ОКР по созданию колесного бронетранспортера ГАЗ-40 была задана Горьковскому автозаводу им. Молотова Постановлением СМ СССР от 9 апреля 1947 г.
Машина разрабатывалась с использованием узлов и агрегатов грузового автомобиля ГАЗ-63 повышенной проходимости. При разработке учитывался опыт проектирования на заводе в 1947-1948 гг. легкого бронеавтомобиля на той же базе. При составлении TIT на проектирование машины в качестве образца использовались ТТХ БТР М3А1 «Скаут» производства США, поставлявшегося в СССР по ленд-лизу в годы Великой Отечественной войны.
Два опытных образца БТР были изготовлены весной-летом 1948 г. Одна машина оснащалась спаренной установкой 14,5-мм пулемета КПВ-44 и 7,62-мм пулемета СГМБ, другая - штатного оружия не имела. 11ервоначально пулеметная установка выполнялась складывающейся для снижения высоты машины. Однако в сложенном состоянии ствол пулемета КПВ-44 был направлен прямо в голову одному из членов экипажа, что негативно сказывалось на его психологическом состоянии. Поэтому от складывающейся установки отказались. Экипаж БТР состоял из 3 человек. В БТР без установленной) штатного оружия боевой расчет состоял из 10 человек. Для повышения иулестойкости верхние листы бортов корпуса машины располагались под углом к вертикали. Корпуса первых опытных машин изготавливались непосредственно на ГАЗе (без привлечения корпусных заводов) из сортовой стали. Такое техническое решение позволило в процессе доводки машин упростить переустановку узлов и агрегатов в корпусе.
После прохождения заводских испытаний в июне 1948 г. обе машины были представлены на государственные испытания на НИИБТ полигон в Кубинку. 30 июня 1948 г. оба бронетранспортера ГАЗ-40 были осмотрены министром вооруженных сил СССР Маршалом Советского Союза Булганиным, который дал указание на бронетранспортере с вооружением верхние борта корпуса изготовить без наклона (вертикально).
В период со 2 по 10 июля на Горьковском автозаводе бронетранспортер был модернизирован. 16 июля 1948 г. бронетранспортер с измененным корпусом был вновь показан Маршалу Советского Союза Булганину. Для сохранения параметров защиты бортовой проекции машины толщину вертикальных бортовых листов увеличили с 6 до 8 мм. В результате доработки боевая масса машины несколько возросла.
В период с 19 июля по 9 сентября 1948 г. оба образца бронетранспортеров испытывались межведомственной комиссией в объеме 10 000 км пробега и получили положительную оценку. По окончании испытаний бронетранспортер был разобран в соответствии с предложениями межведомственной комиссии. После проведения дефектовки и доработки броневого корпуса БТР был собран и подвергся испытаниям в зимних условиях на НИИБТ полигоне БТ и МВ СА.
Модернизированный образец вследствие хорошей надежности в эксплуатации и высокой проходимости был рекомендован для принятия на вооружение Советской Армии. При осмотре образцов БТВТ 11 января 1949 г. Маршал Советского Союза Булганин дал бронетранспортеру ГАЗ-40 положительную оценку. Однако на заседании от 26 марта 1949 г. им было вынесено решение: «По бронетранспортеру на базе ГАЗ-63 заказа на 100 шт. в 1949 г. не предъявлять, а законченные опытные образцы держать в резерве».
По указанию заместителя министра Вооруженных Сил СССР Маршала Советского Союза Соколовского от 9 мая
1949 г. опытные образцы ГАЗ-40 были возвращены заводу для отработки на них нового вооружения, на одном образце - спаренной установки 14,5-мм пулеметов КПВ, на втором - двух пулеметов СГ-43 на штырях по бортам машины.
Установленные на бронетранспортере ГАЗ-40 два пулемета СГ-43 по бортам машины были подвергнуты в январе-феврале 1950 г. испытаниям. Установки испытания выдержали и были рекомендованы для производства партии машин для проведения войсковых испытаний.
Постановлением СМ СССР от 17 декабря 1949 г. был утвержден план производства БТР-40 на 1950 г. Планом предусматривалось изготовление во II квартале 1950 г. 5 бронетранспортеров для проведения войсковых испытаний. К концу года завод должен был изготовить еще 35 боевых машин.
Летом-осенью 1950 г. были проведены войсковые испытания на гарантийный срок работы - 15 000 км пяти колесных бронетранспортеров, получивших обозначение БТР-40. Испытания 3 бронетранспортеров были проведены в 5-й гв. механизированной армии в районе г. Бобруйска и 2 бронетранспортеров в 16-й гв. механизированной дивизии в районе г. Самарканда. Бронетранспортеры испытания выдержали и были рекомендованы после устранения недостатков к принятию на вооружение Советской Армии в качестве разведывательной машины, машины связи, командирской машины, а также для вывозки раненых из зон ружейно-пулеметного огня.
Испытания показали, что основные агрегаты и механизмы (двигатель, коробка передач, раздаточная коробка, мосты, а также электрооборудование и др.) на протяжении гарантийного срока службы работали надежно. Постановлением СМ СССР от 16 ноября 1950 г. колесный бронетранспортер БТР-40 был принят на вооружение Советской Армии.
Силовая установка, трансмиссия, ходовая часть, средства связи и электрооборудование опытных образцов БТР-40, в основном, были такими же, как и на серийной машине.
Машина разрабатывалась с использованием узлов и агрегатов грузового автомобиля ГАЗ-63 повышенной проходимости. При разработке учитывался опыт проектирования на заводе в 1947-1948 гг. легкого бронеавтомобиля на той же базе. При составлении TIT на проектирование машины в качестве образца использовались ТТХ БТР М3А1 «Скаут» производства США, поставлявшегося в СССР по ленд-лизу в годы Великой Отечественной войны.
Два опытных образца БТР были изготовлены весной-летом 1948 г. Одна машина оснащалась спаренной установкой 14,5-мм пулемета КПВ-44 и 7,62-мм пулемета СГМБ, другая - штатного оружия не имела. 11ервоначально пулеметная установка выполнялась складывающейся для снижения высоты машины. Однако в сложенном состоянии ствол пулемета КПВ-44 был направлен прямо в голову одному из членов экипажа, что негативно сказывалось на его психологическом состоянии. Поэтому от складывающейся установки отказались. Экипаж БТР состоял из 3 человек. В БТР без установленной) штатного оружия боевой расчет состоял из 10 человек. Для повышения иулестойкости верхние листы бортов корпуса машины располагались под углом к вертикали. Корпуса первых опытных машин изготавливались непосредственно на ГАЗе (без привлечения корпусных заводов) из сортовой стали. Такое техническое решение позволило в процессе доводки машин упростить переустановку узлов и агрегатов в корпусе.
После прохождения заводских испытаний в июне 1948 г. обе машины были представлены на государственные испытания на НИИБТ полигон в Кубинку. 30 июня 1948 г. оба бронетранспортера ГАЗ-40 были осмотрены министром вооруженных сил СССР Маршалом Советского Союза Булганиным, который дал указание на бронетранспортере с вооружением верхние борта корпуса изготовить без наклона (вертикально).
В период со 2 по 10 июля на Горьковском автозаводе бронетранспортер был модернизирован. 16 июля 1948 г. бронетранспортер с измененным корпусом был вновь показан Маршалу Советского Союза Булганину. Для сохранения параметров защиты бортовой проекции машины толщину вертикальных бортовых листов увеличили с 6 до 8 мм. В результате доработки боевая масса машины несколько возросла.
В период с 19 июля по 9 сентября 1948 г. оба образца бронетранспортеров испытывались межведомственной комиссией в объеме 10 000 км пробега и получили положительную оценку. По окончании испытаний бронетранспортер был разобран в соответствии с предложениями межведомственной комиссии. После проведения дефектовки и доработки броневого корпуса БТР был собран и подвергся испытаниям в зимних условиях на НИИБТ полигоне БТ и МВ СА.
Модернизированный образец вследствие хорошей надежности в эксплуатации и высокой проходимости был рекомендован для принятия на вооружение Советской Армии. При осмотре образцов БТВТ 11 января 1949 г. Маршал Советского Союза Булганин дал бронетранспортеру ГАЗ-40 положительную оценку. Однако на заседании от 26 марта 1949 г. им было вынесено решение: «По бронетранспортеру на базе ГАЗ-63 заказа на 100 шт. в 1949 г. не предъявлять, а законченные опытные образцы держать в резерве».
По указанию заместителя министра Вооруженных Сил СССР Маршала Советского Союза Соколовского от 9 мая
1949 г. опытные образцы ГАЗ-40 были возвращены заводу для отработки на них нового вооружения, на одном образце - спаренной установки 14,5-мм пулеметов КПВ, на втором - двух пулеметов СГ-43 на штырях по бортам машины.
Установленные на бронетранспортере ГАЗ-40 два пулемета СГ-43 по бортам машины были подвергнуты в январе-феврале 1950 г. испытаниям. Установки испытания выдержали и были рекомендованы для производства партии машин для проведения войсковых испытаний.
Постановлением СМ СССР от 17 декабря 1949 г. был утвержден план производства БТР-40 на 1950 г. Планом предусматривалось изготовление во II квартале 1950 г. 5 бронетранспортеров для проведения войсковых испытаний. К концу года завод должен был изготовить еще 35 боевых машин.
Летом-осенью 1950 г. были проведены войсковые испытания на гарантийный срок работы - 15 000 км пяти колесных бронетранспортеров, получивших обозначение БТР-40. Испытания 3 бронетранспортеров были проведены в 5-й гв. механизированной армии в районе г. Бобруйска и 2 бронетранспортеров в 16-й гв. механизированной дивизии в районе г. Самарканда. Бронетранспортеры испытания выдержали и были рекомендованы после устранения недостатков к принятию на вооружение Советской Армии в качестве разведывательной машины, машины связи, командирской машины, а также для вывозки раненых из зон ружейно-пулеметного огня.
Испытания показали, что основные агрегаты и механизмы (двигатель, коробка передач, раздаточная коробка, мосты, а также электрооборудование и др.) на протяжении гарантийного срока службы работали надежно. Постановлением СМ СССР от 16 ноября 1950 г. колесный бронетранспортер БТР-40 был принят на вооружение Советской Армии.
Силовая установка, трансмиссия, ходовая часть, средства связи и электрооборудование опытных образцов БТР-40, в основном, были такими же, как и на серийной машине.