Советская военная техника
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Советская военная техника

Форум о советской военной технике и армии


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

УГСТ - 533-мм универсальная торпеда

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Admin

Admin
Admin

УНИВЕРСАЛЬНАЯ ТОРПЕДА УГСТ

Валерий Кульбицкий - главный конструктор ФГУП «НИИ морской теплотехники»,
Александр Петербург - главный конструктор ГНПП «Регион»,
Сергей Чекулаев - начальник отдела маркетинга ФГУП «НИИ морской теплотехники»


На рубеже веков роль ударного торпедного оружия по-прежнему остается важной в системе морских вооружений. Это объясняется рядом факторов. Более высокий энергоресурс и мощная гидроакустика определяют преимущество тяжелых торпед перед легкими в борьбе с современными подводными лодками (ПЛ), особенно в условиях активного противодействия цели. При атаке надводных кораблей «убийственный» фактор в том, что современная тяжелая торпеда, в отличие от крылатой ракеты, при попадании в цель практически гарантированно ее топит. Примером служит потопление английскими торпедами крейсера «Генерал Бельграно» в 1982 году. Надо отметить, что, будь на вооружении у аргентинской ПЛ «Сан-Луис» не немецкие торпеды, пользующиеся традиционно не лучшей репутацией, а другие, результат использования тяжелых торпед в этой войне мог быть более впечатляющим.
 
Другой фактор, определяющий интерес к современным тяжелым торпедам, - их универсальность. Резкое увеличение вычислительных возможностей бортовой электронной аппаратуры, прогресс в разработке мощных и малошумных пропульсивных систем позволили создать оружие, одинаково эффективное как против надводных, так и подводных целей.
 
Универсальность современных тяжелых торпед определяется также возможностью их использования с различных носителей. Они являются обязательным оружием атомных и дизельных ПЛ, причем в последние годы завершился переход от двух типов торпед в составе боекомплекта ПЛ (например, противолодочных ТЭСТ-71 и противокорабельных 53-65К) к одному универсальному типу. В связи с резко возросшим количеством задач, которые под силу тяжелым торпедам, возродился интерес к включению их в состав вооружения вновь строящихся или модернизируемых надводных кораблей.
 
Новая российская универсальная торпеда УГСТ продолжает традиции отечественного торпедостроения, более 100 лет поставляющего флоту надежные и эффективные торпеды. Она создана в кооперации нескольких известных фирм. Головным разработчиком является НИИ «Мортеплотехника», создавший самую скоростную в мире торпеду 53-65М с перекисно-водородным турбинным двигателем мощностью до 1350 кВт. Институт имеет, очевидно, самый большой в мире опыт по созданию современных тепловых торпедных энергосиловых установок.
 
Головной разработчик бортовой электронной аппаратуры - ГНПП «Регион», в котором созданы уникальная скоростная подводная ракета «Шквал» и авиационные противолодочные ракеты АПР-2 и АПР-3. Предприятие приобрело богатый опыт по разработке современных гидроакустических и электронных систем подводного оружия.
 
Отличительная особенность торпеды УГСТ - ее модульная конструкция, в связи с чем можно говорить о семействе торпед УГСТ, имеющих многоуровневый потенциал модифицируемости (от перепрограммирования аппаратуры базовой модели торпеды до замены в ней двигателя и/или резервуарного отделения), в результате появляется возможность оперативного комплексирования торпеды под конкретные особенности применения. Например, базовая модификация торпеды длиной 7,2 м может быть включена в состав боекомплекта носителей с торпедными аппаратами российского стандарта, а модификация длиной 6,1 м - с торпедными аппаратами стандарта НАТО.
 
Энергосиловая установка торпеды УГСТ базируется на аксиально-поршневом двигателе разработки НИИ «Мортеплотехника». Особенность двигателя - вращающаяся камера сгорания, топливо в которую подается высоконапорным плунжерным насосом под давлением до 35 МПа. Используется хорошо зарекомендовавшее себя жидкое однокомпонентное топливо. Стартовый пороховой заряд, размещаемый в камере сгорания, позволяет быстро наращивать мощность, что наряду с высокими динамическими характеристиками двигателя важно на начальном участке движения торпеды. В двигателе, как и в торпеде в целом, применены современные технологии улучшения виброакустических характеристик, что снизило внешние шумы торпеды до необходимого уровня и обеспечило оптимальные условия работы системы самонаведения.
 
Малошумный водометный движитель напрямую, без редуктора, связан I с двигателем. Гидродинамическую схему УГСТ отличают двухплоскостные рули, выдвигающиеся за обвод торпеды после ее выхода из трубы торпедного аппарата. Эта схема позволяет снизить шумность торпеды. При этом эффективность рулей весьма высока, что обеспечивает уверенное прохождение начального участка движения после выстреливания как с ПЛ, так и с надводного корабля, а также хорошее управление в процессе наведения на цель, особенно вблизи ее. Конструкция хвостовой части обеспечивает сопряжение с носителем, размещение навесных систем телеуправления и ввода данных.
 
