Бронетранспортер БТР-60П (ГАЗ-49) предназначался для перевозки десанта пехоты и состоял на вооружении в стрелковых дивизиях. Он был создай в СКВ КЭО ГАЗ под руководством заместителя главного конструктора завода В.А. Дедкова. Ведущим конструктором машины был Е.М. Мурашкин. БТР был принят на вооружение приказом министра обороны СССР от 13 ноября 1959 г. Серийное производство машины осуществлялось на автозаводе в Горьком в 1960-1963 гг, одна машина, собранная с использованием сохранившегося на Выксунском заводе ДРО корпуса, была передана заказчику в 1964 г., всего изготовлено 2626 машин. Бронекорпуса производил Выксунский завод дробильно-размольного оборудования.
Бронетранспортер БТР-60П представлял собой боевую колесную четырехосную со всеми ведущими колесами плавающую бронированную машину, вооруженную 7,62-мм пулеметом СГМБ. Он обладал высокими динамическими качествами, высокой проходимостью и хорошей плавностью хода. БТР мог следовать непосредственно за танками, сходу преодолевать окопы, траншеи и модные преграды.
Схема общей компоновки бронетранспортера была выполнена с передним расположением отделения управления, центральным расположением десантного отделения и кормовым расположением отделения силовой установки. Боевой расчет состоя из двух членов экипажа (командир и водитель) и 14 членов десанта. В отделении управления слева было расположено рабочее место водителя, справа - командира. Перед командиром и водителем в лобовом листе корпуса имелись смотровые люки, закрывавшиеся броневыми крышками. В крышках люков были смонтированы приборы наблюдения командира и водителя. В походном положении крышки смотровых люков могли быть открытыми, а в проемы люков вставлялись ветровые стекла. Над смотровыми люками в верхней части лобового листа имелись два круглых выреза, в которые устанавливались приборы ночного видения ТКН-1 справа для командира и ТВН-2 слева для водителя.
В открытом сверху десантном отделении вдоль бортов располагались поперечные и наклонные стойки для крепления многоместных жестких сидений десанта и спинок для них. Для зашиты от воздействия атмосферных осадков открытые сверху обитаемые отделения зачехлялись брезентовым тентом. Между полом обитаемых отделений и днищем корпуса были размещены агрегаты трансмиссии. В отделении силовой установки были размещены два двигателя и системы, обеспечивавшие их работу. Принятая схема общей компоновки обеспечивала необходимый постоянный дифферент машины на корму, что улучшало водоходные качества бронетранспортера. Волноотражательный щит при переводе в походное положение опускался на нижний лобовой лист корпуса посредством рычагов. Колесная формула - 8x8.
Основным оружием бронетранспортера являлся 7,62-мм пулемет СГМВ. Установка пулемета на БТР осуществлялась с помощью его штатного станка, состоявшего из вертлюга, сектора и постели. Для управления пулеметом и повышения меткости стрельбы в конструкции пулеметной установки был применен плечевой упор. Крепление пулеметной установки осуществлялось на одном из трех вертлюжных кронштейнов - лобовом (основном), размещавшимся на переднем наклонном листе над отделением управления, и боковых - на правом и левом бортах корпуса бронетранспортера. При закрытом тентом десантном отделении пулеметная установка находилась на лобовом кронштейне в походном положении, обеспечивавшем возможность открытия тента. В бронетранспортере имелись: гранатомет РПГ-7, 7,62-мм автомат АК-47, 26-мм сигнальный пистолет и 9 ручных гранат Ф-1. Боекомплект к основному оружию состоял из 1250 патронов, к гранатомету - 5 выстрелов, к автомату 300 патронов, к сигнальному пистолету - 6 патронов.
Бронетранспортеры, выпущенные до марта 1961 г., не имели штатного пулемета и кронштейнов для его установки. Со II квартала 1961 г. на заводе машины оснащались кронштейнами для установки пулемета СГМБ, тогда же силами заводских бригад кронштейны были смонтированы на БТР, находившихся в войсках.
БТР имел противопульное бронирование корпуса с толщиной броневых листов 6 и 8 мм. Открытый сверху корпус являлся несущим, имел обтекаемую форму нижней части с гладким днищем.
Силовая установка состояла из двух двигателей и систем, обеспечивавших их работу.
В соответствии с тактико-техническими требованиями при разработке бронетранспортера широко использовались находившиеся в производстве агрегаты автомобилей Горьковского автозавода. Для обеспечения заданных требований по подвижности в БТР-60П были применены два шестицилиндровых четырехтактных карбюраторных двигателя ГАЗ-40Н мощностью 66 кВт (90 л.с.) каждый.
Двигатели, каждый в сборе со сцеплением, коробкой передач и коробкой отбора мощности на водометный движитель, были жестко закреплены на общей раме и вместе с ней составляли силовой агрегат, который был установлен в корпусе БТР на пяти опорах с резиновыми подушками. Мощность силового агрегата составляла 132 кВт (180 л.с). Каждый двигатель имел автономные системы, обеспечивавшие его работу. Едиными для обоих двигателей были топливные баки и подогреватель. Два топливных бака общей емкостью 290 л заправлялись бензином Б-70. Запас хода на одной заправке при движении по шоссе составлял 500 км.
Передача крутящего момента от каждого двигателя к ведущим мостам осуществлялась раздельно. Правый двигатель кинематически был связан с первым и третьим ведущими мостами, а левый - со вторым и четвертым.
В состав механической трансмиссии входили два однодисковых сцепления сухого трения, две четырехступенчатых коробки передач, четыре ведущих моста, восемь одноступенчатых колесных редукторов, две коробки отбора мощности привода водометного движителя, две раздаточные коробки, коробка отбора мощности привода лебедки, четырнадцать карданных валов.
Первые две пары колес были управляемыми. Рулевое управление состояло из рулевого механизма с глобоидальным червяком и тройным роликом, привода рулевого управления, гидроусилителя и привода к водяным рулям.
В бронетранспортере имелись две независимо действовавшие системы тормозов: система ножного тормоза, действовавшая на все колеса, и система ручного тормоза, действовавшая только на трансмиссию. Ножной тормоз обеспечивал торможение машины на ходу, ручной - для затормаживания машины на остановке. Ножной тормоз состоял из двухколодочных тормозов, установленных во всех колесах, и пневмогидравлического привода к ним. Ручной тормоз состоял из двух тормозов барабанного типа и механического привода к ним. Барабанные тормоза были установлены на ведомых валах коробок передач.
Для обеспечения движения по танковой колее и повышения плавности хода машины была применена независимая рычажно-торсионная подвеска с разгруженными балками мостов. В системе подрессоривания использовались 8 торсионных валов и 12 поршневых гидроамортизаторов. На крайних узлах подвески устанавливались по два гидроамортизатора, на средних - по одному.
Пулестойкие шины большого профиля размера 13.00-18" имели централизованную систему регулирования давления воздуха. Широкая колея позволяла БТР двигаться за танками, а четыре почти равномерно расположенных ведущих моста обеспечивали преодоление рвов (окопов) шириной до 2 м. При движении на воде использовались водомет и водооткачивающих устройства. Водометный движитель с четырехлопастным рабочим колесом располагался в кормовой части корпуса БТР. Выброс воды осуществлялся через кормовой патрубок, закрывавшийся двумя заслонками с гидравлическим приводом с рабочего места водителя. Удаление просочившейся внутрь корпуса БТР воды осуществлялось с помощью водооткачивающих устройств. В их состав входили: кингстон, система водооткачки и водооткачивающий насос с электроприводом. Все водооткачивающие устройства работали независимо друг от друга. Кингстон располагался в носовой части корпуса и предназначался для слива воды на суше после плава. Основным водооткачивающим средством БТР являлась система водооткачки. Она располагалась в отделении силовой установки и работала за счет разряжения, создававшегося в корпусе водомета при работе рабочего колеса. Водооткачивающий насос располагался в десантном отделении и являлся вспомогательным откачивающим средством.
В передней части корпуса была установлена лебедка с длиной троса 50 м и максимальным тяговым усилием на крюке 44,1 кН (4,5т-с).
Внешняя связь осуществлялась с помощью радиостанции Р-113.
Номинальное напряжение в однопроводной электрической бортовой сети составляло 12 В.
Бронетранспортер БТР-60П представлял собой боевую колесную четырехосную со всеми ведущими колесами плавающую бронированную машину, вооруженную 7,62-мм пулеметом СГМБ. Он обладал высокими динамическими качествами, высокой проходимостью и хорошей плавностью хода. БТР мог следовать непосредственно за танками, сходу преодолевать окопы, траншеи и модные преграды.
Схема общей компоновки бронетранспортера была выполнена с передним расположением отделения управления, центральным расположением десантного отделения и кормовым расположением отделения силовой установки. Боевой расчет состоя из двух членов экипажа (командир и водитель) и 14 членов десанта. В отделении управления слева было расположено рабочее место водителя, справа - командира. Перед командиром и водителем в лобовом листе корпуса имелись смотровые люки, закрывавшиеся броневыми крышками. В крышках люков были смонтированы приборы наблюдения командира и водителя. В походном положении крышки смотровых люков могли быть открытыми, а в проемы люков вставлялись ветровые стекла. Над смотровыми люками в верхней части лобового листа имелись два круглых выреза, в которые устанавливались приборы ночного видения ТКН-1 справа для командира и ТВН-2 слева для водителя.
В открытом сверху десантном отделении вдоль бортов располагались поперечные и наклонные стойки для крепления многоместных жестких сидений десанта и спинок для них. Для зашиты от воздействия атмосферных осадков открытые сверху обитаемые отделения зачехлялись брезентовым тентом. Между полом обитаемых отделений и днищем корпуса были размещены агрегаты трансмиссии. В отделении силовой установки были размещены два двигателя и системы, обеспечивавшие их работу. Принятая схема общей компоновки обеспечивала необходимый постоянный дифферент машины на корму, что улучшало водоходные качества бронетранспортера. Волноотражательный щит при переводе в походное положение опускался на нижний лобовой лист корпуса посредством рычагов. Колесная формула - 8x8.
Основным оружием бронетранспортера являлся 7,62-мм пулемет СГМВ. Установка пулемета на БТР осуществлялась с помощью его штатного станка, состоявшего из вертлюга, сектора и постели. Для управления пулеметом и повышения меткости стрельбы в конструкции пулеметной установки был применен плечевой упор. Крепление пулеметной установки осуществлялось на одном из трех вертлюжных кронштейнов - лобовом (основном), размещавшимся на переднем наклонном листе над отделением управления, и боковых - на правом и левом бортах корпуса бронетранспортера. При закрытом тентом десантном отделении пулеметная установка находилась на лобовом кронштейне в походном положении, обеспечивавшем возможность открытия тента. В бронетранспортере имелись: гранатомет РПГ-7, 7,62-мм автомат АК-47, 26-мм сигнальный пистолет и 9 ручных гранат Ф-1. Боекомплект к основному оружию состоял из 1250 патронов, к гранатомету - 5 выстрелов, к автомату 300 патронов, к сигнальному пистолету - 6 патронов.
Бронетранспортеры, выпущенные до марта 1961 г., не имели штатного пулемета и кронштейнов для его установки. Со II квартала 1961 г. на заводе машины оснащались кронштейнами для установки пулемета СГМБ, тогда же силами заводских бригад кронштейны были смонтированы на БТР, находившихся в войсках.
БТР имел противопульное бронирование корпуса с толщиной броневых листов 6 и 8 мм. Открытый сверху корпус являлся несущим, имел обтекаемую форму нижней части с гладким днищем.
Силовая установка состояла из двух двигателей и систем, обеспечивавших их работу.
В соответствии с тактико-техническими требованиями при разработке бронетранспортера широко использовались находившиеся в производстве агрегаты автомобилей Горьковского автозавода. Для обеспечения заданных требований по подвижности в БТР-60П были применены два шестицилиндровых четырехтактных карбюраторных двигателя ГАЗ-40Н мощностью 66 кВт (90 л.с.) каждый.
Двигатели, каждый в сборе со сцеплением, коробкой передач и коробкой отбора мощности на водометный движитель, были жестко закреплены на общей раме и вместе с ней составляли силовой агрегат, который был установлен в корпусе БТР на пяти опорах с резиновыми подушками. Мощность силового агрегата составляла 132 кВт (180 л.с). Каждый двигатель имел автономные системы, обеспечивавшие его работу. Едиными для обоих двигателей были топливные баки и подогреватель. Два топливных бака общей емкостью 290 л заправлялись бензином Б-70. Запас хода на одной заправке при движении по шоссе составлял 500 км.
Передача крутящего момента от каждого двигателя к ведущим мостам осуществлялась раздельно. Правый двигатель кинематически был связан с первым и третьим ведущими мостами, а левый - со вторым и четвертым.
В состав механической трансмиссии входили два однодисковых сцепления сухого трения, две четырехступенчатых коробки передач, четыре ведущих моста, восемь одноступенчатых колесных редукторов, две коробки отбора мощности привода водометного движителя, две раздаточные коробки, коробка отбора мощности привода лебедки, четырнадцать карданных валов.
Первые две пары колес были управляемыми. Рулевое управление состояло из рулевого механизма с глобоидальным червяком и тройным роликом, привода рулевого управления, гидроусилителя и привода к водяным рулям.
В бронетранспортере имелись две независимо действовавшие системы тормозов: система ножного тормоза, действовавшая на все колеса, и система ручного тормоза, действовавшая только на трансмиссию. Ножной тормоз обеспечивал торможение машины на ходу, ручной - для затормаживания машины на остановке. Ножной тормоз состоял из двухколодочных тормозов, установленных во всех колесах, и пневмогидравлического привода к ним. Ручной тормоз состоял из двух тормозов барабанного типа и механического привода к ним. Барабанные тормоза были установлены на ведомых валах коробок передач.
Для обеспечения движения по танковой колее и повышения плавности хода машины была применена независимая рычажно-торсионная подвеска с разгруженными балками мостов. В системе подрессоривания использовались 8 торсионных валов и 12 поршневых гидроамортизаторов. На крайних узлах подвески устанавливались по два гидроамортизатора, на средних - по одному.
Пулестойкие шины большого профиля размера 13.00-18" имели централизованную систему регулирования давления воздуха. Широкая колея позволяла БТР двигаться за танками, а четыре почти равномерно расположенных ведущих моста обеспечивали преодоление рвов (окопов) шириной до 2 м. При движении на воде использовались водомет и водооткачивающих устройства. Водометный движитель с четырехлопастным рабочим колесом располагался в кормовой части корпуса БТР. Выброс воды осуществлялся через кормовой патрубок, закрывавшийся двумя заслонками с гидравлическим приводом с рабочего места водителя. Удаление просочившейся внутрь корпуса БТР воды осуществлялось с помощью водооткачивающих устройств. В их состав входили: кингстон, система водооткачки и водооткачивающий насос с электроприводом. Все водооткачивающие устройства работали независимо друг от друга. Кингстон располагался в носовой части корпуса и предназначался для слива воды на суше после плава. Основным водооткачивающим средством БТР являлась система водооткачки. Она располагалась в отделении силовой установки и работала за счет разряжения, создававшегося в корпусе водомета при работе рабочего колеса. Водооткачивающий насос располагался в десантном отделении и являлся вспомогательным откачивающим средством.
В передней части корпуса была установлена лебедка с длиной троса 50 м и максимальным тяговым усилием на крюке 44,1 кН (4,5т-с).
Внешняя связь осуществлялась с помощью радиостанции Р-113.
Номинальное напряжение в однопроводной электрической бортовой сети составляло 12 В.