ПДМ-3Я - противодесантная мина якорная.
Мина противодесантная, якорного типа. Предназначена для выведения из строя плавсредств противника (плавающие транспортеры, автомобили, катера, баржи, лодки, амфибии, паромы и т.п.) при преодолении ими водных преград (рек, озер, водохранилищ и т.п.). Применяется в прибрежной зоне рек, озер, морей, заливов, водохранилищ. На рисунке плавучая часть мины показана с частичным разрезом.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Мина устанавливается на дно водоема на глубине от 1 м до 10 м. вручную с берега или с плавсредства. Плавучая часть (на рисунке окрашена серым цветом) находится ниже уровня поверхности воды на 0.3-1.1 м. (регулируется), а якорная часть (на рисунке окрашена серо-зеленым цветом) находится на дне водоема, удерживая плавучую часть от сноса. Возможна установка мины с вертолета. Срабатывает при воздействии на один из трех датчиков цели ("рожок") с усилием 12-16 кг. (на рисунке обозначен цифрой 1). При взрыве мины в корпусе машины противника образуется пробоина или же при достаточно прочном корпусе гидроудар выводит из строя двигатель и трансмиссию машины (срыв с креплений).
Срок боевой работы мины ограничивается сроком годности гальванической батареи БАТ-3Я (около 2 лет). Мина оснащается самоликвидатором ЭХВ-7 со сроком самоликвидации (подрыва) от 2 до 120 суток. Однако два или три ЭХВ-7 могут соединяться в каскад, что увеличивает срок самоликвидации мины до 360 суток. Также возможна установка мины без элемента самоликвидации. Элементов неизвлекаемости и необезвреживаемости не имеет.
Тактико-технические характеристики мины
Тип мины......................................................противодесантная якорная контактная
Корпус.........................................................металл.
Масса ..........................................................175 кг.
Масса взрывчатого вещества (тротил)............15 кг.
Длина...........................................................90 см.
Ширина..........................................................65 см.
Высота ..........................................................73 см.
Взрывоустойчивость от сосед. мины................15 м.
Штормоустойчивость........................................6 баллов.
Допустимая глубина водоема...........................1-10 м.
Заглубление датчиков цели от поверхности.....0.3-1.1 м.
Температурный диапазон применения.............-40 --+50 град.
Установка мины безопасна. С момента выдергивания предохранительной ленты, закрывающей сахарные предохранители до момента постановки взрывателя на боевой взвод в зависимости от температуры окружающей воды проходит от 8 мин. (при +30 град.) до 2.5 часов (при -0 град.).
Мины упаковываются в ящики-обрешетки. Один комплект мины занимает 3 места: 1- обрешетка с корпусом мины – 60 кг., 2-плита якоря – 100 кг., 3- обрешетка с вьюшкой, минерпом и штерт-грузом – 50 кг. Время на сборку мины расчетом из трех человек 8 мин. На плавсредстве мина перевозится в собранном виде.
Противодесантная мина ПДМ-3Я
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
На рисунке показаны этапы приведения мины в боевое положение
- Сброс мины с плавсредства
- Отделение плавучей части от якорной. Мина начинает всплывать, якорь идет на дно.
- Отделение от якоря штерт-груза на заданную длину штерт-троса.
- Касание штерт-груза дна и стопорение вьюшки основного троса.
- Заглубление мины на глубину, заданную длиной штерт-троса.
- Срабатывание сахарных предохранителей и постановка взрывателя на боевой взвод.
От автора. Мина во многом представляет собой уменьшенную копию русской морской гальваноударной якорной мины обр.1908 года. Гальваноударные датчики заменены на контактные. Электропитание на электродетонатор поступает от батареи, а не вырабатывается в результате химической реакции. Добавлен самоликвидатор.
Мина хороша для водохранилищ, больших глубоких рек с небольшим течением (до 1.5м. в сек) с малым суточным колебанием уровня воды от ординара. Для морской прибрежной зоны якорь все же слабоват, а плавучесть мины недостаточна. Поэтому на реке при сильном течении мина опускается глубже, чем задано, а при сильном волнении на море ее сносит со штатного места, может ударить о дно, что вызывает взрыв.
Попытка этими минами минировать зону Суэцкого канала (1969-72 годы) от израильских плавсредств оказалась неудачной. Хотя течение в местах установки и было незначительным, однако песчаное дно канала постояно менялось. Песок из под якорей вымывало и мина смещалась со штатного места. Или же якорь заносило песком и мина опускалась практически до самого дна.
Использование этих мин против американских патрульных катеров на реке Меконг во Вьетнаме было более успешным. Однако и здесь были трудности. Большой объем подготовительных работ, большой вес мины затрудняли их установку, а большое количество плывущих по течению мусора, водорослей, сучьев, деревьев нередко вызывали ложное срабатывание мин. Опытные американские катеристы пристраивались за большим плывущим деревом или же пускали впереди себя три-четыре, связанные между собой лодки.
Эта информация взята с сайта "Энциклопедия оружия".
Но это не главное, а для того, чтобы иметь понятие от прочитанного рассказа Михаила Зощенко, называется "Рогулька".
Утром над нашим пароходом стали кружиться самолёты противника.
Первые шесть бомб упали в воду. Седьмая бомба попала в корму. И наш пароход загорелся.
И тогда все пассажиры стали кидаться в воду.
Не помню, на что я рассчитывал, когда бросился за борт, не умея плавать. Но я тоже бросился в воду. И сразу погрузился на дно.
Не знаю, какие там бывают у вас химические или физические законы, но только при полном неумении плавать я выплыл наружу.
Выплыл наружу и сразу же ухватился рукой за какую-то рогульку, которая торчала из-под воды.
Держусь за эту рогульку и уже не выпускаю её из рук. Благословляю небо, что остался в живых и что в море понатыканы такие рогульки для указания мели и так далее.
Вот держусь за эту рогульку и вдруг вижу — кто-то ещё подплывает ко мне. Вижу — какой-то штатский вроде меня. Прилично одетый — в пиджаке песочного цвета и в длинных брюках.
Я показал ему на рогульку. И он тоже ухватился за неё.
И вот мы держимся за эту рогульку. И молчим. Потому что говорить не о чем.
Впрочем, я его спросил — где он служит, но он ничего не ответил. Он только выплюнул воду изо рта и пожал плечами. И тогда я понял всю нетактичность моего вопроса, заданного в воде.
И хотя меня интересовало знать — с учреждением ли он плыл на пароходе, как я, или один,— тем не менее я не спросил его об этом.
Но вот держимся мы за эту рогульку и молчим. Час молчим. Три часа ничего не говорим. Наконец мой собеседник произносит:
— Катер идёт...
Действительно, видим: идёт спасательный катер и подбирает людей, которые ещё держатся на воде.
Стали мы с моим собеседником кричать, махать руками, чтоб с катера нас заметили. Но нас почему-то не замечают. Не подплывают к нам.
Тогда я скинул с себя пиджак и рубашку и стал махать этой рубашкой: дескать, вот мы тут, сюда, будьте любезны, подъезжайте.
Но катер не подъезжает.
Из последних сил я машу рубашкой: дескать, войдите в положение, погибаем, спасите наши души.
Наконец с катера кто-то высовывается и кричит нам в рупор:
— Эй вы, трамтарарам, за что, обалдели, держитесь — за мину!
Мой собеседник как услышал эти слова, так сразу шарахнулся в сторону. И, гляжу, поплыл к катеру...
Инстинктивно я тоже выпустил из рук рогульку. Но как только выпустил, так сразу же с головой погрузился в воду. Снова ухватился за рогульку и уже не выпускаю её из рук.
С катера в рупор кричат мне:
— Эй ты, трамтарарам, не трогай, трамтарарам, мину!
— Братцы,— кричу,— без мины я как без рук! Потону же сразу! Войдите в положение! Плывите сюда, будьте так великодушны!
В рупор кричат:
— Не можем подплыть, дура-голова,— подорвёмся на мине. Плыви, трамтарарам, сюда. Или мы уйдём сию минуту.
Думаю: «Хорошенькое дело — плыть при полном неумении плавать». И сам держусь за рогульку так, что даже при желании меня не оторвать.
Кричу:
— Братцы, моряки! Уважаемые флотские товарищи! Придумайте что-нибудь для спасения ценной человеческой жизни!
Тут кто-то из команды кидает мне канат. При этом в рупор и без рупора кричат:
— Не вертись, чтоб ты сдох, взорвётся мина!
Думаю: «Сами нервируют криками. Лучше бы, думаю, я не знал, что это мина, я бы вёл себя ровней. А тут, конечно, дёргаюсь — боюсь. И мины боюсь и без мины ещё того больше боюсь».
Наконец ухватился за канат. Осторожно обвязал себя за пояс. Кричу:
— Тяните, ну вас к чёрту... Орут, орут, прямо надоело...
Стали они меня тянуть. Вижу, канат не помогает. Вижу — вместе с канатом, вопреки своему желанию, опускаюсь на дно. Уже ручками достаю морское дно. Вдруг чувствую — тянут кверху, поднимают.
Вытянули на поверхность. Ругают — сил нет. Уже без рупора кричат:
— С одного тебя такая длинная канитель, чтоб ты сдох... Хватаешься за мину во время войны... Вдобавок не можешь плыть... Лучше бы ты взорвался на этой мине — обезвредил бы её и себя...
Конечно, молчу. Ничего им не отвечаю. Поскольку — что можно ответить людям, которые меня спасли. Тем более сам чувствую свою недоразвитость в вопросах войны, недопонимание техники, неумение отличить простую рогульку от бог знает чего.
Вытащили они меня на борт. Лежу. Обступили.
Вижу — и собеседник мой тут. И тоже меня отчитывает, бранит — зачем, дескать, я указал ему схватиться за мину. Дескать, это морское хулиганство с моей стороны. Дескать, за это надо посылать на подводные работы от трёх до пяти лет. Собеседнику я тоже ничего не ответил, поскольку у меня испортилось настроение, когда я вдруг обнаружил, что нет со мной рубашки. Пиджак тут, при мне, а рубашки нету.
Хотел попросить капитана — сделать круг на ихнем катере, чтоб осмотреться, где моя рубашка, нет ли её на воде. Но, увидев суровое лицо капитана, не решился его об этом просить.
Скорей всего рубашку я на мине оставил. Если это так, то, конечно, пропала моя рубашка.
После спасения я дал себе торжественное обещание изучить военное дело.
Отставать от других в этих вопросах не полагается.
Желаю всем хорошего Нового года!!!
Мина противодесантная, якорного типа. Предназначена для выведения из строя плавсредств противника (плавающие транспортеры, автомобили, катера, баржи, лодки, амфибии, паромы и т.п.) при преодолении ими водных преград (рек, озер, водохранилищ и т.п.). Применяется в прибрежной зоне рек, озер, морей, заливов, водохранилищ. На рисунке плавучая часть мины показана с частичным разрезом.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Мина устанавливается на дно водоема на глубине от 1 м до 10 м. вручную с берега или с плавсредства. Плавучая часть (на рисунке окрашена серым цветом) находится ниже уровня поверхности воды на 0.3-1.1 м. (регулируется), а якорная часть (на рисунке окрашена серо-зеленым цветом) находится на дне водоема, удерживая плавучую часть от сноса. Возможна установка мины с вертолета. Срабатывает при воздействии на один из трех датчиков цели ("рожок") с усилием 12-16 кг. (на рисунке обозначен цифрой 1). При взрыве мины в корпусе машины противника образуется пробоина или же при достаточно прочном корпусе гидроудар выводит из строя двигатель и трансмиссию машины (срыв с креплений).
Срок боевой работы мины ограничивается сроком годности гальванической батареи БАТ-3Я (около 2 лет). Мина оснащается самоликвидатором ЭХВ-7 со сроком самоликвидации (подрыва) от 2 до 120 суток. Однако два или три ЭХВ-7 могут соединяться в каскад, что увеличивает срок самоликвидации мины до 360 суток. Также возможна установка мины без элемента самоликвидации. Элементов неизвлекаемости и необезвреживаемости не имеет.
Тактико-технические характеристики мины
Тип мины......................................................противодесантная якорная контактная
Корпус.........................................................металл.
Масса ..........................................................175 кг.
Масса взрывчатого вещества (тротил)............15 кг.
Длина...........................................................90 см.
Ширина..........................................................65 см.
Высота ..........................................................73 см.
Взрывоустойчивость от сосед. мины................15 м.
Штормоустойчивость........................................6 баллов.
Допустимая глубина водоема...........................1-10 м.
Заглубление датчиков цели от поверхности.....0.3-1.1 м.
