Мостоопорный танк МОТ предназначалась для обеспечения преодоления всеми типами танков узких рек, оврагов, противотанковых рвов, эскарпов и контрэскарпов. Эскизно-технический проект мостоопорного танка был разработан КБ завода № 75 в августе 1948 г., а через год в НТК ГБТУ были одобрены рабочий проект и макет в масштабе 1:10 мостоопорного танка. Опытный образец был создан осенью 1949 г. Машина МОТ была изготовлена на базе узлов и агрегатов среднего танка Т-54 и представляла собой бронированную гусеничную машину, оснащенную специальным оборудованием.
Машина МОТ позволяла различным образцам ВВТ массой до 75 т преодолевать преграды шириной до 15,5 м и вертикальные препятствия высотой до 5,5 м. Глубина преодолеваемого водного препятствия составляла 3,8 м. Ширина колеи танка-моста составляла 1,3 м, а проезжей части - 3,6 м. Машина устанавливалась на препятствие с проведением подготовительных работ без выхода экипажа. Для преодоления более широких или высоких препятствий предусматривалось использовать два или три мостоопорных танка.
Четыре стальных концевых секции моста в транспортном положении находились на крыше машины. Установка концевых секций на препятствие поочередно производилась с помощью дополнительной трансмиссии. Вначале на препятствие устанавливались передние, а затем задние концевые секции.
Герметичный корпус машины одновременно являлся центральной (средней) частью моста. Для наблюдения за местностью членами экипажа в передней части корпуса машины были сделаны прямоугольные окна. При использовании машины МОТ для обеспечения переправы образцов ВВТ через водные преграды глубиной до 3,8 м, на ней дополнительно устанавливались трубы ОПВТ.
Силовая установка, трансмиссия, ходовая часть и электрооборудование машины, в основном, были такими же, как и на среднем танке Т-54 с внесением некоторых конструктивных изменений.
Проведенные испытания показали ограниченность применения данного типа средств преодоления препятствий. Предпочтение было отдано развитию танковых мостоукладчиков, обладавших более широким диапазоном применения.
Источник: "Отечественные бронированные машины". Том 3.
Машина МОТ позволяла различным образцам ВВТ массой до 75 т преодолевать преграды шириной до 15,5 м и вертикальные препятствия высотой до 5,5 м. Глубина преодолеваемого водного препятствия составляла 3,8 м. Ширина колеи танка-моста составляла 1,3 м, а проезжей части - 3,6 м. Машина устанавливалась на препятствие с проведением подготовительных работ без выхода экипажа. Для преодоления более широких или высоких препятствий предусматривалось использовать два или три мостоопорных танка.
Четыре стальных концевых секции моста в транспортном положении находились на крыше машины. Установка концевых секций на препятствие поочередно производилась с помощью дополнительной трансмиссии. Вначале на препятствие устанавливались передние, а затем задние концевые секции.
Герметичный корпус машины одновременно являлся центральной (средней) частью моста. Для наблюдения за местностью членами экипажа в передней части корпуса машины были сделаны прямоугольные окна. При использовании машины МОТ для обеспечения переправы образцов ВВТ через водные преграды глубиной до 3,8 м, на ней дополнительно устанавливались трубы ОПВТ.
Силовая установка, трансмиссия, ходовая часть и электрооборудование машины, в основном, были такими же, как и на среднем танке Т-54 с внесением некоторых конструктивных изменений.
Проведенные испытания показали ограниченность применения данного типа средств преодоления препятствий. Предпочтение было отдано развитию танковых мостоукладчиков, обладавших более широким диапазоном применения.
Источник: "Отечественные бронированные машины". Том 3.