НАЗНАЧЕНИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Зенитная управляемая ракета 5В21А является боевым звеном передвижного огневого комплекса системы С-200 и предназначена для поражения скоростных, высотных и малоразмерных воздушных целей (самолетов, самолетов-снарядов, крылатых ракет) на больших дальностях.
Старт ракеты наклонный под углом 48° с пусковой установки 5П72 в направлении на цель.
До старта ракеты с ЦВМ РПЦ через кабину управления стартом КЗМ на ракету поступает информация. По этой информации головка самонаведения осуществляет захват цели и ее автоматическое сопровождение, устанавливается программа работы маршевого двигателя, выбирается метод самонаведения, а также время выдачи команды дальнего взведения на радиовзрыватель.
По команде «Пуск» через стартовую автоматику запускаются бортовые источники питания, затем запускаются стартовые двигатели и ракета стартует.
При достижении ракетой скорости, соответствующей величине скоростного напора 0,65 кгс/см2, запускается маршевый двигатель. После запуска маршевого двигателя начинает работать исполнительный механизм регулятора тяги, который обеспечивает изменение тяги двигателя по заранее заданной программе.
Через 0,6 сек после старта начинается стабилизация ракеты по всем трем каналам и управление по каналу крена.
Через 1 сек после сброса стартовых двигателей (СД) счетно-решающий прибор (СРП) выдает на автопилот (АП) команду «Начало управления» и происходит подключение команд с выхода СРП к АП по I и II каналам. Начинается управляемый полет ракеты.
Управление полетом ракеты осуществляется по командам с ГСН, работающей в режиме автоматического сопровождения цели, и СРП. Команды управления вырабатываются ГСН и СРП по отраженному от цели сигналу РПЦ в соответствии с выбранным методом самонаведения.
Через 20 или 45 сек после старта ракеты в зависимости от того, в ближней или дальней зоне должна произойти встреча ракеты с целью, на радновзрыватель (РВ) с программного механизма выдается команда дальнего взведения (КДВ). По этой команде РБ подготавливается к работе.
В процессе сближения ракеты с целью при достижении угловой скорости поворота линии визирования «ракета — цель» 3,5 град/сек (сигнал поступает от ГСН) РВ формирует команду ближнего взведения (КБВ) и начинает работать, получая отраженный от цели сигнал РПЦ. В момент нахождения цели в области наиболее эффективного поражения РВ выдает сигнал на подрыв боевой части.
В случае если ракета пролетит мимо цели, то по окончании работы бортового источника питания пропадет напряжение +27 в, что является командой для самоликвидации ракеты.
Основные технические данные ракеты:
Полная длина - 10 764 мм
Длина второй ступени - 10 285 мм
Диаметр второй ступени - 750 им
Длина стартового двигателя - 5091 мм
Размах крыльев - 2520 мм
Размах рулей-элеронон - 2234 мм
Размах стабилизаторов - 2361 мм
Стартовый вес:
- СД 5С25 - 6950 кг
- СД 5С28 - 7068 кг
Вес снаряженной и заправленной второй ступени - 3860 кг
Вес снаряженной первой ступени:
- СД 5С25 - 3090 кг
- СД 5С28 - 3208 кг
Вес окислителя АК-27П - 1680 кг
Вес горючего ТГ-02 - 586 кг
Вес сжатого воздуха в шар-баллоне - 16,5 кг
Вес гидросмеси - 12 кг
Вес боевой части - 217 кг
ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО
Ракета 5В21А двухступенчатая. Первая ступень ракеты состоит из четырех стартовых двигателей 5С25 или 5С28 с установленными на них стабилизаторами, переходниками (крестовиной на нижнем двигателе) и обтекателями, а также кольцевого отсека №7.
Конструктивно все четыре двигателя объединены в один блок кольцевым отсеком № 7, надеваемым на хвостовую часть второй ступени ракеты.
Стартовые двигатели расположены в горизонтальной и вертикальной плоскостях симметрии ракеты вокруг корпуса второй ступени. Стартовые двигатели соединяются со второй ступенью передними узлами крепления и расцепки, имеющимися на каждом переходнике и крестовине, а в хвостовой части — с помощью кольцевого отсека № 7, на котором установлены задние узлы крепления. На крестовине и корпусе нижнего стартового двигателя расположены два бугеля и две полуоси с роликами, которые являются передними и задними точками опоры ракеты на ПУ (ЗМ или ТЗМ) соответственно.
Для обеспечения требуемой устойчивости полета ракеты на начальном участке траектории на каждом стартовом двигателе установлен стабилизатор. На нижнем двигателе установлен складывающийся стабилизатор, который занимает рабочее положение после схода ракеты с ПУ.
Асимметричные конические обтекатели, установленные на каждом стартовом двигателе, создают поперечную аэродинамическую силу, используемую для сброса отработавших двигателей.
Во вторую ступень, выполненную по нормальной аэродинамической схеме, входят:
— планер;
— двигательная установка;
— боевое снаряжение;
— аппаратура управления;
— источники энергоснабжения;
— электросистема;
— гидросистема.
Планер состоит из корпуса, четырех крыльев, четырех рулей-элеронов и бортового обтекателя. Корпус из конструктивно-технологических и эксплуатационных соображений разделен на шесть отсеков. Крылья и рули-элероны установлены по Х-образной схеме.
Двигательная установка второй ступени состоит из жидкостного ракетного двигателя 5Д12, топливной, воздушной и газовой систем.
Боевое снаряжение включает осколочно-фугасную боевую часть 5Б14Ш, предохранительно-исполнительный механизм (ПИМ) 5Б73 и двухканальный радиовзрыватель 5Е24Ф.
В состав аппаратуры управления входят:
— головка самонаведения 5Г23;
— счетно-решающий прибор 5Э22;
— автопилот 5А41;
— контрольный радиоответчик (КРО) 5У14;
— программный механизм ПМК-60Д.
Полуактивная радиолокационная головка самонаведения при подготовке ракеты к пуску наводится на цель аппаратурой АУГН кабины КЗМ, производит захват цели и переводится на автоматическое сопровождение цели по угловым координатам, скорости и дальности. Сопровождение продолжается и после старта, в полете ракеты. С ГСН данные о координатах цели поступают в счетно-решающий прибор, где обрабатываются в соответствии с принятым методом наведения и выдаются в автопилот для выработки команд управления полетом. Кроме того, ГСН вырабатывает сигналы для радиовзрывателя и контрольного радиоответчика.
ГСН может работать на нескольких диапазонах частот. При переходе с одного диапазона на другой необходимо заменить сменный гетеродин (блок КН-3) и установить соответствующий отсек № 1.
Счетно-решающий прибор формирует команды управления ракетой, а также выдает команды «ДВ» (дальнее взведение) на радиовзрыватель и «НУ» (начало управления) на автопилот.
Автопилот служит для стабилизации ракеты и для управления ее полетом по командам счетно-решающего прибора.
Контрольный радиоответчик предназначен для излучения высокочастотных импульсов, принимаемых на земле и позволяющих контролировать процесс самонаведения ракеты на цель.
Программный механизм предназначен для отсчета времени с момента старта ракеты и выдачи команд:
— дальнего взведения радиовзрывателя на 20-й или 45-й секунде полета в зависимости от дальности стрельбы;
— переключения методов самонаведения в СРП на 30-й секунде полета;
— спада тяги ЖРД на 43-й секунде полета при работе ЖРД по I основной программе.
К источникам энергоснабжения относят: бортовой источник питания 5И43, обеспечивающий питание постоянным и переменным током бортовой аппаратуры и гидропитание рулевых машин автопилота, преобразователь тока 5П53 и статический преобразователь 5И23.
В электросистему входят бортовая сеть с разъемами и пиропатроны.
Гидросистема обеспечивает работу рулевых машин автопилота и состоит из гидроагрегата, входящего в состав БИП, арматуры и трубопроводов.
ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ РАКЕТЫ 5В2ІВ ОТ РАКЕТЫ 5В21А
Основные отличия ракеты 5В21В от ракеты 5В21А в том, что бортовая аппаратура ракеты 5В21В обладает лучшей помехозащищенностью. Это позволяет осуществлять наведение ракеты на воздушные цели при постановке активных прерывистых помех и ретрансляционных, уводящих по скорости помех, а также обеспечивать перезахват сигнала цели и работу головки самонаведения в режиме «Память закрытых целей» (ПЗЦ) при стрельбе с позиций, имеющих радиолокационное затенение.
На ракете 5В21В в отличие от ракеты 5В21А установлены, головка самонаведения 5Г24, счетно-решающий прибор 5Э23 (5Э23А), радиовзрыватель 5Е23. Кроме того, установлен программный механизм ПМК-60Д 2-й серии повышенной надежности, а в блоке коммутации — реле типа ТКЕ56ПОДГ с герметичным корпусом и изменена электросхема применительно к вновь установленому оборудованию.
Источник: Учебное пособие "Общие сведения о зенитно-ракетном комплексе С-200 и устройство ракеты 5В21А". 1972 г.
Зенитная управляемая ракета 5В21А является боевым звеном передвижного огневого комплекса системы С-200 и предназначена для поражения скоростных, высотных и малоразмерных воздушных целей (самолетов, самолетов-снарядов, крылатых ракет) на больших дальностях.
Старт ракеты наклонный под углом 48° с пусковой установки 5П72 в направлении на цель.
До старта ракеты с ЦВМ РПЦ через кабину управления стартом КЗМ на ракету поступает информация. По этой информации головка самонаведения осуществляет захват цели и ее автоматическое сопровождение, устанавливается программа работы маршевого двигателя, выбирается метод самонаведения, а также время выдачи команды дальнего взведения на радиовзрыватель.
По команде «Пуск» через стартовую автоматику запускаются бортовые источники питания, затем запускаются стартовые двигатели и ракета стартует.
При достижении ракетой скорости, соответствующей величине скоростного напора 0,65 кгс/см2, запускается маршевый двигатель. После запуска маршевого двигателя начинает работать исполнительный механизм регулятора тяги, который обеспечивает изменение тяги двигателя по заранее заданной программе.
Через 0,6 сек после старта начинается стабилизация ракеты по всем трем каналам и управление по каналу крена.
Через 1 сек после сброса стартовых двигателей (СД) счетно-решающий прибор (СРП) выдает на автопилот (АП) команду «Начало управления» и происходит подключение команд с выхода СРП к АП по I и II каналам. Начинается управляемый полет ракеты.
Управление полетом ракеты осуществляется по командам с ГСН, работающей в режиме автоматического сопровождения цели, и СРП. Команды управления вырабатываются ГСН и СРП по отраженному от цели сигналу РПЦ в соответствии с выбранным методом самонаведения.
Через 20 или 45 сек после старта ракеты в зависимости от того, в ближней или дальней зоне должна произойти встреча ракеты с целью, на радновзрыватель (РВ) с программного механизма выдается команда дальнего взведения (КДВ). По этой команде РБ подготавливается к работе.
В процессе сближения ракеты с целью при достижении угловой скорости поворота линии визирования «ракета — цель» 3,5 град/сек (сигнал поступает от ГСН) РВ формирует команду ближнего взведения (КБВ) и начинает работать, получая отраженный от цели сигнал РПЦ. В момент нахождения цели в области наиболее эффективного поражения РВ выдает сигнал на подрыв боевой части.
В случае если ракета пролетит мимо цели, то по окончании работы бортового источника питания пропадет напряжение +27 в, что является командой для самоликвидации ракеты.
Основные технические данные ракеты:
Полная длина - 10 764 мм
Длина второй ступени - 10 285 мм
Диаметр второй ступени - 750 им
Длина стартового двигателя - 5091 мм
Размах крыльев - 2520 мм
Размах рулей-элеронон - 2234 мм
Размах стабилизаторов - 2361 мм
Стартовый вес:
- СД 5С25 - 6950 кг
- СД 5С28 - 7068 кг
Вес снаряженной и заправленной второй ступени - 3860 кг
Вес снаряженной первой ступени:
- СД 5С25 - 3090 кг
- СД 5С28 - 3208 кг
Вес окислителя АК-27П - 1680 кг
Вес горючего ТГ-02 - 586 кг
Вес сжатого воздуха в шар-баллоне - 16,5 кг
Вес гидросмеси - 12 кг
Вес боевой части - 217 кг
ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО
Ракета 5В21А двухступенчатая. Первая ступень ракеты состоит из четырех стартовых двигателей 5С25 или 5С28 с установленными на них стабилизаторами, переходниками (крестовиной на нижнем двигателе) и обтекателями, а также кольцевого отсека №7.
Конструктивно все четыре двигателя объединены в один блок кольцевым отсеком № 7, надеваемым на хвостовую часть второй ступени ракеты.
Стартовые двигатели расположены в горизонтальной и вертикальной плоскостях симметрии ракеты вокруг корпуса второй ступени. Стартовые двигатели соединяются со второй ступенью передними узлами крепления и расцепки, имеющимися на каждом переходнике и крестовине, а в хвостовой части — с помощью кольцевого отсека № 7, на котором установлены задние узлы крепления. На крестовине и корпусе нижнего стартового двигателя расположены два бугеля и две полуоси с роликами, которые являются передними и задними точками опоры ракеты на ПУ (ЗМ или ТЗМ) соответственно.
Для обеспечения требуемой устойчивости полета ракеты на начальном участке траектории на каждом стартовом двигателе установлен стабилизатор. На нижнем двигателе установлен складывающийся стабилизатор, который занимает рабочее положение после схода ракеты с ПУ.
Асимметричные конические обтекатели, установленные на каждом стартовом двигателе, создают поперечную аэродинамическую силу, используемую для сброса отработавших двигателей.
Во вторую ступень, выполненную по нормальной аэродинамической схеме, входят:
— планер;
— двигательная установка;
— боевое снаряжение;
— аппаратура управления;
— источники энергоснабжения;
— электросистема;
— гидросистема.
Планер состоит из корпуса, четырех крыльев, четырех рулей-элеронов и бортового обтекателя. Корпус из конструктивно-технологических и эксплуатационных соображений разделен на шесть отсеков. Крылья и рули-элероны установлены по Х-образной схеме.
Двигательная установка второй ступени состоит из жидкостного ракетного двигателя 5Д12, топливной, воздушной и газовой систем.
Боевое снаряжение включает осколочно-фугасную боевую часть 5Б14Ш, предохранительно-исполнительный механизм (ПИМ) 5Б73 и двухканальный радиовзрыватель 5Е24Ф.
В состав аппаратуры управления входят:
— головка самонаведения 5Г23;
— счетно-решающий прибор 5Э22;
— автопилот 5А41;
— контрольный радиоответчик (КРО) 5У14;
— программный механизм ПМК-60Д.
Полуактивная радиолокационная головка самонаведения при подготовке ракеты к пуску наводится на цель аппаратурой АУГН кабины КЗМ, производит захват цели и переводится на автоматическое сопровождение цели по угловым координатам, скорости и дальности. Сопровождение продолжается и после старта, в полете ракеты. С ГСН данные о координатах цели поступают в счетно-решающий прибор, где обрабатываются в соответствии с принятым методом наведения и выдаются в автопилот для выработки команд управления полетом. Кроме того, ГСН вырабатывает сигналы для радиовзрывателя и контрольного радиоответчика.
ГСН может работать на нескольких диапазонах частот. При переходе с одного диапазона на другой необходимо заменить сменный гетеродин (блок КН-3) и установить соответствующий отсек № 1.
Счетно-решающий прибор формирует команды управления ракетой, а также выдает команды «ДВ» (дальнее взведение) на радиовзрыватель и «НУ» (начало управления) на автопилот.
Автопилот служит для стабилизации ракеты и для управления ее полетом по командам счетно-решающего прибора.
Контрольный радиоответчик предназначен для излучения высокочастотных импульсов, принимаемых на земле и позволяющих контролировать процесс самонаведения ракеты на цель.
Программный механизм предназначен для отсчета времени с момента старта ракеты и выдачи команд:
— дальнего взведения радиовзрывателя на 20-й или 45-й секунде полета в зависимости от дальности стрельбы;
— переключения методов самонаведения в СРП на 30-й секунде полета;
— спада тяги ЖРД на 43-й секунде полета при работе ЖРД по I основной программе.
К источникам энергоснабжения относят: бортовой источник питания 5И43, обеспечивающий питание постоянным и переменным током бортовой аппаратуры и гидропитание рулевых машин автопилота, преобразователь тока 5П53 и статический преобразователь 5И23.
В электросистему входят бортовая сеть с разъемами и пиропатроны.
Гидросистема обеспечивает работу рулевых машин автопилота и состоит из гидроагрегата, входящего в состав БИП, арматуры и трубопроводов.
ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ РАКЕТЫ 5В2ІВ ОТ РАКЕТЫ 5В21А
Основные отличия ракеты 5В21В от ракеты 5В21А в том, что бортовая аппаратура ракеты 5В21В обладает лучшей помехозащищенностью. Это позволяет осуществлять наведение ракеты на воздушные цели при постановке активных прерывистых помех и ретрансляционных, уводящих по скорости помех, а также обеспечивать перезахват сигнала цели и работу головки самонаведения в режиме «Память закрытых целей» (ПЗЦ) при стрельбе с позиций, имеющих радиолокационное затенение.
На ракете 5В21В в отличие от ракеты 5В21А установлены, головка самонаведения 5Г24, счетно-решающий прибор 5Э23 (5Э23А), радиовзрыватель 5Е23. Кроме того, установлен программный механизм ПМК-60Д 2-й серии повышенной надежности, а в блоке коммутации — реле типа ТКЕ56ПОДГ с герметичным корпусом и изменена электросхема применительно к вновь установленому оборудованию.
Источник: Учебное пособие "Общие сведения о зенитно-ракетном комплексе С-200 и устройство ракеты 5В21А". 1972 г.