Постоянное совершенствование средств ПВО противника как на морском, так и на сухопутном театре военных действий, основу которых составляли радиолокационные станции обнаружения и наведения зенитно-ракетных комплексов, сделало особо актуальной задачу создания авиационных средств для их подавления перед нанесением удара непосредственно по назначенным целям. Антенные посты РЛС обнаружения целей и наведения ракет (самолетов) являются наиболее уязвимым элементом звена управления огнем средств ПВО, поскольку они работают в активном режиме и их практически невозможно замаскировать при боевой работе. Первоначально РЛС ЗРК удавалось эффективно «задавить» активными или пассивными помехами, но вскоре появились радиоэлектронные средства защиты от таких помех. С течением времени было установлено, что наиболее эффективным способом выведения РЛС из строя на длительный срок является только огневое их подавление.
Самым эффективным средством огневого подавления должны были стать управляемые авиационные ракеты с пассивной противорадиолокационной головкой самонаведения.
Крылатая ракета КСР-11 являлась первой отечественной ракетой с пассивной РГСН. Эта ракета входила в состав системы управляемого ракетного вооружения самолета Ту-16К (система К-11) и предназначалась для поражения работающих импульсных наземных и корабельных радиолокационных станций обнаружения, управления огнем и наведения управляемого оружия.
В состав системы К-11 входили:
• самолет-носитель Ту-16К, оборудованный аппаратурой разведки и целеуказания;
• две крылатые ракеты КСР-11;
• средства наземного обслуживания и контрольно-проверочная аппаратура.
Для ракеты КСР-11 была разработана фугасная боевая часть массой 860 кг с активной оболочкой, что позволило увеличить радиус поражения целей. Для подрыва боевой части над поверхностью земли устанавливался оптический взрыватель. По аэродинамическим и конструктивным характеристикам, геометрическим размерам, двигательной установке, основным летно-техническим данным она не отличалась от ракеты КСР-2 - крылатая ракета.
Последовательность боевого применения ракеты КСР-11 следующая:
• при достижении заданного района (или при свободном поиске) самолет-носитель с помощью аппаратуры разведки производил обнаружение работающих РЛС, определение их координат и основных параметров работы. Дальность обнаружения целей составляла 300...400 км;
• настройка аппаратуры ракеты на выбранную РЛС-цель производилась оператором самолета-носителя. При достижении разрешенной дальности стрельбы (160 .км) производился пуск ракеты. Наведение ракеты на цель осуществлялось по принимаемым сигналам от цели;
• при достижении ракетой района цели по сигналу от оптического взрывателя или при встрече с преградой происходил подрыв боевой части.
На базе крылатой ракеты КСР была разработана крылатая ракета-мишень КРМ, которая предназначалась для отработки и испытаний ракетных комплексов перехвата целей, летающих со сверхзвуковыми скоростями на больших высотах, а также для боевой подготовки личного состава войск ПВО. Ракета-мишень достигала маршевой скорости полета примерно 3200 км/ч. При этих испытаниях был накоплен опыт применения конструкций из обычных алюминиевых сплавов при скоростях полета, соответствующих числу М = 3, который был использован в последующих разработках крылатых ракет.
Источник: - Авиация ВВС России и научно технический прогресс. 2005 г.
Самым эффективным средством огневого подавления должны были стать управляемые авиационные ракеты с пассивной противорадиолокационной головкой самонаведения.
Крылатая ракета КСР-11 являлась первой отечественной ракетой с пассивной РГСН. Эта ракета входила в состав системы управляемого ракетного вооружения самолета Ту-16К (система К-11) и предназначалась для поражения работающих импульсных наземных и корабельных радиолокационных станций обнаружения, управления огнем и наведения управляемого оружия.
В состав системы К-11 входили:
• самолет-носитель Ту-16К, оборудованный аппаратурой разведки и целеуказания;
• две крылатые ракеты КСР-11;
• средства наземного обслуживания и контрольно-проверочная аппаратура.
Для ракеты КСР-11 была разработана фугасная боевая часть массой 860 кг с активной оболочкой, что позволило увеличить радиус поражения целей. Для подрыва боевой части над поверхностью земли устанавливался оптический взрыватель. По аэродинамическим и конструктивным характеристикам, геометрическим размерам, двигательной установке, основным летно-техническим данным она не отличалась от ракеты КСР-2 - крылатая ракета.
Последовательность боевого применения ракеты КСР-11 следующая:
• при достижении заданного района (или при свободном поиске) самолет-носитель с помощью аппаратуры разведки производил обнаружение работающих РЛС, определение их координат и основных параметров работы. Дальность обнаружения целей составляла 300...400 км;
• настройка аппаратуры ракеты на выбранную РЛС-цель производилась оператором самолета-носителя. При достижении разрешенной дальности стрельбы (160 .км) производился пуск ракеты. Наведение ракеты на цель осуществлялось по принимаемым сигналам от цели;
• при достижении ракетой района цели по сигналу от оптического взрывателя или при встрече с преградой происходил подрыв боевой части.
На базе крылатой ракеты КСР была разработана крылатая ракета-мишень КРМ, которая предназначалась для отработки и испытаний ракетных комплексов перехвата целей, летающих со сверхзвуковыми скоростями на больших высотах, а также для боевой подготовки личного состава войск ПВО. Ракета-мишень достигала маршевой скорости полета примерно 3200 км/ч. При этих испытаниях был накоплен опыт применения конструкций из обычных алюминиевых сплавов при скоростях полета, соответствующих числу М = 3, который был использован в последующих разработках крылатых ракет.
Источник: - Авиация ВВС России и научно технический прогресс. 2005 г.