Боевое зарядное отделение (БЗО) представляет собой отсек с вкладной капсулой, в которой находится взрывчатое вещество. Модификации БЗО отличаются между собой по составу взрывчатого вещества и его весу, а также по системе инициирования при подрыве, что позволяет получать различные виды направленного воздействия, увеличивающие эффективность боевого заряда. Взрывательное устройство состоит из неконтактного электромагнитного датчика цели с электронным блоком селекции сигнала и контактного электромеханического взрывателя с электронным блоком взведения и обеспечения безопасности с тремя степенями предохранения. Конструкция датчика цели позволяет оптимизировать дистанцию срабатывания заряда при приближении торпеды к цели под разными углами для нанесения максимального ущерба.
 
В головных отсеках УГСТ размещены система самонаведения (ССН) и аппаратурный модуль (AM). В ССН активно-пассивного типа применены плоская приемоизлучающая антенная решетка с регулируемым сектором обзора и специализированные комплексы многоканальных активных гидролокаторов. ССН способна обнаруживать надводные и подводные цели по нескольким каналам как в глубоком, так и в мелком море и уверенно выводить торпеду в центральную часть корпуса цели на необходимую для взрыва дистанцию.
 
Основа AM - вычислительное ядро, объединяющее следующие бортовые системы:
- самонаведения в дальней и в ближней зонах, а также по кильватерному следу;
- телеуправления по проводной линии связи;
- обнаружения цели (электромагнитный канал);
- инерциальной навигационной;
- программного движения;
- стабилизации углового положения;
- планшета;
- автоматики огневых целей;
- регистрации.
 
Такая архитектура AM получена в результате использования технологии бортовых интегрированных систем управления. Она предполагает размещение на борту торпеды единого мощного перепрограммируемого вычислительного ядра, объединяющего информационные части бортовых систем в единое информационное пространство. Преимущества данной конструкции, кроме малых габаритов и низкого энергопотребления, - высокая надежность и двухуровневый модернизационный потенциал. Например, новая модификация торпеды может быть получена путем замены системного блока вычислительного ядра или его перепрограммированием без изменения конструкции AM.
 
В основу алгоритмов, запрограммированных в системном блоке базовой модели AM, положены самые современные разработки. Оригинальным, например, является алгоритм «Планшет», моделирующий на борту торпеды мишенную обстановку с учетом введенных в нее до выстрела данных о количестве и характеристиках возможных целей, сведений о нахождении своих кораблей, информации об особенностях акватории (глубина, рельеф дна, фарватеры и т.д.), которые дополняются и корректируются при движении торпеды за счет дополнительных сведений, получаемых от ССН и носителя. Современные алгоритмы придают торпеде УГСТ свойства искусственного интеллекта, позволяя, например, одновременно использовать с высокой боевой эффективностью несколько торпед по одной или нескольким целям в сложной мишенной обстановке и при активном противодействии противника.
 
Торпеда УГСТ предназначена для стрельбы из торпедных аппаратов калибра 53 см (21"), размещаемых на российских и зарубежных ПЛ и надводных кораблях различных типов. Совместимость бортовых систем торпеды с системами носителя производится путем программной настройки системного блока AM в процессе привязки к данному проекту корабля. Для размещения на некоторых модернизируемых кораблях возможна поставка специального переходного пульта предстартовой подготовки для ввода данных в торпеду перед стрельбой.
 
Торпеды УГСТ поставляются заказчику в следующей комплектации:
- эксплуатационное оборудование для проверки, приготовления и ремонта;
- запасные части для их приготовления и ремонта;
- тренажерные системы для обучения и тренировки личного состава;
- береговой комплекс их технического обслуживания.

Практическая торпеда, используемая для обучения личного состава и подготовки флота, переоборудуется из боевой путем замены БЗО на практический отсек. Для придания положительной плавучести практической торпеды может производиться неполная заправка топливного резервуара.

Таким образом, в УГСТ удалось реализовать современную концепцию тяжелой торпеды - при соблюдении необходимых транспортных характеристик (скорость, дальность и глубина хода) резко повысить ее «интеллектуальный уровень» и добиться за счет этого высокой вероятности поражения цели даже в сложных гидрологических условиях и при активном противодействии цели.

Основные тактико-технические характеристики торпеды УГСТ
Калибр - 533 мм;
Длина - 7,2 (6,1) м;
Масса - 1980 (1680) кг;
Масса ВВ - не менее 200 кг;
Дальность - до 50 (до 40) км;
Скорость:
- I  режим - 50 уз;
- II режим - 30 уз;
Глубина:
- хода - до 500 м;
- стрельбы с ПЛ - до 400 м;
Радиус реагирования ССН:
- по ПЛ - до 2,5 км;
- по НК - до 1,2 км;
Время индикации кильватерного следа - до 350 с;
Радиус реагирования взрывателя:
- по ПЛ - 2 м;
- по НК - 6-8 м;
Длина провода телеуправления:  
- торпедная катушка - до 25 км;
- буксируемая катушка - до 5 км.

УГСТ - 533-мм универсальная торпеда Image
УГСТ - 533-мм универсальная торпеда Image

УГСТ - 533-мм универсальная торпеда ImageУГСТ - 533-мм универсальная торпеда Image

Источник: журнал "Военный Парад" №1 2000 г.

https://sovetarmy.forum2x2.ru

Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения