Советская военная техника
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Советская военная техника

Форум о советской военной технике и армии


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

АМ-23 - 23-мм авиационная пушка

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Admin

Admin
Admin

Поступившая на вооружение в 1952 г. 23-мм пушка АМ-23 (конструкторы ЦКБ-14 Н.М. Афанасьев и Н.Ф. Макаров, к слову, являвшийся автором известного пистолета ПМ) имела автоматику, использующую энергию отводимых пороховых газов. Она предназначалась для подвижных огневых установок тяжелых бомбардировщиков и военно-транспортных самолетов (в вооружении истребителей основную роль начинали играть ракеты).

При создании пушки конструкторы опирались на возможности, заложенные в схеме автоматики отрабатывавшихся ЦКБ-14 скорострельных пулеметов ТКБ-481, в устройстве которых имелся ряд перспективных решений. При этом разработка велась как под мощный патрон типа ВЯ (этот образец именовался ТКБ-494), так и новый облегченный патрон НС-23 (пушка ТКБ-495). Первая модель была собрана уже к концу 1949 г. и работала вполне уверенно, выдавая темп стрельбы до 1100 Быстр/мин. ТКБ-494 считалась весьма многообещающей и разработчиками, и руководством ведомства заказчика, включая самого Д.Ф. Устинова, настаивавшего на ее продвижении.

Помехой этому стало обстоятельство вполне предвидимого характера: пушка под мощный патрон была не только более массивной и громоздкой, но и демонстрировала куда более сильную отдачу. В результате после проведения наземных испытаний системы решили, что опробовать ее в воздухе просто-напросто рискованно: и без того после испытательных стрельб ТКБ-494 в результате ее силового воздействия не выдерживала конструкция самолета, деформировалась установка, рвались и летели заклепки. ТКБ-495, напротив, вела себя достаточно надежно, пройдя в 1951 г. государственные наземные и летные испытания с удовлетворительным заключением. На них были представлены 20 пушек ТКБ-495, испытывавшихся на различных самолетах. В полетных условиях из пушек около произведено около 150 тысяч выстрелов, все без каких-либо конструктивно-производственных дефектов пушки и задержек стрельбы по вине орудия.

Одновременно с отработкой пушки ТКБ-495 доводился и патрон. По сравнению с прообразом типа НС-23 были внедрены новые снаряды повышенного поражающего действия и внедрен флегматизированный малоэррозионный порох с несколько меньшей интенсивностью и температурой горения для повышения живучести ствола.

Для своего времени АМ-23 была наиболее совершенным образцом авиационной пушки обычной схемы. Для уровня технологии начала 1950-х гг. теоретически достижимый темп стрельбы 23-мм пушки классической схемы считался ограниченным 1300—1500 выстр./мин. При весе 43 кг пушка АМ-23 имела скорострельность 1350 выстр./мин, находясь практически на вершине тогдашних возможностей. Этого удалось достичь за счет совмещения ряда операций и дальнейшего их «сжатия» по времени. Применение рычажного ускорителя в механизмах экстракции гильзы и досылания патрона, подающего его в патронник пушки, позволило сделать длину хода ползуна меньше длины патрона и уменьшить скорость и энергию удара подвижных частей оружия при их приходе в крайние положения. Наличие в пушке АМ-23 газового буфера, также использующего отводимые из ствола пороховые газы, вместо применявшихся ранее пружинных и гидробуферов позволило уменьшить массу и габариты оружия, но привело к более сильному загрязнению пушки нагаром и газами (первоначально пушка оснащалась традиционным пружинным буфером, однако он не держал нагрузки, и уже в ходе испытаний потребовалось заменить его агрегатом с более высокой энергоемкостью).

АМ-23 стала основой комплексов оборонительного вооружения самолетов Дальней авиации. Ту-16, Ту-95 и М-4 имели одинаковую систему пушечного вооружения — комплекс ПВ-23, состоявший из верхней и нижней башен и кормовой установки, на каждой из которых монтировались по две АМ-23.

Поскольку тяжелые машины несли на борту изрядное число «стволов», пушки АМ-23 производились в больших количествах. Выпуском АМ-23 занимался Тульский машиностроительный заводим. Рябикова, на котором их производство велось на протяжении 18 лет — с 1954 по 1972 г. Разработчики пушки Н.М. Афанасьев и Н.М. Макаров за ее создание в 1967 г. были удостоены Государственной премии СССР.

Источник: Журнал Техника и Вооружение №8 2009 г. В.Марковский "Оружие ближнего боя"

https://sovetarmy.forum2x2.ru

Admin

Admin
Admin

23-мм авиационная пушка АМ-23 предназначена для вооружения самолетов. АМ-23 может быть установлена на подвижных и неподвижных установках.
Боеприпасами пушки АМ-23 служат патроны со снарядами ОЗТ (осколочно-зажигательные трассирующие), ОФЗ (осколочно-фугасные зажигательные), БЗ (бронебойно-зажигательные со стальными сердечниками) и БЗА (бронебойно-зажигательные цельнокорпусные), учебно-боевые патроны и учебно-боевые патроны со снарядами ОФЗТ.

Применение штатных патронов от 23-мм авиационной пушки НС-23 для стрельбы из АМ-23 запрещается, так как это резко уменьшает живучесть ствола, а также характеристику пушки АМ-23 по темпу и начальной скорости.

Стрельбу производят непрерывно очередями по 8-10 выстрелов.

Подача патронной ленты может производиться с правой и с левой стороны.

Снаряжение и расснаряжение патронной ленты производится электрифицированной машинкой 9-ГД-035А конструкции Войнова или универсальной электрифицированной машинкой УЭМС-60 конструкции Слостина.

Пушки АМ-23Л1 (с насадком Л1), АМ-23Л3 (с насадком Л3) и АМ-23Д отличаются от пушек АМ-23 следующим:
- длина пушек АМ-23Л1 и АМ-23Л3 с насадком - 1767 мм
- вес пушек АМ-23Л1 и АМ-23Л3 - 44 кг
- темп стрельбы пушек АМ-23Л1 и АМ-23Л3 - не менее 1150 выстр/мин
- пушки АМ-23Л1 изготовляются только с правым направлением питания
- пушки АМ-23Л3 изготовляются только с левым направлением питания
- пушки АМ-23Д изготавливаются только со стволом длиной - 1450 мм

ОСНОВНЫЕ ТТХ ПУШКИ АМ-23
Калибр - 23 мм
Темп стрельбы - не менее 1200 выстр/мин
Начальная скорость снаряда
- ОЗТ и БЗ - 680 м/сек
- ОФЗ и БЗА - 710 м/сек
- снаряда учебно-боевого патрона - 720 м/сек
- снаряда ОФЗТ учебно-боевого патрона - 710 м/сек
Габаритные размеры пушки
- длина - 1467 мм
- высота - 174,5 мм
- ширина - 166 мм
Вес пушки (без откатников) - 43 кг
Вес подвижных частей - 5,2 кг
Вес собранного ствола - 11,4 кг
Максимальная длина хода подвижных частей (с поджатием буфера) - 164,5 мм
Максимальное давление в канале ствола - 3300 кг/см2
Длина ствола - 1000 мм
Длина нарезной части канала ствола - 879 мм
Число нарезов - 10
Шаг нарезов - 575 мм
Диаметр канала ствола по полям - 23+0,1 мм
Диаметр канала ствола по нарезам - 23,7+0,1 мм
Ширина нареза - 4,8 мм
Минимальное давление воздуха, необходимое для перезаряжания пушки в нормальных условиях (при вертикальном подтяге ленты с 50 патронами) - 35 кг/см2
Расход воздуха на одну перезарядку при Р=50 кг/см2 (приведенный к атмосферному давлению) - 18-20 л
Усилие отдачи при жесткости стенда 600 кг/мм при автоматической и одиночной стрельбе
- в откате - не более 2600 кг
- в накате - не более 2000 кг
Гарантийная живучесть пушки (с использованием индивидуального комплекта ЗИП) - 6000 выстрелов

ОСНОВНЫЕ ТТХ ЭЛЕКТРОСПУСКА
Рабочий ток электроспуска при напряжении 26В - не более 8А
Рабочий ток останова при напряжении 26В - не более 8А
Время срабатывания электроспуска и останова - не более 0,03 сек
Время отпускания электроспуска и останова - не более 0,02 сек

ОСНОВНЫЕ ТТХ 23-ММ ПАТРОНОВ
Длина патрона
- со снарядами ОЗТ и БЗ - 199-201,3 мм
- со снарядами ОФЗ и БЗА - 197,9-200,66 мм
Длина учебно-боевого патрона и учебно-боевого патрона с ОФЗТ снарядом - 197,6-200,53 мм
Вес патрона
- со снарядами ОЗТ и БЗ - около 340 г
- со снарядами ОФЗ и БЗА - около 327 г
Вес учебно-боевого патрона и учебно-боевого патрона с ОФЗТ снарядом - 326 г
Вес снаряда
- БЗ - 199 г
- ОЗТ - 196,5 г
- ОФЗ и БЗА - 174 г
Вес снаряда учебно-боевого патрона и снаряда ОФЗТ учебно-боевого патрона - 175 г
Вес взрывчатого вещества
- в снаряде ОЗТ - 11,3 г
- в снаряде ОФЗ - 17,8 г
- в снаряде учебно-боевого патрона - 15,5 г
- в снаряде ОФЗТ учебно-боевого патрона - 9,4 г
Вес заряда пороха марки 4/7 с 3% содержанием церезина (для всех типов патронов) - от 34 до 39 г
Вес гильзы (для всех типов патронов) - около 110 г
Извлекающее усилие снаряда из гильзы (для всех типов патронов) - от 800 до 1500 кг
Плотность заряжания (для всех типов патронов) - до 0,93 г/мл
Взрыватель к снаряду ОЗТ - Б-23
Взрыватель к снаряду ОФЗ - Б-23А
Учебно-боевой патрон и учебно-боевой патрон со снарядом ОФЗТ комплектуются взрывателем-ликвидатором УБ-23 со временем самоликвидации - 4-8 сек

ОСНОВНЫЕ ТТХ ЗВЕНА И ПАТРОННОЙ ЛЕНТЫ
Вес звена - 45 г
Толщина материала звена - 1,3 мм
Усилие необходимое для проталкивания патрона сквозь звено
- при проходе через фиксатор и задние лапки - 35-72 кг
- при проходе через передние лапки - 20-45 кг
Шаг ленты - 38,3 мм
Веерность патронной ленты
- радиус кольца, образованного из замкнутой патронной ленты снарядами наружу (по торцу) - не более 170 мм
- диаметр кольца, образованного из замкнутой патронной ленты снарядами внутрь (по вершинам снарядов) - 180-205 мм
- длина патронной ленты, необходимая для скручивания ее не менее чем на 180 градусов - 17 патронов

Источник: russianarms.ru

https://sovetarmy.forum2x2.ru

Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения