Советская военная техника
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Советская военная техника

Форум о советской военной технике и армии


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

СА-75 "Двина" - зенитно-ракетный комплекс

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Admin

Admin
Admin

Постановлением Совета Министров СССР от 20 ноября 1953 г. № 2838-1201 "О создании передвижной системы зенитного управляемого ракетного оружия для борьбы с авиацией противника" задавалось создание комплекса, предназначенного для поражения целей, летящих со скоростью до 1500 км/час на высотах от 3 до 20 км. Масса ракеты не должна была превышать две тонны.

Головным разработчиком системы было определено КБ-1 Министерства среднего машиностроения, главным конструктором А.А. Расплетин. Эта организация вела работы по созданию системы в целом, бортовой аппаратуры ракеты, приемника команд управления, ответчика, бортовых антенн, автопилота, рулевых машин, а также станции наведения ракет, размещенной на автомобильном шасси. Для организации работ над новой зенитной ракетной системой в КБ-1 была организована тематическая лаборатория, которую возглавил Б.В.Бункин.

Одновременно из КБ-1 был выделен коллектив конструкторов, которому поручалось во вновь организованном ОКБ-2 разработать ракету для нового комплекса. Новое КБ возглавил П.Д. Грушин.

В начале 1954 г. тактико-техническое задание на систему было утверждено Министром среднего машиностроения, в подчинении которого тогда находилась не только ядерная отрасль, но и организации - разработчики управляемого ракетного оружия.

Новая зенитная ракетная система предназначалась для обороны административно-политических и промышленных объектов, войсковых частей и соединений. Она проектировалась без привязки к конкретному объекту обороны с учетом обеспечения мобильности всех ее составляющих: объединенных в полки зенитных ракетных и технических дивизионов, командных пунктов полков, средств радиолокационной разведки, управления и связи.

Успешному ходу работ способствовало широкое использование технических решений, отработанных при разработке и создании системы С-25, - как реализованных в ней, так и использованных для формирования научно-технического задела, необходимого для последующих работ. В частности, еще до принятия Постановления 1953 г. в КБ-1 в инициативном порядке была начата разработка экспериментального макетного образца перевозимого комплекса - модификации многоканального стационарного С-25 в одноканальном перевозимом автомобильном варианте. В состав макетного образца входила состыкованная с размещенными на зенитно-артиллерийской тележке КЗУ-16 антеннами, кабина радиотракта "Р", а также кабины видеотракта "А" и счетно-решающих устройств - "Б".

При разработке "Системы-75" были еще раз проанализированы возможные варианты построения комплекса и радиолокационных средств станции наведения ракет. Применительно к одноканальному комплексу преимущества реализованной схемы радиолокаторов с линейным сканированием пространства были не столь очевидны. Использование узколучевых радиолокаторов, аналогичных принятым в американском комплексе "Найк-Аякс", позволило бы более полно использовать энергетический потенциал РЛС. Однако специалисты пошли по другому пути, сохранив схему с линейным сканированием пространства. При этом они уменьшили сектор сканирования пространства до 10 град. относительно направления на обстреливаемую цель, обеспечив достаточную точность определения координат цели и ракет в зонах нахождения целей и их поражения, возможность обстрела плотных групп целей. При этом была достигнута большая защищенность станции при работе в сложной помеховой обстановке по сравнению с применением узколучевого радиолокатора, что и подтвердилось в дальнейшем в ходе боевых действий во Вьетнаме.

При разработке СНР были использованы наработки, полученные на заключительной стадии работ по С-25, но не реализованные в этой системе. Для перевозимого комплекса были бы абсолютно неприемлемы грандиозные вращающиеся антенны - "мельницы", применявшиеся в С-25. В отличие от первого советского зенитного ракетного комплекса антенны СНР в процессе сканирования сектора обзора оставались неподвижными. При этом поддержание общей ориентации блока антенн в направлении на цель обеспечивалось механическим приводом, предназначенным для разворота оси блока антенн по азимуту и углу места. Соответствующее решение было найдено при разработке "ленинградской" версии С-25 - нереализованного комплекса С-50. Для уменьшения габаритов антенн были использованы оригинальные технические решения в конструкция. Приемлемые габариты антенн достигались применением металловоздушной линзы, рупорного облучателя с механическим сканированием. Переход на 6-сантиметровый диапазон позволил сохранить точность определения координат цели и ракеты, несмотря на уменьшение габаритов антенн.

Использование в радиолокационной станции наведения ракет магнетрона со скачкообразной перестройкой частоты и применение аппаратуры селекции движущихся целей были призваны обеспечить ее работоспособность при применении активных и пассивных помех.

Трехканальное исполнение контура наведения ракет обеспечивало возможность одновременного обстрела цели тремя ракетами. Команды на все ракеты предавались одной станцией наведения ракет с использованием импульсно-временного кодирования. Антенна передачи команд с относительно узкой диаграммой направленности была смонтирована на блоке основных антенн и отслеживала их ориентацию.

Радиолокатор наведения проектировался в КБ-1, в отделе, возглавляемом С.П.Заворотищевым и В.Д.Селезневым. Передающие устройства проектировались под руководством В.Н.Кузьмина и В.Д.Синельникова, приемные устройства - Ю.Н.Аксенова, В.И. Плешивцева, антенны - Е.Г.Зелкина, аппаратура автоматического сопровождения цели и ракет - Н.В.Семакова, аппаратура СДЦ - В.Е.Черномордика.

Для применения в комплексе С-75 под руководством Ю.В.Афонина и В.Г.Цепилова был разработан новый метод наведения ракет на цель - так называемый метод половинного спрямления. Траектория полета ракеты рассчитывалась исходя из определенных с помощью радиолокационных средств СНР параметров полета (скорость, дальность, высота, направление полета) и направлялась к промежуточной расчетной точке, расположенной между текущим положением цели или расчетной точкой встречи. Применение этого метода позволяло строить энергетически более выгодные траектории полета ракет, существенно снизить потребные перегрузки ракеты при стрельбе по маневрирующей цели, сузить необходимый сектор обзора пространства станцией наведения ракет для обеспечения одновременного сопровождения одной антенной системой как цели, так и наводящихся на нее ракет.

Выбор основных технических решений по ракете, получившей обозначение В-750 (несекретный индекс изделия - "1Д"), во многом определялся принятым обликом радиоэлектронной части комплекса. В частности, применение узконаправленной антенны передачи команд на ракету, жестко связанной с блоком ориентируемых на цель основных антенн станции наведения, практически однозначно определяло применение наклонного старта ракеты с разворачиваемых в сторону цели пусковых установок. Для осуществления такого старта, без опасного сближения с поверхностью земли, требовалась высокая начальная тяговооруженность - отношение тяги к стартовой массе ракеты. Такую высокую тягу мог обеспечить только твердотопливный (по терминологии тех лет - пороховой) двигатель. Напротив, при относительно длительном последующем полете к цели требовалось в десятки раз меньшее значение тяги и высокая экономичность двигателя по расходу топлива. Этим условиям в те годы отвечал только жидкостный ракетный двигатель. Таким образом, определилась двухступенчатая схема ракеты с твердотопливным двигателем на стартовом ускорителе и жидкостным - на маршевой ступени. Такая схема, кроме того, обеспечивала высокую среднюю скорость ракеты и, соответственно, возможность своевременного поражения цели.

Одной из основных задачей для проектировщиков ракеты В-750 в первые месяцы их работы стал выбор дальности стрельбы. Скорость и высота поражаемых целей, как и масса ракеты, были определены еще в Постановлении правительства от 20 ноября 1953 г. Дальность стрельбы в данном постановлении не указывалась, в то же время этот параметр определял очень многое при разработке всех компонентов системы. Для его выбора разработчикам В-750 требовалось найти оптимальное сочетание ряда разнородных факторов с учетом ограниченной дальности действия радиолокационной станции наведения и необходимости достижения максимальной средней скорости полета ракеты по траектории.

Требовалось учитывать и то, что в составе создаваемой системы должны были максимально использоваться уже применяемые в стране грузовые автомобили и тягачи. Это позволяло свести к минимуму количество необходимых для производства транспортных средств С-75 узкоспециализированных предприятий-изготовителей, хотя и накладывало дополнительные ограничения на стартовую массу ракеты и дальность ее полета. Рациональный учет всех факторов и должен был свести к минимуму затраты на оборону от воздушного нападения конкретного промышленного или военного объекта.

Как показали проведенные расчеты, стоимость обороны единичной цели (города или промышленного района) при существовавших тогда ограничениях, получалась минимальной при дальности стрельбы ракеты 30 км. В то же время, при дальности стрельбы 25 км - стоимость обороны увеличивалась на 30-85%. в зависимости от условий, характерных для конкретной обороняемой цели.
Таким образом, ракета В-750 ("изделие 1Д") была выполнена по двухступенчатой схеме с твердотопливным стартовым двигателем, что позволило при ограниченной стартовой массе достигнуть высокой средней скорости на траектории и обеспечить наклонный старт ракеты, соответствующий скорейшему выведению ракеты в направлении на цель. Данная схема уже была реализована в американской ракете "Найк-Аякс" и в отечественной ШБ-32, разрабатывавшейся в КБ-1 в начале пятидесятых годов.

Для выбора аэродинамической схемы ракеты (что включало в себя определение расположения и размер ее крыльев, рулей и передних плоскостей) специалистами-аэродинамиками ОКБ-2 были разработаны оригинальные методы расчетов. В процессе этого выбора требовалось учитывать потребную маневренность ракеты (диктуемую использованием радиокомандной системы наведения на цель), требования эффективной работы ее системы стабилизации и контура управления, а также достижение минимального аэродинамического сопротивления. В результате, впервые в нашей стране для ЗУР была использована нормальная аэродинамическая схема - рули располагались за крыльями. Одновременно в передней части ракеты были установлены дестабилизаторы, увеличившие маневренность ракеты и позволившие регулировать запас ее статической устойчивости в процессе доводки.

Использование нормальной схемы позволило реализовать более высокое аэродинамическое качество по сравнению со схемой "утка", для этой схемы также не требовалось применять элероны - управление ракетой по крену достигалось дифференциальным отклонением рулей. В свою очередь высокая тяговооруженность и достаточная статическая устойчивость ракеты на стартовом участке позволили реализовать задержку управления по тангажу и рысканью вплоть до отделения стартовика. Однако во избежание неприемлемого ухода осей бортовых гироприборов на стартовом участке потребовалось обеспечить стабилизацию по крену, для чего расположенная в одной из плоскостей пара консолей стабилизаторов оснащались элеронами.

Особое внимание было уделено внесению "гармонии" в процесс управления ракетой при различных скоростях и высотах ее полета. Проблема поиска средств ее достижения тогда еще только вставала в полный рост и была связана с достижением ракетами высоких сверхзвуковых скоростей полета в достаточно плотных слоях атмосферы. При этом оказывалось, что рули, спроектированные для сверхзвуковой ракеты, недостаточно эффективны для управления ее движением на дозвуковой скорости и, наоборот, рули, эффективные на дозвуке, в сверхзвуковом полете становились чрезмерно эффективными, значительно снижавшими точность управления ракетой.

Решение этой задачи в ОКБ-2 было найдено практически сразу - на ракете был установлен специальный механизм (МИПЧ), автоматически регулировавший угол отклонения рулей в зависимости от скоростного напора воздушного потока. Обоснованием применения этого механизма, а также расчетом его характеристик занимались аэродинамики ОКБ-2 под руководством В.М.Егорова. Первые испытания на стенде макетного образца МИПЧ были проведены в декабре 1954 г., а через два месяца этот механизм был опробован в полете на ракете ШБ-32.

Механизм изменения передаточного числа представлял собой достаточно сложную многозвенную конструкцию со сложной кинематикой, требовавшую весьма точной привязки к остальным элементам ракеты. Его использование потребовало установки на ракету приемника воздушного давления, ставшего в дальнейшем причиной неоднократных аварий ракеты.

В целом, ракета В-750 оказалась почти вдвое легче, чем ракета комплекса С-25 при практически одинаковой досягаемости по дальности и высоте. Однако при этом В-750 оснащалась менее мощной боевой частью.

Двигатель для маршевой ступени ракеты В-750 разрабатывался с 1954 г. на конкурсной основе ОКБ-2 и ОКБ-3, входившими в НИИ-88. В ОКБ-3 главного конструктора Д.Д. Севрука проектировался однокамерный двигатель С3.20 с турбонасосной системой подачи топлива с максимальной тягой 3100 кг, работавший на двух компонентах топлива. Для начальной раскрутки турбонасосного агрегата (ТНА) использовался пороховой стартер, который при срабатывании также разогревал стенки жидкостного газогенератора, в результате чего поступавший в него окислитель начинал разлагаться и обеспечивать работу ТНА.

В ОКБ-2 главного конструктора A.M. Исаева разрабатывался однокамерный двигатель С2.711 с турбонасосной системой подачи топлива с максимальной тягой 2600 кг. В головке камеры сгорания двигателя были впервые применены центробежные двухкомпонентные форсунки, позволившие получить лучшую, чем в однокомпонентных, полноту сгорания топлива. В отличие от С3.20 для запуска и раскрутки ТНА С2.711 использовался изопропилнитрат (ОТ-155, инициирующая жидкость "И"), при разложении которого выделялся горячий газ.
Выбор маршевого двигателя, который предстояло сделать ракетчикам, оказался чрезвычайно сложен и оказался обставлен целым набором скорее политических, чем технических шагов, сделанных участниками этого процесса.

Так для ракеты был выбран двигатель Исаева, в серийном производстве получивший обозначение - С5.711 - по номеру ОКБ-5, объединившего в 1958г. коллективы двигателистов Исаева и Севрука.

Использование двигателя С2.711 (С5.711) потребовало размещения на ракете 1Д трех топливных баков: "Г" - для горючего ТГ-02, "О" - для окислителя АК-20Ф и "И" - для инициирующей жидкости ОТ-155. Время работы маршевого двигателя определялось запасом компонентов топлива на борту и составляло около 25 секунд при общем ресурсе около минуты.

Для стартовой ступени ракеты "1Д" в КБ-2 завода №81 под руководством И.И. Картукова первоначально разрабатывался твердотопливный двигатель ПРД-10. Для обеспечения его работоспособности в температурном диапазоне от -40 до +50°С требовалось использование четырех сменных сезонных вкладышей для изменения критического сечения сопла стартового двигателя. Это значительно усложняло эксплуатацию ракеты. В дальнейшем был спроектирован и принят на вооружение в составе ракет семейства В-750 стартовый ускоритель ПРД-18 с критическим сечением сопла, регулируемым в зависимости от температуры окружающей среды за счет продольного смещения центрального тела - так называемой "груши". Время работы стартового двигателя составляло около 3 секунд. Твердотопливный заряд из рецептуры НМФ-2 для двигателя ПРД-18 разрабатывался в расположенном поблизости от подмосковных Люберец НИИ-125 коллективом во главе с Б.П. Жуковым. Для обеспечения малого времени работы требовалось обеспечить большую поверхность горения топлива, что определило исполнение заряда массой 547 кг из 14 шашек длиной 1800 мм с цилиндрическим каналом диаметром 26 мм при наружном диаметре шашки 135 мм.

Большая часть элементов бортовой аппаратуры ракеты, включая автопилот АП-75, аппаратуру радиоуправления и радиовизирования ФР-15Ю, разрабатывалась в КБ-1. Радиовзрыватель "Шмель" создавался в НИИ-504, боевая часть В-88 - в НИИ-6.

Опытная подвижная пусковая однобалочная пусковая установка СМ-63 с переменным углом старта ракеты была спроектирована в ленинградском ЦКБ-34 под руководством Главного конструктора Б.С. Коробова. Пусковая установка типа СМ-63 оснащалась электрическим синхронно-следящим приводом наведения по азимуту и углу места, разработанным в ЦНИИ-173 (в дальнейшем переименованный в ЦНИИ автоматики и гидравлики - ЦНИИАГ). В устройстве наведения направляющей по углу места использовался секторный механизм. При отработке пусковой установки на полигоне в подмосковном Фаустово было испытано несколько типов газоотбойных устройств, предназначенных для предотвращения эрозии грунта при пусках ракет. Серийная ПУ оснащалась газоотбойным устройством в виде шатра-рассекателя, прижимавшегося к грунту газовой струёй стартового двигателя ракеты. Кроме того, газоотбойное устройство повышало устойчивость ПУ при сходе ракеты с направляющей. Отработка элементов установки с использованием бросковых габаритно-весовых моделей ракет велась на полигоне Ржевка под Ленинградом.

В московском Государственном специальном конструкторском бюро (ГСКБ) разрабатывалось наземное оборудование для С-75. Всего в ГСКБ для комплексов С-75 было создано 9 агрегатов - транспортно-заряжающих машин ПР-11 различных модификаций, которые использовались для транспортировки и хранения ракет в состоянии промежуточной и окончательной готовности, заправки их окислителем и заряжания пусковых установок.

Изготовление антенн СНР было поручено подольскому заводу №710, но добиться высокого качества изготовления антенн на заводе не удалось, и их производство передали на артиллерийский завод № 92 ("Горьковский машиностроительный завод") и самолетостроительный завод №23 в подмосковных Филях, где уже была отработана технология штамповки крупноразмерных металлических деталей.

К маю 1954 г. был разработан эскизный (технический) проект системы С-75, включавший станцию наведения ракет (СНР), двухступенчатые ракеты и наводимые пусковые установки с наклонным стартом.

Однако не прошло и полугода со времени выпуска технического проекта, как возникли сомнения в возможности своевременной реализации даже ряда уже заявленных технических решений. Это было связано с тем, что электровакуумные приборы для 6-см диапазона, в том числе новый магнетрон, еще только разрабатывались и осваивались промышленностью. Задерживалось также и создание аппаратуры селекции движущихся целей. Поэтому для своевременного создания и наладки станции наведения ракет Постановлением от 1 октября 1954г. №2070-964 было принято решение о создании ее опытного образца с использованием магнетрона 10-сантиметрового диапазона (т.н. диапазона "В"). Правительственным документом были также уточнены требования к зоне поражения по дальности - до 29 км и по высоте - от 3 до 22 км.

Опытный вариант подвижной станции наведения ракет 10-см диапазона, изготовленный в КБ-1 в упрощенном составе без средств селекции движущихся целей и аппаратуры "электронного выстрела", в конце 1955 г. был смонтирован на радиотехническом полигоне у подмосковного дачного поселка Кратово, где отладочные и экспериментальные работы проводились с января по апрель 1956 г. Для отработки радиоэлектронной части системы использовались самолеты Ил-28 и МиГ-17 специального авиаотряда. В мае 1956 г. было принято решение об отправке СНР для продолжения испытаний на площадку № 32 полигона Капустин Яр, где она использовалась для проведения автономных испытаний ракеты, отработки замкнутого контура наведения на цель и предварительной оценки эффективности поражения цели.
Постановлением СМ от 19 марта 1956 г. N336-255 устанавливался срок представления батареи (зенитного ракетного дивизиона) С-75 на Государственные испытания - 1 июля1957 г. Сверх плана пятилетки 1956-1960 гг. предусматривался выпуск 265 батарей С-75 и 7220 ракет В-750.

Первый бросковый пуск ракеты В-750 (1Д) с застопоренными рулями был осуществлен 26 апреля 1955 г. с неподвижной пусковой установки, стрела которой была поднята на 45°. Топливом был снаряжен только ускоритель, в баки для сохранения центровки были залиты модельные жидкости. Пуск прошел удачно - через 46 секунд полета ракета упала в 12 км от места старта. В четвертом пуске, проведенном 4 мая, ракета выполнила первые маневры, заданные установленным на борту программным механизмом.

К концу 1956 г. пусками телеметрических образцов ракеты 1Д во все характерные точки зоны поражения были завершены комплексные заводские испытания. При этом в качестве цели использовались парашютные мишени с уголковыми отражателями.

После нескольких полетов высотных самолетов-разведчиков U-2 над территорией СССР на совещании в августе 1956 г. под руководством министра оборонной промышленности Д.Ф. Устинова были обсуждены возможные экстренные меры по усилению обороны важнейших объектов страны и созданию мобильных средств ПВО. Предлагалось форсировать работы КБ-1 по созданию С-75 с радиолокатором наведения 6-сантиметрового диапазона, но это представлялось уже явно сомнительным с учетом наметившихся задержек с разработкой и освоением производства соответствующих электровакуумных приборов. Работавший в то время в ракетостроении известный авиаконструктор П.В. Цыбин предложил разместить средства системы С-25 на железнодорожных платформах, что позволяло создать ракетный заслон на любом направлении, но фактически означало создание практически с нуля уже третьего комплекса, отличного как от С-25, так и от С-75.
В итоге было принято предложение А.А. Расплетина о внедрении в производство упрощенного варианта системы С-75 с использованием освоенных промышленностью электровакуумных приборов 10-сантиметрового диапазона, без аппаратуры селекции движущихся целей и электронного выстрела. Развитием опытного варианта упрощенного зенитного ракетного комплекса с аппаратурой 10-сантиметрового диапазона (диапазона В) стал серийный зенитный ракетный комплекс СА-75 "Двина".

При этом КБ-1 продолжало работу и по варианту комплекса с аппаратурой 6-сантиметрового диапазона (диапазона Н), который был принят на вооружение как зенитный ракетный комплекс С-75 "Десна" в более поздние сроки.

Официально принятое решение было утверждено Постановлением СМ СССР от 25 августа 1956 г. Опытный образец СНР СА-75 10-сантиметрового диапазона должен был быть поставлен на совместные испытания в апреле 1957 г., а для обеспечения ускоренного оснащения войск зенитной ракетной техникой в 1957 г. промышленности страны предстояло выпустить наземные средства для комплектования 40 батарей (зенитных ракетных комплексов - в современной терминологии) и 1200 ракет В-750.

Фактически полигонные испытания опытного образца начались в августе 1957 г. Но первый пуск по реальной цели провели даже несколько раньше, в январе того же года, "по оказии" сбив Ил-28, участвовавший в "генеральной репетиции" испытаний оснащенной специальным зарядом ракеты комплекса С-25.

Как уже отмечалось, важной особенностью создания комплекса было то, что еще задолго до начала полигонных испытаний, с начала 1957 г., было развернуто серийное производство его основных компонентов. С мая 1957 г. началась отправка на полигон Капустин Яр первых партий аппаратуры и отдельных боевых средств серийных комплексов СА-75. В октябре 1957 г. планировалось поставить на совместные испытания серийный комплекс СА-75 в полном составе.

Успешные результаты стрельб экспериментального образца комплекса и оперативное проведение настроечных работ на его серийном образце предопределили решение о совмещении проведения конструкторских (заводских) испытаний серийного комплекса с совместными (Государственными) испытаниями в целях скорейшего оснащения Войск ПВО страны новыми комплексами. Принятое решение позволило завершить весь объем заводских и Государственных испытаний в течение пяти месяцев после поставки на полигон опытного образца ЗРК. По результатам полигонных испытаний комплекс 28 ноября был рекомендован к принятию на вооружение.

Комплекс СА-75 "Двина" с ракетой 1Д (В-750) был принят на вооружение ПВО страны и ПВО Сухопутных войск Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 11 декабря 1957г. N1382-638 и Приказом МО СССР N00102 1957 г. Несмотря на длившиеся практически до конца года испытания на полигоне, производственное задание 1957 г. было в значительной мере выполнено. Промышленности удалось изготовить 30 из 40 заданных зенитных ракетных батарей и 621 из заказанных 1200 ракет.

Источник - http://pvo.guns.ru/s75/s75.htm

https://sovetarmy.forum2x2.ru

Admin

Admin
Admin

Зенитный ракетный комплекс СА-75 "Двина"

В первые годы эксплуатации комплексов они поступали на вооружение полков, состоящих из штаба, трех зенитных ракетных (огневых) и одного технического дивизиона системы.

В состав средств станции наведения ракет РСНА-75 (или боевых средств радиотехнической батареи комплекса СА-75) входили следующие средства:
* приемо-передающая кабина ПА (антенный пост, высоковольтная кабина), которая представляла собой контейнер с передающей и высокочастотной частью приемной аппаратуры, станцией передачи команд (РПК, радиопередатчик команд) с размещенной на крыше контейнера антенной системой;
* кабина управления У (командный пункт дивизиона, КП);
* индикаторная кабина И;
* кабина управления стартом К3;
* АСД-75 - кабина К5;
* кабина стабилизаторов тока и управления дизель-электростанцией К6;
* средства транспортировки кабины ПА с РЛС.

Кабина ПА монтировалась на поворотном основании на колесной артиллерийской повозке КЗУ-16, а остальные пять кабин размещались в КУНГах на пяти автомобильных шасси.

Подготовка к перевозке антенного поста требовала привлечения автокрана, с помощью которого производился демонтаж антенн с их укладкой в две специальные повозки - прицепы, буксируемые автомобилями ЗИС-150 или ЗИС-151. Повозка КЗУ-16 с размещенным на ней контейнером буксировалась гусеничным артиллерийским тягачом АТС-59. В кузов тягача АТС загружался комплект кабельных соединений радиолокатора. Одиночный ЗИП и средства для проведения мелкого ремонта в полевых условиях хранились в придаваемой комплексу передвижной ремонтной мастерской ПРМ, размещенной в фургоне на шасси прицепа 2-ПН-2.

Сканирование пространства антеннами кабины ПА велось в двух взаимно перпендикулярных плоскостях тонкими "лопатообразными" лучами. Антенны сопрягались с отдельными передающими и приемными устройствами. Вытянутая в вертикальном направлении угломестная антенна располагалась сбоку от контейнера, а азимутальная - над ним. Перемещение сектора сканирования обеспечивалось круговым вращением антенного поста по азимуту и поворотом антенной системы по углу места.

