ФАБ-500М44
Фугасная авиационная бомба модели 1944 г.
К проектированию фугасной авиабомбы калибром 500 кг модели 1944 г. в ГСКБ-47 приступили по заданию Государственного Комитета Обороны. Эти работы шли параллельно с созданием боеприпасов этой серии других калибров. Основные принципы, положенные в основу конструкции, были изложены выше. ФАБ-500М44, проходившие совмещенные государственные и полигонные испытания, имели меньшую длину по сравнению с ФАБ-500М43 при одинаковом диаметре и были снаряжены аммотолом 50/50 методом горячей заливки.
Для исследования фугасного действия бомбы, окончательно снаряженные взрывателями АПУВ с установкой замедления 0,3 с, сбрасывали с самолета Ил-4 на супесчаный грунт. Экипаж выравнивал скорость носителя на отметке 300 км/ч на высотах 2000-6000 м. В итоге оказалось, что с обоими вариантами снаряжания взрывателями фугасное действие ФАБ-500М44 превысило данный показатель у авиабомб ФАБ-500М43. К примеру, при высоте бомбометания 2000 м глубина воронок составила около 3,5 м, а их диаметр -16 м (АПУВ в головном очке) и 11 м (АПУВ в донном очке). На траектории все авиабомбы продемонстрировали довольно устойчивый полет. Характеристическое время их падения составило 20,77 с.
В ходе бомбометания с самолетов Ил-4 и Ту-2 в горизонтальном полете и на пикировании с высот 2000 и 6000 м со скоростями 300-500 км/ч из 12 бомб отказала одна из-за заклинившего взрывателя АПУВ. Прочность подвесной системы дважды проверили пикированием на бомбардировщике Ту-2 под углом 60". После посадки деформаций подвесной системы не обнаружили. «Примерку» авиабомбы провели на самолетах Ту-2, Ил-4, Пе-2, Ер-2, Ли-2, Ил-2, Б-25 и др. Оказалось, что внутрь фюзеляжа самолета Ту-2 можно подвесить две ФАБ-500М44 вместо одной ФАБ-500М43. Для этого лишь необходимо усилить бортовые плиты бомбодержателей и системы подъема бомб. После модернизации бомбоотсека на самолет Пе-2 можно было подвесить две ФАБ-500М44 вместо одной ФАБ-500М43. Для остальных машин варианты загрузки остались прежними. В ходе примерки испытатели обнаружили, что теоретически авиабомбы могут «зависать» на держателях. Однако на практике в 20 случаях, когда подобную ситуацию пытались смоделировать сбросом корпусов в наземных условиях, не было зафиксировано ни одного «зависания».
Постановлением Научно-технического журнала № 039 от 1945 г. наряду с ФАБ-500М43 на вооружении утвердили и ФАБ-500М44, присвоив ей номер чертежа 3-01471 и индекс ВВС - 7-Ф-367.
Между тем после окончания Великой Отечественной войны выяснилось, что ФАБ-500М43 зарекомендовали себя лучше. Об этом свидетельствует разработка ее усовершенствованного образца послевоенного выпуска чертежа 3-01632 обр. 1945 г. От своего прототипа ее отличал головной запальный стакан, который теперь устанавливали исключительно на резьбе для снаряжания авиабомбы через головную часть. С этой же целью изменили конструкцию втулки запального стакана. Стабилизатор, приваренный к корпусу боеприпаса сплошным швом, должен был улучшить баллистику авиабомбы (вариант съемного стабилизатора упразднили, поскольку он не обеспечивал прочности соединения с корпусом). Исходя из этого, донный запальный стакан приваривали в конусной части корпуса, что потребовало изменить конструкцию втулки запального стакана. В качестве основного варианта конструкции утвердили штампованный конус (его сварной аналог оставили как запасной вариант).
Техническая характеристика:
Общая длина (без взрывателя) - 1753-1785 мм;
Диаметр корпуса - 450 мм;
Размах оперения - 450 мм;
Расстояние от центра тяжести до головного среза - 638-642 мм;
Масса:
- авиабомбы без взрывателя - 477,10 кг;
- взрывчатого вещества - 222,15 кг;
Используемые взрыватели:
- 1 штука в дно - АПУВ, АПУВ-М;
- 2 штуки - АПУВ-1.
Источники: Е.Пырьев, С.Резниченко. Бомбардировочное вооружение авиации России 1912-1945 гг.
Фугасная авиационная бомба модели 1944 г.
К проектированию фугасной авиабомбы калибром 500 кг модели 1944 г. в ГСКБ-47 приступили по заданию Государственного Комитета Обороны. Эти работы шли параллельно с созданием боеприпасов этой серии других калибров. Основные принципы, положенные в основу конструкции, были изложены выше. ФАБ-500М44, проходившие совмещенные государственные и полигонные испытания, имели меньшую длину по сравнению с ФАБ-500М43 при одинаковом диаметре и были снаряжены аммотолом 50/50 методом горячей заливки.
Для исследования фугасного действия бомбы, окончательно снаряженные взрывателями АПУВ с установкой замедления 0,3 с, сбрасывали с самолета Ил-4 на супесчаный грунт. Экипаж выравнивал скорость носителя на отметке 300 км/ч на высотах 2000-6000 м. В итоге оказалось, что с обоими вариантами снаряжания взрывателями фугасное действие ФАБ-500М44 превысило данный показатель у авиабомб ФАБ-500М43. К примеру, при высоте бомбометания 2000 м глубина воронок составила около 3,5 м, а их диаметр -16 м (АПУВ в головном очке) и 11 м (АПУВ в донном очке). На траектории все авиабомбы продемонстрировали довольно устойчивый полет. Характеристическое время их падения составило 20,77 с.
В ходе бомбометания с самолетов Ил-4 и Ту-2 в горизонтальном полете и на пикировании с высот 2000 и 6000 м со скоростями 300-500 км/ч из 12 бомб отказала одна из-за заклинившего взрывателя АПУВ. Прочность подвесной системы дважды проверили пикированием на бомбардировщике Ту-2 под углом 60". После посадки деформаций подвесной системы не обнаружили. «Примерку» авиабомбы провели на самолетах Ту-2, Ил-4, Пе-2, Ер-2, Ли-2, Ил-2, Б-25 и др. Оказалось, что внутрь фюзеляжа самолета Ту-2 можно подвесить две ФАБ-500М44 вместо одной ФАБ-500М43. Для этого лишь необходимо усилить бортовые плиты бомбодержателей и системы подъема бомб. После модернизации бомбоотсека на самолет Пе-2 можно было подвесить две ФАБ-500М44 вместо одной ФАБ-500М43. Для остальных машин варианты загрузки остались прежними. В ходе примерки испытатели обнаружили, что теоретически авиабомбы могут «зависать» на держателях. Однако на практике в 20 случаях, когда подобную ситуацию пытались смоделировать сбросом корпусов в наземных условиях, не было зафиксировано ни одного «зависания».
Постановлением Научно-технического журнала № 039 от 1945 г. наряду с ФАБ-500М43 на вооружении утвердили и ФАБ-500М44, присвоив ей номер чертежа 3-01471 и индекс ВВС - 7-Ф-367.
Между тем после окончания Великой Отечественной войны выяснилось, что ФАБ-500М43 зарекомендовали себя лучше. Об этом свидетельствует разработка ее усовершенствованного образца послевоенного выпуска чертежа 3-01632 обр. 1945 г. От своего прототипа ее отличал головной запальный стакан, который теперь устанавливали исключительно на резьбе для снаряжания авиабомбы через головную часть. С этой же целью изменили конструкцию втулки запального стакана. Стабилизатор, приваренный к корпусу боеприпаса сплошным швом, должен был улучшить баллистику авиабомбы (вариант съемного стабилизатора упразднили, поскольку он не обеспечивал прочности соединения с корпусом). Исходя из этого, донный запальный стакан приваривали в конусной части корпуса, что потребовало изменить конструкцию втулки запального стакана. В качестве основного варианта конструкции утвердили штампованный конус (его сварной аналог оставили как запасной вариант).
Техническая характеристика:
Общая длина (без взрывателя) - 1753-1785 мм;
Диаметр корпуса - 450 мм;
Размах оперения - 450 мм;
Расстояние от центра тяжести до головного среза - 638-642 мм;
Масса:
- авиабомбы без взрывателя - 477,10 кг;
- взрывчатого вещества - 222,15 кг;
Используемые взрыватели:
- 1 штука в дно - АПУВ, АПУВ-М;
- 2 штуки - АПУВ-1.
Источники: Е.Пырьев, С.Резниченко. Бомбардировочное вооружение авиации России 1912-1945 гг.