Советская военная техника
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Советская военная техника

Форум о советской военной технике и армии


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

С-125М "Нева-М" - зенитный ракетный комплекс

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Admin

Admin
Admin

В ходе испытаний комплекса С-125 выявился ряд недостатков радиовзрывателя 5Е15. Кроме того, зона поражения уже представлялась явно недостаточной для двухступенчатой ЗУР массой почти в тонну. Это было очевидно в сравнении с ракетой войскового 3М9 зенитного ракетного комплекса "Куб", начатой разработкой в 1958 г.

31 марта 1961 г., еще до принятия С-125 на вооружение, было принято Решение ВПК о проведении модернизации ракеты и аппаратурных средств СНР-125. Оно основывалось на предложениях ГКАТ и ГКОТ по созданию ракеты с увеличенными дальностью и верхней границей зоны поражения, при повышенной до 630 м/с средней скорости полета. Предлагалось основательно переделать пусковую установку, обеспечив размещение на ней четырех ракет. Согласно одной из версий, последняя задача была поставлена лично Д.Ф. Устиновым.

Постановлением 1961 г. наряду с принятием на вооружение ракеты В-600П была официально задана раз работка более совершенного образца, получившего обозначение В-601П (изделие 5В27), хотя соответствующее дополнение к эскизному проекту по ракете было выпущено ОКБ-2 еще в конце 1959 г. Параллельно совершенствовалась корабельная зенитная ракета В-601 (4К91). Отметим, что указанная ракета В-601 - вторая под этим наименованием, в конце 1950-х гг. применявшимся для "сухопутного" варианта В-600.

Поскольку в данном случае не ставилась задача создания принципиально новой зенитной ракетной системы, модернизация комплекса в целом была поручена конструкторскому коллективу завода N304 при сохранении общего руководства за КБ-1. Состав аппаратуры станции наведения ракет был расширен и доработан применительно к новой ракете В-601П. В модифицированный вариант комплекса ввели новую четырехбалочную пусковую установку 5П73, которая обеспечивала возможность боевого использования ракет В-600П и В-601П, а также проведение тренировок расчетов. Появились и модернизированные варианты транспортно-заряжающих машин ПР-14М, ПР-14МА, созданные на базе шасси автомобиля ЗиЛ-131.

Работа над новой ракетой В-601П (5В27) была официально начата по Постановлению СМ СССР N561-233 от 21 июня 1961 г. Основными направлениями работы стали разработка нового радиовзрывателя 5Е18 и маршевого двигателя на принципиально новом смесевом топливе. Высокий удельный импульс и повышенная плотность этого топлива при сохранении габаритов ракеты должны были увеличить энергетические характеристики двигателя и обеспечить расширение зоны поражения комплекса.

Постановлением от 29 июня 1962 г. N660-270 было задано увеличение максимальной высоты действия комплекса до 14 км, дальности - до 20 км, а плановый срок окончания испытаний усовершенствованной ракеты устанавливался на ноябрь 1963 г.

В ходе заводских испытаний В-601П, проводившихся с 15 августа по 28 декабря 1962 г., было выполнено 28 пусков, в том числе шестью ракетами в боевой комплектации, которыми было сбиты две мишени МиГ-17. В конце 1962 г. начались совместные испытания, ход которых несколько задержался из-за ненадежности маршевого двигателя при температурах от -20 до -25 град.С. При более низких температурах отмечались систематические разрушения двигателей на стенде (один из пяти при -30 град.С и пять из 17 при -40 град.С).

В результате, соответствующим Решением ВПК N27 от 30 января 1963 г. был определен срок возобновления совместных испытаний - март 1964 г. Одновременно на НИИ-125 возлагалась задача обеспечения надежности заряда двигателя. При необходимости требовалось обеспечить подогрев ракет при температурах ниже -20 град.С. В свою очередь, НИИ-6 поручалось подготовить предложения по повышению эффективности боевой части 5Б18.

Еще до завершения совместных летных испытаний в соответствии с Решением ВПК N2б0, принятым 13 декабря 1963 г., на заводе N32 началась подготовка к выпуску ракет В-601П. Однако и в 1964 г. при испытаниях еще наблюдались неудачные пуски ракет по причине отказов маршевого двигателя и боевой части.

Постановлением СМ СССР N479-199 от 29 мая 1964 г. ракета 5В27 (В-601П) была принята на вооружение. При этом устанавливалось, что при применении новой ракеты поражались цели со скоростями полета до 1500-2000 км/ч на дальности до 17 км в диапазоне высот 200-14000 м. При постановке пассивных помех заданной плотности максимальная высота поражения снижалась до 8000 м, дальность -до 13,2-13,6 км. Маловысотные (100-200 м) цели уничтожались на дальности до 10 км. Дальность поражения околозвуковых самолетов достигала 22 км.

Основными отличиями новой ракеты от ранее созданной В-600П был новый, более совершенный маршевый двигатель с вкладным зарядом из смесевого топлива 301-К массой 151 кг, взрыватель 5Е18, предохранительно-исполнительный механизм 5Б79 и боевая часть 5Б18 массой 72 кг, при подрыве которой обеспечивалось образование 4500 осколков массой по 4,72-4,79 г.

Внешне ракеты В-601П легко опознавались по двум аэродинамическим поверхностям, которые были установлены на переходном соединительном отсеке за верхней правой и нижней левой консолями в целях уменьшения дальности полета стартовика после его отделения. После разделения ступеней эти поверхности разворачивались, что приводило к интенсивному вращению и торможению ускорителя с разрушением всех или нескольких консолей стабилизатора и, в результате, к его беспорядочному падению на относительно малом удалении от пусковой установки.

Время работы стартового ускорителя составляло 2-4 с, маршевого двигателя - до 20 с. Для расширения зоны поражения ракета наводилась и на пассивном участке траектории, при этом время самоликвидации было увеличено до 49 с. Ракета могла маневрировать с перегрузками до 6 единиц. Допускалась эксплуатация ракеты в температурном диапазоне от - 40 град, до +50 град.

Одновременно с принятием на вооружение ракеты В-601П Правительством было задано проведение работ по расширению боевых возможностей комплекса, в частности по обеспечению стрельбы по целям, летящим со скоростями до 2500 км/ч, обеспечению поражения околозвуковых целей на высотах до 18 км, увеличению вероятности поражения целей и повышению защищенности от помех. Необходимые мероприятия были проведены достаточно быстро, но официально основные характеристики были откорректированы только спустя три года.

Для расширения боевых возможностей, повышения надежности и улучшения эксплуатационных свойств были созданы следующие модификации ракеты:
5В27Г - герметичная;
5В27ГП - герметичная, с приближенной до 2,7 км ближней границей зоны поражения;
5В27ГПС - герметичная, с приближенной ближней границей зоны поражения, с селектирующим блоком. Применение на ракете селектирующего блока уменьшило вероятность срабатывания радиовзрывателя по отраженным сигналам от местных предметов при стрельбе по низколетящим целям;
5В27ГПУ - ракета 5В27ГП с ускоренной предстартовой подготовкой, что достигалось за счет подачи повышенного напряжения на бортовую аппаратуру от наземного источника питания в режиме предстартового прогрева аппаратуры (соответствующую доработку прошла и аппаратура предстартовой подготовки в кабине УНК).

Для проведения тренировок по заряжанию и разряжанию пусковой установки, вождению ТЗМ с ракетами промышленностью выпускались габаритно-весовые макеты ракет, а для обучения личного состава - учебно-действующие и разрезные макеты ракет.

Ракеты В-601 всех модификаций выпускались кировским заводом N32. Предполагалось организовать производство ракет и на ленинградском заводе N272, но это предприятие было переключено на выпуск ракет для комплекса С-200. В работах по обеспечению серийного выпуска ракет принимали активное участие специалисты НИАТ и ВИАМ.

Перевозимая четырехбалочная пусковая установка 5П73 (СМ-106 в системе обозначений ЦКБ-34) была спроектирована под руководством главного конструктора Б.С. Коробова. Без газоотражателей и ходовой части она транспортировалась на автомобиле ЯАЗ-214. С целью предотвращения касания ракетой земли или местных предметов при "проседании" на начальном неуправляемом этапе полета при стрельбе по маловысотным целям устанавливался минимальный угол встреливания ракеты - 9 град. Для предотвращения эрозии грунта при пусках ракет вокруг ПУ настилалось специальное резинометаллическое многосекционное круговое покрытие.

Заряжание пусковой установки осуществлялось последовательно двумя ТЗМ, подходившими к правой или левой паре балок. Допускалось заряжание пусковой установки одновременно ракетами В-600П и В-601П ранних модификаций. Для сопряжения направляющих транспортно-заряжающей машины ПР-14М (ПР-14МА) и пусковой установки на грунте устанавливались подъездные мостки, фиксировавшие положение ТЗМ относительно левой или правой пары балок ПУ.

Пусковая установка выпускалась несколькими заводами, в том числе на заводе в Юрге (с 1977 г.). При размещении дивизиона на подготовленной позиции для обеспечения электропитания от промышленной сети использовалась передвижная трансформаторная подстанция (ТПС), смонтированная в кузове двухосного автомобильного прицепа.

Для обеспечения целеуказания при ведении боевых действий без АСУ ПВО дивизионам С-125 придавались радиолокационные станции разведки и целеуказания: метрового диапазона - типа П-12 (П-18), дециметрового диапазона - П-15.

Комплекс С-125М в целом был принят на вооружение 27 сентября 1970 г. Создание модернизированного варианта системы С-125М было отмечено Государственной премией, лауреатами которой стали В.М. Балдин, СА. Бычков, В.Е. Дубровин, Б.С.Коробов, Ю.И. Малетин, Г.И. Мейтин, Е.И.Никифоров, Б.Н.Перовский, В.М.Толоконников, О.И. Шкварников.

https://sovetarmy.forum2x2.ru

Admin

Admin
Admin

Передвижной зенитный ракетный комплекс С-125М предназначен для уничтожения самолетов, крылатых ракет к других воздушных целей, летящих со скоростью до 700 м/с, на высотах от 20 до 18000 м. ЗРК обеспечивает поражение воздушных целей, имеющих эффективную отражающую поверхность 0,5 м2 и более.

Комплекс может использоваться для стрельбы по наземным и надводным целям, наблюдаемым на экранах индикаторов станции наведения ракет. ЗРК С-125М состоит на вооружении зенитного ракетного дивизиона (зрдн). Оборудование комплекса позволяет вести огонь по одной одиночной или групповой цели, обеспечивая одновременное наведение на нее двух ракет с минимальным временным интервалом между пусками не менее 5 с. Комплекс может поражать цели как на встречных курсах, так и вдогон, на активном и пассивном участках траектории полета ракеты. Основным методом наведения является метод половинного спрямления, при постановке противником активных помех и при стрельбе по малоскоростным целям применяется метод «трехточка».

В состав комплекса С-125М входят станция наведения ракет СНР-125М, зенитные управляемые ракеты 5В27, 5В27У (5В24), пусковые установки 5П73 (5П71), транспортно-заряжающие машины ПР-14АМ (ПР-14А), средства энергоснабжения и средства внутренней связи.

Станция наведения ракет
производит обнаружение целей, сопровождение выбранной для уничтожения цели и наведение на нее ракет. Она состоит из кабины управления УНК-М и антенного поста УНВ-М.

Зенитные управляемые ракеты 5В27, 5В27У (5В24) служат для поражения цели осколками и фугасным действием боевой части, подрываемой радиолокационным взрывателем ракеты.

Пусковые установки (ПУ) и другое стартовое оборудование обеспечивают содержание ракет в режимах боевой готовности, проведение предстартовой подготовки и наклонный старт ракет. Поскольку в состав ЗРК могут входить четыре (три) ПУ 5П73 (счетверенного типа), комплекс имеет возможность одновременно подготовить к пуску шестнадцать (двенадцать) ракет. Заряжание (разряжание) ПУ и транспортировка ракет производятся транспортно-заряжающими машинами ПР-14АМ (ПР-14А). Каждая ТЗМ предназначена для перевозки двух ракет.

Средства энергоснабжения предназначены для питания электроэнергией аппаратуры и оборудования комплекса. В состав ЗРК С-125М входят электростанция 5Е96-А и распределительно-преобразовательная кабина РКУ-Н. Электростанция имеет два дизель-генератора ДГ-100-Тсп (один резервный) мощностью по 100 кВт. Дизель-генератор служит для выработки трехфазного напряжения 230 В 50 Гц. Кабина РКУ-Н предназначена для приема (напряжения 230 В 50 Гц), преобразования по частоте и распределения питающих напряжений. Она имеет два преобразователя для получения переменного напряжения 223 В 400 Гц: ПСЧ-30К (мощностью 30 кВт) и ПСЧ-50 (мощностью 50 кВт). В этой же кабине установлен вспомогательный дизельный агрегат АД-30К-Т/230-М2 (мощностью 30 кВт), который служит для освещения, отопления кабин и проведения некоторых видов регламентных работ. Электростанция 5Е96-А смонтирована на шасси двухосного автомобильного прицепа МАЗ-5224В, кабина РКУ-Н — на прицепе МАЗ-5207В.

Подключение питания комплекса к промышленной электросети осуществляется с помощью трансформаторной подстанции 5Е74-230.

Все элементы ЗРК С-125М смонтированы на прицелах и в кабинах, перевозимых тягачами. Кабина УНК-М перевозится автомашиной ЗИЛ-131В (ЗИЛ-157В). Антенный пост для транспортировки разбирается на две части: основание, представляющее собой лафет с фермой, и антенную головку, которая грезится на прицеп УВ-600. Лафет с фермой и прицеп с антенной головкой транспортируются тягачами КрАЗ-255 (КрАЗ-214). Пусковые установки перевозятся без ракет. Транспортировка ПУ, электростанции и кабины РКУ-Н осуществляется также тягачами КрАЗ-255 (КрАЗ-214).

Элементы комплекса могут транспортироваться железнодорожным, водным и специальным воздушным транспортом. Подвижность ЗРК С-125М позволяет в зависимости от обстановки осуществлять маневр частей и подразделений, тем самым изменять группировку ЗРВ.

Радиолокационные станции разведки н целеуказания (СРЦ) П-15, П 12 (П-15НМ, П-12НМ) с наземным радиолокационным запросчиком (НРЗ) придаются зрдн.

Станции П-15, П-12 являются средством информации о целях и служат для наблюдения за воздушной обстановкой, обнаружения целей на малых и средних высотах, определения их координат и целеуказания станции наведения ракет. Совместно с наземным радиолокационным запросчиком СРЦ производит опознавание целей.

При централизованной работе нескольких ЗРК они могут сопрягаться с автоматизированной системой управления огнем зенитных ракетных комплексов (АСУРК-1М, ВЕКТОР-2). При работе дивизиона в составе АСУРК-1М обнаружение станцией СНР-125М цели, назначенной для уничтожения, производится путем автоматической отработки данных целеуказания (координат цели), поступивших с командного пункта (КП) полка (бригады). Если в полку (бригаде) нет аппаратуры АСУРК-1М, поиск и обнаружение цели производятся, как правило, с помощью ВИКО СРЦ по данным целеуказания, поступающего с КП полка (бригады), или по данным ближайшего подразделения РТВ. При автономном действии дивизиона поиск и обнаружение цели осуществляются с помощью СРЦ. В случае выхода из строя СРЦ поиск цели может производиться станцией наведения ракеты.

Боевая работа комплекса начинается с обнаружения цели и наведения СНР-125М на выбранную для поражения цель. После осуществления режима наведения СНР производит ручное или автоматическое сопровождение цели (рис. 11). В процессе сопровождения цели выбирается метод наведения ракет, устанавливается количество ракет на обстрел цели и определяется момент пуска первой ракеты. При входе цели в зону пуска производится пуск ракеты. После старта ракета движется на начальном (неуправляемом) участке траектории с помощью порохового ускорителя и разгоняется до сверхзвуковой скорости. Через (2-3) с отделяется ускоритель, дальнейший полет ракеты происходит под действием тяги маршевого двигателя.

С-125М "Нева-М" - зенитный ракетный комплекс 125_1_1

После сброса ускорителя СНР автоматически производит захват и сопровождение ЗУР. Во время сопровождения ракеты определяются ее пространственные координаты, аналогичные координатам сопровождаемой цели. СИР по данным разностей одноименных координат цели и наводимой на нее ракеты с учетом выбранного метода наведения формирует команды управления. Управление полетом ракеты осуществляется двумя командами (К1, К2) в двух взаимно перпендикулярных плоскостях относительной системы координат. Радиокоманды К1, К2, выдаваемые СИР, принимаются бортовой аппаратурой и после преобразования воздействуют на две пары рулей ракеты, изменяя направление ее полета. Команды управления непрерывно вырабатываются СИР и передаются на борт ракеты.

На первом этапе управляемого почета ракета выводится на кинематическую траекторию метода наведения, затем осуществляется процесс наведения ее на цель. Для поражения цели необходимо, чтобы область встречи ракеты с целью находилась на участках управляемого полета ракеты, где обеспечивается высокая точность наведения. Управление ракетой производится и на пассивном участке траектории полета, т. е. после окончания работы маршевого двигателя.

Процесс наведения заканчивается подрывом боевой части ракеты в непосредственной близости от цели. Надежное поражение цели осколками БЧ обеспечивается при промахах до 25 м. При подрыве БЧ на расстоянии 5 м и менее от цели поражающим фактором кроме осколков является ударная волна. Подрыв боевой части осуществляется радиолокационным взрывателем ракеты, который работает в импульсном режиме.

Если подрыв боевой части не произошел от сигнала радиовзрывателя, то на (49±4) с после старта происходит самоликвидация ракеты.

Для обеспечения помехозащищенности и исключения преждевременного подрыва БЧ радиовзрыватель включается по разовой команде дистанционного взведения (КЗ).

Для стрельбы в условиях применения противником активных помех большой плотности в комплексе предусмотрен телевизионно-оптический канал визирования цели. Телевизионно-оптический канал обеспечивает также скрытность работы ЗРК.

https://sovetarmy.forum2x2.ru

Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения