МДК пр. 12322 (шифр «Зубр») был спроектирован в ПКБ (ЦМКБ) «Алмаз» под руководством Ю.М. Мохова и является развитием пр. 12321. Корабль предназначен для доставки морем и высадки на необорудованное побережье военной техники и войск морского десанта, а также оказания им огневой поддержки. МДК пр. 12322 после переоборудования может осуществлять постановку мин (от 20 до 80 ед.).
Корпус корабля полностью сварной и изготовлен из алюминиево-магниевого сплава. Гибкое ограждение с увеличенным ресурсом (до 500 часов), одноярусными секциями наружного контура и одним продольным килем. Три главных ГТД расположены над верхней палубой на пилонах в специальных гондолах. Для повышения тяги воздушные винты поместили в кольцевые насадки. На КВП пр. 1232, например, четыре винта диаметром 6,2 м перерабатывали мощность 32 000 л.с. и обеспечивали ход 50 уз. На более крупном КВП пр. 12322 три винта примерно того же диаметра перерабатывают мощность 30 000 л. с. и обеспечивают ход 60 уз (при 15°С) или 40 уз (при 35°С). В отличие от прототипа на Зубре два ГТД (такие же, как и главные ГТД) работают на привод нагнетателя воздушной подушки. Благодаря такой конструкции удалось отказаться от сложной системы трансмиссий. Для предотвращения засаливания главных ГТД воздух для них отбирают из ресивера нагнетателей (как и в пр. 12321), а затем осуществляют трехступенчатую очистку: на первой й третьей ступенях - через вихревые очистители малого диаметра (100 мм) типа "Циклон», а на второй - через пористые фильтры с коагуляцией капель воды. Корабль оснащен интегрированной навигационной системой «Экран», а также комплексной системой управления движением МДК и всеми его техническими средствами ИНТЕГРАЛ. Зубр способен преодолевать препятствия типа «вертикальная стенка» высотой до 1,6 м, а также выходить с грузом на необорудованный берег с уклоном до 5°. Мореходные качества корабля обеспечивают его эксплуатацию при волнении до 5 баллов.
Стапельный период постройки кораблей пр. 12322 осуществлялся в эллинге на порталах (опорных тумбах). Панели алюминиево-магниевого сплава сваривались в блоки, из которых затем формировали корпус, надстройки и рубку. Когда постройка завершалась, под порталы подводили специальные тележки, в которых были сгруппированы колеса авиационных шасси. МДК перемещали из эллинга на причал при помощи тросовой системы. После этого кранами его спускали на воду.
К постройке головного корабля серии МДК-51 приступили в конце 1982 г. В октябре-ноябре 1985 г. в процессе проведения заводских ходовых испытаний на сдаточной базе в Таллинне был выявлен целый ряд конструктивных недостатков - повреждения понтона, гибких ограждений, малая надежность работы ГТГ-100 и двигателей-нагнетателей. Имелись неполадки в работе систем ФОТ и ИНТЕГРАЛ. По этим причинам корабль дважды (16.12.1985 г. и 17.01.1986 г.) безуспешно пытался совершить самостоятельный переход из Таллинна в Балтийск. В конце концов, 2.02.1986 г. на буксире его доставили на ССЗ «Янтарь» (г. Калининград). После замены гибкого ограждения (новым ограждением более совершенной конструкции), усиления днища понтона и фундаментов нагнетательных двигателей, испытания МДК продолжились. Со второй половины 1986 г. они проводились в рамках так называемых «специальных всесторонних испытаний» (СВИ), а уже в июле 1987 г. корабль совершил первый длительный безаварийный переход из Балтийска в Таллинн. В процессе СВИ удалось отработать конструкцию гибкого ограждения, схему приема воздуха к двигателям-нагнетателям, работу системы ИНТЕГРАЛ и т. д. Благодаря этому серийные корабли, в конструкцию которых были внесены соответствующие изменения, вступали в строй без каких-либо проблем. Если говорить о вооружении, то на них РЛС «Позитив» и систему ФОТ установили СУАО «Вымпел».
Предполагалось, что МДК пр. 12322 по мере постройки будут заменять собой КВП пр. 12321, т. е. вся серия должна была составить 17 ед. Они строились в Ленинграде (на ПО «Алмаз») и в Феодосии (на ФПО «Море»). С 1989 г. и до момента распада СССР успели заказать 13 кораблей, из которых ввели в строй восемь единиц. На этот момент в различных стадиях постройки находились еще четыре МДК (по два корпуса на ПО «Алмаз» и ФПО «Море»). Корабли, находившиеся в постройке на ПО «Алмаз» (зав. № 105 и зав. № 106), после распада СССР вывели из эллинга на причал и законсервировали. Какие-либо работы на них прекратили. 24.01.2000 г. с правительством Греции был заключен договор о продаже четырех МДК пр. 12322. Причем два из них (зав. № 303 и зав. № 305) должно было предоставить правительство Украины, а два других (зав. № 105 и зав. № 106) - правительство России. Однако специально сформированная комиссия после осмотра пришла к выводу о нецелесообразности достройки обоих корпусов, находившихся на причале ПО «Алмаз». Тогда правительству Греции предоставили МДК-118. Одновременно на ПО «Алмаз» специально для него заложили новый корабль (зав. № 107). В настоящее время оба МДК входят в состав ВМС Греции под названиями Kefallinia и Zakynthos.
Из украинских кораблей был забракован Горлівка (главным образом из-за состояния понтона и гибкого ограждения). Заказ на него аннулировали и в качестве компенсации 30.09.2002 г. с ПО «Алмаз» заключили контракт на постройку еще одного корабля (зав. №108). В 2005 г. он был передан заказчику и назван Кеrкіrа. В отличие от серийных МДК нашего флота, на нем ГТГ украинского производства (ГТГ-100К) заменили шведскими ДГ (VOLVO-PENTA), а систему «Экран» - спутниковой навигационной РЛС западного производства SС-4. На этом корабле дополнительно установили систему тепловизионного наблюдения.
Основные тактико-технические элементы:
Водоизмещение:
- стандартное - 500 т;
- полное - 555 т;
Главные размерения:
- длина наибольшая - 57,3 м;
- ширина наибольшая - 25,6 м;
- ширина понтона - 21,6 м;
- высота - 21,9 м;
- высота гибкого ограждения - 2,7 м;
- осадка при полном водоизмещении - 1,5 м;
Главная энергетическая установка:
- тип - газотурбинная;
- количество х тип главных ГТД - суммарная мощность - 3 х М-70 - 30 000 л.с.;
- количество х тип ГТД для привода нагнетателя воздушной подушки - суммарная мощность - 2 х М-70 - 20 000 л.с.;
- количество х тип движителей - 3 х ВВ в кольцевых насадках;
- количество х тип - мощность источников тока ЭЭС - 4 х ГТГ - по 100 кВт;
Скорость полного хода - 60 уз;
Дальность плавания со скоростью 55 уз - 300 мили;
Экипаж - 27 (4) чел. (в т. ч. офицеров);
Автономность по запасам провизии с десантом - 5 сут;
Десантовместимость:
- вариант 1 - три танка «Т-80» и 100 человек личного состава десанта;
- вариант 2 - 10 БТР или восемь «БМП-3» и 140 человек личного состава десанта;
- вариант 3 - 500 человек личного состава десанта с полным снаряжением;
Вооружение:
- ракетное - 2 х 22 140-мм ПУ МС-227П РСО А-22 «Огонь» (66 НУРС М-140Ф (ОФ-45));
- ОПЭСУ - ДВУ-2 или ДВУ-3 БС;
- зенитный ракетный комплекс - 4х4 «Игла-М» (боезапас 32 ЗУР;
- артиллерийское - 2х6 30-мм АК-630М (боезапас 6000 выстрелов);
- СУАО - ФОТ* или МР123-01 «Вымпел»**;
Радиоэлектронное:
- РЛС общего обнаружения - «Позитив»***;
- навигационный комплекс - «Экран» в обеспечении РЛС МР-244-3;
- комплекс средств РЭБ - «Слябинг»;
- комплекс средств связи - «Буран».
* - система обнаружения и целеуказания.
** - начиная со второго корабля в серии.
*** - на головном корабле серии.
Источник: Ю.В. Апальков "Корабли ВМФ СССР. Том 4. Десантные и минно-тральные корабли" 2007 г.
Корпус корабля полностью сварной и изготовлен из алюминиево-магниевого сплава. Гибкое ограждение с увеличенным ресурсом (до 500 часов), одноярусными секциями наружного контура и одним продольным килем. Три главных ГТД расположены над верхней палубой на пилонах в специальных гондолах. Для повышения тяги воздушные винты поместили в кольцевые насадки. На КВП пр. 1232, например, четыре винта диаметром 6,2 м перерабатывали мощность 32 000 л.с. и обеспечивали ход 50 уз. На более крупном КВП пр. 12322 три винта примерно того же диаметра перерабатывают мощность 30 000 л. с. и обеспечивают ход 60 уз (при 15°С) или 40 уз (при 35°С). В отличие от прототипа на Зубре два ГТД (такие же, как и главные ГТД) работают на привод нагнетателя воздушной подушки. Благодаря такой конструкции удалось отказаться от сложной системы трансмиссий. Для предотвращения засаливания главных ГТД воздух для них отбирают из ресивера нагнетателей (как и в пр. 12321), а затем осуществляют трехступенчатую очистку: на первой й третьей ступенях - через вихревые очистители малого диаметра (100 мм) типа "Циклон», а на второй - через пористые фильтры с коагуляцией капель воды. Корабль оснащен интегрированной навигационной системой «Экран», а также комплексной системой управления движением МДК и всеми его техническими средствами ИНТЕГРАЛ. Зубр способен преодолевать препятствия типа «вертикальная стенка» высотой до 1,6 м, а также выходить с грузом на необорудованный берег с уклоном до 5°. Мореходные качества корабля обеспечивают его эксплуатацию при волнении до 5 баллов.
Стапельный период постройки кораблей пр. 12322 осуществлялся в эллинге на порталах (опорных тумбах). Панели алюминиево-магниевого сплава сваривались в блоки, из которых затем формировали корпус, надстройки и рубку. Когда постройка завершалась, под порталы подводили специальные тележки, в которых были сгруппированы колеса авиационных шасси. МДК перемещали из эллинга на причал при помощи тросовой системы. После этого кранами его спускали на воду.
К постройке головного корабля серии МДК-51 приступили в конце 1982 г. В октябре-ноябре 1985 г. в процессе проведения заводских ходовых испытаний на сдаточной базе в Таллинне был выявлен целый ряд конструктивных недостатков - повреждения понтона, гибких ограждений, малая надежность работы ГТГ-100 и двигателей-нагнетателей. Имелись неполадки в работе систем ФОТ и ИНТЕГРАЛ. По этим причинам корабль дважды (16.12.1985 г. и 17.01.1986 г.) безуспешно пытался совершить самостоятельный переход из Таллинна в Балтийск. В конце концов, 2.02.1986 г. на буксире его доставили на ССЗ «Янтарь» (г. Калининград). После замены гибкого ограждения (новым ограждением более совершенной конструкции), усиления днища понтона и фундаментов нагнетательных двигателей, испытания МДК продолжились. Со второй половины 1986 г. они проводились в рамках так называемых «специальных всесторонних испытаний» (СВИ), а уже в июле 1987 г. корабль совершил первый длительный безаварийный переход из Балтийска в Таллинн. В процессе СВИ удалось отработать конструкцию гибкого ограждения, схему приема воздуха к двигателям-нагнетателям, работу системы ИНТЕГРАЛ и т. д. Благодаря этому серийные корабли, в конструкцию которых были внесены соответствующие изменения, вступали в строй без каких-либо проблем. Если говорить о вооружении, то на них РЛС «Позитив» и систему ФОТ установили СУАО «Вымпел».
Предполагалось, что МДК пр. 12322 по мере постройки будут заменять собой КВП пр. 12321, т. е. вся серия должна была составить 17 ед. Они строились в Ленинграде (на ПО «Алмаз») и в Феодосии (на ФПО «Море»). С 1989 г. и до момента распада СССР успели заказать 13 кораблей, из которых ввели в строй восемь единиц. На этот момент в различных стадиях постройки находились еще четыре МДК (по два корпуса на ПО «Алмаз» и ФПО «Море»). Корабли, находившиеся в постройке на ПО «Алмаз» (зав. № 105 и зав. № 106), после распада СССР вывели из эллинга на причал и законсервировали. Какие-либо работы на них прекратили. 24.01.2000 г. с правительством Греции был заключен договор о продаже четырех МДК пр. 12322. Причем два из них (зав. № 303 и зав. № 305) должно было предоставить правительство Украины, а два других (зав. № 105 и зав. № 106) - правительство России. Однако специально сформированная комиссия после осмотра пришла к выводу о нецелесообразности достройки обоих корпусов, находившихся на причале ПО «Алмаз». Тогда правительству Греции предоставили МДК-118. Одновременно на ПО «Алмаз» специально для него заложили новый корабль (зав. № 107). В настоящее время оба МДК входят в состав ВМС Греции под названиями Kefallinia и Zakynthos.
Из украинских кораблей был забракован Горлівка (главным образом из-за состояния понтона и гибкого ограждения). Заказ на него аннулировали и в качестве компенсации 30.09.2002 г. с ПО «Алмаз» заключили контракт на постройку еще одного корабля (зав. №108). В 2005 г. он был передан заказчику и назван Кеrкіrа. В отличие от серийных МДК нашего флота, на нем ГТГ украинского производства (ГТГ-100К) заменили шведскими ДГ (VOLVO-PENTA), а систему «Экран» - спутниковой навигационной РЛС западного производства SС-4. На этом корабле дополнительно установили систему тепловизионного наблюдения.
Основные тактико-технические элементы:
Водоизмещение:
- стандартное - 500 т;
- полное - 555 т;
Главные размерения:
- длина наибольшая - 57,3 м;
- ширина наибольшая - 25,6 м;
- ширина понтона - 21,6 м;
- высота - 21,9 м;
- высота гибкого ограждения - 2,7 м;
- осадка при полном водоизмещении - 1,5 м;
Главная энергетическая установка:
- тип - газотурбинная;
- количество х тип главных ГТД - суммарная мощность - 3 х М-70 - 30 000 л.с.;
- количество х тип ГТД для привода нагнетателя воздушной подушки - суммарная мощность - 2 х М-70 - 20 000 л.с.;
- количество х тип движителей - 3 х ВВ в кольцевых насадках;
- количество х тип - мощность источников тока ЭЭС - 4 х ГТГ - по 100 кВт;
Скорость полного хода - 60 уз;
Дальность плавания со скоростью 55 уз - 300 мили;
Экипаж - 27 (4) чел. (в т. ч. офицеров);
Автономность по запасам провизии с десантом - 5 сут;
Десантовместимость:
- вариант 1 - три танка «Т-80» и 100 человек личного состава десанта;
- вариант 2 - 10 БТР или восемь «БМП-3» и 140 человек личного состава десанта;
- вариант 3 - 500 человек личного состава десанта с полным снаряжением;
Вооружение:
- ракетное - 2 х 22 140-мм ПУ МС-227П РСО А-22 «Огонь» (66 НУРС М-140Ф (ОФ-45));
- ОПЭСУ - ДВУ-2 или ДВУ-3 БС;
- зенитный ракетный комплекс - 4х4 «Игла-М» (боезапас 32 ЗУР;
- артиллерийское - 2х6 30-мм АК-630М (боезапас 6000 выстрелов);
- СУАО - ФОТ* или МР123-01 «Вымпел»**;
Радиоэлектронное:
- РЛС общего обнаружения - «Позитив»***;
- навигационный комплекс - «Экран» в обеспечении РЛС МР-244-3;
- комплекс средств РЭБ - «Слябинг»;
- комплекс средств связи - «Буран».
* - система обнаружения и целеуказания.
** - начиная со второго корабля в серии.
*** - на головном корабле серии.
Источник: Ю.В. Апальков "Корабли ВМФ СССР. Том 4. Десантные и минно-тральные корабли" 2007 г.