Бронетранспортер БТР-152 предназначался для перевозки десанта пехоты и состоял на вооружении в стрелковых дивизиях. Он был создан конструкторским бюро Московского автомобильного завода им. Сталина (с 1959 г. - им. Лихачева), которым руководил В.А. Грачев. Ведущим конструктором машины был Б.М. Фиттерман. Машина разрабатывалась для замены возвращаемых в США полугусеничных БТР М2, М3, М5 и М9, поставленных в годы Великой Отечественной войны по ленд-лизу. Бронетранспортер БТР-152 был принят на вооружение приказом военного министра СССР от 24 марта 1950 г. Он состоял в серийном производстве с 1950 по 1959 гг. на Московском автозаводе им. Сталина и с 1959 по 1962 гг. на Брянском автомобильном заводе. Всего было выпущено 9900 бронетранспортеров различных модификаций. С вооружения БТР был снят в 1993 г. Бронетранспортеры БТР-152 экспортировались в 24 страны.
ОКР по созданию трехосного со всеми ведущими мостами бронетранспортера была начата в ноябре 1946 г. При проектировании БТР имел заводское обозначение «ЗИС-152».
БТР разрабатывался на базе узлов и агрегатов грузового автомобиля ЗИС-151 с колесной формулой бхб и имел открытый сверху сварной несущий корпус. В передней части корпуса находилось отделение силовой установки, в средней части - отделение управления и в кормовой части - десантное отделение. В вертикальных бортовых листах корпуса было сделано но три круглых люка для наблюдения и стрельбы из личного оружия. Люки закрывались броневыми крышками. Посадка и высадка десанта, состоявшего из 17 человек, производилась или через кормовую дверь, или через борта бронетранспортера. Посадка и высадка командира и водителя производились через боковые двери. При установленном тенте посадка и высадка десанта производились только через кормовую дверь.
Машина была вооружена 7,62-мм пулеметом СГМ. На первых образцах бронетранспортеров устанавливались пулеметы С Г-43. Пулемет обеспечивал поражение открытых и находившихся за небольшими складками местности живой силы и огневых средств противника на расстоянии до 1000 м. Для установки пулемета использовалась верхняя часть штатного станка, состоявшая из вертлюга, сектора и постели. Пулеметная установка располагалась на одном из четырех вертлюжных кронштейнов. Основной кронштейн был установлен на верхнем лобовом листе корпуса БТР над отделением управления. Два кронштейна находились на бортах корпуса, четвертый кронштейн на поперечине кормы корпуса. Боекомплект к пулемету составлял 1250 патронов.
БТР имел противопульное бронирование корпуса с толщиной броневых листов 6. 8.10 и 13 мм.
Мощность шестицилиндрового рядного карбюраторного двигателя ЗИС-123 по сравнению с мощностью двигателя автомобиля ЗИС-151 была увеличена и составляла 81 кВт(110 л.с.). В топливной системе имелось два бензиновых бака по 150 л каждый. Баки располагались в десантном отделении за боковыми дверьми. Запас хода но шоссе достигал 600 км.
В состав механической трансмиссии входили двухдисковое сцепление сухого трения, пятиступенчатая коробка передач, двухступенчатая раздаточная коробка, карданная передача и три ведущих моста. Бронетранспортер имел две. независимо действовавших системы тормозов: систему ножного тормоза, действовавшую на все колеса, и систему ручного (стояночного) тормоза, действовавшую на ведомый вал коробки передач. Двухколодочные тормоза в системе ножного тормоза имели пневматический сервопривод. В конструкции рулевого механизма были применены глобоидальный червяк и тройной ролик. Минимальный радиус поворота машины по колее наружного переднего колеса составлял 10.1 м.
Подвеска переднего моста состояла из двух продольных по-луэллиптических рессор и двух рычажно-поршневых гидравлических амортизаторов двухстороннего действия. Подвеска среднего и заднего мостов - балансирная, на двух продольных по-луэллиптических рессорах. В колесном движителе были применены съемные взаимозаменяемые дисковые колеса размером 9,00-20" с пневматическими шинами низкого давления и протектором типа «вездеход». Давление воздуха в шинах колес составляло 392 к На (4 кг/см2).
Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Номинальное напряжение бортовой сети составляло 12 В. Для уменьшения помех радиоприему система электрооборудования была экранированной.
Для обеспечения внешней двухсторонней связи использовалась радиостанция 10 РТ-12.
В состав дополнительного оборудования бронетранспортера входили кормовой буксирный механизм (крюк с пружинным амортизатором двухстороннего действия) и два передних крюка.
С 1952 г. на бронетранспортере, получившем обозначение БТР-152Б стала устанавливаться механическая лебедка с рабочим тяговым усилием на крюке 44.1 кН (4,5 тс). Лебедка предназначалась для самовытаскивания БТР в случае застревания при преодолении труднопроходимых участков пути, а также для вытаскивания других однотипных машин. Лебедка с червячным редуктором и горизонтальным расположением барабана устанавливалась в передней части БТР на специальных удлинителях.
ОКР по созданию трехосного со всеми ведущими мостами бронетранспортера была начата в ноябре 1946 г. При проектировании БТР имел заводское обозначение «ЗИС-152».
БТР разрабатывался на базе узлов и агрегатов грузового автомобиля ЗИС-151 с колесной формулой бхб и имел открытый сверху сварной несущий корпус. В передней части корпуса находилось отделение силовой установки, в средней части - отделение управления и в кормовой части - десантное отделение. В вертикальных бортовых листах корпуса было сделано но три круглых люка для наблюдения и стрельбы из личного оружия. Люки закрывались броневыми крышками. Посадка и высадка десанта, состоявшего из 17 человек, производилась или через кормовую дверь, или через борта бронетранспортера. Посадка и высадка командира и водителя производились через боковые двери. При установленном тенте посадка и высадка десанта производились только через кормовую дверь.
Машина была вооружена 7,62-мм пулеметом СГМ. На первых образцах бронетранспортеров устанавливались пулеметы С Г-43. Пулемет обеспечивал поражение открытых и находившихся за небольшими складками местности живой силы и огневых средств противника на расстоянии до 1000 м. Для установки пулемета использовалась верхняя часть штатного станка, состоявшая из вертлюга, сектора и постели. Пулеметная установка располагалась на одном из четырех вертлюжных кронштейнов. Основной кронштейн был установлен на верхнем лобовом листе корпуса БТР над отделением управления. Два кронштейна находились на бортах корпуса, четвертый кронштейн на поперечине кормы корпуса. Боекомплект к пулемету составлял 1250 патронов.
БТР имел противопульное бронирование корпуса с толщиной броневых листов 6. 8.10 и 13 мм.
Мощность шестицилиндрового рядного карбюраторного двигателя ЗИС-123 по сравнению с мощностью двигателя автомобиля ЗИС-151 была увеличена и составляла 81 кВт(110 л.с.). В топливной системе имелось два бензиновых бака по 150 л каждый. Баки располагались в десантном отделении за боковыми дверьми. Запас хода но шоссе достигал 600 км.
В состав механической трансмиссии входили двухдисковое сцепление сухого трения, пятиступенчатая коробка передач, двухступенчатая раздаточная коробка, карданная передача и три ведущих моста. Бронетранспортер имел две. независимо действовавших системы тормозов: систему ножного тормоза, действовавшую на все колеса, и систему ручного (стояночного) тормоза, действовавшую на ведомый вал коробки передач. Двухколодочные тормоза в системе ножного тормоза имели пневматический сервопривод. В конструкции рулевого механизма были применены глобоидальный червяк и тройной ролик. Минимальный радиус поворота машины по колее наружного переднего колеса составлял 10.1 м.
Подвеска переднего моста состояла из двух продольных по-луэллиптических рессор и двух рычажно-поршневых гидравлических амортизаторов двухстороннего действия. Подвеска среднего и заднего мостов - балансирная, на двух продольных по-луэллиптических рессорах. В колесном движителе были применены съемные взаимозаменяемые дисковые колеса размером 9,00-20" с пневматическими шинами низкого давления и протектором типа «вездеход». Давление воздуха в шинах колес составляло 392 к На (4 кг/см2).
Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Номинальное напряжение бортовой сети составляло 12 В. Для уменьшения помех радиоприему система электрооборудования была экранированной.
Для обеспечения внешней двухсторонней связи использовалась радиостанция 10 РТ-12.
В состав дополнительного оборудования бронетранспортера входили кормовой буксирный механизм (крюк с пружинным амортизатором двухстороннего действия) и два передних крюка.
С 1952 г. на бронетранспортере, получившем обозначение БТР-152Б стала устанавливаться механическая лебедка с рабочим тяговым усилием на крюке 44.1 кН (4,5 тс). Лебедка предназначалась для самовытаскивания БТР в случае застревания при преодолении труднопроходимых участков пути, а также для вытаскивания других однотипных машин. Лебедка с червячным редуктором и горизонтальным расположением барабана устанавливалась в передней части БТР на специальных удлинителях.