Принятая на вооружение система АС-5 не полностью удовлетворяла растущим требованиям и уже достигнутому уровню новых разработок. Еще до принятия ее на вооружение ОКБ-16 предприняло радикальную модернизацию снарядов в вариант АРС-57М с практически полной переделкой конструкции. Сохранив лишь калибр и массу, модернизированный снаряд получил новый двигатель с пороховым зарядом рецептуры РСИ-60, обеспечившим больший импульс и на треть возросшую скорость, изменилась конструкция БЧ с повышением фугасного и осколочного действия, оперение состояло из восьми перьев с углом раствора, близким к нормали - под 190 градусов от продольной оси.
Испытания АРС-57М проводились уже на сверхзвуковых истребителях МиГ-19, где ракетные блоки подвешивались на специальных балках под крылом. В сочетании с новым автоматическим прицелом АСП-5НМ точность огня удалось существенно повысить, доведя характеристики рассеивания до 0,4-0,6% дальности стрельбы. Всего при испытаниях были отстреляны 1336 ракет АРС-57М. После положительного заключения, в мае 1959 года система АС-5М со снарядами АРС-57М (С-5М) была принята на вооружение для МиГ-19С и МиГ-19П. На серийных истребителях, включая и МиГ-19 ранних выпусков, могли подвешиваться до четырех блоков: два вместо подвесных баков и два на спецузлах, размещенных несколько необычно - под консолью ближе к задней кромке крыла, где по конструктивным соображениям удачнее решалось их крепление к внутренней подкосной балке консоли (традиционному размещению на пилонах у носка крыла на МиГ-19 мешали тянущиеся тут к пушкам рукава патронных лент).
Корпус НАР представлял собой тонкостенную бесшовную тянутую стальную трубу, внутри которой размещался РДТТ с топливной шашкой кольцевого сечения массой 1,13 кг. Заряд прессовался из нитроглицеринового пороха рецептуры РСИ-60. Шашка имела подвесную конструкцию: ее трубка свободно вставлялась в корпус, соприкасаясь с его стенками по трем продольным выступам, служившим для центровки заряда в камере, чтобы горение шло по всем ее поверхностям, наружной и внутреннему каналу. К передней части корпуса на резьбе крепилась БЧ со взрывателем, а к задней - сопло с узлами навески оперения. Для обеспечения плотной стыковки сопло навинчивалось на жаропрочной суриковой замазке. Перья стабилизатора шарнирно складывались вперед по полету, охватывая в сложенном виде сопло. Их форма почти в точности повторяла наружный контур сопла, а потребная площадь оперения набиралась за счет количества лепестков. При хранении С-5 и снаряжении пусковых блоков лепестки удерживались в сложенном положении стаканом из крафт-бумаги или пластика, а при пуске и выходе из ствола они раскрывались набегающим потоком воздуха и пружинами, становясь на упор.
Воспламенение РДТТ производилось электрозапалом, вложенным в пороховую шашку. Его нить накаливания поджигала навеску дымного пороха (обычного ружейного пороха № 2), выплескивавшего форс огня на топливный заряд РДТТ. Двигатель развивал индикаторную реактивную силу до 415 кг. Время работы порохового двигателя составляло от 0,56 до 1 с при дальности активного участка траектории 250-360 м (разброс характеристик зависел преимущественно от температуры воздуха, влиявшей на горение заряда). Пара колец на корпусе С-5М обеспечивала более плотную посадку в стволе блока, направляя снаряд в процессе разгона и при выходе из ствола. Начальная скорость при покидании ствола не превышала 80-90 м/с, дальнейший разгон до скорости 670-725 м/с, более чем вдвое превышавшей звуковую, происходил на активном участке траектории. После выгорания топлива ракета продолжала полет по баллистической кривой, подобно пушечному снаряду. Баллистические характеристики С-5М, определявшие ее поведение на траектории, позволяли довольно легкой ракете с небольшой поперечной нагрузкой при дальности эффективного огня 800-1800 м демонстрировать достаточную точность, не уступавшую пушечным снарядам.
Хотя ракета считалась средством поражения фугасного действия, ее 815-граммовая БЧ несла относительно небольшой заряд ВВ марки А-1Х-2 - 285 г, составлявший менее 35% общей массы (обычно у фугасных боеприпасов эта доля составляет 50-70%). Осколочное действие С-5М за счет дробления корпуса характеризовалось образованием 150 осколков, из них 35 массой 1 г и 40 более мелких массой 0,5-1 г. Довольно легкие осколки обладали достаточной убойной силой за счет высокой скорости разлета; ранее в традициях советской оружейной школы первостепенной для оценки поражающего действия считалась масса осколков минимум по 20-30 г, и только в послевоенное время сложилось понимание, что ведущую роль как для достижения пробивного, так и зажигательного и детонирующего действия играет энергия осколка, в основном и определяемая его скоростью (позднее, правда, сочли массу в один грамм слишком маленькой и перешли к организации более увесистых поражающих элементов). Устройство БЧ обеспечивало разлет двух третей осколков в боковых направлениях в виде плотного потока сектором шириной 40 градусов, создававшим эффективную зону поражения. В случае промаха ракеты через 10-15 с срабатывал временной самоликвидатор, подрывавший БЧ на траектории во избежание «засорения» полигонов неразорвавшимися боеприпасами.
С-5М комплектовались головным механическим контактным взрывателем В-5М мгновенного действия. Дальнее взведение взрывателя происходило на удалении 200-250 м, обеспечивая безопасность при пуске. Сигналом для его инерционного датчика являлась возникавшая отрицательная перегрузка при прекращении работы двигателя, что надежно предохраняло ракету от преждевременного срабатывания даже при застревании в пусковом устройстве.
В ходе производства снаряды получили ряд конструктивных и технологических усовершенствований, направленных, в основном, на упрощение и удешевление, а также эксплутационные улучшения. С 1961 года в конструкции С-5М изменили оперение, заменив дюралевые перья стальными, а с 1966 года такую переделку внедрили и на других ракетах этого семейства. После принятия на вооружение ракетных блоков с открытой казенной частью появились рекламации на неудовлетворительную работу взрывателей В-5М, у которых не происходило взведение взрывателей (динамика разгона снаряда из новых блоков отличалась большой плавностью и перегрузки нарастали медленнее, чем при «пушечном старте» из 0Р0-57 с закрытыми сзади стволами). Для применения снарядов из новых блоков использовали доработанный взрыватель В-5М1, отличавшийся меньшей жесткостью пружины инерционного устройства.
При снаряжении блоков ракетами каждую висящую на проводке контактную вилку требовалось подключить к своему разъему, через который подавался импульс на электрозапал. Неудобство и трудоемкость заряжания таких снарядов преодолели введением простой и рациональной схемы подачи электроимпульса на воспламенитель двигателя через контактное кольцо прямо на корпусе ракеты. Теперь для заряжания блока достаточно было просто задвинуть снаряд в ствол до упора, с посадкой кольца на контактную муфту. Ракеты в таком исполнении получили наименование
С-5М1. Решение оказалось практичным, доказало свою надежность и удобство, после чего было внедрено и на остальных НАР типа С-5. С-5М1, также снаряжавшиеся взрывателями В-5М1, не отличались от предшественников.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]В.Марковский, И.Приходченко - "Неуправляемые ракеты С-5"