Самолёт «98» (Ту-98) - опытный сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик.
Начиная с конца 1949 г. в ОКБ А.Н.Туполева (до середины 1960-х гг. – ОКБ-156 при заводе №156 МАП, ГКАТ. Затем – ММЗ «Опыт», АНТК им. А.Н.Туполева, впоследствии – ОАО «Туполев») совместно с ЦАГИ проводило целую серию работ теоретического и прикладного характера направленных на обоснование и выбор основных параметров будущего тяжелого самолета, рассчитанного на достижение высоких трансзвуковых и сверхзвуковых скоростей полета. С начала 1950-х гг. результаты этих исследований нашли практическое применение при проектировании первых самолетов ОКБ А.Н.Туполева, предназначавшихся для достижения сверхзвуковых скоростей полета. Первым самолетом в этом ряду стал сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик, получивший по КБ обозначение самолет «98».
К предварительному проектированию самолета «98» Отдел Технических проектов, возглавлявшийся С.М.Егером, приступил январе 1953 г. 12 апреля 1954 г. вышло Постановление Совета Министров СССР №683-301, согласно которому ОКБ поручалось спроектировать и построить скоростной фронтовой бомбардировщик с двумя ТРД типа АЛ-7Ф (максимальная тяга 6500 кг, на форсаже - 9500 кг). Предусматривалась замена АЛ-7Ф на АМ-15 (спарка из двух АМ-11) с тягой по 11400 кг или на ВК-9 с тягой по 12000 кг. Максимальная скорость с АЛ-7Ф оговаривалась 1300-1400 км/ч.
Рабочее проектирование и производство опытного самолета началось в ноябре 1954 г. В июле 1955 г. проектирование было полностью закончено, а производство удалось завершить на 70%, так как не были готовы двигатели АЛ-7Ф. В феврале 1956 г. строительство опытного самолета «98» было полностью закончено. Ведущим конструктором по теме «98» был назначен Д.С.Марков, за опытное производство самолета отвечал А.И.Залесский.
Модель одного из вариантов самолета «98». Музей ОАО «Туполев»:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Самолет «98» представлял собой цельнометаллический среднеплан с двумя двигателями с форсажными камерами, установленными в хвостовой части фюзеляжа, со стреловидным крылом и оперением большой стреловидности и трехколесным шасси с носовым колесом. К особенностям компоновки и конструкции самолета "98" можно отнести: сопряжение крыла и фюзеляжа в соответствии с «правилом площадей»; аэродинамически чистое крыло большой стреловидности (55 градусов) сравнительно большого удлинения, в конструкции которого были применены прессованные панели; использование в каналах управления самолетом необратимых бустеров и пружинных загружателей; удлиненные воздушные каналы для подачи воздуха к ТРД; применение лобовых воздухозаборников с системой слива пограничного слоя и обеспечение нормальных температурных режимов при включении форсажной камеры ТРД. В отличие от предыдущих машин КБ шасси имело небольшую колею, основные стойки шасси крепились к бимсам бом-боотсека и убирались вместе с четырехколесными тележками назад в специальные фюзеляжные ниши под двигатели, при этом тележка поворачивалась на 90 градусов и занимала вместе со стойкой горизонтальное положение. Специально для самолета «98» КБ И.И.Торопова в сотрудничестве с отделом вооружения ОКБ, руководившимся А.В.Надашкевичем разработали дистанционную стрелково-пушечную установку из двух пушек АМ-23, наведение которых на цель осуществлялось из герметической кабины экипажа штурманом-оператором с помощью радиолокационного прицела ПРС-1 «Аргон», смонтированного на вершине киля. Штурман, находившийся в передней остекленной кабине, осуществлял прицеливание при бомбометании с помощью бомбардировочной системы на основе РЛС «Инициатива», специально спроектированной для сверхзвуковых фронтовых бомбардировщиков.
Схема самолета «98» (Ту-98):
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
До июля 1956 г. самолет «98» проходил наземные испытания и доводки. 7 июля 1956 г. начались заводские летные испытания, самолет испытывал летный экипаж в составе летчика-испытателя В.Ф.Ковалева и штурмана-испытателя К.И.Малхасяна. (ведущий инженер Грибакин). 7 сентября 1956 г. был выполнен первый полет. Самолет проходил испытания до 1959 г.
В ходе испытаний в 1957 г. самолет достиг сверхзвуковой скорости (1238 км/ч на высоте 12000 м). На самолете были проведены обширные исследования по программе создания сверхзвуковых тяжелых самолетов, особое внимание уделили системе управления и работе силовой установки.
На государственные испытания и в серию самолет «98» не передавался, так как во второй половине 1950-х гг. решено было перевооружить фронтовую авиацию на сверхзвуковые истребители-бомбардировщики типа Су-7Б, и как тип фронтовой бомбардировщик для ВВС СССР не разрабатывался до 1960-х гг., когда начались работы по самолету Су-24 ОКБ П.О.Сухого.
Помимо самолета «98» на его базе в ОКБ было подготовлено несколько проектов фронтовых сверхзвуковых бомбардировщиков, развивавших это направление:
- самолет «98А» (Ту-24) - фронтовой бомбардировщик-ракетоносец с двигателями АЛ-7Ф-1, рассчитанный на скорость 1800-2000 км/ч и вооруженный 1-3 ракетами типа П-15, с уменьшенной массой и улучшенной аэродинамикой (более ярко выраженное применение «правила площадей»);
- самолет «98Б» - дальнейшее развитие самолета «98» с более мощными силовыми установками на базе ТРД АЛ-7Ф-2 или ВД-15, или АЛ-9, увеличенной площадью крыла и измененной схемой уборки шасси;
- самолет «122» - значительно измененный проект, новые элементы компоновки и конструкции которого были использованы при работах по перехватчику Ту-128.
Постановление Совета Министров СССР по прекращению работ по «98»-ой машине вышло в феврале 1958 г. Все работы по дальнейшему развитию бомбардировочных вариантов самолета «98» были свернуты, но как тип машина получила дальнейшее развитие при проектировании дальнего барражирующего сверхзвукового истребителя-перехватчика Ту-128, который был задан к разработке в том же 1958 г. Для отработки бортовой прицельной РЛС РП-7 «Смерч» Ту-128, опытный самолет «98» был оборудован этой станцией, которая была установлена в обтекателе вместо носовой кабины штурмана. Летающая лаборатория на базе самолета «98» получила обозначение «98ЛЛ». Работами по созданию этой специализиронной лаборатории руководил А.И.Путилов. Были проекты переоборудования самолета «98» в высотную летающую лабораторию «98В-ЛЛ», служащую для испытаний и доводок высотного оборудования и отработки техники полетов на больших высотах. Предполагалось оснастить самолет дополнительным ЖРД.
Основные данные опытного самолета «98» с 2 АЛ-7Ф.
- длина самолета - 32,055 м;
- размах крыла - 17,274 м;
- высота самолета - 8,063 м;
- площадь крыла -87,5 м2;
- взлетная масса - 39000 кг;
- максимальная скорость на высоте 11000 м - 1365 км/ч;
- практический потолок - 12750 м;
- дальность полета - 2440 км;
- оборонительное вооружение - 1 х АМ-23 вперед, 2 х АМ-23 назад;
- экипаж 3 чел.
Компоновка самолета «98» (Ту-98):
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
75-летию КБ им. Туполева посвящается. Под знаками «АНТ» и «Ту».
Владимир Ригмант. АООТ «АНТК им. А.Н.Туполева»
Авиация и космонавтика, №02, 1999 г.
Начиная с конца 1949 г. в ОКБ А.Н.Туполева (до середины 1960-х гг. – ОКБ-156 при заводе №156 МАП, ГКАТ. Затем – ММЗ «Опыт», АНТК им. А.Н.Туполева, впоследствии – ОАО «Туполев») совместно с ЦАГИ проводило целую серию работ теоретического и прикладного характера направленных на обоснование и выбор основных параметров будущего тяжелого самолета, рассчитанного на достижение высоких трансзвуковых и сверхзвуковых скоростей полета. С начала 1950-х гг. результаты этих исследований нашли практическое применение при проектировании первых самолетов ОКБ А.Н.Туполева, предназначавшихся для достижения сверхзвуковых скоростей полета. Первым самолетом в этом ряду стал сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик, получивший по КБ обозначение самолет «98».
К предварительному проектированию самолета «98» Отдел Технических проектов, возглавлявшийся С.М.Егером, приступил январе 1953 г. 12 апреля 1954 г. вышло Постановление Совета Министров СССР №683-301, согласно которому ОКБ поручалось спроектировать и построить скоростной фронтовой бомбардировщик с двумя ТРД типа АЛ-7Ф (максимальная тяга 6500 кг, на форсаже - 9500 кг). Предусматривалась замена АЛ-7Ф на АМ-15 (спарка из двух АМ-11) с тягой по 11400 кг или на ВК-9 с тягой по 12000 кг. Максимальная скорость с АЛ-7Ф оговаривалась 1300-1400 км/ч.
Рабочее проектирование и производство опытного самолета началось в ноябре 1954 г. В июле 1955 г. проектирование было полностью закончено, а производство удалось завершить на 70%, так как не были готовы двигатели АЛ-7Ф. В феврале 1956 г. строительство опытного самолета «98» было полностью закончено. Ведущим конструктором по теме «98» был назначен Д.С.Марков, за опытное производство самолета отвечал А.И.Залесский.
Модель одного из вариантов самолета «98». Музей ОАО «Туполев»:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Самолет «98» представлял собой цельнометаллический среднеплан с двумя двигателями с форсажными камерами, установленными в хвостовой части фюзеляжа, со стреловидным крылом и оперением большой стреловидности и трехколесным шасси с носовым колесом. К особенностям компоновки и конструкции самолета "98" можно отнести: сопряжение крыла и фюзеляжа в соответствии с «правилом площадей»; аэродинамически чистое крыло большой стреловидности (55 градусов) сравнительно большого удлинения, в конструкции которого были применены прессованные панели; использование в каналах управления самолетом необратимых бустеров и пружинных загружателей; удлиненные воздушные каналы для подачи воздуха к ТРД; применение лобовых воздухозаборников с системой слива пограничного слоя и обеспечение нормальных температурных режимов при включении форсажной камеры ТРД. В отличие от предыдущих машин КБ шасси имело небольшую колею, основные стойки шасси крепились к бимсам бом-боотсека и убирались вместе с четырехколесными тележками назад в специальные фюзеляжные ниши под двигатели, при этом тележка поворачивалась на 90 градусов и занимала вместе со стойкой горизонтальное положение. Специально для самолета «98» КБ И.И.Торопова в сотрудничестве с отделом вооружения ОКБ, руководившимся А.В.Надашкевичем разработали дистанционную стрелково-пушечную установку из двух пушек АМ-23, наведение которых на цель осуществлялось из герметической кабины экипажа штурманом-оператором с помощью радиолокационного прицела ПРС-1 «Аргон», смонтированного на вершине киля. Штурман, находившийся в передней остекленной кабине, осуществлял прицеливание при бомбометании с помощью бомбардировочной системы на основе РЛС «Инициатива», специально спроектированной для сверхзвуковых фронтовых бомбардировщиков.
Схема самолета «98» (Ту-98):
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
До июля 1956 г. самолет «98» проходил наземные испытания и доводки. 7 июля 1956 г. начались заводские летные испытания, самолет испытывал летный экипаж в составе летчика-испытателя В.Ф.Ковалева и штурмана-испытателя К.И.Малхасяна. (ведущий инженер Грибакин). 7 сентября 1956 г. был выполнен первый полет. Самолет проходил испытания до 1959 г.
В ходе испытаний в 1957 г. самолет достиг сверхзвуковой скорости (1238 км/ч на высоте 12000 м). На самолете были проведены обширные исследования по программе создания сверхзвуковых тяжелых самолетов, особое внимание уделили системе управления и работе силовой установки.
На государственные испытания и в серию самолет «98» не передавался, так как во второй половине 1950-х гг. решено было перевооружить фронтовую авиацию на сверхзвуковые истребители-бомбардировщики типа Су-7Б, и как тип фронтовой бомбардировщик для ВВС СССР не разрабатывался до 1960-х гг., когда начались работы по самолету Су-24 ОКБ П.О.Сухого.
Помимо самолета «98» на его базе в ОКБ было подготовлено несколько проектов фронтовых сверхзвуковых бомбардировщиков, развивавших это направление:
- самолет «98А» (Ту-24) - фронтовой бомбардировщик-ракетоносец с двигателями АЛ-7Ф-1, рассчитанный на скорость 1800-2000 км/ч и вооруженный 1-3 ракетами типа П-15, с уменьшенной массой и улучшенной аэродинамикой (более ярко выраженное применение «правила площадей»);
- самолет «98Б» - дальнейшее развитие самолета «98» с более мощными силовыми установками на базе ТРД АЛ-7Ф-2 или ВД-15, или АЛ-9, увеличенной площадью крыла и измененной схемой уборки шасси;
- самолет «122» - значительно измененный проект, новые элементы компоновки и конструкции которого были использованы при работах по перехватчику Ту-128.
Постановление Совета Министров СССР по прекращению работ по «98»-ой машине вышло в феврале 1958 г. Все работы по дальнейшему развитию бомбардировочных вариантов самолета «98» были свернуты, но как тип машина получила дальнейшее развитие при проектировании дальнего барражирующего сверхзвукового истребителя-перехватчика Ту-128, который был задан к разработке в том же 1958 г. Для отработки бортовой прицельной РЛС РП-7 «Смерч» Ту-128, опытный самолет «98» был оборудован этой станцией, которая была установлена в обтекателе вместо носовой кабины штурмана. Летающая лаборатория на базе самолета «98» получила обозначение «98ЛЛ». Работами по созданию этой специализиронной лаборатории руководил А.И.Путилов. Были проекты переоборудования самолета «98» в высотную летающую лабораторию «98В-ЛЛ», служащую для испытаний и доводок высотного оборудования и отработки техники полетов на больших высотах. Предполагалось оснастить самолет дополнительным ЖРД.
Основные данные опытного самолета «98» с 2 АЛ-7Ф.
- длина самолета - 32,055 м;
- размах крыла - 17,274 м;
- высота самолета - 8,063 м;
- площадь крыла -87,5 м2;
- взлетная масса - 39000 кг;
- максимальная скорость на высоте 11000 м - 1365 км/ч;
- практический потолок - 12750 м;
- дальность полета - 2440 км;
- оборонительное вооружение - 1 х АМ-23 вперед, 2 х АМ-23 назад;
- экипаж 3 чел.
Компоновка самолета «98» (Ту-98):
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
75-летию КБ им. Туполева посвящается. Под знаками «АНТ» и «Ту».
Владимир Ригмант. АООТ «АНТК им. А.Н.Туполева»
Авиация и космонавтика, №02, 1999 г.
Последний раз редактировалось: Rotor (20/4/2020, 21:17), всего редактировалось 1 раз(а)