Для передачи высокочастотных и низкочастотных сигналов от аппаратуры антенного поста в кабины станции наведения ракет использовались специальные токосъемники. Отображение воздушной обстановки велось на индикаторах с развертками "дальность-азимут" и "дальность-угол места", где наблюдались эхо-сигналы целей, сигналы бортовых ответчиков наводимых ракет, а также засветки от активных и пассивных помех. Для уменьшения засветки экранов от пассивных помех и отражений от местных предметов создавалась система селекции движущихся целей с использованием потенциалоскопов - специальных электронно-лучевых трубок. Автоматическое сопровождение цели по угловым координатам велось путем электронного сопровождения внутри линейно-сканируемого пространства и электромеханического слежения центром сканирования за направлением на цель.

В комплексах семейства С-75 использовалось несколько режимов сопровождения цели:
* ручное по всем координатам;
* автоматическое по всем координатам;
* автоматическое по угловым координатам и ручное по дальности (по каналу дальности достигалось наиболее точное определение координат и наилучшее разрешение целей).

Для ручного или полуавтоматического сопровождения цели в сложной помеховой обстановке, как и в системе С-25, были предусмотрены специальные рабочие места с индикаторами, на которых область сопровождаемой цели "вырезалась" по дальности и отображалась в более крупном масштабе.

Передача команд на ракеты велась передающим устройством - станцией передачи команд - с импульсно-временным кодированием передаваемой информации. По этой же линии производился запрос ответчиков ракет. Для обеспечения надежного поражения воздушных целей было решено использовать в составе комплекса три ракетных канала - устройств автоматического сопровождения ракет и счетно-решающих приборов, формирующих команды управления их полетом. Радиолокационное сопровождение ракеты велось по сигналу бортового радиоответчика в автоматическом режиме по всем координатам. Тарельчатая антенна передачи команд размещалась сбоку от азимутальной антенны.

Двухступенчатая ракета В-750 (изделие 1Д) - с твердотопливным стартовым ускорителем и маршевым ЖРД на второй ступени проектировалась в ОКБ-2 под руководством Главного конструктора П.Д. Грушина.

Ракеты 1Д, как и ракеты последующих вариантов комплексов семейства С-75, имели нормальную компоновочную схему с Х-образным расположением аэродинамических поверхностей.

В переднем отсеке размещался радиовзрыватель, передающие антенны которого находились под радиопрозрачными участками носового обтекателя. За обтекателем располагался предохранительно-исполнительный механизм. Следующий отсек образовывала боевая часть. Далее следовал топливный отсек. Несущие баки горючего и окислителя имели совмещенное двухстеночное разделительное днище, что позволило несколько сократить длину ракеты. В расположенном за баком окислителя приборном отсеке последовательно размещались шар-баллон - воздушный аккумулятор давления, блок управления автопилота, радиоаппаратура и источник питания -ампульная батарея. В хвостовом отсеке маршевой ступени ракеты находились рулевые машинки, вкладной бак "И" с пусковым горючим ОТ-155 и жидкостный ракетный двигатель. Снаружи отсека располагались цельноповоротные рули для управления по тангажу, рысканию и крену. Жидкостной ракетный двигатель с турбонасосной системой подачи компонентов С2.711 (позднее обозначался С5.711) в наземных условиях развивал тягу 2,65 т, в пустоте - 3 т. Величины удельного импульса в аналогичных условиях составляли 224 и 252,7 кг.с/кг. Сухой двигатель весил 43 кг, залитый - 47,7 кг. Диаметр двигателя составлял 480 мм, длина - 1030 мм.

Входящий в состав разгонной ступени ракеты стартовый двигатель состоял из стального корпуса со съемным днищем, многошашечного вкладного заряда из нитроцеллюлозного топлива и сопла с "грушей" для регулирования критического сечения сопла в соответствии с ожидаемой температурой заряда. На наружной поверхности стартового двигателя крепились стабилизаторы. Для стабилизации ракеты по крену на стартовом участке полета использовались элероны, размещенные в одной плоскости на стабилизаторах ускорителя. Углы и время поворота элеронов задавались автопилотом ракеты.

Механическая связь между ступенями обеспечивалась коническим переходным отсеком, сбрасываемым вместе со стартовиком.

Двигатель второй ступени запускался перед разделением ступеней. Наведение ракеты осуществлялось только при работающем двигателе. Подрыв ракеты при подлете к цели производился по команде, формируемой радиовзрывателем или поступающей от станции наведения ракет. В случае промаха, который определялся аппаратурой станции наведения ракет по превышению дальности до ракеты над удалением до цели, а также при выработке всего топлива на ракету подавалась команда на самоликвидацию. Ракета уводилась вверх с последующим подрывом боевой части.

На нижней поверхности стартового ускорителя и второй ступени размещались роликовые опоры и бугель, предназначенные для фиксации ракеты на направляющих пусковой установки и обеспечения ее устойчивого движения вдоль направляющих при старте. На верхней поверхности стартового ускорителя и второй ступени размещались бугели, предназначенные для крепления ракеты на такелажных приспособлениях.

На внешней поверхности ракеты наносилась разметка, указывающая места для установки опор технологической стыковочной тележки, транспортно-заряжающей машины и опор при транспортировке ракеты в таре и т.п.

Для проведения тренировок по заряжанию и разряжанию ПУ, вождению ТЗМ с ракетами промышленностью выпускались габаритно-массовые (габаритно-весовые) макеты ракет. Учебные ракеты выпускались в нескольких вариантах и предназначались для отработки навыков личного состава по сборке ракет и их снаряжению и обслуживанию на технологическом потоке, консервации и хранению, заправке компонентами топлива; проведению регламентных работ и проверок бортового оборудования. В ряде случаев в качестве габаритно-весовых макетов ракет и учебных ракет использовались боевые ракеты, списанные по какой-либо причине и переоборудованные соответствующим образом. Для обучения личного состава, подготовки офицерского состава использовались разрезные макеты ракет, учебные ракеты и различные тренажерные средства, выпускавшиеся малыми сериями на заводах, производивших серийные ракеты.

В составе наземных средств стартовой батареи РБ-75 использовалось до шести пусковых установок СМ-63-1 и 6-12 транспортно-заряжающих машин ПР-11 и средства их буксировки. Шесть пусковых установок, задействованных в составе ракетной батареи, располагались на удалении от 50 до 75 метров от станции наведения ракет.

При развертывании на стартовой позиции (с допустимым уклоном площадки до 2,5°) с помощью винтовых домкратов осуществлялось горизонтирование пусковых установок и их взаимное ориентирование с антенным постом, что позволяло вводить поправки на углы предстартового наведения с учетом размещения ПУ на позиции. Минимальный угол установки направляющей обеспечивал при стрельбе по маловысотным целям гарантированный сход ракеты и встреливание в зону захвата РЛС без касания поверхности земли и местных предметов. Максимальный угол пуска ракет составлял 75°. В режиме "боевая работа" пусковая установка синхронизировалась с СНР, чем обеспечивалось предстартовое наведение ракеты в заданную точку наведения. Пусковые установки могли буксироваться гусеничными тягачами АТС-59. Скорость буксировки по шоссе составляла 35 км/ч, по грунтовым дорогам - 10 км/ч.

Транспортно-заряжающие машины ПР-11А на базе полуприцепа и автомобиля-тягача ЗИЛ-151В обеспечивали возможность работы с ракетой 1Д и ее усовершенствованной модификацией 11 Д. Транспортно-заряжающие машины были оснащены баком емкостью 346 литров для транспортировки окислителя.

В ходе эксплуатации комплексов и совершенствования техники в войска поставлялись транспортно-заряжающие машины ПР-11Б на базе полуприцепа и автомобиля-тягача ЗИЛ-157КВ, которые использовались совместно с пусковыми установками CM-63-II, CM-63-IIA, СМ-90. Для дивизионов в "северном" исполнении или размещаемых в пустынных районах с песчаным грунтом взамен автомобильных поставлялись артиллерийские средние гусеничные тягачи АТС-59.

Заряжание пусковой установки производилось с транспортно-заряжающих машин при повороте балки с ракетой на 90° относительно продольной оси прицепа, с ориентацией ракеты хвостовой частью в сторону пусковой установки. Сопряжение направляющих балки транспортно-заряжающей машины и пусковой установки обеспечивалось установкой на грунте подъездных мостков, фиксировавших положение ТЗМ относительно пусковой установки, а также другими специальными приспособлениями. Перевод ракеты с транспортно-заряжающей машины на пусковую установку осуществлялся за 1 минуту. Общее время перезаряжания пусковой установки с учетом времени подъезда из укрытия - 2-4 минуты. При работе слаженного расчета время заряжания ПУ на практике значительно уменьшалось.

В дальнейшем на позиции дивизиона 6 ракет находились на пусковых установках в состоянии ОГ (окончательная готовность) и до 18 ракет на транспортно-заряжающих машинах в состоянии ПГ (промежуточная готовность - без заправки окислителем) в хранилище ракет - сооружении N7, рассчитанном на 18 боевых и 2 учебных ракеты.

Для размещения дежурных сил во время несения боевого дежурства и при разряжении пусковой установки с передачей ракеты на транспортно-заряжающую машину (ТЗМ) они устанавливались на боевой позиции во взводных укрытиях, рассчитанных на две машины.

Прием ракет с баз хранения и с заводов-изготовителей, хранение ракет, подготовка ракет к боевому использованию осуществлялись техническим дивизионом полка (бригады). Технический дивизион при боевой работе производил сборку ракет, пристыковку крыльев, стабилизаторов, рулей; установку боевых частей, предохранительно-исполнительного механизма, пиропатронов; проверку бортового оборудования ракет; заправку сжатым воздухом, горючим и транспортировку ракет на стартовые позиции.

Вся техника зенитных ракетных (огневых) и технических дивизионов выполнялась в габаритах, обеспечивавших после перевода техники в транспортное положение возможность транспортировки автомобильным транспортом по шоссейным и грунтовым дорогам, по железным дорогам - на стандартных железнодорожных платформах. Транспортировка ракет осуществлялась в специальной таре в полувагонах.

При работе зенитного ракетного комплекса в составе полка или бригады для поиска воздушных целей использовались целеуказания, поступающие от командного пункта части. Кроме того, комплекс СА-75 мог вести боевые действия самостоятельно с использованием целеуказания от придаваемых ему радиолокационных средств - станции разведки и целеуказания П-12 "Енисей" и радиовысотомера ПРВ-10.

Нормативное время развертывания комплекса в составе антенного поста, кабины станции наведения ракет с настройкой аппаратуры, дизель-электростанций, РПУ, шести пусковых установок комплекса СА-75 было определено на полигоне на основании работ по развертыванию (переводу в боевое положение) и свертыванию (переводу в походное положение), проведенных разработчиками, изготовителями, представителями Заказчика, и составило 6 часов. Позднее это время сократили до 4 часов, а в шестидесятые годы довели до 2 часов 20 мин. В ряде случаев, на соревнованиях этот норматив многократно перекрывался - ракетчикам удавалось развернуться за 30-40 мин.

Последующая войсковая эксплуатация комплекса СА-75 "Двина" показала, что продолжительность перевода комплекса из походного положения в боевое и из боевого в походное определялись, в основном, временем на развертывание и свертывание антенного поста и пусковых установок. На боевой позиции все боевые элементы соединялись между собой кабелями для централизованного обеспечения электроэнергией, передачи команд и исходных данных, синхронной связи систем наведения.

Средняя скорость на марше колонны боевой техники дивизиона по дорогам составляла 20 км/ч и ограничивалась скоростью буксировки опять-таки пусковых установок и антенного поста.

Источник - http://pvo.guns.ru/s75/s75.htm

https://sovetarmy.forum2x2.ru

Admin

Admin
Admin

Комплекс СА-75М "Двина" с ракетой В-750В

Ракета 1Д (В-750) обеспечивала поражение целей на высотах до 20-22 км. После ряда безнаказанных полетов высотных разведчиков U-2 над советской территорией это значение было признано недостаточным и Постановлением СМ СССР от 25 августа 1956 г. было предписано провести работы по повышению высотности системы С-75 с 22-23 до 25 км.

Основным средством увеличения верхней границы зоны поражения стало повышение тяги ЖРД С2.711 с 2650 до 3100 кг. Рост тяги был достигнут форсированием двигателя по давлению в камере сгорания, увеличенному с 45,1 до 52 кг/см". Модифицированный "высотный" вариант ракеты 10-см диапазона .получил обозначение 11Д (В-750В), двигателя-С2.711 В. В дальнейшем и на, всех серийных ракетах с бортовой аппаратурой 6-сантиметрового диапазона 13Д (В-750ВН) также устанавливались модифицированные двигатели С2.711В1.

Ввиду необходимости концентрации всех сил на скорейшей доводке и завершении испытаний ракеты 1Д, испытания "высотной" ракеты В-750В с бортовой аппаратурой 10-сантиметрового диапазона не были осуществлены до начала апреля 1958 г., хотя по плану ракета должна была быть представлена на заводские испытания еще в IV квартале 1957 г. Решением ВПК предписывалось ускорить разработку ракеты В-750В; закончить создание и испытания двигателя с модифицированной камерой для ракет В-750В и В-750ВН; изготовить в апреле-мае 39 ракет В-750В для проведения испытаний.

После окончания испытаний ракеты В-750В она была введена в боекомплект комплекса СА-75 и быстро заменила ракету 1Д (В-750). Этому способствовал также и крайне ограниченный в те годы гарантийный срок эксплуатации ракет.

Комплекс СА-75 с ракетой 11Д был принят на вооружение без оформления правительственного постановления Приказом МО СССР N00102 в 1957 г.

План на 1958 г. предусматривал выпуск наземных средств для 130 дивизионов, включая 78 дивизионов с аппаратурой 10-сантиметрового диапазона и 950 ракет В-750В, а также 52 дивизионов с аппаратурой 6-сантиметрового диапазона и 700 ракет В-750ВН. На московском заводе N41 подготовили все установленные планом 400 ракет (в том числе 40 ракет диапазона "Н"), на долгопрудненском N464 - 164 из 200 заданных (в том числе 5 ракет диапазона "В"). Производство ракет 11Д к этому времени было развернуто и на саратовском заводе N292. При выпуске ракеты 11Д кооперация предприятий-поставщиков практически не изменилась (по сравнению с производителями ракеты 1Д).

Ракеты 11Д строились в нескольких вариантах: 11Д (В-750В); 11Д (В-750ВК), 11ДА, 11ДУ, 11ДМ (В-750ВМ - вариант ракеты, доработанный для обеспечения стрельбы по самолетам-постановщикам помех).

С началом серийного производства и поставок в Войска ПВО страны комплекса С-75 "Десна" производство. комплексов СА-75 в СССР было постепенно свернуто, хотя ряд элементов этого комплекса еще много лет выпускался специально на экспорт.

Комплекс CA-75M "Двина-А"

В ОКБ завода N304 был разработан и в 1957 г. изготовлен в опытном образце трехкабинный вариант комплекса СА-75. Кабина П была оставлена без изменений. Остальное оборудование станции наведения ракет было смонтировано в кабинах, размещенных на двух автомобильных прицепах. По документации, подготовленной на заводе N304, Ульяновским автозаводом для размещения аппаратуры были переделаны двухосные прицепы (типа МАЗ-5206), на которых монтировались герметичные утепленные кабины, предназначенные ранее для размещения аппаратуры станций орудийной наводки СОН-4. В боевом положении прицеп устанавливался на домкраты и выносные дополнительные опоры. Общая масса прицепа - 14 тонн. Буксировка прицепов осуществлялась тягачами типа КрАЗ-214.

В состав комплекса была включена радиолокационная станция разведки и целеуказания П-12, выносной индикатор кругового обзора которой был размещен в кабине управления ЗРК.

Комплекс CA-75M "Двина-А" в серийное производство не передавался.


Комплексы CA-75M "Двина" и CA-75MК "Двина"

В конце 1950-х - начале 1960-х гг. возможности зенитных ракетных комплексов системы С-75 несколько раз были продемонстрированы при стрельбе по самолетам-нарушителям в Китае и СССР, а также на Кубе. Заинтересованность в приобретении у Советского Союза зенитного ракетного управляемого оружия проявили несколько стран.

Серийное производство зенитных ракетных комплексов СА-75 "Двина" и С-75 "Десна", работающих в различных частотных диапазонах, но с близкими боевыми возможностями, позволило в целях сокрытия характеристик состоявших на вооружении советских Войск ПВО страны ЗРК системы С-75 6-сантиметрового диапазона, производить до середины 1960-х гг. экспортные поставки только комплексов СА-75 с радиолокационными средствами 10-сантиметрового диапазона и ракетой 11Д. Специально для экспортных поставок в ОКБ завода N304 (МРТЗ) были созданы модифицированные варианты комплекса СА-75 "Двина": CA-75M, предназначенный для социалистических стран, и СА-75МК, экспортируемый в прочие зарубежные страны. Комплексы CA-75M и СА-75МК изготавливались промышленностью со станцией наведения ракет РСН-75МА в трехкабинном варианте и незначительно отличались между собой составом оборудования, комплектацией и исполнением, отвечающим климатическим условиям страны-заказчика. Изменение состава аппаратуры комплекса, а также комплектация кабин дополнительными элементами системы жизнеобеспечения и поддержания относительно комфортных условий для боевых расчетов в особых климатических условиях повлекло увеличение потребления электроэнергии. Была разработана и поставлена на серийное производство новая распределительная кабина "РМ".

Комплексы оснащались ракетами 11Д (В-750В) и 11ДА. Во Вьетнам и ряд других стран поставлялись комплексы также и с ракетами 11ДУ и 11ДМ.

Комплексу CA-75M (СА-75МК) придавалась радиолокационная станция разведки и целеуказания П-12МН с системой дистанционного управления и выносным индикатором кругового обзора (ВИКО). Помехозащищенность станции обеспечивалась использованием системы селекции подвижных целей (СПЦ).

Источник - http://pvo.guns.ru/s75/s75.htm

https://sovetarmy.forum2x2.ru

Admin

Admin
Admin

Поставки зарубеж ЗРС СА-75М "Двина" (ТДН)/ ЗУР В-750:
Албания - 1 (1) / 27
Алжир - 2 (1) / 48
Афганистан - 3 (1) / 131
Болгария - 19 (5) / 871
Вьетнам - 82 (21) / 8055
Венгрия - 14 (3) / 916
ГДР - 6 (6) / 914
Египет - 47 / 2402
Индия - 20 (6) / 639
Индонезия - 7 (4) / 132
Ирак - 1 (1) / 10 (переданы в 1968 г. Египту)
Кипр - 2 (1) / 200 (переданы в 1968 г. Египту)
КНДР - 38 (10) / 1243
Куба - 24 (6) / 961
Южный Йемен - 4 (1) / 136
Польша - 17 (5) / 859
Румыния - 10 (4) / 631
Сирия - 6 (2) / 344
Сомали - 7 (2) / 251
Судан - 3 (1) / 72
Чехословакия - 16 (5) / 689
Югославия - 4 (1) / 201

В Китай были переданы 5 ЗРС СА-75 "Двина" (3 ТДН) (1958г. - 3 (1) шт., 1959 г. - 2 (2) шт.), 62 ЗУР В-750 (1958г. - 36 шт., 1959 г. - 26 шт.) и 1 РЛС П-14




https://sovetarmy.forum2x2.ru

Admin

Admin
Admin

Из отчета о совместных испытаниях средств системы-75 диапазона "В", 1957г.

Передвижная система зенитного управляемого реактивного оружия С-75 диапазона "В", представленная на испытания, была разработана во исполнение Постановления СМ СССР от I октября 1954 г. № 2070-964 и Постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 25 августа 1956 г.

Головной организацией по разработке системы -75 в целом и разработке радиолокационной станции наведения и бортовой аппаратуры управления ракеты является КБ-І МОП (главный конструктор Расплетин А.А.).

Головной организацией по разработке ракеты В-750 и аппаратуры предстартовой подготовки является ОКБ-2 МОП (главный конструктор т.Грушин П.Д.).

Отдельные элементы средств системы были разработаны:
- пусковая установка - ЦКБ-34 МОП;
- боевая часть ракеты - НИИ-6 МОП;
- радиовзрыватель - НИИ-504 МОП;
- жидкостной реактивный двигатель - ОКБ-2 НИИ-88 МОП;
- стартовый пороховой ускоритель - ОКБ-81 МОП;
- бортовые источники питания - НИЭЭИ и 0КБ-140 МП;
- силовые электроприводы пусковых установок и антенной системы - ЦНИИ-173 МОП;
- система электроснабжения - ОКБ-686 МГСНХ и НИИ-627;
- средства транспортировки и заправки ракет топливом - ГСКБ МГСНХ;
- контрольно-испытательная передвижная станция для проверки ракеты - опытным заводом 934 МОП.

Средства системы -75 прошли заводские испытания, в ходе которых проверялось соответствие характеристик системы основным заданным тактико-техническим требованиям. Испытания были закончены в июле 1957 г. с положительными результатами.

Совместные испытания проводились на государственном зенитном полигоне ПВО комиссией Министерства обороны и Министерства оборонной промышленности в период сентябрь-октябрь 1957 г. в соответствии с Постановлением СМ СССР №932-424 от 1 августа 1957 г. по программе, утвержденной Спецкомитетоы СМ СССР.

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ -75

Система -75 является передвижной системой зенитного управляемого реактивного оружия. Система предназначена для уничтожения скоростных высотных самолетов-бомбардировщиков, летящих со скоростью до 500 км/час на высотах от 3 до 22 км.

Боевыми единицами системы -75 являются огневые дивизионы. Технические средства огневого дивизиона образуют огневой комплекс.

В состав огневого комплекса входят:
- радиолокационная станция наведения РСНА-75;
- зенитные управляемые ракеты В-750;
- стартовое оборудование;
- электростанция Б-75.

Расположение средств огневого комплекса на позиции.
СА-75 "Двина" - зенитно-ракетный комплекс 75_1

Огневой комплекс поражает самолеты противника зенитными управляемыми ракетами, наводимыми наземной радиолокационной станцией, и обеспечивает обстрел одного самолета, приближающегося с любого направления, одной-тремя ракетами.

Комплекс позволяет вести последовательный обстрел целей, идущих с временными интервалами не менее 2-3,5 мин.

Для одновременной стрельбы по нескольким самолетам огневые комплексы могут сводиться в группы до 4-х комплексов при расстояниях между ними не менее 6 км. Огневые комплексы соседних групп, работающие на одинаковых частотах, могут располагаться на расстоянии не менее 20 км.

Боевое питание огневых дивизионов ракетами производится с технических позиций (технических дивизионов). Для проверки и снаряжения ракет технический дивизион имеет в своем составе транспортно-подъемные и заправочные средства, а также необходимую контрольно-измерительную аппаратуру. По составу оборудования технологического потока подготовки ракет и штатам технический дивизион предназначается для обеспечения боепитанием 4-х огневых дивизионов.


СА-75 "Двина" - зенитно-ракетный комплекс 75_1_1
СА-75 "Двина" - зенитно-ракетный комплекс 75_2

https://sovetarmy.forum2x2.ru

Admin

Admin
Admin

Стартовое оборудование

Стартовое оборудование включает:
- шесть пусковых установок СМ-63-І;
- кабину стартовой автоматики (кабина "С");
- три блока обогрева бортовых источников питания ракет.

Кабина стартовой автоматики (кабина "С") является постом управления подготовкой ракет и пусковых установок к боевой работе.

В состав кабины "С" входят;
- пульт автоматического управления (пульт "ОП");
- центральный распределительный щит - ЦРЩ;
- узел связи.

Пульт "ОП" предназначен для дистанционного управления подготовкой ракет и пусковых установок к боевой работе, контроля режима их работы и выдачи сигнализации оператору наведения кабины "И" о готовности к производству выстрела.

Пульт "ОП" состоит из трех одинаковых блоков управления (по числу каналов огневого комплекса) и одного общего блока приема команд.

Каждый блок управления пульта "ОП" функционально связан с блоками автоматического управления двух пусковых установок одного канала, а также с кабиной "И".

На лицевой панели блоков управления имеются световые табло,показывающие оператору состояние готовности ракет и пусковых установок, а также временные механизмы, служащие для отсчета времени работы бортовой аппаратуры ракет.

Блок приема команд пульта "ОП" предназначен для получения из кабины "И" станции наведения световых команд для включения на подготовку необходимого числа ракет из 6-ти находящихся на пусковых установках.

Центральный распределительный щит служит для контроля и распределения электропитания по потребителям кабины "С".

Узел связи состоит из двух индукторных коммутаторов емкостью на 10 номеров каждый.

Все оборудование кабины "С" размещено внутри кузова типа КУНГ-І на шасси автомобиля ЗИЛ-151.

При совершении марша в этой же кабине размещается 3 блока обогрева. Эти блоки предназначены для обогрева источников питания ракет, находящихся на транспортно-заряжающих машинах ПР-11А.

Система электроснабжения

В состав оборудования электроснабжения входят три дизель-электростанции ЭСД-75-Н2 (одна из которых является резервной), вспомогательная электростанция ЭСБ-12-Н2, заземляющее устройство, комплект силовой кабельной сети и кабелеукладчик.

Электростанция ЭСД-75-Н2 представляет собой смонтированную в утепленном кузове на прицепе 2-ПН-6 дизель-генераторную установку типа АД-75 (мощность 75 квт, напряжение 230 вольт, частота 50 гц). Электростанция имеет автоматическую регулировку напряжения с погрешностью +2% от номинала, также устройство, обеспечивающее параллельную работу с промышленной сетью, имеющей напряжение 220 в с частотой 50 гц или с аналогичной дизель-электростанцией. В качестве первичного источника энергии используется дизель типа 1Д6-150АД мощностью 150 л.с.

Вспомогательная электростанция ЭСБ-12-Н2 предназначена для обеспечения ремонтных нужд и обогрева бортовых источников питания (при выключенных основных электростанциях). Она представляет собой бензоэлектрический агрегат, смонтированный в утепленной кузове автомашины ЗИЛ-151. Мощность агрегата 12 квт, напряжение 230 в, частота 50 гц.

Для свертывания и развертывания кабельной сети огневого комплекса имеется кабелеукладчик (автомашина ГАЗ-69) и ручная тележка.

Из отчета о совместных испытаниях средств системы-75 диапазона "В", 1957 г.

https://sovetarmy.forum2x2.ru

Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения