Советская военная техника
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Советская военная техника

Форум о советской военной технике и армии


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

КВ-13 («Объект 233») - средний танк

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Rotor

Rotor

КВ-13 («Объект 233») - средний танк.

Разработчик: Кировский завод, Челябинск (эвакуирован из Ленинграда осенью 1941 г.).

Старший инженер машины: Н.В.Цейц, Н.Ф.Шашмурин.

Изготовлен один опытный образец танка.

Танк на вооружение не принимался.

История создания.

Первый год Великой Отечественной войны наглядно показал, что тяжёлый танк в том виде, каким он представлялся советским военным до войны, перестал их устраивать. От тяжёлого танка теперь требовалась не только высокая защищенность, но и тактическая подвижность. КВ-1 в этом отношении не вполне устраивал военных. Кроме того, его производство выявило ряд недостатков, которые существенно повлияли на надежность тяжёлого танка. Эталонным танком был признан средний Т-34, который был легче КВ-1 в 1,5 с лишним раза. В итоге, военные захотели получить танк с подвижностью Т-34, но при этом с броневой защитой на уровне КВ-1.

В начале 1942 г. СКБ-2 ЧКЗ стало прорабатывать глубокую модернизацию КВ-1. Она предполагала некоторое облегчение конструкции машины и переделку ряда агрегатов, но при этом общая конструкция танка соответствовала КВ-1. Работы по модернизации танка привели к созданию тяжёлого танка КВ-1с.

Параллельно с этим начались работы над совершенно новым танком. Старшим инженером машины, получившей индекс КВ-13, был назначен Н.В.Цейц.

Инициатором появления «среднего танка тяжёлого бронирования», как нередко называют КВ-13, было руководство Главного автобронетанкового управления Красной Армии (ГАБТУ КА). 1 июня 1942 г. ГАБТУ КА подготовило документ, который предусматривал изготовление  танка «тяжёлого типа» с боевой массой 30 т. Задание на разработку новых танков было выдано не только Челябинску (КВ-13), но и Нижнему Тагилу (Т-44).

Требования ГАБТУ КА на изготовление 30-тонных танков:
КВ-13 («Объект 233») - средний танк KrQb9

Николай Валентинович Цейц был человеком суеверным. Он оказался совсем не рад тому факту, что новому танку присвоили «чертову дюжину». Цейц всеми правдами и неправдами постарался от этого индекса избавиться, и это ему отчасти удалось. В марте 1942 г. на ЧКЗ был организован опытный завод №100, его директором стал Н.Н.Ворошилов. Главным инженером завода назначили Н.М.Синева, а главным конструктором А.С.Ермолаева. Работы по КВ-13 частично перешли на завод №100, данная машина стала одной из первых работ опытного завода. Именно в этот момент танк стал проходить под двумя обозначениями. Поскольку в основном переписка шла по линии ЧКЗ, в документах он значился как КВ-13. Зато в конструкторской документации СКБ завода №100 использовалось совсем другое название – ИС-1.

Штамп чертежа тяжелого танка ИС-1, СКБ завода №100, май 1942 г.:
КВ-13 («Объект 233») - средний танк GUeqW

Общий облик КВ-13 сформировался в мае 1942 г. Специфические требования к машине привели к тому, что тяжелый танк имел размеры и боевую массу среднего танка. При разработке КВ-13 конструкторы группы Цейца использовали технические решения удачного Т-34. От среднего танка были взяты отдельные элементы ходовой части, в частности траки гусениц и несколько измененное ведущее колесо. Поначалу башня КВ-13 создавалась двухместной, но уже к началу лета 1942 г. её решили переработать в трёхместную. Одновременно предполагалось установить командирскую башенку и поставить кормовой пулемет. Хотя трёхместная башня так и осталась в проекте, эти наработки впоследствии были использованы при создании баши танка КВ-1с.

Продольный разрез КВ-13. Старшим инженер машины - Н.В.Цейц:
КВ-13 («Объект 233») - средний танк Odz6P

Проект КВ-13 с трёхместной башней:
КВ-13 («Объект 233») - средний танк 3iaEe

КВ-13 существенно отличался от КВ-1. От КВ-1 новому танку достались двигатель, торсионные валы и ряд других элементов. Корпус с местом механика-водителя, расположенным по центру отделения управления напоминал корпус лёгкого танка Т-50 конструкции Кировского завода. Оттуда же частично была заимствована конструкция установки курсового пулемета, а также система охлаждения с характерным расположением радиаторов. Для такой установки пришлось сделать на крыше моторно-трансмиссионного отделения хорошо заметный «горб». Воздухозаборники на крыше моторно-трансмиссионного отделения по конструкции были аналогичны заборником танка КВ-4. На КВ-13 предполагалось использовать новую 9-скоростную коробку передач с тройным демультипликатором, разработанную инженером Ф.А.Маришкиным. В конструкции корпуса и башни использовалось много литых деталей. Это позволило упростить технологию производства и сократить заброневой объем. Высвободившаяся масса позволила усилить бронирование нового танка. Согласно первому варианту, максимальная толщина брони корпуса и башни составляла 90 мм, к началу июля 1942 г. она была доведена до 100 мм, а в окончательном варианте броню корпуса удалось усилить до 120 мм. При этом проектная масса пустого корпуса составила 13 250 кг, а пустой башни – 4 150 кг.

Проект постановления ГКО о выпуске опытных образцов КВ-13 (уже с трёхместной башней):
КВ-13 («Объект 233») - средний танк KrQb9

5 июня 1942 г. состоялось совещание, в котором принимал участие И.В.Сталин и нарком танковой промышленности В.А.Малышев. В ходе совещания был утверждён запуск работ по тяжелому танку КВ-1с. Также здесь были показаны макеты перспективных тяжелых танков завода №183 и ЧКЗ. Об этом в своих воспоминаниях упоминает Малышев:

«Мы показали т. Сталину макеты двух новых танков, которые полностью решают те пожелания... но т. Сталин ответил: «Новые танки делать пока не будем. Не будем отвлекать конструкторов от задачи улучшать и модернизировать выпускаемые танки. Конечно, конструкторам хочется делать новые машины, каждый конструктор ищет славы. Но надо обождать. К новым машинам вернемся месяца через полтора-два, когда конструктора закончат работу по улучшению существующих танков».

Решение И.В.Сталина было отражено в постановлении ГКО №1878 «Об улучшении танков КВ», подписанном 5 июня 1942 г. 9-й и 10-й пункты этого документа касались именно КВ-13. Согласно им, к 10 августа 1942 г. предполагалось изготовить два опытных образца машины. Оба пункта из текста постановления вычеркнул сам Сталин.

Несмотря на такое решение, работы по КВ-13 всё же продолжались, но уже в меньшем объеме. В основном над ним тогда занимались на заводе №100, а сотрудники СКБ-2 ЧКЗ в форсированном темпе разрабатывали КВ-1с. Опыт работ по КВ-13 был использован при создании модернизированного тяжелого танка. Но и на КВ-13 были использованы некоторые технические решения, которые отрабатывались для КВ-1с.

Для отработки новых решений для КВ-13 был использован КВ-1 с серийным номером 25810. На нем с июля 1942 г. стали были опробованы опорные и поддерживающие катки КВ-13.

3 июля 1942 г. вышло постановление ГКО №1958 «О танках Т-34 и Т-70», согласно которому на ЧКЗ организовывалось производство Т-34. Все силы предприятия были сосредоточены на новом задании, ради которого даже был сокращён выпуск КВ-1. Организация производства Т-34 сильно повлияла на работы по КВ-1с, а работы по КВ-13 были фактически приостановлены.

19 июля 1942 г. от инфаркта умер Цейц. Старшим инженером КВ-13 был назначен Н.Ф.Шашмурин. Но в связи с загруженностью работами по КВ-1с и Т-34 разработка КВ-13 возобновилась только в сентябре 1942 г. Проектированием и сборкой танка занимался опытный завод №100. 14 сентября 1942 г. на завод пришла телефонограмма от И.М.Зальцмана, который потребовал все опытные работы на заводе прекратить. Завод №100 должен был обеспечивать развертывание производства Т-34 на ЧКЗ. Тем не менее, работы по КВ-13 продолжались. К 13 сентября 1942 г. были готовы его корпус и башня, в тот же день на заводе произвели разметку под монтаж узлов и агрегатов. При взвешивании выяснилось, что масса корпуса и башни оказались меньше расчетных – 12 900 и 3 600 кг, соответственно.

13 сентября 1942 г. началась сборка танка. Как это часто бывает с опытными изделиями, выявились недоработки. Кронштейны рычагов управления пришлось приваривать на эвакуационном люке, а для кронштейна тяг главного фрикциона на днище корпуса не нашлось места. Бортовые редукторы не входили в посадочные отверстия корпуса, кроме того, возникли сложности с установкой топливных баков. В общей сложности на получение оставшихся агрегатов и досборку машины понадобилось чуть менее двух недель.

По сравнению с проектом в опытный образец танка КВ-13 были внесены изменения. Так, вместо опорных катков с внутренней амортизацией, аналогичных по конструкции каткам Т-50, на КВ-13 были установлены более технологичные и более лёгкие цельнометаллические катки. По аналогии были переработаны и ленивцы.

Опытный образец КВ-13, конец сентября 1942 г.:
КВ-13 («Объект 233») - средний танк 9XB7i КВ-13 («Объект 233») - средний танк OTSEZ КВ-13 («Объект 233») - средний танк XMLPg КВ-13 («Объект 233») - средний танк JhlKA

По:
https://warspot.ru/9279-pervyy-kv-pod-neschastlivym-nomerom



Последний раз редактировалось: Rotor (11/11/2018, 10:31), всего редактировалось 1 раз(а)

Rotor

Rotor

Элементы опытного образца КВ-13 («Объект 233»), конец сентября 1942 г.:
КВ-13 («Объект 233») - средний танк SFf5G КВ-13 («Объект 233») - средний танк YiQNz КВ-13 («Объект 233») - средний танк AU6R0
https://warspot.ru/9279-pervyy-kv-pod-neschastlivym-nomerom

Rotor

Rotor

Продолжение.

В первый испытательный пробег КВ-13 отправился 26 сентября 1942 г. В его ходе все механизмы трансмиссии и ходовой части работали нормально, но уже тогда случились первые поломки. При повышенных оборотах двигателя давление масла падало до двух атмосфер. Причину выявили быстро – неисправность работы масляного редуктора мотора. Гораздо больше проблем принес следующий день, когда была определена максимальная скорость танка – 55 км/ч. Замерить её удалось по показаниям идущего сзади автомобиля ГАЗ М1. Результаты вполне удовлетворительные, но на 30-м километре ухудшилась работа привода КПП, начался перегрев двигателя, на 9-й передаче наблюдалась слабая тяга. Наконец, слетели и потерялись крышки с трех опорных катков. Также отмечалось очень тяжелое управление машиной: усилие на рычагах составляло до 60 кг, а на педали главного фрикциона – 90 кг.

КВ-13 на испытаниях, октябрь 1942 г.:
КВ-13 («Объект 233») - средний танк TfULB КВ-13 («Объект 233») - средний танк FheC1
КВ-13 («Объект 233») - средний танк Ax8M0 КВ-13 («Объект 233») - средний танк Ps6yR

По результатам испытаний были выявлены недостатки: воздушный фильтр без демонтажа масляных радиаторов оказалось невозможно снять, во время движения стопор башни самопроизвольно отворачивался, а замки пистолетных портов были признаны непригодными к эксплуатации. По результатам первых испытаний использование элементов ходовой части Т-34 на КВ-13 признали неудачной. Поэтому на заводе №100 начались работы по изготовлению второго комплекта механизмов трансмиссии и ходовой части. Траки было решено заменить на КВ-шные, для этого требовалась переделка ведущих колёс танка.

Устранение первоочередных дефектов опытной машины заняло больше недели. После переделки механизмов крепления рычагов усилие на них удалось снизить до 24 кг. После устранения недостатков испытания продолжились.

5 октября 1942 г. КВ-13 вышел на третий пробег, преодолев 35 км. Выяснилось, что винт натяжного механизма во время езды отворачивается, в результате гусеница часто ослабевала и рвала крылья. Правое крыло оказалось порвано полностью, с левого сорвало болты крепления. Потеря крыльев сказалась на работе двигателя, поскольку летящая грязь забивала воздухозаборники. Трансмиссия работала надёжно, а вот двигатель на высоких оборотах имел склонность к перегреву. По возвращению на завод КВ-13 встал на ремонт, который длился неделю. В следующий раз танк отправился на испытательный пробег 13 октября 1942 г., пройдя 85 км. Забрасывание землей воздухозаборников продолжилось, как и перегрев двигателя, как и проблемы с механизмом натяжения гусеницы. Возникли неполадки с коробкой передач. Неприятности с КПП продолжились и в последующих двух заездах, которые состоялись 16 и 19 октября 1942 г.

Всего за сентябрь - ноябрь 1942 г. опытный КВ-13 преодолел 715 км, в ходе которых выявилось около 50 различных дефектов. После прохождения 565 км на танке заменили гусеницы от Т-34 на гусеницы от КВ-1с, одновременно поменяли и ведущие колеса. Но это ситуацию не улучшило. В ходе пробега 3 ноября 1942 г. было зафиксировано три случая выхода гусеницы из зацепления со звездочкой ведущего колеса. Выявлялись и другие недостатки, например, большое количество щелей в днище, через которые внутрь танка попадала вода.

До конца 1942 г. опытный КВ-13 участвовал в различных испытаниях, но было ясно, что она имеет много недостатков. Ещё в ноябре 1942 г. начались работы по разработке улучшенного КВ-13. Но и эта попытка закончилась неудачей.

КВ-13, лето 1943 г. На заднем плане виден второй вариант КВ-13, разделивший судьбу предшественника:
КВ-13 («Объект 233») - средний танк HgTSK

По:
https://warspot.ru/9279-pervyy-kv-pod-neschastlivym-nomerom

Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения