Советская военная техника
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Советская военная техника

Форум о советской военной технике и армии


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

«Алтай» («Алтай-1») - система профессиональной подвижной связи

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Rotor

Rotor

«Алтай» («Алтай-1») - система профессиональной подвижной связи.

Первая в мире серийная система сотовой связи.

Разработчики:
— Государственный специализированный проектный институт (ГСПИ, г. Москва). Ныне Государственный специализированный проектный институт радио и телевидения, ГСПИ РТВ) — крупнейшее советское и российское предприятие по разработке объектов радиосвязи, радиовещания и телевидения. Более всего ГСПИ известен, как разработчик отечественного цветного телевидения;

— Завод «Красная заря» (г. Ленинград). С 1972 г. — НИИ коммутационной техники, с 1974 г. — Ленинградское научно-производственное объединение «Красная заря», в 2012 г. официально прекратил существование — советское проектно-производственное предприятие по выпуску коммутационной техники. Создан на базе телефонной фабрики «Эрикссон», национализированной в 1919 г.;

— НИИ-56 (г. Ленинград). В 1941–46 гг. — ГСПЭИ−56, с 1968 г. — НПО «Дальняя связь», в настоящее время ОАО «НПО «Дальняя связь» — предприятие по созданию многоканальных систем дальней связи, в т.ч. особо секретных. Организовано в 1941 г. на базе научно-исследовательской лаборатории завода «Красная заря»;

— Воронежский НИИ связи (ВНИИС) — ранее НИИ-299, ныне ОАО «Концерн „Созвездие“» — советское и российское предприятие по разработке систем связи. Создано в 1958 г.

Главными конструкторами были назначены: от ГСПИ — Моисей Абрамович Шкуд; от ВНИИС — Леонид Николаевич Моргунов; от завода «Красная заря» — Михаил Ильич Иоффе; от НИИ-56 — Сергей Иванович Иванов.

В 1963 г. в Москве был создан район для опытной эксплуатации системы «Алтай-1».
Летом 1965 г. в Москве были успешно проведены Государственные испытания системы «Алтай-1».
В 1967–68 гг. систему «Алтай-1» ввели в эксплуатацию, кроме Москвы, в Киеве, Воронеже, Ленинграде и Ташкенте.
В начале 1970-х гг. система «Алтай-1» была установлена и успешно работала в 114 городах СССР.

Первыми абонентами системы подвижной связи «Алтай» были высокопоставленные партийные и хозяйственные чиновники, КГБ, милиции. Постепенно при расширении охвата связь стала более доступной, появилась у различных оперативных служб, у предприятий и учреждений.

История создания.
Начало работ по ОКР «Алтай».

В середине 1950-х гг. высокая правительственная делегация СССР была с визитом в Японии. По возвращении домой один из участников делегации, член ЦК КПСС сообщил, что высокие чиновники Японии прямо из автомобиля имеют связь с правительством. Сразу же встал вопрос: «А почему нет такой связи в Советском Союзе?» Доложили Генеральному секретарю ЦК КПСС Никите Сергеевичу Хрущеву. Было решено создать аналогичную систему для обеспечения тех же видов связи и у нас. «Задача поставлена, цели определены. За работу, товарищи!» — любимое выражение Н.С.Хрущева стало претворяться в жизнь.

Когда разобрались, оказалось, что это была обычная, применяемая и у нас, простая симплексная система (симплексная связь — простейшая система связи, при которой информация передается только в одном направлении. Для осуществления двустороннего разговора применяют устройства, обеспечивающие изменение направления передачи (полудуплексная связь). Соответственно, дуплексная связь — способ связи, при котором передача возможна в обоих направлениях одновременно) диспетчерской связи, в которой радиоабонент с помощью оператора (диспетчера) соединялся либо с другим радиоабонентом, либо с абонентом телефонной сети. Причем соединяемые абоненты вели переговоры по очереди. Но об этом наши чиновники не знали.

В конце 1950-х гг. было подписано постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о разработке новой системы радиотелефонной УКВ-связи, в которой разработчиками этой системы были назначены Государственный специализированный проектный институт (ГСПИ, г. Москва), завод «Красная заря» (г. Ленинград), НИИ-56 (г. Ленинград) и воронежский НИИ связи (ВНИИС).

Опытно-конструкторская разработка получила шифр «Алтай-1». Главными конструкторами были назначены: от ГСПИ — Моисей Абрамович Шкуд; от ВНИИС — Леонид Николаевич Моргунов; от завода «Красная заря» — Михаил Ильич Иоффе; от НИИ-56 — Сергей Иванович Иванов.

ГСПИ стал головным разработчиком системы, ему поручалась разработка антенного хозяйства для передатчиков и приемников базовой станции, организация опытного района системы в Москве. За заводом «Красная заря» — коммутационное оборудование для стыковки базовых станций с действующей телефонной сетью, за НИИ-56 — генераторное оборудование. За воронежским НИИС — выбор принципов работы системы, разработка алгоритма работы системы, выбор сигналов взаимодействия в радиоканале для стыка абонентских радиостанций через центральную радиостанцию с коммутационным оборудованием, центральная (базовая) радиостанция ЦС и абонентская радиостанции (АРС).

Учитывая то, что «Красная заря» специализировалась на разработках коммутационных устройств с применением слаботочных реле и не имела опыта работ со схемными решениями в радиосвязи, ВНИИС пришлось взять на себя разработку блоков пяти- и двухчастотных приемников сигналов взаимодействия (ПРВ-5 и ПСВ-2) для преобразования их в удобные выходы на слаботочные реле. Поэтому получилось так, что основной груз разработки системных вопросов, алгоритма работы системы, а также всех блоков, не относящихся к традиционной коммутационной технике, пришлось решать инженерам Воронежского НИИ связи.

Разработку системы по правительственному постановлению пришлось начинать с нуля. Четкого технического задания (ТЗ) на разработку системы не было — надо было обеспечить связь «как в Японии». Поэтому первый этап разработки (аванпроект) представлял собой выбор способов построения системы, проработку основных соединений, разработку алгоритма работы системы (сигнального кода), и в результате утверждение ТЗ.

В конце 1950-х гг. ХХ века количество действующих подвижных радиостанций в крупных городах было уже довольно большим. Причем радиостанции были самые разные — военные, списанные после Великой Отечественной войны, в том числе трофейные немецкие, появились первые вновь разработанные для конкретных гражданских служб и др. Выходные мощности передатчиков и чувствительности приемников радиостанций отличались в десятки и даже в сотни раз. Вопросам избирательностей приемников по соседним и ложным каналам приема, защите от интермодуляционных искажений (перекрестные или интермодуляционные искажения (ИМИ) — искажения, состоящие во взаимовлиянии разных сигналов при близком расположении частот или недостаточно качественной их фильтрации. Проявляется в хрипах, искажениях, двоении звука и т.п.) особое внимание не уделялось. Количество диапазонов радиочастот для ведомственных и народнохозяйственных систем связи было ограничено. Все это приводило к перегруженности отдельных участков частотного диапазона, а сильные помехи между сетями различных ведомств настолько ухудшали качество связи, что даже приходилось прерывать сеансы связи.

Поэтому на этапе аванпроекта опытно-конструкторской работы «Алтай-1» возник вопрос о создании единой координированной системы связи, объединяющей многочисленные разрозненные сети. Более того, встал вопрос об учете ее в единой автоматизированной системе связи страны, что сразу предопределило применение дуплексного режима связи (одновременный обмен информацией абонентов, как в телефонии). Как результат, одним из путей существенного повышения эффективности использования частотных каналов связи в подвижной радиотелефонной УКВ-связи стало предложение создать многоканальную систему радиосвязи с равнодоступными каналами, с автоматическим выходом в телефонную сеть общего пользования, в которой любой подвижный радиоабонент может вести переговоры на любом свободном канале из выделенной для системы группы каналов. Аналогичный принцип использования каналов применялся в телефонии. С учётом статистических характеристик организации связи и её проведения, по известным из теории массового обслуживания закономерностям можно обеспечить оптимальное использование канала: осуществить его максимальную загрузку при допустимых потерях.

Созданию такой системы предшествовала работа по обоснованию и выбору её характеристик, которые в обычных системах подвижной УКВ-радиосвязи с раз и навсегда установленными каналами не являлись типичными. Эти характеристики наложили определенные новые требования на аппаратуру.

Сейчас множество технических и организационных вопросов, с которыми приходилось сталкиваться разработчикам системы «Алтай-1», кажутся мелкими и наивными. Например, сейчас решения при разработке радиостанции довольно стандартные: берутся готовые «чипы» приемника и синтезатора, таблетка усилителя мощности передатчика, выбирается управляющий микроконтроллер, пишется программа для алгоритма работы системы — основа радиостанции готова. А разработчикам системы и аппаратуры «Алтай-1» в середине прошлого века пришлось столкнуться с целым рядом совершенно новых проблем, причем большинство из них пришлось решать одновременно, так как многие из них зависели друг от друга.

Это, во-первых, выбор способа построения системы, проработка основных видов соединений, разработка алгоритма работы системы (сигнального кода). Во-вторых, выбор оптимального количества радиоканалов в многоканальной системе с точки зрения максимального коэффициента их использования. Кроме того, это выбор способа передачи в радиоканале сигналов взаимодействия (команд) с учетом времени организации соединений; выбор принципов организации входящих (к абонентским станциям, АРС) и исходящих (от АРС) соединений; определение перечня абонентов, которым необходимо обеспечить соединения; согласование способов совместной работы в системе «Алтай-1» коммутационного оборудования, генераторного и радиооборудования и т.п.

Один из основных вопросов, который возник при построении многоканальной системы с равнодоступными каналами — вопрос о числе каналов в стволе (ствол (англ. trunk) — система связи, состоящая из оконечных устройств и радиотракта между ними. Ствол содержит множество (пучок) каналов связи, обеспечивающих передачу десятков и сотен звуковых сообщений одновременно. Ствол, как правило, представлен одним передатчиком и одним приемником, общими для всех каналов пучка. В многоствольных системах радиосвязи обычно несколько стволов (до 12–20) работают на одну антенну). Очевидно, чем большее число равнодоступных каналов может использоваться, тем большее число абонентов может быть обслужено одновременно. Однако простое увеличение числа равнодоступных каналов не всегда целесообразно.

Система радиосвязи почти всегда является системой с потерями, то есть абонент получает отказ в обслуживании, если вызов от абонента приходит в момент, когда все каналы заняты. Теория массового обслуживания позволяет рассчитать пропускную способность (трафик) при заданных потерях и числе каналов. Расчеты показывают, что по мере увеличения числа равнодоступных каналов в пучке пропускная способность сначала быстро растет, но, начиная с 8–12 каналов, рост существенно замедляется. В то же время радиооборудование с увеличением числа каналов усложняется. В связи с этим для разработки системы «Алтай» было принято решение формировать один высокочастотный ствол из 8 радиоканалов. При этом в значительной мере реализуются преимущества системы с равнодоступными каналами, а оборудование усложняется в приемлемых пределах. Расчеты показали, что система из 8 каналов может обслужить в час наибольшей нагрузки 175 разговоров со средней длительностью 2 минуты каждый при потерях порядка 7%. При увеличении допустимых потерь до 15–20% такая система может обслужить уже 250–300 разговоров. Для увеличения числа обслуживаемых абонентов необходимо устанавливать несколько стволов.

Процесс вхождения в связь в многоканальной системе всегда начинается с определения свободного канала и взаимного обмена сигналами вызова и установления связи. Имеются различные варианты построения системы в зависимости от способа вхождения в связь: сигнал вызова для связи и сообщение о том, на каком канале будет осуществляться связь, может передаваться либо по отдельному вызывному каналу, либо по дежурному каналу (например, ближайшему по порядку нумерации), либо, наконец, по любому свободному в данный момент каналу.

При выборе способа организации связи в системе было рассмотрено и оценено четыре способа организации связи с учетом длительности нахождения сигналов взаимодействия в эфире. Необходимо было организовать полностью автоматизированные соединения в многоканальной системе с набором вызываемых номеров, причем учесть дополнительную
нагрузку, которую создает обмен сигналами взаимодействия на систему, что приводит к увеличению отказов в соединениях. Также при выборе способа организации связи учитывалось, что исходящих связей (от подвижных абонентов) обычно гораздо больше, чем входящих (60–70% к 40–30%).

Рассмотренные способы связи отличаются друг от друга организацией вызова во взаимодействии с каналами связи. Расчеты вероятности потерь вызова показали, что наилучшими в этом смысле характеристиками обладает способ, где любой свободный канал может быть вызывным. Этот способ и был применен при разработке алгоритма работы системы «Алтай-1».  

В этом способе вызывными могут быть все свободные от связи каналы, которые обозначаются сигналом «свободно». В режиме дежурного приема все абонентские радиостанции (АРС) с помощью системы автоматического поиска вызывного канала (АПВК) переключаются по каналам с включенным анализатором сигнала «вызов».

При входящей связи с одного из свободных от связи каналов центральной станции снимается сигнал «свободно» и посылается сигнал «вызов» в сторону АРС. С помощью АПВК АРС находит этот канал, принимает сигнал «вызов», останавливается на нем, передает на ЦС команду «занято». Центральная станция принимает команду «занято» и снимает сигнал «свободно». АРС организовывает связь.

При исходящей связи абонент АРС снимает трубку, чем выключает анализатор сигнала «вызов» и включает анализатор сигнала «свободно». АРС с помощью АПСК находит первый канал, обозначенный сигналом «свободно», останавливается на нем и посылает сигнал «занято». На ЦС прием сигнала «занято» служит командой для снятия сигнала «свободно» с этого канала. АРС организовывает связь.

Отказы при организации связи любым способом происходят как при занятости вызывных каналов, так и при отсутствии свободных связных каналов. Подробный анализ показал, что при фиксированном суммарном времени занятия канала сигналами управления выбранный способ имеет максимальную по отношению к другим способам пропускную способность.

Следующим этапом стал выбор сигналов взаимодействия в радиоканале. Во время разработки «Алтая» еще не было микропроцессоров, цифровая техника только начинала находить свое главенствующее место в радиосвязи, поэтому было принято решение обмен сигналами взаимодействия вести тональными частотами, тем более что при проектировании системы возможно разнесение оборудования на значительные расстояния, а они могут соединяться между собой обычными телефонными линиями для передачи стандартных для телефонии звуковых сигналов в диапазоне 300–3400 (или 3000) Гц.

В «Алтае» было решено в качестве сигналов взаимодействия в радиоканале использовать тональные частоты в диапазоне телефонного звукового сигнала. Для этого была разработана специальная сетка частот с шагом 34 Гц в диапазоне 1000–2400 Гц (от 1003 до 2397 Гц, всего 42 частоты), исключающая интермодуляционные помехи.

Для генерирования и приема частот сигналов взаимодействия в устройствах передачи и приема было решено использовать электромеханические фильтры (ЭМФ). Следует отметить, что ЭМФ во всем диапазоне частот от 1003 до 2397 Гц для обеспечения уверенного приема и передачи должны были иметь довольно высокие параметры: на приеме обеспечить полосу пропускания не менее ±7 Гц, а затухание на при расстройке на ±34 Гц не менее 34 дБ. При использовании ЭМФ в генераторах отклонение частоты от номинала не должно было выходить за пределы ±3 Гц. Специально была создана группа по разработке электромеханических фильтров на все 42 частоты (Ю.Снежко, Г.Филатов, Б.Морщак, М.Манеркин, В.Цымбалюк и др.). Эти фильтры были применены в автоматике абонентских устройств и центральной станции, а также в генераторном оборудовании разработки НИИ-56 и в блоках приемников разработки ВНИИС для коммутационного оборудования завода «Красная заря». Надо сказать, что разработанные ЭМФ, в дальнейшем модернизированные (в аппаратуре системы «Алтай-3М» взамен были разработаны малогабаритные пьезоэлектрические ЭМФ), нашли применение в большом количестве различных изделий.

На качество работы систем большое влияние оказывают флуктуации и замирания принимаемого сигнала, обусловленные соответственно многолучевым характером распространения радиоволн в условиях пересеченного городского ландшафта и экранирующим действием крупных строений, впадин, холмов и т.д. В значительной степени флуктуации принимаемого сигнала влияют на надежность передачи сигналов вызова.

К устройствам передачи и приема сигналов вызова предъявляются два противоречивых требования. С одной стороны, длительность сигналов вызова (сложность кода) должна быть такой, чтобы исключить ложное образование сигналов за счет воздействия помех. Помехами в данном случае являются речевые сигналы и шумы приемника, соизмеримые по величине с сигналами вызова. С другой стороны, флуктуации амплитуд принимаемого сигнала приводят к пропаданию сигналов вызова, и чем больше длительность сигнала вызова, тем вероятнее его дробление, а следовательно, и пропадание.

Для обеспечения высокой надежности установления связи время передачи каждой команды системы «Алтай-1» было установлено в 2–3 секунды. В этом случае время набора с кнопочной тастатурой (тастатура — синоним клавиатуры. Однако в русскоязычной технической литературе по традиции тастатурой называют именно телефонный кнопочный номеронабиратель — тот, что пришел на смену дисковому на телефонном аппарате) АРС телефонного номера из 6–7 цифр составляло 15–20 секунд, что было сопоставимо с временем набора обычным в то время телефонным аппаратом с дисковым номеронабирателем.

Многоканальные системы с равнодоступными каналами объединяют все центральные передатчики в одном передающем центре — центральной станции (ЦС). Так как при этом антенны передатчиков и приемников ЦС размещены достаточно близко, то за счет взаимных наводок выходных каскадов передатчиков и входных каскадов приемников возникают перекрестные помехи. Для ослабления таких помех была очевидна необходимость дополнительных мер. В системе «Алтай» для снижения внеполосных и перекрестных помех на выходах передатчиков предполагалось поставить высокодобротные фильтры в виде коаксиальных резонаторов. При установке антенн также принимались меры по увеличению затухания между ними.

Перекрестные помехи входных цепей приемника подвижной абонентской станции при одновременном воздействии на вход нескольких сигналов, лежащих в полосе пропускания ВЧ цепей приемника, могут быть особенно велики, когда абонентская радиостанция находится вблизи центральной станции. Такие помехи особенно опасны тем, что могут создавать ложные вызовы. Для устранения помех этого вида в системе «Алтай» выбран режим непрерывного излучения всех передатчиков ЦС с одинаковым уровнем сигнала. Сигнал каждого канала в этом случае подавляет перекрестную помеху. Кроме того, на ЦС используются антенны с диаграммой направленности в вертикальной плоскости, что позволяет значительно снизить уровень помех на входе приемников АРС. В обратном направлении, от АРС к центральной станции, для приемников ЦС условия приема могут быть хуже из-за нахождения передатчиков АРС во время ведения связи на разных расстояниях от ЦС, особенно, когда несколько АРС находятся вблизи антенн ЦС.

Наибольший вклад в разработку ТЗ на систему «Алтай-1» и, особенно, алгоритма работы системы внесли главный инженер ВНИИС Антон Петрович Биленко, главный конструктор от ВНИИС Леонид Николаевич Моргунов, главный конструктор от НИИ коммутационной техники Михаил Ильич Иоффе.

Во ВНИИС эта работа была поручена вновь созданному отделу во главе главным конструктором разработки Моргуновым Л.Н. В отделе были созданы две лаборатории: по разработке центральной базовой станции (ЦС) (начальник — У.Я.Ларшин) и по разработке абонентской радиостанции (АРС), (начальник — М.А.Герман). В лаборатории У.Я.Ларшина было две основные группы: группа передатчиков, которой руководил В.И.Игнатьев, в составе А.Лавлинского, Б.Хрыкина, В.Аленичева, и группа приемников, женский состав которой возглавлял К.П.Колпачев: О.Воинова, Л.Батурина, Л.Кушилкина. В 1963 г. к ним примкнул Н.Юдин, а также группа по разработке блоков 2- и 5-частотных приемников (ПСВ-2 и ПСВ-5) для коммутационного оборудования системы: Н.П.Хорцев, Л.Короткова и др. В лаборатории М.А.Германа было три группы: группа передатчиков (руководитель — Д.И.Лопатин) в составе В.Сысоева и др.; группа приемников (руководитель — И.Н.Жуков) в составе И.Бурылиной, Г.Семиной, Л.Давидова, В.Новикова и др.; и группа автоматики (руководитель — Ю.П.Хорцев) в составе Н.Рудикова, Л.Рыбалко, В.Сулимова и др. C радистами работали конструкторы: по ЦС сектор В.Т.Быканова (Ю.Пьяных, А.Никодимов, Р.Солодухина, Г.Преображенская и др.) и по АРС сектор О.Д.Фомина (Л.Безрядин, В.Гришин, А.Ивашина, Л.Волошин, А.Сиволгин, В.Карпусь и др.).

Первые опытные испытания системы «Алтай-1».

Для создания опытного района системы «Алтай-1» в Москве и проведения испытаний было выпущено специальное Постановление ЦК КПСС и Правительства СССР, по которому для размещения коммутационного, генераторного и стационарного радиооборудования были выделены и переданы головному институту ГСПИ помещения на 29, 30 и 31 этажах высотного здания на Котельнической набережной в Москве, а также определено место для установки станции линейной связи на трассе «Москва — Тула».

Были выделены 8 пар дуплексных частот (один ствол) для центральной станции, 2 пары — для линейной связи и 200 телефонных номеров Московской городской АТС. Для установки абонентских радиостанций (АРС) были выделены 30 новых автомобилей «Волга».

Головную роль в организации и проведении испытаний выполнял ГСПИ (главный конструктор — М.А.Шкуд, а также М.Н.Бирман, Г.З.Рубин, А.Х.Коновалов и др.). Для проведения первых стыковочных испытаний системы в 1962 — начале 1963 г. разработчиками были изготовлены и размещены на шпиле высотного здания на Котельнической набережной антенны центральной станции (ЦС). Радиооборудование ЦС (2 стойки на 2 радиоканала) было размещено на 31 этаже, генераторное (одна стойка) и коммутационное (комплект блоков на 10 номеров АТС) оборудование — на 30 этаже. Антенны линейной связи — на мачте релейной станции на высоте около 40 м, радиооборудование для линейной связи на один радиоканал было размещено в здании рядом с мачтой релейной станции. ВНИИС изготовил 3 абонентские радиостанции.

Целью испытаний была проверка работоспособности системы и аппаратуры в комплексе. Испытания показали правильность выбора алгоритма системы. Удалось организовать все виды связей: связь между АРС, автоматическую входящую и исходящую связь с телефонными абонентами АТС, организацию радиоконференций с помощью групповых (циркулярных) вызовов, организацию линейной связи в движении с передачей сигнала от АРС от одной центральной (базовой) станции на другую.

В процессе этих испытаний система «Алтай» впервые в мире продемонстрировала все виды подвижной автоматизированной радиосвязи, которые сейчас, спустя десятилетия, называем «сотовой», не задумываясь, кто был «пионером» в этой области. Именно 1963 г. — год рождения в нашей стране системы «Алтай», прообраза «сотовой» системы связи.

Установка пульта абонентской станции системы «Алтай-1» в кабине автомобиля ГАЗ-21 «Волга»:
«Алтай» («Алтай-1») - система профессиональной подвижной связи T98697

Установка приемопередатчика и блока питания абонентской станции системы «Алтай-1» в багажнике автомобиля ГАЗ-21 «Волга»:
«Алтай» («Алтай-1») - система профессиональной подвижной связи T26399

Выявились, конечно, некоторые неточности в алгоритме системы, но, главное, к этому времени во ВНИИС уже были большие наработки по абонентским станциям: разработаны функциональные элементы, в которых были размещены схемы усилителей высокой, промежуточной и низких частот, кварцевых генераторов и др., проработаны новые, более современные варианты конструкции АРС, с точки зрения монтажа, эргономики и дизайна. Поэтому комиссия приняла решение оставить аппаратуру системы в опытной эксплуатации в ГСПИ для набора статистики, определения тонких мест в алгоритме работы системы, а разработчикам устранить недостатки, выявленные в ходе испытаний. ВНИИС же должен был в 1964 — начале 1965 г. изготовить с учетом наработок 30 АРС и представить их на Государственные испытания.

Антенны системы «Алтай-1» на шпиле дома на Котельнической набережной в Москве (1962 - 1963 гг.), опытный район системы в Москве:
«Алтай» («Алтай-1») - система профессиональной подвижной связи T45128

Государственные испытания системы «Алтай-1».

В начале 1965 г. все разработчики устранили замечания комиссии по результатам испытаний в опытном районе, доработали и поставили в ГСПИ аппаратуру системы для организации госиспытаний. Полный комплект антенн был установлен на шпиле высотного здания на Котельнической набережной. Радиооборудование центральной (8 стоек на 8 радиоканалов) и линейной станций (2 стойки на 2 радиоканала) было размещено на 31 этаже, генераторное (одна стойка) и коммутационное (3 стойки на 200 номеров Московской ГАТС) оборудование — на 30 этаже, а пульты диспетчеров — на 29 этаже.

Для испытаний линейной связи радиооборудование линии связи было размещено: 2 стойки на 2 радиоканала на 30 этаже здания на Котельнической набережной и 2 стойки на 2 радиоканала в помещении релейной станции под городом Тула, а антенны ЛС — на мачте релейной станции на высоте около 40 м. Монтаж антенн, оборудования и соединительных кроссов проводил ГСПИ с участием всех разработчиков.

ВНИИС изготовил и представил на Государственные испытания 30 штук новых АРС, 20 из которых были установлены на автомашины. Все автомобили имели номера «МУРовской» серии, то есть МВД, а водители — настоящие или бывшие работники спецслужб либо водители «больших государственных» людей. Часто постовые, видя необычные антенны на автомобилях, отдавали честь машинам во время испытаний.

Уже одна из первых установленных АРС кого-то заинтересовала! Водитель вышел перекусить на 15–20 минут, а когда вернулся, то машина была закрыта, а все оборудование АРС: приемопередатчик, пульт, блок питания, антенна, кабели, даже элементы крепления — все исчезло. Мы, зная, как сложно установить блоки АРС в салоне, багажнике, протянуть кабели, удивлялись, как быстро все было сработано. Прямо как в анекдоте: «Милиционер! Помогите, у меня мерседес угнали! — Видел, видел. Профессионально сработали!» Так как никто этой АРС для связи воспользоваться не мог (все связи отслеживались на коммутационном оборудовании), то разработчики решили, что это «иностранный промышленный шпионаж».

Госиспытания были проведены летом 1965 г. Связь в Москве обеспечивалась внутри Окружной дороги практически везде, а по отдельным направлениям до 50–60 км. Конечно, были зоны «тени», например, район Битцевского парка, наиболее удаленный от Котельнической набережной и расположенный в низине. Даже когда центральную станцию установили на Останкинской телебашне, а антенны на высоте 330 м, связь в районе Битцевского парка все равно была на пределе.

Конечно, при испытаниях возникали и не очень приятные моменты. Так, коммутационное оборудование никак не хотело без сбоев принимать от АРС одинаковые цифры подряд при быстром наборе номера: номер 202-66-55 принимало как 202-6-5. Во ВНИИС Владимиру Михайловичу Кузьмину вместе с Ларисой Васильевной Рыбалко поручили разобраться с этим вопросом. Оказалось, что «виновато» время нарастания и затухания колебаний электромеханических фильтров в АРС, генерирующих сигналы набора номера — для ускорения набора номера абоненты следующую кнопку нажимали как можно быстрей, без паузы, в результате не успевшие выключить сигнал фильтры генерировали колебания тоже без паузы, как одну цифру вместо двух. Недостаток убрали без увеличения времени посылки вызова: стали запирать выход генераторов набора номера во время начала набора номера на 0,3 с (то есть ввели незаметную для человека паузу), и вопрос был решен.

Когда включили в систему много (более 20) абонентских станций, то обнаружили, что каналы на коммутационном оборудовании стали «зависать», то есть исключаться из системы. И так же часто «зависала» и вся система. Оказывается, в какие-то моменты при окончании связи станция не посылала сигнал «отбой», который освобождал канал для следующей связи. Оказалось, что водители, хитрецы, тоже внесли свою лепту в систему тихим «рацпредложением»: чтобы не вставлять трубку в трубкодержатель по окончании сеанса связи, после чего посылался сигнал «отбой» и АРС была готова к организации следующей связи, они в целях экономии времени (на 3-4 с) в режиме переговоров выключали и включали питание АРС. Прежний канал «зависал», а АРС организовывала связь на новом канале. Пришлось в АРС ввести режим, по которому в случае выключения питания АРС в режиме переговоров автоматически посылался сигнал «отбой», канал освобождался, и только потом АРС выключалась. И «зависания» прекратились навсегда.

Уже в это время через систему «Алтай-1» был проведен первый мобильный репортаж «в прямом эфире» о встрече Фиделя Кастро в аэропорту и проезде его в Кремль. Вел репортаж известный политический обозреватель Юрий Валентинович Фокин, а в машине сопровождения ехали наши сотрудники О.Д.Фомин и В.С.Гришин.

В результате система «Алтай-1» обеспечила организацию и проведение всех видов связей по техническому заданию: исходящих и входящих соединений абонентов между собой и с абонентами городской и междугородней телефонных сетей, с диспетчерами, групповых вызовов, организацию линейной связи. Дальность связи с хорошим качеством связи по отдельным направлениям была до 50–60 км.

Государственная комиссия постановила:
1) принять ОКР «Алтай-1»;
2) рекомендовать аппаратуру системы к внедрению в серийное производство с дальнейшим вводом в эксплуатацию;
3) оставить опытные образцы системы в опытную эксплуатацию в ГСПИ,
4) передать 15–20 абонентских станций абонентам для эксплуатации.

Источник:
В.М.Кузьмин (участник ОКР «Алтай»). Мобильная телефонная система «Алтай».

Абонентская станция «Алтай АС-1» (1963 г.) системы «Алтай-1». Такой комплект устанавливался в автомобиль:
«Алтай» («Алтай-1») - система профессиональной подвижной связи T98172
http://it-history.ru/index.php/%D0%A2%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%C2%AB%D0%90%D0%BB%D1%82%D0%B0%D0%B9%C2%BB

Rotor

Rotor

Организация серийного выпуска и эксплуатации системы «Алтай-1».

Ленинградские заводы «Красная заря» и «Дальняя связь» организовали серийное производство коммутационного и генераторного оборудования на своих заводах. Хорошо, что у них была необходимая технологическая и производственная база, поэтому внедрение в серийное производство в целом прошло без существенных трудностей.

Радиооборудование и антенное хозяйство всех компонентов системы по приказу Министерства радиопромышленности СССР должно было серийно выпускаться на строящемся Молодечненском заводе «Спутник» в Белоруссии, которому правительство республики передало корпус, строившийся для производства пряжи. Первый десант на завод представителей Воронежского НИИ связи (О.Д.Фомин и В.В.Гребенщиков — технолог) выяснил, что на заводе нет многих видов технологических процессов и производств, о чем и было доложено в Министерстве радиопромышленности СССР. И они были быстро включены в план развития завода.

Большое внимание становлению завода уделяло не только Министерство радиопромышленности СССР, но и правительства СССР и Белоруссии в целом. Надо сказать, что внедрение радиоаппаратуры системы «Алтай-1» на Молодечненском заводе «Спутник» стало хорошей школой для роста квалификации специалистов Воронежский НИИ связи (ВНИИС), принимавших в этом участие. По сути, завод родился и вырос на аппаратуре ВНИИС. Директор ВНИИС Константин Яковлевич Петров, главный технолог Вера Иосифовна Вигура, начальник ОТК Павел Сергеевич Копьев и др. специалисты неоднократно приезжали в Молодечно для решения ряда организационных и технических вопросов. Особенно хорошее взаимопонимание возникло, когда директором завода стал Иван Никитович Гуров, который, зная все узкие места производства, оказывал ВНИИС содействие при внедрении, иногда даже вопреки мнению своих специалистов. Главным инженером завода был Вольдемар Мордухович Базелянский (по-простому — Владимир Михайлович), переведенный для укрепления из Оршанского завода «Красный Октябрь». При нем и был организован серийный выпуск оборудования и его поставка потребителям. К 1970 г. главным инженером завода стал Рубен Аркадьевич Чубаров.

Конечно, при внедрении возникали спорные, даже курьезные ситуации, которые специалисты завода сразу решить не могли. Вот не настраивается фазовый модулятор передатчика ЦС. Поехал разбираться с этим вопросом сам автор схемы фазового модулятора начальник лаборатории ВНИИС У.Я.Ларшин. К великому сожалению, и он не смог его настроить, после чего руководство завода отправило в институт телеграмму с просьбой прислать более «компетентного» представителя для решения этого вопроса. Поехал инженер В.Аленичев из лаборатории Ларшина, который научился настраивать модуляторы у себя на рабочем месте без всяких трудностей — как у нас говорили, «строго на глаз». Приехав на завод, он в течение 10–15 минут настроил блок, чем удивил и специалистов завода, и самого Ларшина, который потом долго переживал свою неудачу.

В 1967–68 гг. систему «Алтай-1» ввели в эксплуатацию, кроме Москвы, в Киеве, Воронеже, Ленинграде и Ташкенте. Самыми активными заказчиками и потребителями системы стали строители: в Воронеже — «Оргтехстрой-4», в Киеве — «Главкиевгорстрой». Поэтому некоторая часть абонентских станций была все-таки установлена не только у руководящих работников, но и на автомобилях производственного назначения: самосвалах, цементовозах и пр.

Однако не все водители с большим энтузиазмом восприняли это новшество, так как теперь они были под постоянным контролем. После этого во ВНИИС нередко стали привозить в ремонт АРС в цементном растворе, со следами ударов от кирпичей и другими вандальными разрушениями. Но руководство отреагировало немедленно и просто: АРС стали устанавливать в металлические ящики с замками, а ключ находился в эксплуатационной службе.

Часть АРС устанавливалась на машинах руководящих работников не только строительных организаций, но и городских, областных партийных и исполнительных комитетов. В Москве АРС стояли на машинах членов ЦК КПСС, Моссовета, маршалов и др. В Киеве АРС стояла у первого секретаря ЦК Украины Щербицкого. Служба эксплуатации в Киеве контролировала работу своих водителей и иногда записывала для контроля на магнитофон переговоры по эфиру. Однажды они записали страшный «разнос», как оказалось, устроенный Щербицким кому-то из руководителей города. Разнос был в такой грубой форме, что, во избежание неприятностей, разговор немедленно стерли.

При эксплуатации систем «Алтай-1» во всех городах стали возникать негативные ситуации, которые могли привести к дискредитации системы. Поэтому по инициативе главного инженера ВНИИС А.П.Биленко был выпущен Приказ министра промышленности средств связи о создании комиссии из разработчиков, представителей заводов-изготовителей аппаратуры системы и представителя Главка для обследования эксплуатационных служб. В основном, комиссии пришлось заниматься разъяснением принципов работы системы и аппаратуры, особенно коммутационного оборудования и абонентских станций. Но были и интересные моменты.

В Киеве часто стали перегорать выходные лампы передатчиков с выходной мощностью 50 Вт. Поэтому лампы приходилось менять буквально через несколько дней, а то и часов, непрерывной работы. Оказалось, что КСВ (коэффициент стоячей волны, КВС (отношение наибольшего значения амплитуды напряженности электрического или магнитного поля стоячей волны в линии передачи к наименьшему) — аналог коэффициента полезного действия для антенно-фидерных устройств. В идеале КВС = 1, в норме — примерно 1,3–1,5) антенн ЦС выходило за пределы нормы. Пришлось ГСПИ перенастраивать согласующие устройства антенн до величины КСВ 1,2–1,3, после чего передатчики стали работать устойчиво, без выхода ламп из строя. Во всех городах антенны перенастроили, и эту процедуру при вводе систем в эксплуатацию пришлось записать в инструкцию по эксплуатации, как одну из основных.

А в Ташкенте был вообще уникальный случай. Монтаж аппаратуры и запуск системы производился местными силами. Были постоянные жалобы на плохое качество связи, ложные вызовы и малую дальность связи, вплоть до сотен метров. Когда разобрались, у специалистов волосы, что называется, встали дыбом: антенные кабели были присоединены к разъему передатчика без разъема на антенном кабеле (разъемы были поставлены заводом, но их просто не распаяли), то есть зачистили кабель, центральную жилу вставили в разъем, а оплетку кабеля привязали к разъему проволокой, причем на некоторых каналах проводники оплетки замыкали на центральную жилу. Привели кабели в порядок, система стала работать устойчиво, а дальность связи сразу стала 70–80 км, учитывая ровную местность.

У истоков создания первой в мире многоканальной системы с равнодоступными каналами с автоматическим выходом в телефонную сеть общего пользования «Алтай-1» стояли ГСПИ (г. Москва), завод «Красная заря» (г. Ленинград), НИИ-56 (г. Ленинград) и воронежский НИИ связи (ВНИИС), но основной вклад в разработку системных вопросов, алгоритма и сигнального кода системы «Алтай-1» внесли представители ВНИИС: главный инженер Антон Петрович Биленко и главный конструктор темы «Алтай-1» Леонид Николаевич Моргунов. Следует отдельно отметить их роль в решении системных и технических вопросов при разработке системы «Алтай-1», в инициировании перспективных решений при конструировании аппаратуры.

Антон Петрович Биленко сам был инициатором нового и всегда поддерживал аналогичные предложения. С таким предложением в 1968 г. разработать полностью на транзисторах перспективный образец абонентской станции «Алтай АС-1М» с объемом и весом в 5 раз меньше выпускаемой к нему обратилась инициативная группа (Л.Н.Моргунов, В.М.Кузьмин, М.А.Герман, О.Д.Фомин), и оно было принято. Работа выполнялась во внеурочное время, в субботние и воскресные дни. В разработке принимали также активное участие
Л.В.Давидов и В.А.Новиков.

В АРС, которую называли «Алтайчик», для обеспечения высоких параметров применяли не только серийные комплектующие, но и опытные образцы, и иностранные компоненты, не разрешенные в то время для применения в народнохозяйственных изделиях. А так как в то время еще не было мощных отечественных транзисторов, то Биленко организовал получение 3-х штук импортных в Москве (причем один из них сгорел при первой же настройке УМ). При конструировании за основу был взят функционально-узловой метод с применением печатного монтажа. Весной 1969 г. образец «Алтайчика» был изготовлен, в Москве в опытном районе были проведены с представителями ГСПИ, МГТС и службы эксплуатации его испытания в действующей сети «Алтай-1». Результаты были положительные.

Опытный образец абонентской станции «Алтайчик» (1969 г.):
«Алтай» («Алтай-1») - система профессиональной подвижной связи T84354

Антон Петрович Биленко, уроженец Украины, решил попробовать поставить «Алтайчик» на опытную эксплуатацию в Киеве, и не кому-нибудь, а Первому секретарю ЦК Компартии Украины Щербицкому. Представители ВНИИС приехали в Киев, провели испытания, даже с шоферами Щербицкого. У него была резиденция километров за 70 от Киева. Связь была хорошая, даже до 100 км. Однако выявились небольшие провалы в связи, и, несмотря на гораздо лучшие параметры и конструкцию «Алтайчика», Биленко решил не рисковать имиджем ВНИИС и не оставлять АРС в Киеве. Уже дома выяснили, что еще не научились четкому согласованию выходного каскада передатчика на транзисторе — ведь в запасе был всего один зарубежный транзистор.

Что дала эта инициативная работа? Во-первых, была показана возможность создания АРС в одной упаковке с высокими электрическими и объемновесовыми параметрами. Во-вторых, она дала толчок для разработки и серийного освоения целого ряда новых компонентов, таких как мощные ВЧ-транзисторы, кварцевые фильтры, малошумящие ВЧ-транзисторы, миниатюрные электромеханические фильтры с пьезодатчиком, кварцевые резонаторы «Айва» и пр. Все это потом было использовано в последующих модернизациях АРС.

Система «Алтай» («Алтай-1») кроме Москвы, Киева, Воронежа, Ленинграда и Ташкента была поставлена ещё в несколько городов, но, учитывая, что в диапазоне 150 МГц для системы было выделено частот только на 2 ствола, дальнейшее её развитие оказалось неперспективным. Для развития системы в диапазоне 330 МГц было выделено 188 частот с разносом между соседними каналами 25 кГц (на 22 ствола для центральной станции и 12 частот для линейной связи между центральными станциями). В 1970 г. началась разработка системы «Алтай-3», которая коснулась в основном радиооборудования. Главным конструктором от ВНИИС был назначен В.М.Кузьмин, заместителем главного конструктора по конструктивной части О.Д.Фомин. Коммутационное и генераторное оборудование осталось без изменения. В 1979 г. появился модифицированная система - «Алтай-3М».

В Воронеже система типа «Алтай» работала 45 лет, была снята с эксплуатации 1 января 2013 г. За все время системой типа «Алтай» было оснащено более 200 городов и населенных пунктов, установлено аппаратуры более чем на 250 стволов. Было выпущено и введено в эксплуатацию более 40 000 абонентских радиостанций (АРС) различных модификаций.

Источник:
В.М.Кузьмин (участник ОКР «Алтай»). Мобильная телефонная система «Алтай».



Последний раз редактировалось: Rotor (10/2/2020, 12:06), всего редактировалось 3 раз(а)

Rotor

Rotor

Описание системы профессиональной подвижной связи «Алтай» («Алтай-1»).

Многоканальная система радиосвязи «Алтай-1» является централизованной системой дуплексной УКВ радиотелефонной связи, обеспечивающей связь с подвижными абонентами в городах (радиальная связь) и на транспортных магистралях (линейная связь) в выделенном диапазоне частот 150–175 МГц. Система должна обеспечивать связь в городе в радиусе 30–50 км при высоте антенны центральной станции не менее 50 м. Дальность связи в каждом конкретном случае зависит от многих факторов и подлежит расчету.

Система «Алтай» позволяет перейти от ведомственных систем подвижной связи с малым количеством абонентов к крупной междуведомственной системе подвижной связи с равнодоступными каналами. В ней набором необходимого номера обеспечиваются автоматические соединения: подвижного абонента с другим подвижным абонентом, с абонентом городской автоматической телефонной сети (ГАТС), с диспетчером своего ведомства, с центральным диспетчером и дежурным техником центральной станции, и наоборот — диспетчера с группой абонентов (циркулярная связь). Возможен выход подвижного абонента системы «Алтай» в междугородную телефонную сеть автоматически, а для ведомственных абонентов через ведомственного диспетчера. С помощью специальной приставки по каналу системы «Алтай» можно вести передачу телеграфных сигналов.

Центральная станция (ЦС) «Алтай-1» состоит из антенно-фидерного устройства (АФУ); радиооборудования центральной радиостанции системы, низкочастотного коммутационного (КО) и генераторного (ГО) оборудования, комплекта центрального диспетчера и комплекта дежурного техника. Все оборудование может устанавливаться в одном общем зале либо в разных помещениях одного здания. Высокочастотное оборудование при необходимости может устанавливаться отдельно от низкочастотного и соединяться с ним кабелем.

Для обеспечения автоматического соединения абонентской станции (АС), расположенной на автомобиле, с абонентами городской АТС (ГАТС) и наоборот КО каждой системы имеет входящие и исходящие соединительные линии с ГАТС. Входящие включаются в ГАТС на правах учрежденческой АТС, а исходящие — на правах абонентов. Количество ведомственных диспетчерских пунктов, которое можно включить в ЦС (I ствол), достигает 18.

Оборудование системы «Алтай-1».

Для системы «Алтай-1» было выделено в диапазоне 150–175 МГц 16 пар дуплексных частот с дуплексным разносом между каналами приема и передачи 24 МГц с мощностью, подводимой к антеннам от каждого передатчика центральной (базовой) радиостанции 30–50 Вт и от абонентской радиостанции не более 10 Вт. Разнос между соседними каналами составлял 50 кГц. В ВНИИС этот диапазон не был освоен ранее.

Антенно-фидерное устройство (АФУ) системы «Алтай-1» предназначено для обеспечения одновременной работы всех видов радиооборудования ЦС: восьми основных передатчиков, двух резервных передатчиков и приемников ствола на одну или две (в зависимости от выбранной схемы подключения радиооборудования) приемопередающие антенны с волновым сопротивлением 75 Ом. Схема построения антенно-фидерного тракта каждого ствола определяется при конкретном его проектировании.

Разработчиком АФУ являлся Московский государственный специализированный проектный институт (ГСПИ), который имел большой опыт разработки АФУ для различных заказчиков. Главный конструктор от ГСПИ — М.А.Шкуд, руководитель проекта Г.З.Рубин, разработчики: Н.Б.Аблин, С.А.Колканова и др.

Сначала рассматривался основной вариант АФУ для подключения оборудования всех восьми каналов ствола к одной антенне. Однако оказалось, что в этом варианте АФУ слишком большие невосполнимые потери в тракте передачи: в сумме набирается потерь мощности каждого передатчика около 12 дБ (то есть ослабление сигнала в 6–8 раз). Поэтому в дальнейшем в качестве основного варианта для каждого ствола была выбрана схема АФУ с 2-мя комплектами антенн, каждый из которых работает на 4 радиоканала передачи. Это повысило и надежность работы оборудования системы. Каждый комплект антенн имеет в горизонтальной плоскости диаграмму направленности в виде «восьмерки». Учитывая, что комплекты антенн одного ствола сдвинуты один относительно другого на 90 градусов, получаем с учетом всевозможных переотражений практически круговую диаграмму направленности.

Стойки центральной станции. Стойка приемников с выдвинутым блоком:
«Алтай» («Алтай-1») - система профессиональной подвижной связи T81614

Центральная (базовая) станция ЦС для радиального варианта системы. Разработчик — Воронежский НИИ связи (ВНИИС). В то время все стационарное оборудование было разработано на электронных лампах. В состав оборудования ствола входило 8 стоек передатчиков. В каждой стойке размещалось оборудование на один канал: два блока передатчика (основной и резервный), блок защиты, блок резервирования и 2 блока питания. Передатчик состоит из высокочастотного возбудителя с термостатом для обеспечения необходимой стабильности частоты передатчика, модулятора, усилителя низкой частоты, умножителей частоты и усилителя мощности.

Блок защиты служит для включения передатчика после предварительного прогрева ламп входных каскадов для повышения срока их службы, контролирует уровень его выходной мощности и обеспечивает отключение передатчика при понижении выходной мощности ниже 10 Вт. Блок резервирования служит для отключения неисправного передатчика, включения резервного передатчика на общую антенну и коммутации низкочастотных входов передатчиков.

Стойка приемников ствола содержит два блока 8-канальных приемников, два блока питания и блок автовыбора. Приемники ЦС построены по супергетеродинной схеме с двойным преобразованием частоты с кварцевой стабилизацией. Особенностью схемы приемника ЦС является разработка приемника не совсем по традиционной схеме, а именно: выбор схемы общего группового тракта для всех восьми каналов ствола — тракта УВЧ, 1-го смесителя и первой промежуточной частоты. Разделение же каналов (через 50 кГц) происходит во 2-м смесителе, для чего специально была разработана гребенка фильтров сосредоточенной селекции на вторую промежуточную частоту с шагом 50 кГц.

В случае использования на ЦС сдвоенного приема работают оба блока приемников. Выбор сигнала с наилучшим отношением сигнал/шум производится блоком автовыбора. При работе без автовыбора один из блоков приемника является резервным. По электрическим параметрам приемники и передатчики соответствовали следующим нормам: мощность передатчика — 30–50 Вт, максимальная девиация частоты — 10 кГц, чувствительность приемника — 1,5 мкВ.

Линейная станция «Алтай-ЛС» (в современном понимании — это обычная базовая станция, соединенная с коммутационным оборудованием, которое включает её в работу на конкретном канале при получении от неё сигнала лучшего качества, чем от центральной станции) состоит из двухканального приемника и двух одноканальных передатчиков с дистанционным управлением по телефонным каналам связи с пункта управления системой; сигналы управления посылаются в форме одно- и двухчастотных посылок.

Конструктивно и схемотехнически линейная станция идентична оборудованию центральной станции, но выполняется на меньшее число радиоканалов (два). Состоит из двух стоек передатчиков, одной двухканальной стойки приемников, и комплектуется дополнительными устройствами: дешифратором сигналов дистанционного управления, гетеродинным смесителем для дистанционной проверки исправности радиостанции и др.

Коммутационное оборудование системы «Алтай-1» (КО) разрабатывал ленинградский завод «Красная заря» (с 1972 г. — НИИ коммутационной техники, главный конструктор М.И.Иоффе). КО должно было обеспечить все необходимые виды связей в системе путем приема, преобразования и передачи команд и сигналов от подвижных абонентов АРС через ЦС, от ГО системы, телефонных абонентов ГАТС и диспетчерских пунктов. КО должно обеспечить следующие основные виды связи:
— абонентов абонентских радиостанций (АРС) автоматической исходящей связью путем набора соответствующего номера с абонентами ГАТС, с диспетчерскими пунктами, с другими АРС;
— абонентов ГАТС автоматической входящей связью с абонентами АРС, которым разрешено это соединение (100 абонентов в стволе);
— абонентов ГАТС входящей связью с любыми абонентами АРС при ручном соединении через диспетчерские пункты;
— диспетчерского пункта с любым абонентом АРС;
— организацию конференц-связи для группы абонентов АРС, ГАТС и диспетчера с диспетчерского пункта (путем посылки сигнала «циркулярного вызова» абонентам АРС, которые будут выходить на связь по очереди, по необходимости);
— абонентов АРС с диспетчерскими пунктами и с дежурным техником.

Коммутационное оборудование одного ствола системы рассчитано на подключение 8-ми дуплексных радиоканалов от ЦС, 4-х входящих и 5-и исходящих соединительных линий с ГАТС, пульта дежурного техника, пультов центрального и ведомственных диспетчеров. КО обеспечивает включение в систему максимум 989 абонентов АРС. Автоматическое соединение абонентов ГАТС по входящим соединительным линиям возможно с абонентом одной выбранной номерной сотни АРС, входящей в ствол. С остальными АРС данного ствола возможно организовать связь вручную через диспетчерские пункты. Для организации конференц-связи возможно организовать 10 групп АРС по количеству сигналов циркулярного вызова.

Схема КО выполнена на слаботочных реле, по аналогии со схемами АТС. Поэтому для обеспечения работы с АРС в КО применены блоки приема сигналов взаимодействия с АРС: 2-х и 5-ти частотные приемники ПСВ-2 и ПСВ-5 разработки ВНИИС. Эти приемники преобразуют частотные сигналы от АРС в применяемые в КО сигналы постоянного тока, а именно: ПСВ-2 сигналы подтверждения приема вызова от АРС и сигнала окончания связи («отбой»), а ПСВ-5 — двухчастотные сигналы набора номера от АРС в принятые в АТС сигналы от 0 до 9, которые необходимы для организации в системе исходящих связей. Для организации входящих связей на КО постоянно подается от генераторного оборудования ГО 42 тональных частоты от 1003 до 2397 Гц с шагом 34 Гц, из которых КО формирует трехчастотный сигнал «индивидуального вызова» АРС: от 1-й до 10-й частоты — «сотни», от 11-й до 20-й — «десятки» и от 21-й до 30-й — «единицы». Например, вызов абонента № 129 — это параллельная посылка частот №№ 1, 12 и 29. Из частот от 31 до 40 формируются одночастотные сигналы «циркулярного вызова» АРС. Также формируются одночастотные сигналы: канал свободен — частота № 41 — «свободно», (маркер) и сигнал окончания связи — частота № 42 — «отбой».

Генераторное (стойка справа) и коммутационное (2 стойки слева) оборудование «Алтай-1»:
«Алтай» («Алтай-1») - система профессиональной подвижной связи T87918

КО рассчитано для работы при уровне входного НЧ-сигнала от приемников ЦС — 0 плюс 1,74 дБ, и выдает на вход передатчика ЦС низкочастотный сигнал с уровнем 13 плюс 1,74 дБ.

Конструктивно КО для одного ствола выполнено в виде 3-х типовых стоек и пульта дежурного техника, который отображает информацию о состоянии КО и ГО, позволяет вести контроль за переговорами и, при необходимости, принимать в них участие.

Генераторное оборудование системы «Алтай-1» (ГО) разрабатывал Ленинградский завод «Дальняя связь» (главный конструктор С.И.Иванов). ГО предназначено для получения и передачи в КО 42-х частот сигналов взаимодействия в радиоканале от 1003 Гц до 2397 Гц с шагом 34 Гц. Генераторы частот выполнены на камертонных генераторах (камертонный генератор — генератор стабильной частоты звукового диапазона (от сотен герц до 10 кГц), в котором резонатором служит специально изготовленный механический колебательным элемент — камертон. Широко употреблялся в ламповой технике до появления достаточного ассортимента кварцевых резонаторов). Усилители частот рассчитаны на подключение 4-х комплектов КО. Учитывая, что от наличия и качества сигналов взаимодействия зависит работа всей системы в целом, в ГО обеспечено стопроцентное индивидуальное резервирование всех генераторных комплектов. На резервный комплект осуществляется автоматический переход при резком уменьшении выходного напряжения усилителя (более чем на 50%). На резервный комплект можно переходить и вручную (например, для профилактических работ). Имеется возможность перевода на резерв всех генераторных комплектов. Конструктивно ГО выполнено в виде 2-х шкафов СГО-1 и СГО-2. В СГО-1 размещены комплекты с 1-й по 20-ю вызывных частот, а в СГО-2 комплекты с 21-й по 30-ю вызывных частот, с 31-й по 40-ю частот циркулярного вызова, 41-й частоты «отбой» и 42-й «маркер».

Абонентская радиостанция «Алтай АС-1». При разработке образцов АРС пришлось решать новые схемно-конструктивные проблемы. Одной из основных была разработка малогабаритного дуплексного высокочастотного фильтра, обеспечивающего одновременную работу приемника и передатчика АРС без ухудшения их параметров.

Фильтр был создан на малогабаритных спиральных резонаторах с высокой добротностью (Г.Е.Кущев, И.И.Дубровский, В.В.Лукьянченко и др.). Принципы создания этого фильтра, все его модификации в диапазонах 150 и 330 МГц и его конструкция применяются в разработках до настоящего времени. Приемопередатчик (ПП) был разработан частично на транзисторах (приемник и возбудитель передатчика с кварцевыми генераторами) и лампах (передатчик). Стабильность частоты обеспечивалась по принципу «кварц-канал» в первых опытных образцах, а в серии — уже один кварц на два канала (Г.Б.Альтшуллер, Н.Н.Елфимов, В.Г.Четверик и др.). Но сложность состояла в обеспечении высокой скорости нарастания сигнала (5–15 мс), что необходимо было для работы систем АПСК и АПВК при постоянном переключении частот каналов с периодом 200 мс.

Абонентская станция «Алтай АС-1» в полной комплектации. В «Алтае АС-1» на один блок больше (блок питания), чем в «Алтае АС-3»:
«Алтай» («Алтай-1») - система профессиональной подвижной связи T26062

Блок автоматики (пульт), обеспечивающий работу АРС в системе «Алтай», был выполнен на дискретных элементах — полупроводниках, электромеханические фильтры для приема и передачи сигналов взаимодействия были большие, а все исполнительные устройства были на электромеханических реле. Переключатель набора номера представлял собой довольно сложное устройство с возможностью нажатия только одной клавиши из десяти, наличия механической защиты от нажатия в это время других клавиш и разблокирования нажатой кнопки по сигналу от блока автоматики с помощью электромагнита.

Конструктивно АРС состояла из 3-х блоков: приемопередатчика и блока питания, устанавливаемых в багажнике автомобиля, и пульта управления, который устанавливался в кабине вблизи от водителя с определенными трудностями из-за больших габаритов.

Источник:
В.М.Кузьмин (участник ОКР «Алтай»). Мобильная телефонная система «Алтай».



Последний раз редактировалось: Rotor (10/2/2020, 11:54), всего редактировалось 1 раз(а)

Rotor

Rotor

Журнал «Радио» про систему подвижной связи «Алтай»:
«Алтай» («Алтай-1») - система профессиональной подвижной связи A1-99410
«Алтай» («Алтай-1») - система профессиональной подвижной связи A1-99310
«Алтай» («Алтай-1») - система профессиональной подвижной связи A1-99311
«Алтай» («Алтай-1») - система профессиональной подвижной связи A1-99510

Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения