Бронетранспортер БТР-60ПБ (ГАЗ-49Б) предназначался для перевозки мотострелковых подразделений и их огневой поддержки в бою. Являлся модернизированным вариантом бронетранспортера БТР-60ПА. Был разработан в 1962-1964 гг.
СКВ КЭО ГАЗ под руководством заместителя главного конструктора завода В.А. Дедкова и принят на вооружение приказом министра обороны СССР от 29 июня 1964 г. Серийное производство машины осуществлялось с 1965 по 1976 гг. на Горьковском автозаводе и Курганском заводе колесных тягачей. Передача части производства БТР-60ПБ в Курган началась в 1967 году.
От бронетранспортера БТР-60ПА бронетранспортер БТР-60ПБ отличался наличием башенной установки, более мощным вооружением и улучшенной защитой.
Компоновочная схема бронетранспортера была выполнена с передним расположением отделения управления, центральным расположением объединенных боевого и десантного отделений и кормовым расположением отделения силовой установки. В отделении управления размещались рабочие места командира (справа) и водителя (слева), лебедка и ее привод, дозиметрический прибор ДП-ЗБ и отопитель отделения управления. Наблюдение из бронетранспортера командир и водитель осуществляли через смотровые люки, закрывавшиеся в боевом положении броневыми крышками. В смотровых люках в рамках были смонтированы ветровые несъемные стекла, оборудованные стеклоочистителями и обогревательным устройством. При закрытых смотровых люках наблюдение командиром осуществлялось через четыре призменных прибора ТНП-А и один командирский прибор ТПКУ-2Б с пятикратным увеличением. Водитель наблюдал через пять призменных прибора ТНП-А, расположенных спереди (три) и слева (два). При действиях ночью командир использовал прибор ТКН-1, а водитель -ТВН-2Б. Над рабочими местами командира и водителя в крыше корпуса имелись входные люки, закрывавшиеся броневыми крышками.
Совмещенное с боевым десантное отделение располагалось в средней части корпуса БТР. В нем размещалась башенная пулеметная установка, два одноместных сиденья и два поперечных трехместных сиденья для десанта. На правом борту между нишами второго и третьего колес был установлен отопитель боевого отделения. Для ведения стрельбы десантом из личного оружия на левом и правом борту корпуса машины имелось по три лючка, закрывавшихся броневыми крышками. Посадка и высадка членов десанта осуществлялась через два десантных люка, располагавшихся в крыше корпуса БТР за башней. Десантные люки закрывались броневыми крышками. На верхних наклонных бортах корпуса были расположены два (правый и левый) люка запасного выхода боевого расчета. Люки закрывались броневыми крышками.
Между полом десантного отделения и отделения управления и днищем корпуса размещались агрегаты трансмиссии, тяги и рычаги рулевого управления, тяги приводов управления агрегатами трансмиссии.
Основным оружием БТР являлся 14,5-мм пулемет КПВТ, располагавшийся в башне. С ним был спарен 7,62-мм пулемет ПКТ. Крупнокалиберный пулемет обеспечивал поражение легкобронированных целей, живой силы и огневых средств противника, находившихся за легкими укрытиями на дальностях до 2000 м. Пулемет ПКТ обеспечивал поражение живой силы противника и его огневых средств на дальностях до 1500 м. Наводка спаренных пулеметов в цель осуществлялась с помощью перископического прицела ПП-61АМ, подъемного механизма и механизма поворота башни с ручным приводом. Вертикальные углы стрельбы находились в пределах от -5 до +30°. В комплект бронетранспортера также входили 7,62-мм автомат АК-47, гранатомет РПГ-7, 26-мм сигнальный пистолет СПШ и девять ручных гранат. Боекомплект к основному оружию состоял из 500 патронов, к пулемету ПКТ - 2000 патронов, к автомату - 300 па тронов, к гранатомету - 5 выстрелов, к сигнальному пистолету - 12 патронов.
Броневая защита бронетранспортера - противопульная. Сварные корпус и башня изготавливались из катаных броневых листов толщиной 6,8 и 10 мм, которые располагались под углом от вертикали. Благодаря герметичным корпусу и башне и наличию фильтро-вентиляционной установки была обеспечена защита боевого расчета от поражающих факторов ОМП. Для тушения пожара в комплекте БТР был предусмотрен ручной огнетушитель ОУ-2.
Силовая установка (два двигателя ГАЗ-49Б), трансмиссия, ходовая часть, средства связи и специальное оборудование принципиально были такими же, как и на бронетранспортере БТР-60ПА-1. Номинальное напряжение бортовой сети бронетранспортера было увеличено с 12 до 24 В.
Па базе бронетранспортера БТР-60ПБ выпускался командирский бронетранспортер БТР-60ПБК, который был принят на вооружение приказом министра обороны СССР от 5 мая 1975 г. По результатам арабо-израильской войны 1967 г., в ходе которой ВВС армии обороны Израиля широко применяли самолеты для уничтожения бронированных машин, началась ОКР по увеличению угла возвышения вооружения башенной установки. С принятием на вооружение унифицированной башенной пулеметной установки БПУ-1 в 1976 г. бронетранспортеру была присвоена марка БТР-60ПВК.
СКВ КЭО ГАЗ под руководством заместителя главного конструктора завода В.А. Дедкова и принят на вооружение приказом министра обороны СССР от 29 июня 1964 г. Серийное производство машины осуществлялось с 1965 по 1976 гг. на Горьковском автозаводе и Курганском заводе колесных тягачей. Передача части производства БТР-60ПБ в Курган началась в 1967 году.
От бронетранспортера БТР-60ПА бронетранспортер БТР-60ПБ отличался наличием башенной установки, более мощным вооружением и улучшенной защитой.
Компоновочная схема бронетранспортера была выполнена с передним расположением отделения управления, центральным расположением объединенных боевого и десантного отделений и кормовым расположением отделения силовой установки. В отделении управления размещались рабочие места командира (справа) и водителя (слева), лебедка и ее привод, дозиметрический прибор ДП-ЗБ и отопитель отделения управления. Наблюдение из бронетранспортера командир и водитель осуществляли через смотровые люки, закрывавшиеся в боевом положении броневыми крышками. В смотровых люках в рамках были смонтированы ветровые несъемные стекла, оборудованные стеклоочистителями и обогревательным устройством. При закрытых смотровых люках наблюдение командиром осуществлялось через четыре призменных прибора ТНП-А и один командирский прибор ТПКУ-2Б с пятикратным увеличением. Водитель наблюдал через пять призменных прибора ТНП-А, расположенных спереди (три) и слева (два). При действиях ночью командир использовал прибор ТКН-1, а водитель -ТВН-2Б. Над рабочими местами командира и водителя в крыше корпуса имелись входные люки, закрывавшиеся броневыми крышками.
Совмещенное с боевым десантное отделение располагалось в средней части корпуса БТР. В нем размещалась башенная пулеметная установка, два одноместных сиденья и два поперечных трехместных сиденья для десанта. На правом борту между нишами второго и третьего колес был установлен отопитель боевого отделения. Для ведения стрельбы десантом из личного оружия на левом и правом борту корпуса машины имелось по три лючка, закрывавшихся броневыми крышками. Посадка и высадка членов десанта осуществлялась через два десантных люка, располагавшихся в крыше корпуса БТР за башней. Десантные люки закрывались броневыми крышками. На верхних наклонных бортах корпуса были расположены два (правый и левый) люка запасного выхода боевого расчета. Люки закрывались броневыми крышками.
Между полом десантного отделения и отделения управления и днищем корпуса размещались агрегаты трансмиссии, тяги и рычаги рулевого управления, тяги приводов управления агрегатами трансмиссии.
Основным оружием БТР являлся 14,5-мм пулемет КПВТ, располагавшийся в башне. С ним был спарен 7,62-мм пулемет ПКТ. Крупнокалиберный пулемет обеспечивал поражение легкобронированных целей, живой силы и огневых средств противника, находившихся за легкими укрытиями на дальностях до 2000 м. Пулемет ПКТ обеспечивал поражение живой силы противника и его огневых средств на дальностях до 1500 м. Наводка спаренных пулеметов в цель осуществлялась с помощью перископического прицела ПП-61АМ, подъемного механизма и механизма поворота башни с ручным приводом. Вертикальные углы стрельбы находились в пределах от -5 до +30°. В комплект бронетранспортера также входили 7,62-мм автомат АК-47, гранатомет РПГ-7, 26-мм сигнальный пистолет СПШ и девять ручных гранат. Боекомплект к основному оружию состоял из 500 патронов, к пулемету ПКТ - 2000 патронов, к автомату - 300 па тронов, к гранатомету - 5 выстрелов, к сигнальному пистолету - 12 патронов.
Броневая защита бронетранспортера - противопульная. Сварные корпус и башня изготавливались из катаных броневых листов толщиной 6,8 и 10 мм, которые располагались под углом от вертикали. Благодаря герметичным корпусу и башне и наличию фильтро-вентиляционной установки была обеспечена защита боевого расчета от поражающих факторов ОМП. Для тушения пожара в комплекте БТР был предусмотрен ручной огнетушитель ОУ-2.
Силовая установка (два двигателя ГАЗ-49Б), трансмиссия, ходовая часть, средства связи и специальное оборудование принципиально были такими же, как и на бронетранспортере БТР-60ПА-1. Номинальное напряжение бортовой сети бронетранспортера было увеличено с 12 до 24 В.
Па базе бронетранспортера БТР-60ПБ выпускался командирский бронетранспортер БТР-60ПБК, который был принят на вооружение приказом министра обороны СССР от 5 мая 1975 г. По результатам арабо-израильской войны 1967 г., в ходе которой ВВС армии обороны Израиля широко применяли самолеты для уничтожения бронированных машин, началась ОКР по увеличению угла возвышения вооружения башенной установки. С принятием на вооружение унифицированной башенной пулеметной установки БПУ-1 в 1976 г. бронетранспортеру была присвоена марка БТР-60ПВК.