Су-25БМ - штурмовик в варианте буксировщика мишеней.
Штурмовик Су-25БМ, борт. 14 красный, зав. номер 25508610506, 368-й ОШАП. Авиашоу в Гроссенхайн, Германия, август 1992 г.:
http://www.airliners.net/photo/0237100
История создания.
В 1986 г. в ОКБ П.О.Сухого началась разработка самолета-буксировщика мишеней Су-25БМ (шифр ОКБ Т-8БМ). В процессе проектирования рассматривались два различных проекта самолета-буксировщика: первый - на базе двухместного учебно-боевого самолета Су-25УБ, и второй - на базе боевого одноместного штурмовика Су-25. Предпочтение было отдано второму проекту.
В Тбилиси был специально переоборудован серийный штурмовик Су-25 борт. № 12, зав. номер 10489, который получил шифр Т-8БМ-1. Самолёт получил двигатели Р-195. На нём отрабатывали буксировку воздушной мишени "Комета". На этой машине отрабатывались различные параметры буксировки мишеней, в частности, скорость и время причаливания (контакт мишени с контейнером). Так как возникли проблемы с причаливанием самой мишени, то работы затянулись до начала 1989 г. Поэтому Главный конструктор В.П.Бабак принял решение для отработки пикирующих мишеней использовать опытный самолет Т-8-15 с двигателями с двигателями Р-195 (бортовой номер 301). После завершения испытаний в конце 1989 г. в Тбилиси вместо Су-25 было начато серийное производство Су-25БМ. Первый полёт на первом серийном Су-25БМ на аэродроме Тбилисского авиазавода был выполнен 22 марта 1990 г. заводским лётчиком В.П.Коростиевым.
По сравнению с ранними сериями Су-25 штурмовик Су-25БМ уже изначально имели воздухозаборники генераторов двигателей не в основании киля, а на внешних сторонах хвостовых коков мотогондол (как на поздних Су-25 10-й серии).
На Су-25БМ устанавливался двигатель Р-195. Его серийное производство началось на УМПО в Уфе в 1988 г. Внешней особенностью соплового аппарата двигателя Р-195 является выступающая из центрального тела сопла труба. Другим внешним признаком самолётов с Р-195 являются маленькие воздухозаборники (в/з) под гондолами двигателей. Они предназначены для подвода воздуха через одну из опор центрального тела сопла для его продува с целью снижения ИК-заметности. Воздух выдувался из той самой выступающей трубы центрального тела сопла. Согласно документации, такие в/з вводились с зав. номера 10503, изменения вступили в силу с 1989 г.
Первый серийный штурмовик Су-25БМ с Р-195 получил зав. номер 10503. Известно, что на машинах с зав. номерами 10500 - 10502 стояли двигатели Р-95Ш. Возможно, это были Су-25БМ с Р-95Ш. Самолеты Су-25БМ в экспортной комплектации имели обозначение Су-25БМК. Серийные Су-25БМ имели зав. номера (последние 5 цифр) типа 105ХХ.
Все Су-25БМ и Су-25БМК, за исключением нескольких экземпляров с Р-95Ш были оснащены двигателями Р-195. По всей видимости это было связано с недопоставками двигателей Р-195 с Уфы. Всего до развала Советского Союза в Тбилисси было выпущено 50 штурмовиков Су-25БМ. Выпуск машин осуществлён в 1990 г. В дальнейшем в Тбилисси вместо Су-25БМ развёртывалось серийное производство Су-25Т.
Имеются данные, что Су-25БМ и в СССР (РФ) по "специальности" так и не использовался. 50 машин Су-25БМ Тбилисский авиазавод успел выпустить до распада Союза, а буксируемые мишени "Комета" и обордование (турболедебка ТЛ-70) так и не были изготовлены и поставлены ВВС.
Техническое описание.
Самолет-буксировщик мишеней - Су-25БМ предназначен для обеспечения учебно-боевой подготовки войск, оснащенных системами вооружения "земля-воздух" и "корабль-воздух". Боевые возможности Су-25БМ полностью соответствовали боевым возможностям Су-25.
Выполнение учебно-боевой подготовки обеспечивается применением буксируемой мишени "Комета", пикирующих мишеней ПМ-6 и парашютных мишеней М-6. Применяемые мишени-имитаторы обеспечивают отработку задач обнаружения и сопровождения целей в оптическом, инфракрасном и радиолокационном диапазонах, проведение практических стрельб зенитной артиллерии и других огневых средств.
Буксируемая воздушная мишень "Комета" предназначена для имитации осредненных характеристик отражательных и излучательных свойств цели в оптическом, инфракрасном диапазонах и сантиметровом радиодиапазоне.
Установленная на мишени аппаратура обеспечивает определение величины "промаха" снарядов по зонам в диапазоне от 0 до 50 метров. Информация о величине промаха и количестве пролетов снарядов передается на наземную аппаратуру регистрации результатов стрельбы "Планер-М".
Воздушная мишень "Комета" буксируется носителем на тросе, выпускаемом на длину 2300 - 3000 метров. Подвеска, выпуск и подтягивание мишени обеспечивается турболебедкой ТЛ-70, механизмы которой приводятся в движение турбиной, раскручиваемой встречным потоком воздуха. Управление лебедкой осуществляется в ручном или автоматическом режимах.
Турболебедка обеспечивает выпуск и уборку буксировочного троса, -выпуск мишени с предварительным отводом ее от контейнера лебедки на параллелограммном механизме и приемку мишени, фиксацию мишени на жесткой сцепке при подвеске и торможение троса при буксировке.
Применение самолета с мишенью "Комета" производится вдали от населенных пунктов, на специально оборудованных полигонах.
При установке на самолет контейнера с турболебедкой и мишени "Комета" под противоположную плоскость буксировщика для сохранения аэродинамической и массинерционной симметрии самолета устанавливается аэродинамический и весовой противовес. Контейнер с турболебедкой и мишень "Комета" устанавливаются под третью от борта фюзеляжа точку подвески.
Пикирующая мишень ПМ-6, оснащенная уголковым отражателем радиолокационных волн и огне-дымовыми трассерами, имитирует пикирующие цели, выполняя полет по заданной траектории с углом пикирования 30-70 градусов. В конце полета выполняется автоматическая посадка с парашютом на грунт или водную поверхность. На самолете может быть одновременно подвешено 4 пикирующие мишени ПМ-6, на вторую и четвертую от борта фюзеляжа точки подвески каждой консоли крыла, по одной мишени на точку подвески. Для увеличения дальности и продолжительности полета самолета при применении им мишеней "Комета" и ПМ-6 на самолете-буксировщике могут быть установлены два подвесных топливных бака емкостью по 1150 литров каждый (ПТБ-1150), по одному под каждой консолью крыла.
Подвесные баки устанавливаются на внутренних точках подвески. При применении подвесных топливных баков число одновременно подвешиваемых под самолет мишеней ПМ-6 уменьшается до двух.
Бортовое радиотехническое и навигационное оборудование самолета взаимодействует с наземными системами.
Су-25БМ с подвеской пикирующей мишени ПМ-6:
http://aviaforum.ru/showthread.php?t=23350&page=4
Штурмовик Су-25БМ, борт. 14 красный, зав. номер 25508610506, 368-й ОШАП. Авиашоу в Гроссенхайн, Германия, август 1992 г.:
http://www.airliners.net/photo/0237100
История создания.
В 1986 г. в ОКБ П.О.Сухого началась разработка самолета-буксировщика мишеней Су-25БМ (шифр ОКБ Т-8БМ). В процессе проектирования рассматривались два различных проекта самолета-буксировщика: первый - на базе двухместного учебно-боевого самолета Су-25УБ, и второй - на базе боевого одноместного штурмовика Су-25. Предпочтение было отдано второму проекту.
В Тбилиси был специально переоборудован серийный штурмовик Су-25 борт. № 12, зав. номер 10489, который получил шифр Т-8БМ-1. Самолёт получил двигатели Р-195. На нём отрабатывали буксировку воздушной мишени "Комета". На этой машине отрабатывались различные параметры буксировки мишеней, в частности, скорость и время причаливания (контакт мишени с контейнером). Так как возникли проблемы с причаливанием самой мишени, то работы затянулись до начала 1989 г. Поэтому Главный конструктор В.П.Бабак принял решение для отработки пикирующих мишеней использовать опытный самолет Т-8-15 с двигателями с двигателями Р-195 (бортовой номер 301). После завершения испытаний в конце 1989 г. в Тбилиси вместо Су-25 было начато серийное производство Су-25БМ. Первый полёт на первом серийном Су-25БМ на аэродроме Тбилисского авиазавода был выполнен 22 марта 1990 г. заводским лётчиком В.П.Коростиевым.
По сравнению с ранними сериями Су-25 штурмовик Су-25БМ уже изначально имели воздухозаборники генераторов двигателей не в основании киля, а на внешних сторонах хвостовых коков мотогондол (как на поздних Су-25 10-й серии).
На Су-25БМ устанавливался двигатель Р-195. Его серийное производство началось на УМПО в Уфе в 1988 г. Внешней особенностью соплового аппарата двигателя Р-195 является выступающая из центрального тела сопла труба. Другим внешним признаком самолётов с Р-195 являются маленькие воздухозаборники (в/з) под гондолами двигателей. Они предназначены для подвода воздуха через одну из опор центрального тела сопла для его продува с целью снижения ИК-заметности. Воздух выдувался из той самой выступающей трубы центрального тела сопла. Согласно документации, такие в/з вводились с зав. номера 10503, изменения вступили в силу с 1989 г.
Первый серийный штурмовик Су-25БМ с Р-195 получил зав. номер 10503. Известно, что на машинах с зав. номерами 10500 - 10502 стояли двигатели Р-95Ш. Возможно, это были Су-25БМ с Р-95Ш. Самолеты Су-25БМ в экспортной комплектации имели обозначение Су-25БМК. Серийные Су-25БМ имели зав. номера (последние 5 цифр) типа 105ХХ.
Все Су-25БМ и Су-25БМК, за исключением нескольких экземпляров с Р-95Ш были оснащены двигателями Р-195. По всей видимости это было связано с недопоставками двигателей Р-195 с Уфы. Всего до развала Советского Союза в Тбилисси было выпущено 50 штурмовиков Су-25БМ. Выпуск машин осуществлён в 1990 г. В дальнейшем в Тбилисси вместо Су-25БМ развёртывалось серийное производство Су-25Т.
Имеются данные, что Су-25БМ и в СССР (РФ) по "специальности" так и не использовался. 50 машин Су-25БМ Тбилисский авиазавод успел выпустить до распада Союза, а буксируемые мишени "Комета" и обордование (турболедебка ТЛ-70) так и не были изготовлены и поставлены ВВС.
Техническое описание.
Самолет-буксировщик мишеней - Су-25БМ предназначен для обеспечения учебно-боевой подготовки войск, оснащенных системами вооружения "земля-воздух" и "корабль-воздух". Боевые возможности Су-25БМ полностью соответствовали боевым возможностям Су-25.
Выполнение учебно-боевой подготовки обеспечивается применением буксируемой мишени "Комета", пикирующих мишеней ПМ-6 и парашютных мишеней М-6. Применяемые мишени-имитаторы обеспечивают отработку задач обнаружения и сопровождения целей в оптическом, инфракрасном и радиолокационном диапазонах, проведение практических стрельб зенитной артиллерии и других огневых средств.
Буксируемая воздушная мишень "Комета" предназначена для имитации осредненных характеристик отражательных и излучательных свойств цели в оптическом, инфракрасном диапазонах и сантиметровом радиодиапазоне.
Установленная на мишени аппаратура обеспечивает определение величины "промаха" снарядов по зонам в диапазоне от 0 до 50 метров. Информация о величине промаха и количестве пролетов снарядов передается на наземную аппаратуру регистрации результатов стрельбы "Планер-М".
Воздушная мишень "Комета" буксируется носителем на тросе, выпускаемом на длину 2300 - 3000 метров. Подвеска, выпуск и подтягивание мишени обеспечивается турболебедкой ТЛ-70, механизмы которой приводятся в движение турбиной, раскручиваемой встречным потоком воздуха. Управление лебедкой осуществляется в ручном или автоматическом режимах.
Турболебедка обеспечивает выпуск и уборку буксировочного троса, -выпуск мишени с предварительным отводом ее от контейнера лебедки на параллелограммном механизме и приемку мишени, фиксацию мишени на жесткой сцепке при подвеске и торможение троса при буксировке.
Применение самолета с мишенью "Комета" производится вдали от населенных пунктов, на специально оборудованных полигонах.
При установке на самолет контейнера с турболебедкой и мишени "Комета" под противоположную плоскость буксировщика для сохранения аэродинамической и массинерционной симметрии самолета устанавливается аэродинамический и весовой противовес. Контейнер с турболебедкой и мишень "Комета" устанавливаются под третью от борта фюзеляжа точку подвески.
Пикирующая мишень ПМ-6, оснащенная уголковым отражателем радиолокационных волн и огне-дымовыми трассерами, имитирует пикирующие цели, выполняя полет по заданной траектории с углом пикирования 30-70 градусов. В конце полета выполняется автоматическая посадка с парашютом на грунт или водную поверхность. На самолете может быть одновременно подвешено 4 пикирующие мишени ПМ-6, на вторую и четвертую от борта фюзеляжа точки подвески каждой консоли крыла, по одной мишени на точку подвески. Для увеличения дальности и продолжительности полета самолета при применении им мишеней "Комета" и ПМ-6 на самолете-буксировщике могут быть установлены два подвесных топливных бака емкостью по 1150 литров каждый (ПТБ-1150), по одному под каждой консолью крыла.
Подвесные баки устанавливаются на внутренних точках подвески. При применении подвесных топливных баков число одновременно подвешиваемых под самолет мишеней ПМ-6 уменьшается до двух.
Бортовое радиотехническое и навигационное оборудование самолета взаимодействует с наземными системами.
Су-25БМ с подвеской пикирующей мишени ПМ-6:
http://aviaforum.ru/showthread.php?t=23350&page=4