Температурный диапазон применения.............-40 --+50 град.
Установка мины безопасна. С момента выдергивания предохранительной ленты, закрывающей сахарные предохранители до момента постановки взрывателя на боевой взвод в зависимости от температуры окружающей воды проходит от 8 мин. (при +30 град.) до 2.5 часов (при -0 град.).
Мины упаковываются в ящики-обрешетки. Один комплект мины занимает 3 места: 1- обрешетка с корпусом мины – 60 кг., 2-плита якоря – 100 кг., 3- обрешетка с вьюшкой, минерпом и штерт-грузом – 50 кг. Время на сборку мины расчетом из трех человек 8 мин. На плавсредстве мина перевозится в собранном виде.
Противодесантная мина ПДМ-3Я
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
На рисунке показаны этапы приведения мины в боевое положение
- Сброс мины с плавсредства
- Отделение плавучей части от якорной. Мина начинает всплывать, якорь идет на дно.
- Отделение от якоря штерт-груза на заданную длину штерт-троса.
- Касание штерт-груза дна и стопорение вьюшки основного троса.
- Заглубление мины на глубину, заданную длиной штерт-троса.
- Срабатывание сахарных предохранителей и постановка взрывателя на боевой взвод.
От автора. Мина во многом представляет собой уменьшенную копию русской морской гальваноударной якорной мины обр.1908 года. Гальваноударные датчики заменены на контактные. Электропитание на электродетонатор поступает от батареи, а не вырабатывается в результате химической реакции. Добавлен самоликвидатор.
Мина хороша для водохранилищ, больших глубоких рек с небольшим течением (до 1.5м. в сек) с малым суточным колебанием уровня воды от ординара. Для морской прибрежной зоны якорь все же слабоват, а плавучесть мины недостаточна. Поэтому на реке при сильном течении мина опускается глубже, чем задано, а при сильном волнении на море ее сносит со штатного места, может ударить о дно, что вызывает взрыв.
Попытка этими минами минировать зону Суэцкого канала (1969-72 годы) от израильских плавсредств оказалась неудачной. Хотя течение в местах установки и было незначительным, однако песчаное дно канала постояно менялось. Песок из под якорей вымывало и мина смещалась со штатного места. Или же якорь заносило песком и мина опускалась практически до самого дна.
Использование этих мин против американских патрульных катеров на реке Меконг во Вьетнаме было более успешным. Однако и здесь были трудности. Большой объем подготовительных работ, большой вес мины затрудняли их установку, а большое количество плывущих по течению мусора, водорослей, сучьев, деревьев нередко вызывали ложное срабатывание мин. Опытные американские катеристы пристраивались за большим плывущим деревом или же пускали впереди себя три-четыре, связанные между собой лодки.
Эта информация взята с сайта "Энциклопедия оружия".
Но это не главное, а для того, чтобы иметь понятие от прочитанного рассказа Михаила Зощенко, называется "Рогулька".
МИХАИЛ ЗОЩЕНКО
РОГУЛЬКА
Утром над нашим пароходом стали кружиться самолёты противника.
Первые шесть бомб упали в воду. Седьмая бомба попала в корму. И наш пароход загорелся.
И тогда все пассажиры стали кидаться в воду.
Не помню, на что я рассчитывал, когда бросился за борт, не умея плавать. Но я тоже бросился в воду. И сразу погрузился на дно.
Не знаю, какие там бывают у вас химические или физические законы, но только при полном неумении плавать я выплыл наружу.
Выплыл наружу и сразу же ухватился рукой за какую-то рогульку, которая торчала из-под воды.
Держусь за эту рогульку и уже не выпускаю её из рук. Благословляю небо, что остался в живых и что в море понатыканы такие рогульки для указания мели и так далее.
Вот держусь за эту рогульку и вдруг вижу — кто-то ещё подплывает ко мне. Вижу — какой-то штатский вроде меня. Прилично одетый — в пиджаке песочного цвета и в длинных брюках.
Я показал ему на рогульку. И он тоже ухватился за неё.
И вот мы держимся за эту рогульку. И молчим. Потому что говорить не о чем.
Впрочем, я его спросил — где он служит, но он ничего не ответил. Он только выплюнул воду изо рта и пожал плечами. И тогда я понял всю нетактичность моего вопроса, заданного в воде.
И хотя меня интересовало знать — с учреждением ли он плыл на пароходе, как я, или один,— тем не менее я не спросил его об этом.
Но вот держимся мы за эту рогульку и молчим. Час молчим. Три часа ничего не говорим. Наконец мой собеседник произносит:
— Катер идёт...
Действительно, видим: идёт спасательный катер и подбирает людей, которые ещё держатся на воде.
Стали мы с моим собеседником кричать, махать руками, чтоб с катера нас заметили. Но нас почему-то не замечают. Не подплывают к нам.
Тогда я скинул с себя пиджак и рубашку и стал махать этой рубашкой: дескать, вот мы тут, сюда, будьте любезны, подъезжайте.
Но катер не подъезжает.
Из последних сил я машу рубашкой: дескать, войдите в положение, погибаем, спасите наши души.
Наконец с катера кто-то высовывается и кричит нам в рупор:
— Эй вы, трамтарарам, за что, обалдели, держитесь — за мину!
Мой собеседник как услышал эти слова, так сразу шарахнулся в сторону. И, гляжу, поплыл к катеру...
Инстинктивно я тоже выпустил из рук рогульку. Но как только выпустил, так сразу же с головой погрузился в воду. Снова ухватился за рогульку и уже не выпускаю её из рук.
С катера в рупор кричат мне:
— Эй ты, трамтарарам, не трогай, трамтарарам, мину!
— Братцы,— кричу,— без мины я как без рук! Потону же сразу! Войдите в положение! Плывите сюда, будьте так великодушны!
В рупор кричат:
— Не можем подплыть, дура-голова,— подорвёмся на мине. Плыви, трамтарарам, сюда. Или мы уйдём сию минуту.
Думаю: «Хорошенькое дело — плыть при полном неумении плавать». И сам держусь за рогульку так, что даже при желании меня не оторвать.
Кричу:
— Братцы, моряки! Уважаемые флотские товарищи! Придумайте что-нибудь для спасения ценной человеческой жизни!
Тут кто-то из команды кидает мне канат. При этом в рупор и без рупора кричат:
— Не вертись, чтоб ты сдох, взорвётся мина!
Думаю: «Сами нервируют криками. Лучше бы, думаю, я не знал, что это мина, я бы вёл себя ровней. А тут, конечно, дёргаюсь — боюсь. И мины боюсь и без мины ещё того больше боюсь».
Наконец ухватился за канат. Осторожно обвязал себя за пояс. Кричу:
— Тяните, ну вас к чёрту... Орут, орут, прямо надоело...
Стали они меня тянуть. Вижу, канат не помогает. Вижу — вместе с канатом, вопреки своему желанию, опускаюсь на дно. Уже ручками достаю морское дно. Вдруг чувствую — тянут кверху, поднимают.
Вытянули на поверхность. Ругают — сил нет. Уже без рупора кричат:
— С одного тебя такая длинная канитель, чтоб ты сдох... Хватаешься за мину во время войны... Вдобавок не можешь плыть... Лучше бы ты взорвался на этой мине — обезвредил бы её и себя...
Конечно, молчу. Ничего им не отвечаю. Поскольку — что можно ответить людям, которые меня спасли. Тем более сам чувствую свою недоразвитость в вопросах войны, недопонимание техники, неумение отличить простую рогульку от бог знает чего.
Вытащили они меня на борт. Лежу. Обступили.
Вижу — и собеседник мой тут. И тоже меня отчитывает, бранит — зачем, дескать, я указал ему схватиться за мину. Дескать, это морское хулиганство с моей стороны. Дескать, за это надо посылать на подводные работы от трёх до пяти лет. Собеседнику я тоже ничего не ответил, поскольку у меня испортилось настроение, когда я вдруг обнаружил, что нет со мной рубашки. Пиджак тут, при мне, а рубашки нету.
Хотел попросить капитана — сделать круг на ихнем катере, чтоб осмотреться, где моя рубашка, нет ли её на воде. Но, увидев суровое лицо капитана, не решился его об этом просить.
Скорей всего рубашку я на мине оставил. Если это так, то, конечно, пропала моя рубашка.
После спасения я дал себе торжественное обещание изучить военное дело.
Отставать от других в этих вопросах не полагается.
1943
Желаю всем хорошего Нового года!!!