнение указанной работы идет охотно и считает такие мероприятия по усовершенствованию танка совершенно правильными. Выпуск серийных танков Т-34 производить с существующей башней, не меняя как-то половинчато и подвеску, сохранив взаимозаменяемость внутреннего оборудования, сосредоточив внимание на максимальном выпуске танков».


Предложения подполковника И.Г.Панова были взвешены и разумны, и позволяли в перспективе получить мощную боевую машину, превосходящую имевшийся на тот момент танк Т-34. Его инициатива получила поддержку у начальника ГАБТУ КА генерал-лейтенанта Я.Н.Федоренко, который направил соответствующие предложения в Комитет обороны, НКСМ и на завод № 183 НКСМ.

Первое обсуждение некоторых вопросов намеченной модернизации Т-34 прошло 29 декабря 1940 г. в Харькове, на заводе № 183. На заседании присутствовали директор завода № 183 Максарев, главный инженер предприятия Махонин и главный конструктор завода Морозов, представители Мариупольского завода им. Ильича (предприятие проставляло в Харьков бронедетали для производства Т-34) — главный инженер Ниценко, главный технолог Ходос и главный технолог по литью Брагин, Главспецмаша НКСМ (в его состав входил завод № 183) — инженер Масальская, ГАБТУ КА — военинженеры 2-го ранга Козырев, Зухер и подполковник Панов. При этом многие предложенные варианты модернизации Т-34 рассматривались в эскизах и черновиках, так как за столь короткое время — всего месяц с момента появления постановления Комитет Обороны № 428сс — КБ завода № 183, загруженное текущими заданиями по обеспечению серийного производства Т-34, не успело до конца проработать и оформить свои предложения.

Главный конструктор завода № 183 А.А.Морозов сделал доклад «О модернизации танка Т-34», в котором предлагались варианты расширения башни без изменения диаметра погона, введение специальной командирской башенки и рад других изменений.

Предлагалось три варианта башен Т-34, разработанных конструкторами завода № 183. Первые две имели нормальный погон (1420 мм), «местные уширения в местах расположения орудийного расчета» и командирскую башенку над местом наводчика. Между собой эти варианты различались только формой изгиба бортовых листов. В ходе обсуждения присутствовавшие пришли к мнению, что «ввиду значительного усложнения бортов, требующей сложной штамповки и трудно осуществимой правки, признать конструкцию башни с местными уширениями для производства непригодной...»

Третий вариант башни имел уширенный до 1600 мм погон, расширенную носовую часть и командирскую башенку в задней части крыши. В протоколе совещания отмечалось:

«Предъявленный третий вариант башни целиком удовлетворяет требованиям по размещению расчёта, что обеспечивает удобное ведение прицельного огня и повышает темп стрельбы. Значительно улучшается обзорность из башни. Улучшена посадка экипажа за счет большего количества люков в башне.

С точки зрения производства брони башни, последняя значительно упрощена по сравнению с первыми двумя представленными вариантами. Для перехода на изготовление указанного варианта также потребуется замена производственного инструмента, но штампы будут менее сложные. Время для подготовки серийного производства башен этого варианта потребуется 2–3 месяца».

Также рассматривались различные варианты изменения конструкции передней части корпуса Т-34 для установки башни с расширенным погоном — например, предлагался «цельно штампованный носовой узел вместо составного с литой балкой».

В ходе обсуждения между представителями заводов № 183 им. Коминтерна и им. Ильича возникло много противоречий, связанных с внесением изменений в Т-34. Так, «мариупольцы» обвиняли «харьковчан» в чрезмерном усложнении конструкции башни и корпуса танка, сообщив, что все бронедетали по модернизированной машине спроектированы так, что «производство их в значительной степени будет осложнено...

Особо необходимо отметить, увеличение числа литых деталей, представленных на рассмотрение заводом им. Коминтерна (щит водителя, бронировка системы Ф-34, командирская башенка, лобовой щит башни). Все перечисленные детали, в дополнение к отливаемым деталям на Мариупольском заводе, к производству не могут быть приняты в силу недостаточности производственных мощностей — печей и площадей».

Конечно, у каждого из предприятий была своя правда — харьковчане пытались повысить боевые свойства Т-34, а завод им. Ильича, перегруженный заказами для ВМФ, хотел сохранить производство в существующем виде, затрачивая минимум средств на изготовление новых приспособлений, штампов и оснастки.

По вопросу модернизации танка Т-34 начальник ГАБТУ генерал-лейтенант Я.Н.Федоренко заручился поддержкой одного из членов Комитета обороны Маршала Советского Союза Г.И.Кулика. Получив письмо Федоренко, составленное на основе доклада подполковника Панова от 13 декабря 1940 г., Кулик уже 30 декабря 1940 г. направил на имя председателя Комитета обороны при СНК СССР Маршала Советского Союза К.Е.Ворошилова документ, в котором предлагал для повышения боевых качеств танка Т-34 «обязать НКСМ (завод № 183) изготовить к 1. IV-41 г. 2 опытных танка с торсионной подвеской, расширенным погоном башни, установкой на ней командирской башенки с круговым обзором и повышенной боевой скоростью».

К этому прилагался проект постановления Комитета обороны под названием «О переходе на производство танков Т-34 с торсионной подвеской». Согласно ему, башенный погон опытных танков расширялся до 1600 мм, расчёт башни возрастал до 3 человек, устанавливалась командирская башенка с круговым обзором, вместо свечной подвески вводилась торсионная подвеска, а вместо В-2К устанавливался двигатель В-5 мощностью 600 л.с. (форсированный до 700 л.с. вариант этого дизеля проходил испытания на опытном танке Т-150). Ожидалось, что максимальная скорость танков вырастет до 65-70 км/ч.

Постановление осталось только в проекте, но письмо Кулика Ворошилову сыграло свою роль в ускорении работ по модернизации танка Т-34.

В отчете о работе завода № 183 за 1940 г. о проектировании новой боевой машины говорилось следующее:

«В соответствии с приказом НКСМ от 25.11.40 г. и директивы БТУ КА от 3.12.40 г. КБ приступило к разработке модернизированного танка по большинству вопросов:

Разработка 8-скоростной коробки перемены передач.

Разработка торсионной подвески.

Разработка смотрового прибора радиста и башни.

Разработка новой конструкции гусениц с цевочным и гребневым зацеплением.

Разработка варианта башни на уширенном погоне с башенкой над командиром.

Разработка увеличенной башни на нормальном погоне».

В январе 1941 г. на совместном совещании представителей ГАБТУ КА и НКСМ прошло обсуждение сроков введения в серию модернизированных узлов и деталей тридцатьчетверки, разрабатываемых в КБ завода № 183. По-сути, в рамках модернизации танка накопился огромный объём требуемых изменений в конструкцию танка. Кроме того, в это же время (январь 1941 г.) ГАБТУ КА утвердило новые тактико-технические требования на проектирование танка Т-34 с торсионной подвеской. По ним предполагалось спроектировать боевую машину массой не более 25,5 т, с экипажем из 5 человек, броней толщиной 35–45 мм (борта предполагалось сделать вертикальными), вооруженную 76-мм пушкой Ф-34 и двумя пулеметами ДТ. Танк должен был оснащаться торсионной подвеской, дизелем В-5 мощностью 600 л.с. и 5-скоростной коробкой перемены передач. Для наблюдения за полем боя машина оснащалась командирской башенкой. Первоначально в документах эта машина обозначалась как Т-34-Т (торсионный), но затем обозначение сменили на Т-34М (модернизированный). В начале февраля 1941 г. в документах КБ завода № 183 и ГАБТУ КА произошло разделение вносимых изменений в конструкцию танка по их приоритетности: появился танк Т-34 «большой модернизации» и танк Т-34 «малой модернизации». Если первая модернизация по совокупности вносимых изменений фактически представляла собой создание новой боевой машины, то вторая модернизация осуществлялась для повышения боевых качеств серийных тридцатьчетверок.

В рамках программы «малой модернизации» предполагалось на серийных танках Т-34 установить новые призматические смотровые приборы у механика-водителя и в башне, а также новые главный фрикцион, вентилятор, гусеницы, боеукладку (с увеличенным боекомплектом), масляную систему, башенный погон и ряд других агрегатов. К 20 марта 1941 г. все чертежи по малой модернизации Т-34 были спущены в производство. По заявлению представителей завода, к 10–12 апреля 1941 г. можно было ожидать появление опытного образца Т-34 «малой модернизации». Но тридцатьчетверке «малой модернизации» не суждено было появиться «в металле». По состоянию на конец апреля 1941 г. находилось на испытании три типа вентилятора, дорабатывалась по результатам пробегов новая гусеница, велись работы по улучшению погона башни, испытывались новые воздухоочистители и люк механика-водителя новой конструкции. Однако уже в мае 1941 г. работы по малой модернизации Т-34 приостановили, и КБ завода № 183 переключили на танк «большой модернизации» (при том, что малочисленное КБ ещё должно было обеспечивать серийное производство Т-34).

Первые эскизные проработки по танку, который в переписке стали называть Т-34М, были готовы в конце января - начале февраля 1941 г. Они были направлены на рассмотрение в ГАБТУ КА. На тот момент прорабатывалось два варианта корпуса, существенно отличавшимися от серийных Т-34. Носовая часть корпуса напоминала ту, что использовалась на тяжёлом танке КВ. Место механика-водителя переносилось вправо, а стрелка-радиста, наоборот, влево. В верхнем лобовом листе оставались смотровые приборы и шаровая установка ДТ, а на крыше отделения управления появлялись люки механика-водителя и стрелка-радиста. Также появлялись смотровые приборы по бортам отделения управления. Изменилась и кормовая часть, также больше напоминавшая КВ (и Pz.Kpfw.III).

Разница между двумя вариантами корпусов состояла в расширении башенного погона. В первом случае борта делали прямыми, а для уширения подбашенного листа приваривались специальные «приливы» (впоследствии похожее техническое решение было реализовано на Т-54). Во втором случае верхние бортовые листы делали из двух частей, после соединения имевших V-образную форму; кроме того, их делали под рациональными углами наклона.

Первый вариант корпуса проекта модернизации Т-34 с накладками по бортам:
Т-34-М (А-43) - модернизированный средний танк Т-34 (1941 г.) 8Gq74

Второй вариант модернизации имел верхние бортовые листы из трёх частей, кроме того, их расположили под рациональными углами наклона:
Т-34-М (А-43) - модернизированный средний танк Т-34 (1941 г.) T3esj

Танк получал новую трёхместную башню с двумя люками и командирской башенкой (без люка для командира), расположенной в корме башни. В качестве основного вооружения была применена 76-мм пушка Ф-34. Вместо гнутого лобового листа с амбразурой под орудие предполагалось использовать неподвижную бронировку в виде отдельной детали сложной формы.

Виды в плане со схемой обзорности из приборов наблюдения проекта модернизированного танка Т-34, направленные в ГАБТУ КА в январе 1941 г. (ЦАМО):
Т-34-М (А-43) - модернизированный средний танк Т-34 (1941 г.) Vo8ui Т-34-М (А-43) - модернизированный средний танк Т-34 (1941 г.) QfPEV

12 февраля 1941 г. курировавший работы по Т-34 от ГАБТУ подполковник Панов направил в Харьков «замечания по предварительному рассмотрению эскизных разработок по Т-34М (с торсионной подвеской)».

В своем письме Панов писал:

«Корпус. По носовой части замечаний нет. Борта из предъявленных вариантов наиболее приемлемы целые. Корма требует доработки и в предъявленном оформлении не приемлема...

Башня. По ее конфигурации и размеру в свету 1750 мм — возражений нет. Установка вооружения, конструкция смотровых приборов и башенки еще не отработаны и заключения сделать нельзя, но схема выбрана правильно...

Коробка пер. передач. На 6 скоростей с минимальной скоростью при 1700 об/мин двигателя 6,42 км/час и перекрытием на все остальные скорости 1,3 подобрана удачно. Максимальную скорость при 2000 об/мин дв. в 61 км/час необходимо увеличить до 65 км/час...

Ходовая часть находится в стадии разработки...

Относительно размещения водителя справа по ходу танка возражений не имею.

С предлагаемой схемой обзорности согласен — проработать возможность переноса боковых задних смотровых приборов башни на крышу башни.

Вместо снимаемого пулемета ДТ в носовой части танка должен быть установлен огнемет с дальностью огнеметания 90 м и запасом огнесмеси 10–12 выстрелов».

После получения результатов рассмотрения в ГАБТУ КА предварительных проработок нового танка, КБ завода № 183 ускоренными темпами приступило к детальной разработке этой машины. В докладе о ходе выполнения опытных работ за период с 20 февраля по 20 марта 1941 г. указано:

«Танк Т-34 большой модернизации.

1. К настоящему времени готов деревянный макет нового образца.

2. Разработаны чертежи отдельных агрегатов.

3. Все чертежи по плану должны быть спущены в производство к 1 мая 1941 года».

Средний танк Т-34 с литой башней выпуска января 1941 г., завод № 183 (черт. Желтов И.Г.):
Т-34-М (А-43) - модернизированный средний танк Т-34 (1941 г.) 3kpGR

Источники:
https://arsenal-info.ru/b/book/1766508140/2
https://warspot.ru/10340-svoevremennaya-pokupka
https://warspot.ru/14044-predvoennaya-perspektiva
https://t34inform.ru/publication/p03-9.html



Последний раз редактировалось: Rotor (28/4/2019, 10:14), всего редактировалось 2 раз(а)

Rotor

Rotor

Продолжение.

5 марта 1941 г. начальник ГАБТУ Я.Н.Федоренко подписал тактико-технические требования к «танку Т-34 с торсионной подвеской». Изначально в этом документе машина называлась Т-60, позже обозначение поменяли на Т-34-Т. Среди новых требований следует упомянуть ходовую часть. Помимо требования установить амортизаторы на крайних узлах подвески, число опорных катков увеличилось до 6, причём их предполагалось делать с внутренней амортизацией – таким образом, существенно экономилась резина для катков. Ещё раньше, 3 марта 1941 г., были разработаны тактико-технические требования на механическую планетарную трансмиссию. К 10 марта 1941 г. прорабатывалось два варианта КПП – 5-ступенчатая и 8-ступенчатая, обе КПП рассчитывались на максимальную скорость 60 км/ч. Также проработали три типа опорных катков, из них два с внутренней амортизацией. Помимо этого, диаметр катков снизился с 830 до 600 мм – такой же диаметр имел опорный каток танка КВ (именно по этой причине и понадобились поддерживающие катки).

​Макет модернизированного Т-34М, изготовленный к 20 марта 1941 г.:
Т-34-М (А-43) - модернизированный средний танк Т-34 (1941 г.) WalIP Т-34-М (А-43) - модернизированный средний танк Т-34 (1941 г.) A347D

К 20 марта 1941 г. КБ завода № 183 завершило изготовление деревянного макета, его рассмотрение прошло 10 апреля 1941 г. Помимо Панова, участие в рассмотрении принял ряд офицеров ГАБТУ КА. Интересно, что в обсуждении был использован уже четвёртый по счету индекс машины – А-43. Кроме акта макетной комиссии, более этот индекс нигде не встречается, его дважды упоминает в особом мнении представитель Мариупольского завода им. Ильича П.Ходос.

За время, прошедшее с момента рассмотрения первых эскизных проработок, машина успела несколько измениться. От формы верхнего лобового листа по типу КВ-1 отказались, изменив его на конструкцию, напоминающую обычную верхнюю лобовую деталь Т-34. Люки с крыши отделения управления исчезли, зато механику-водителю вернули обычный люк – на этот раз уже с двумя смотровыми приборами, закрываемыми крышками. На крыше отделения управления появились перископические смотровые приборы механика-водителя и стрелка-радиста, сохранились смотровые приборы в бортах корпуса. Верхние бортовые листы корпуса получили сложную форму, став чем-то средним между первым и вторым вариантом.

Общие виды модернизированного Т-34М:
Т-34-М (А-43) - модернизированный средний танк Т-34 (1941 г.) QySAp

Продольный разрез модернизированного Т-34М:
Т-34-М (А-43) - модернизированный средний танк Т-34 (1941 г.) AMbGy

Поперечный разрез модернизированного Т-34М:
Т-34-М (А-43) - модернизированный средний танк Т-34 (1941 г.) U2Epo

Несколько изменилась форма крыши моторно-трансмиссионного отделения. Подобно КВ-1, на надмоторную плиту вывели патрубки выхлопной системы. Что же касается башни, то её эволюция оказалась менее существенной, чем у корпуса. Во-первых, прямоугольные люки заменили на круглые. Во-вторых, немного изменилась командирская башенка, также получившая люк. По типу Pz.Kpfw.III была изменены пистолетные порты в корме башни, а также изменился набор башенных приборов наблюдения. Наконец, диаметр погона в свету увеличили до 1700 мм.

Вид сверху модернизированного Т-34М. Новая силовая установка и 8-ступенчатая коробка передач
Т-34-М (А-43) - модернизированный средний танк Т-34 (1941 г.) YN7P0

Наибольшие изменения коснулись ходовой части. Как и было задано в тактико-технических требованиях от 5 марта 1941 г., количество опорных катков увеличили до 6 штук на борт. Диаметр катков уменьшили до 600 мм, а сами они получили внутреннюю амортизацию. Были введены поддерживающие катки (по 4 на борт), была изменена конструкция ленивца, а также механизма натяжения гусеницы (напоминала всё тот же КВ). Были переработаны траки: их ширина снизилась до 450 мм, а на рабочих поверхностях появились характерные «шевроны». Также выполнялась эскизная проработка трака шириной 480 мм с цевочным зацеплением.

Немало изменений было внедрено в моторно-трансмиссионное отделение: в паре с 600-сильным двигателем В-5 установили 8-ступенчатую коробку передач, была изменена система охлаждения, появился инерционный стартер.

​Сравнение силуэтов Т-34 и Т-34М. Видно, что корпус стал чуть ниже, а башня, наоборот, выше и шире:
Т-34-М (А-43) - модернизированный средний танк Т-34 (1941 г.) 0dB73

Согласно проекта модернизированный Т-34М предлагался заводом № 183 в двух вариантах. Первый, он же основной, имел боевую массу 25,5 т. Во втором варианте толщина лобовой части корпуса и его бортов увеличивалась до 60 мм, а башни – до 50 мм. В связи с этим боевая масса увеличивалась до 29 т. Согласно расчётам, максимальная скорость первого варианта составляла 60,5 км/ч, а второго – 55 км/ч. Согласно выводам комиссии, опытные образцы планировалось изготавливать по второму варианту с внесением ряда изменений в конструкцию машины и снижением боевой массы до 28 т.

Причиной принятия такого решения стало изменение военными требований к бронированию новых танков. Так, уже в середине марта 1941 г. НКО инициировал работы по усилению брони КВ-1 и КВ-2, не остался в стороне и Т-34. В период с 1 по 21 апреля 1941 г. на полигоне Мариупольского завода им. Ильича были обстреляны два корпуса и две башни Т-34. Испытания показали, что на дистанциях 600 м и ближе остроголовые бронебойные снаряды советской 45-мм пушки не пробивали лишь верхний лобовой лист корпуса. В этой связи второй вариант «большой модернизации» Т-34 оказался более перспективным. В своём письме от 18 апреля 1941 г. маршал Тимошенко указал, что лобовой лист корпуса «опытного танка с торсионной подвеской» следует усилить до 60 мм, то же самое касалось и брони башни. Также следовало сохранить боевую массу на уровне серийного Т-34, то есть 27,5 т.

По итогам рассмотрения обоих вариантов модернизации Т-34 комиссия признала их не полностью отработанными, был составлен длинный список замечаний. Предложенную лобовую часть корпуса забраковали, дав указание вернуть лоб корпуса с балкой. Идею с боковыми смотровыми приборами механика-водителя и стрелка-радиста также забраковали, поскольку они ослабляли бортовую броню. Требовалось доработка и конструкции башни. Командирскую башенку собирались заменять на штампованную, несколько менялась неподвижная бронировка пушки, также было предложено проработать вопрос изготовления цельноштампованного корпуса башни.

В качестве приоритета комиссия указала вариант гусеничной ленты с цевочным зацеплением ведущего колеса. Гребневое зацепление не отвергалось полностью – второй опытный образец предлагалась делать с траками первого типа. Впрочем, их также ждала переделка, поскольку среднее удельное давление на грунт у более узких траков признали слишком высоким. Хватало переделок и по другим группам чертежей.

Параллельно с работами по усилению защиты разрабатывались новые агрегаты для среднего танка Т-34М. Одним из них стал новый воздухоочиститель дизеля. К апрелю 1941 г. опытный цех № 540 подготовил 8 вариантов воздушного фильтра, отличавшихся друг от друга конструкцией. В качестве основного варианта предлагался масляный фильтр типа «Помон», конструктивно напоминавший воздушный фильтр «Вортокс», который в это время проектировался для тяжёлых танков семейства КВ. На испытаниях этот фильтр показал наилучшие результаты, а потому он и был принят для модернизированного танка Т-34М. На танке предусматривалась установка сразу двух воздухоочистителей, причём их можно было обслуживать прямо в боевом отделении.

Воздухоочиститель типа «Помон» – по итогам испытаний именно он должен был уставиться в модернизированный Т-34М:
Т-34-М (А-43) - модернизированный средний танк Т-34 (1941 г.) Lyz6G

Установка новых воздухоочистителей типа «Помон» в Т-34М, июнь 1941 г.:
Т-34-М (А-43) - модернизированный средний танк Т-34 (1941 г.) VRWdc

В результате конструктивных доработок облик будущего Т-34М к маю 1941 г. существенно изменился. Переделке подверглись корпус, башня, двигатель, трансмиссия, ходовая часть. По итогам «большой модернизации» танка Т-34 получилась машина, напоминавшая гибрид серийной машины и новых агрегатов – особенно это касалось моторно-трансмиссионного отделения. Столь существенные метаморфозы оказались связаны с тем, что сроки по изготовлению опытных танков приближались, а 8-ступенчатая КПП была только на бумаге, а опытные образцы В-5 ещё только проходили испытания где выявлялась масса конструктивных недостатков.

10 мая 1941 г. вышел приказ по НКСМ № 193с «О производстве танков Т-34 в 1941 г.» Согласно ему, первые опытные образцы модернизированного танка ожидались к 10 августа 1941 г. Более того, уже с 1 августа 1941 г. запускалось серийное производство деталей корпуса и башни для серийных Т-34М, а серийный выпуск таких танков организовывался ещё до окончания испытаний. С 1 января 1942 г. к выпуску Т-34М привлекался СТЗ.

После появления приказа НКСМ № 193с на заводе №183 работы по танку Т-34М были активизированы. С начала мая 1941 г. начинается выпуск рабочей документации для выпуска Т-34М – прежде всего, речь шла о группах, связанных с длительным циклом производства, с корпусом, башней, установкой вооружения и моторно-трансмиссионной группы.

От моторного отделения по типу КВ отказались. Корпус Т-34М стал больше похож на серийный Т-34, но при этом ряд деталей изменился. Верхний кормовой лист вместо прямоугольного люка доступа к КПП получил более технологичный круглый люк. Механик-водитель и стрелок-радист остались на прежних местах, то есть как в серийном Т-34.

Верхний кормовой лист корпуса Т-34М, получивший круглый люк доступа к КПП:
Т-34-М (А-43) - модернизированный средний танк Т-34 (1941 г.) OY3bo

В мае 1941 г. после получения первых рабочих чертежей Т-34М, на Мариупольском заводе им. Ильича начались опытные работы по изготовлению бронированных деталей. В период с 1 по 15 июня 1941 г. на заводском полигоне прошли испытания обстрелом плиты толщиной 50 и 60 мм. Проходили эти испытания совместно с представителями НИИ-48, которое занималось вопросами разработки брони. Всего обстрелам подвергли 8 плит толщиной 50 мм и 8 плит толщиной 60 мм. По итогам испытаний комиссия постановила принять в производство для танка Т-34 сталь марки М3-2 (8с), также утвердили технические условия на эту броню.

​Образец бортового листа танка Т-34М после обстрела на полигоне Мариупольского завода им. Ильича, июнь 1941 г.:
Т-34-М (А-43) - модернизированный средний танк Т-34 (1941 г.) ZnhR6

Корпус командирской башенки танка Т-34М:
Т-34-М (А-43) - модернизированный средний танк Т-34 (1941 г.) SJqN1

Основная надпись чертежа корпуса командирской башенки. Чертеж подписан в мае 1941 г. (например, главным конструктором А.А.Морозовым — 13 мая 1941 г.). Обозначение чертежа 34.32.002. Чертёжная группа детали — 34.32 (группа башни) и литер М:
Т-34-М (А-43) - модернизированный средний танк Т-34 (1941 г.) NEkVD

По сравнению с первичными проработками конструкция башни претерпела существенные изменения. Так, к маю 1941 г. погон башни вернулся к диаметру 1600 мм. Место командира сместили влево, что позволило более рационально разместить экипаж в башне. Крыша башни получила скосы, справа от командирской башенки появился вентиляционный лючок. Количество башенных люков сократилось до двух – люка заряжающего и люка в командирской башенке. Командирская башенка получила 5 перископических смотровых приборов. С некоторыми изменениями сохранилась разработанная ещё в феврале 1941 г. установка вооружения с большой неподвижной бронировкой. Корпус башни планировалось делать либо сварным, либо литым, кроме того, прорабатывался вопрос штампованной конструкции.

Основным вооружением танка Т-34М была 76-мм танковая пушка Ф-34, но весной 1941 г. появилась альтернатива – 57-мм пушка ЗИС-4, танковый вариант противотанковой пушки ЗИС-2. Согласно приказу № 193с, из 500 Т-34М, выпускаемых в 1941 г., планировалось 380 машин вооружить орудием ЗИС-4. В сентябре 1941 г. планировалось изготовить 25 Т-34 с новой пушкой, в октябре – 100, в ноябре – 125, в декабре – 130. Такие планы объяснялись тем, что ЗИС-4 имела более высокие показатели бронепробиваемости, а у разведки имелись данные о подготовке к выпуску новых танков с усиленным бронированием.

57-мм танковая пушка ЗИС-4:
Т-34-М (А-43) - модернизированный средний танк Т-34 (1941 г.) 95ToO

Определённые изменения вносились и в ходовую часть. Поскольку удельное давление оказалось слишком высоким, был разработан новый тип «шевронного» трака. Его ширина была увеличена до 500 мм. Кроме того, продолжались работы по опорным каткам. В мае 1941 г. был готов чертеж опорного катка 34-12-8Сб, имевший внутреннюю амортизацию. Вместе с тем, продолжались и работы по опорным каткам с внешней амортизацией. Чертёж такого катка с номером 34-12-12Сб был утверждён 23 июня 1941 г.

Опорный каток 34-12-8Сб с внутренней амортизацией:
Т-34-М (А-43) - модернизированный средний танк Т-34 (1941 г.) Zrbld


​Вариант опорного катка с внешней амортизацией:
Т-34-М (А-43) - модернизированный средний танк Т-34 (1941 г.) NbQGn

Продольный разрез Т-34М, май 1941 г.:
Т-34-М (А-43) - модернизированный средний танк Т-34 (1941 г.) AbEYW

Начало Великой Отечественной войны отодвинуло сроки выпуска танка Т-34М. Согласно первым коррективам, выпуск танка «большой модернизации» на заводе № 183 переносился на 1 января 1942 г.,  на СТЗ – с 1 июля 1942 г. В конце июня 1941 г. работы по Т-34М стали сворачиваться. Заводу № 183 стало не до танка «большой модернизации» – на фронте требовались серийные машины, и промышленности в сжатые сроки следовало значительно увеличить выпуск танков . В результате танк, изготовление которого опоздало всего на несколько месяцев, так и остался «бумажным». Задел по Т-34М не пропал. После эвакуации в Нижний Тагил завод № 183 приступил к выпуску танков Т-34, на которых были внедрены отдельные конструктивные решения отработанные для танка Т-34М. Это круглый люк доступа к КПП, характерная установка вооружения и ещё целый ряд менее заметных деталей. Чуть раньше в серию пошёл «шевронный» трак. Стоит отметить, что работы по Т-34М возобновились в 1942 г., но это во многом уже была другая машина.

Источники:
https://warspot.ru/10340-svoevremennaya-pokupka

Rotor

Rotor

Реконструкция внешнего вида танка Т-34М — примерно так машина могла выглядеть в начале серийного производства:
Т-34-М (А-43) - модернизированный средний танк Т-34 (1941 г.) LvcXV

Реконструкция общей компоновки танка Т-34М:
Т-34-М (А-43) - модернизированный средний танк Т-34 (1941 г.) JTEZ1
https://arsenal-info.ru/b/book/1766508140/2

Rotor

Rotor

Rotor пишет:Итогом стало принятие 19 ноября 1940 г. постановления Комитета обороны при СНК Союза ССР № 428сс «О дополнениях и изменениях в тактико-технические требования по танкам КВ, Т-34 и Т-40».

Сов. Секретно. [Рассекречено].

Экз. № 1

Постановление № 428сс
Комитета обороны при СНК Союза ССР
19 ноября 1940 г. Москва, Кремль

О дополнениях и изменениях в тактико-технические требования по танкам КВ, Т-34 и Т-40.

КОМИТЕТ ОБОРОНЫ при СНК СССР постановляет:

По танку КВ в тактико-технические требования, утвержденные постановлением КО при СНК СССР от 15 мая 1939 г. за № 118сс внести следующие дополнения и изменения:

1. Полный боевой вес для танка КВ установить:
а) с артсистемой 152 мм. – 50 тн.,
б) с артсистемой 76 мм – 42,5 тн.

2. Габариты танка КВ установить:
С артсистемой 152 мм.:  длинна 6760 мм, ширина 3330 мм, высота 3180 мм, клиренс 400 мм;
С артсистемой 76 мм.:  длинна 6760 мм, ширина 3330 мм, высота 2850 мм, клиренс 420 мм;

3. Установить на вооружение танка КВ, как с 152 мм., так и с 76 мм. артсистемой, три пулемета ДТ, разместив их:
а) один пулемет, спаренный с пушкой, в башне танка;
б) второй пулемет в нише башни танка (для стрельбы назад);
в) третий пулемет – в носовой части танка.
Кроме того в каждый танк КВ ввести на вооружение один пулемет-пистолет Дегтярева (ППД) в башне танка для стрельбы из люков.

4. Боекомплект для танка КВ установить:

При 152 мм. пушке: снарядов - 36 шт., патронов к ДТ - 2961 шт. (47 дисков), патронов к ППД - 500 шт., гранат ручных - 60 шт.;
При 76 мм. пушке: снарядов - 114 шт., патронов к ДТ - 2898 шт. (46 дисков), патронов к ППД - 500 шт., гранат ручных - 60 шт.;

5. Экипаж танка КВ установить:
а) для танка с 152 мм. артсистемой – 6 человек (командир и три артиллериста в башне танка, водитель и радист в носовой части танка);
б) для танка с 76 мм. артсистемой – 5 человек (командир и два артиллериста в башне танка, водитель и радист в носовой части танка);

6. Для повышения удобства работы и управления танков КВ установить на башне танка командирскую башенку с круговым обзором.

7. Боеукладка снарядов и патронов в танке КВ должна быть удобной при пользовании и обеспечивать экипажу темп стрельбы из 152 мм. пушки не менее двух (с остановки), а из 76 мм. пушки не менее шести прицельных выстрелов в минуту на ходу танка.

8. Смотровые приборы водителя на танке КВ должны обеспечивать видимость обоих крыльев танка, не пропускать пуль и свинцовых брызг, быстро сменяться при поражении и иметь возможность хорошего очищения от пыли, снега и грязи. Для удобства наблюдения и повышения меткости при ведении огня, на пулемет радиста установить оптический прицел.

9. Для внешней связи танка КВ установить рацию КРСТБ, предусмотрев возможность размещения и работы рации 71-ТК-3. Для внутренней связи установить ТПУ на 4 точки (командир, водитель, радист и артиллерист).

10. В танк КВ устанавливать дизель-мотор типа В-2 (В-5) 700 л.с. в существующих габаритах, обеспечив взаимозаменяемость без переделок танке.
Система охлаждения, смазки и питания горючим должны обеспечить нормальную работу дизеля в течение 10 часов безостановочного движения танка при любых режимах работы дизеля и при температурах наружного воздуха от +40° до –40°С.

11. Межремонтный пробег работы танка КВ должен быть, не менее 6.000 клм. до капитального ремонта. Гарантийный километраж работы ходовой части (пальцы, траки, катки и т.д.) должен быть не менее – 3.000 клм.

12. Предусмотреть возможность установки на танке КВ огнемета с дальностью огнеметания не менее 90 мт. и с запасом огнесмеси не менее, чем на 10 – 12 выстрелов.

Обязать Кировский завод Наркомтяжмаша все указанные дополнения и изменения, согласно настоящему постановлению, ввести на танк "КВ" с 1 марта 1941 года.

По танку Т-34 дополнительно к тактико-техническим требованиям, утвержденным постановлениями КО при СНК СССР от 27.2.39 г. за № 45сс и от 19.12.39 г. за № 443сс, внести следующие дополнения и изменения:

1. Полный боевой вес для танка Т-34 установить не более 26 тонн.

2. На вооружение танка Т-34 утвердить 76 мм. пушку Л-11, спаренную с пулеметом ДТ в башне танка, второй пулемет ДТ – радисту и один пулемет-пистолет (ППД) в башне для стрельбы из люков. С 1 января 1941 г. танк Т-34 вооружать 76 мм. пушкой Ф-34.

3. Боекомплект для танка Т-34 установить:
Снарядов для 76 мм. пушки не менее – 100 шт.
Патронов к ДТ не менее – 4.500 шт.
Патронов к ППД не менее – 500 шт.
Ручных гранат не менее – 25 шт.

4. Бронирование – толщину брони и угла наклона установить:
а) щиток водителя 45 мм. при угле наклона – 30°
б) лобовой лист 45 мм. при угле наклона – 57°
в) бортовой вертикальный лист 45 мм при угле наклона – 0°
г) бортовой наклонный лист 40 мм. при угле наклона – 40°
д) кормовой наклонный лист и нижний лист 40 мм при угле наклона – 45 – 47°
е) днище в передней части – 20 мм.
в задней части – 16 мм.
ж) крыша боевого отделения– 20 мм.
моторного – 16 мм.
з) борт башни 45 мм. при угле наклона – 30°
и) дно ниши башни – 20 мм.
к) крыша башни – 20 мм.
Бронировка артсистемы и бортовой передачи должна быть равнопрочной всему корпусу.

5. На танк Т-34 устанавливать двигатель дизель В-2-К 600 л.с.
Система охлаждения, смазки и питания горючим должны обеспечить нормальную работу дизеля в течение 10 – 12 часов безостановочного движения танка при любых режимах работы дизеля и при температурах наружного воздуха от –40° до +40°С.
Воздухоочиститель должен гарантировать очистку воздуха не менее чем на 95% в течение 10 – 12-ти часов работы в условиях запыленности без промывки.
Запуск дизеля производить от электростартера и электроинерционного стартера с ручной раскруткой или от электростартера и воздухопуска без выхода экипажа из танка. Вентилятор должен обеспечивать надежное охлаждение двигателя и без поломок гарантировать срок работы танка до капитального ремонта.

6. Для повышения удобства работы орудийного расчета и для лучшего управления танком произвести расширение башни без изменения погона и установить на крыше башни командирскую башенку с круговым обзором.

7. Боеукладка снарядов и патронов на танке Т-34 должна быть удобной при пользовании и обеспечивать экипажу темп стрельбы не менее 6 прицельных выстрелов в минуту на ходу танка. Угол возвышения артустановки +30° и угол снижения –5°.

8. Смотровые приборы водителя и радиста танка Т-34 должны обеспечивать видимость обоих крыльев танка, не пропускать пуль и свинцовых брызг, быстро сменяться при поражении и иметь возможность хорошего очищения от пыли, снега и грязи. Для лучшего обеспечения наблюдения при вождении танка установить для водителя дополнительный смотровой прибор, решив при этом вопрос целесообразности оставления на танке переднего люка водителя. Для наблюдения из танка по сторонам установить бортовые смотровые приборы (по одному на сторону) для удобного пользования ими водителю и радисту танка.

9. Для внешней связи установить в носовой части рацию КРСТБ, предусмотрев возможность размещения и работы радии 71-ТК-З. Антенна – штыревая, укладывающаяся вдоль борта изнутри танка. Для внутренней связи – ТПУ на три точки (командир, водитель, радист).

10. Предусмотреть возможность установки на танке Т-34 огнемета с дальностью огнеметания не менее 90 мт. и с запасом огнесмеси не менее, чем на 10 – 12 выстрелов.

11. Межремонтный пробег работы танка Т-34 должен быть не менее 7.000 клм. до капитального ремонта. Главный и бортовые фрикционы должны обеспечивать надежную работу при любых дорожных условиях движения без коробления дисков. Регулировка агрегатов трансмиссии должна производиться не чаще, чем через 1.000 клм. движения. Гарантийный километраж работы ходовой части (траки, пальцы, катки, ведущее колесо и т.д.) танка установить не менее 3.000 клм.
Зацепление гусеницы сделать цевочным, предусмотрев крепление шпор.

Обязать завод № 183 НКСМ все указанные дополнения и изменения, согласно настоящему постановлению, ввести на танк Т-34 с 1 февраля 1941 г.

Обязать НКСМ и НКО к 1 января 1941 г. представить в К.О. свои предложения о переходе на производство танков Т-34 с торсионной подвеской.

По танку Т-40 разрешить заводу № 37 НКСМ выпуск серийных танков по тактико-технической характеристике (приложение № 1) по чертежам и техусловиям, утвержденным НКО (ГАБТУ КА).

Межремонтный пробег танка Т-40 должен быть не менее 8.000 клм. до капитального ремонта. Установить гарантийный километраж на ходовую часть (траки, пальцы, катки и т.д.) танка Т-40 не менее 4.000 клм. пробега. Обязать Наркомсредмаш, Наркомнефтепром и Наркомхимпром устранить недостатки по танку Т-40 в сроки, согласно прилагаемому перечню (приложение № 2).

Постановления КО № 198сс от 7.7.1938 г. и № 45сс от 27.2.39 г. в отношении тактико-технических требований но танку Т-40 – отменить.

Обязать завод № 75 НКСМ с 1 января 1941 г. обеспечить выпуск дизель-моторов:
В-2 (500 л.с.) для танков Т-34,
B-2-K (600 л.с.) для танков Т-34 и КВ,
В-5 (700 л.с.) для танков КВ,
В-3 (300 л.с. с измененным картером) для танков Т-50.

Гарантийный срок работы в танках дизель-моторов В-2, В-2-К, В-5 и В-3 установить с 1 января 1941 г. не менее 150 часов, а с 1 июня 1941 г. не менее 200 часов.

Наркомсредмаш – т. МАЛЫШЕВУ к 1 января 1941 г. представить на утверждение в К.О. проект по расширению производства дизель-моторов В-2, В-2-К, В-5 и В-3 в количествах, обеспечивающих потребность НКО по выпуску танков KB, Т-34 и Т-50 из расчета один запасный мотор на каждые два танка.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ОБОРОНЫ ПРИ СНК СОЮЗА ССР (К. Ворошилов).

СЕКРЕТАРЬ КОМИТЕТА ОБОРОНЫ ПРИ СНК СОЮЗА ССР подпись (М. Пугаев).

ГАРФ. Фонд 8418. Опись 28. Дело 122, листы 232 – 237.
https://t34inform.ru/doc/1940-11-19_KO-428cc.html

Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения