Бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ (ГАЗ-40П). предназначенная для ведения войсковой разведки, была разработана в 1954-1957 гг. конструкторским бюро ГАЗ иод руководством В.А. Дедкова. Ведущим конструктором машины был В.К. Рубцов. Опытный образец БРДМ ГАЗ-40П был изготовлен в 1956 г. Машина не имела броневой крыши, корпус опытного образца изготавливался из углеродистой стали. Па машине применялся открытый безрамный несущий корпус со съемным брезентовым тентом.
БРДМ была принята на вооружение приказом министра обороны СССР от 10 января 1958 г. Она находилась в серийном производстве с 1958 г. до 1966 г. на Горьковском автозаводе. С 1962 г., с принятием на вооружение БРДМ-2, основная масса производимых БРДМ (ГАЗ-40П) использовалась в качестве базовых шасси для ПТРК и машин управления. В 1965 г. производство базовой машины было полностью прекращено.
БРДМ представляла собой плавающую колесную двухосную машину с колесной формулой 4x4, оборудованную устройством для преодоления окопов и траншей и системой централизованного регулирования давления воздуха в шинах.
При создании БРДМ были использованы принципиальная схема общей компоновки и основные агрегаты бронетранспортера БТР-40. Установка двигателя в удлиненной передней части корпуса ухудшала обзорность с места водителя.
Корпус машины имел три отделения: силовой установки, управления и боевое. В отделении управления, расположенном в средней части корпуса, были размещены водитель и командир машины. Отделение силовой установки и отделение управления разделялись перегородкой. Боевое отделение занимало среднюю и кормовую часть корпуса. В боевом отделении размещалось три сиденья для членов экипажа. До 1962 г. основным оружием БРДМ являлся 7,62-мм пулемет СГМБ, который при стрельбе устанавливался на кронштейне приваренном к лобовому листу корпуса. С июля 1962 г. машины комплектовались 7.62-мм пулеметом ПКТ. Кронштейн под шкворневую установку пулемета был перенесен из боевого отделения на лобовой верхний лист корпуса. Во второй половине 1962 - начале 1963 г. силами заводских бригад на машинах, находившихся в войсках, была произведена доработка по расположению кронштейнов под установку пулемета ПКТ снаружи корпуса БРДМ. Боекомплект к пулемету составлял 1250 натронов. Для стрельбы из личного оружия было предназначено семь амбразур: одна в передней части боевого отделения, по две в каждом борту и две в кормовых дверках.
Броневой герметичный корпус имел форму, обеспечивавшую минимальное сопротивление движению на плаву. Он сваривался из броневых листов толщиной 6, 8 и 12 мм и являлся основанием для монтажа агрегатов и оборудования машины. До 1959 г. машины выпускались с открытым безрамным несущим корпусом и съемным брезентовым тентом. С 1959 г. БРДМ выпускался с закрытым корпусом. В крыше корпуса машины имелся люк с двумя откидными крышками для посадки и выхода водителя и командира. Верхний лобовой лист корпуса машины имел угол наклона 85°. Лобовые броневые листы обеспечивали защиту от 7,62-мм нуль.
На БРДМ устанавливался карбюраторный шестицилиндровый двигатель ГАЗ-40 мощностью 66 кВт (90 л.с.), который в сборе со сцеплением и коробкой передач монтировался в передней части корпуса машины. В боевом отделении за нишами задних колес размещались два бензиновых бака суммарной емкостью 150 л. Запас хода по шоссе достигал 500 км, на плаву -100 км.
В состав механической трансмиссии входили однодисковое сцепление, четырехступенчатая коробка передач, двухступенчатая раздаточная коробка, карданная передача, главные передачи с самоблокирующимися дифференциалами, от которых осуществлялся привод к ведущим колесам.
На коробке передач была установлена коробка отбора мощности на водомет, а на раздаточной коробке - коробка отбора мощности на дополнительные колеса. Машина была оборудована четырьмя дополнительными пневматическими колесами размером 700x250 мм, расположенными попарно друг за другом в средней части корпуса вдоль бортов. С помощью гидроподъемников, они опускались и поднимались при преодолении окопов и траншей шириной до 1,2 м. Дополнительные колеса выполнялись ведущими с механическим приводом от трансмиссии.
В кормовой части корпуса был установлен водомет, конструкция которого была такой же, как у легкого танка ПТ-76. Он обеспечивал машине тяговое усилие на швартовах до 4,9 кН (500 кгс). При движении на плаву с лобового листа корпуса вверх поднимался волноотражательный шит. Для управления машиной на плаву использовались водяные рули, смонтированные в трубе водомета (они позволяли ей разворачиваться на месте), и передние поворачивающиеся колеса машины. При этом радиус поворота (циркуляции) составлял 18-25 м. Задний ход машины на плаву осуществлялся с помощью боковых каналов при закрытой заслонке водомета. Для периодической очистки водозаборной решетки в коробке отбора мощности было предусмотрено переключение пропеллерного насоса водомета на обратное вращение. В случае выхода из строя водомета машина могла двигаться за счет вращения колес при включении второй или третьей передачи в коробке передач. Откачка воды из корпуса машины производилась по принципу эжекции через специальную клапанную коробку при работающем водомете. Охлаждение двигателя при движении на плаву осуществлялось забортной водой через теплообменник.
Пневматические шины размерности 12.00-18" основного колесного движителя были подключены к системе централизованного регулирования давления воздуха. Подвеска состояла из четырех продольных пол у эллиптических рессор и восьми поршневых гидроамортизаторов двухстороннего действия. Самовытаскивание машины при застревании осуществлялось с помощью кабестана с длиной троса 50 м, смонтированного в передней части корпуса машины. Привод к кабестану осуществляется с помощью звездочек и цепной передачи от переднего носка коленчатого вала. Включался кабестан с места водителя.
Приборы электрооборудования имели напряжение 12 В. Для внешней связи использовалась радиостанция Р-113, а для ведения химической разведки - прибор ВПХР. С 1962 г. часть машин оснащалась приборами радиационной и химической разведки ДП-3 и ПХР-54.
На базе БРДМ были созданы боевые машины 21127 с ИТРК «Шмель», 9П32 с ПТРК «Фаланга», 9П32М с ПТРК «Фалан-га-М», 9П110 с ПТРК «Малютка», машина химической разведки БРДМ-рх и машины управления БРДМ-У и БРДМ-РУ. Кроме того, были созданы модификации БРДМ для экспортных поставок.
БРДМ была принята на вооружение приказом министра обороны СССР от 10 января 1958 г. Она находилась в серийном производстве с 1958 г. до 1966 г. на Горьковском автозаводе. С 1962 г., с принятием на вооружение БРДМ-2, основная масса производимых БРДМ (ГАЗ-40П) использовалась в качестве базовых шасси для ПТРК и машин управления. В 1965 г. производство базовой машины было полностью прекращено.
БРДМ представляла собой плавающую колесную двухосную машину с колесной формулой 4x4, оборудованную устройством для преодоления окопов и траншей и системой централизованного регулирования давления воздуха в шинах.
При создании БРДМ были использованы принципиальная схема общей компоновки и основные агрегаты бронетранспортера БТР-40. Установка двигателя в удлиненной передней части корпуса ухудшала обзорность с места водителя.
Корпус машины имел три отделения: силовой установки, управления и боевое. В отделении управления, расположенном в средней части корпуса, были размещены водитель и командир машины. Отделение силовой установки и отделение управления разделялись перегородкой. Боевое отделение занимало среднюю и кормовую часть корпуса. В боевом отделении размещалось три сиденья для членов экипажа. До 1962 г. основным оружием БРДМ являлся 7,62-мм пулемет СГМБ, который при стрельбе устанавливался на кронштейне приваренном к лобовому листу корпуса. С июля 1962 г. машины комплектовались 7.62-мм пулеметом ПКТ. Кронштейн под шкворневую установку пулемета был перенесен из боевого отделения на лобовой верхний лист корпуса. Во второй половине 1962 - начале 1963 г. силами заводских бригад на машинах, находившихся в войсках, была произведена доработка по расположению кронштейнов под установку пулемета ПКТ снаружи корпуса БРДМ. Боекомплект к пулемету составлял 1250 натронов. Для стрельбы из личного оружия было предназначено семь амбразур: одна в передней части боевого отделения, по две в каждом борту и две в кормовых дверках.
Броневой герметичный корпус имел форму, обеспечивавшую минимальное сопротивление движению на плаву. Он сваривался из броневых листов толщиной 6, 8 и 12 мм и являлся основанием для монтажа агрегатов и оборудования машины. До 1959 г. машины выпускались с открытым безрамным несущим корпусом и съемным брезентовым тентом. С 1959 г. БРДМ выпускался с закрытым корпусом. В крыше корпуса машины имелся люк с двумя откидными крышками для посадки и выхода водителя и командира. Верхний лобовой лист корпуса машины имел угол наклона 85°. Лобовые броневые листы обеспечивали защиту от 7,62-мм нуль.
На БРДМ устанавливался карбюраторный шестицилиндровый двигатель ГАЗ-40 мощностью 66 кВт (90 л.с.), который в сборе со сцеплением и коробкой передач монтировался в передней части корпуса машины. В боевом отделении за нишами задних колес размещались два бензиновых бака суммарной емкостью 150 л. Запас хода по шоссе достигал 500 км, на плаву -100 км.
В состав механической трансмиссии входили однодисковое сцепление, четырехступенчатая коробка передач, двухступенчатая раздаточная коробка, карданная передача, главные передачи с самоблокирующимися дифференциалами, от которых осуществлялся привод к ведущим колесам.
На коробке передач была установлена коробка отбора мощности на водомет, а на раздаточной коробке - коробка отбора мощности на дополнительные колеса. Машина была оборудована четырьмя дополнительными пневматическими колесами размером 700x250 мм, расположенными попарно друг за другом в средней части корпуса вдоль бортов. С помощью гидроподъемников, они опускались и поднимались при преодолении окопов и траншей шириной до 1,2 м. Дополнительные колеса выполнялись ведущими с механическим приводом от трансмиссии.
В кормовой части корпуса был установлен водомет, конструкция которого была такой же, как у легкого танка ПТ-76. Он обеспечивал машине тяговое усилие на швартовах до 4,9 кН (500 кгс). При движении на плаву с лобового листа корпуса вверх поднимался волноотражательный шит. Для управления машиной на плаву использовались водяные рули, смонтированные в трубе водомета (они позволяли ей разворачиваться на месте), и передние поворачивающиеся колеса машины. При этом радиус поворота (циркуляции) составлял 18-25 м. Задний ход машины на плаву осуществлялся с помощью боковых каналов при закрытой заслонке водомета. Для периодической очистки водозаборной решетки в коробке отбора мощности было предусмотрено переключение пропеллерного насоса водомета на обратное вращение. В случае выхода из строя водомета машина могла двигаться за счет вращения колес при включении второй или третьей передачи в коробке передач. Откачка воды из корпуса машины производилась по принципу эжекции через специальную клапанную коробку при работающем водомете. Охлаждение двигателя при движении на плаву осуществлялось забортной водой через теплообменник.
Пневматические шины размерности 12.00-18" основного колесного движителя были подключены к системе централизованного регулирования давления воздуха. Подвеска состояла из четырех продольных пол у эллиптических рессор и восьми поршневых гидроамортизаторов двухстороннего действия. Самовытаскивание машины при застревании осуществлялось с помощью кабестана с длиной троса 50 м, смонтированного в передней части корпуса машины. Привод к кабестану осуществляется с помощью звездочек и цепной передачи от переднего носка коленчатого вала. Включался кабестан с места водителя.
Приборы электрооборудования имели напряжение 12 В. Для внешней связи использовалась радиостанция Р-113, а для ведения химической разведки - прибор ВПХР. С 1962 г. часть машин оснащалась приборами радиационной и химической разведки ДП-3 и ПХР-54.
На базе БРДМ были созданы боевые машины 21127 с ИТРК «Шмель», 9П32 с ПТРК «Фаланга», 9П32М с ПТРК «Фалан-га-М», 9П110 с ПТРК «Малютка», машина химической разведки БРДМ-рх и машины управления БРДМ-У и БРДМ-РУ. Кроме того, были созданы модификации БРДМ для экспортных поставок.