Крылатая ракета Х-20М входила в состав ракетного управляемого вооружения дальнего стратегического ракетоносца Ту-95К (система К-20). Это была первая отечественная стратегическая крылатая ракета, разработанная для поражения площадных объектов специальной боевой частью на дальностях до 600 км. В это время межконтинентальные баллистические ракеты находились лишь в начальной стадии развития.
В состав системы К-20 входили:
• самолет-носитель Ту-95К с аппаратурой обнаружения и сопровождения цели и управления ракетой, аппаратурой подвески и подготовки ракеты к пуску;
• крылатая ракета Х-20М с аппаратурой радиоуправления;
• средства наземного обслуживания и контрольно-проверочная аппаратура.
Крылатая ракета Х-20М была выполнена по нормальной самолетной схеме с лобовым воздухозаборником и сверхзвуковыми формами крыла и оперения. Она имела сверхзвуковую скорость полета 2200 км/ч и маршевую высоту полета 15 км. Планер ракеты представлял собой цельнометаллический моноплан клепаной конструкции со свободнонесущим крылом. Основным материалом конструкции являлся алюминиевый сплав Д-16Т, силовые узлы были выполнены из стали 30ХГСНА.
Подвеска ракеты к самолету-носителю осуществлялась с помощью бугеля, расположенного сверху фюзеляжа в плоскости симметрии, и двумя ухватами.
Крылатая ракета Х-20М комплектовалась бортовой аппаратурой радиоуправления, электрооборудованием, специальной боевой частью, общей массой 2560 кг. Стартовая масса ракеты составляла примерно 11 830 кг. Ракета оснащалась газотурбинным воздушно-реактивным двигателем АЛ-7Ф с форсажной камерой. Воздух к двигателю поступал через сверхзвуковой лобовой воздухозабор-ник, регулируемый выдвижным трехпозиционным конусом. На ракете было предусмотрено дублирование питания двигателя топливом из баков самолета-носителя на подвеске под самолетом перед пуском ракеты.
Схема боевого применения крылатой ракеты Х-20М была следующей:
• обнаружение цели и определение ее координат аппаратурой самолета-носителя;
• после подготовки ракеты к пуску (включая запуск двигателя на подвеске) при нахождении цели в зоне стрельбы производился пуск ракеты;
• по заданной программе полета ракета выходила на высоту маршевого полета;
• наведение ракеты на цель осуществлялось радиотехнической аппаратурой самолета-носителя, работающей в прерывистом режиме, совместно с аппаратурой, установленной на ракете;
• управление осуществлялось по курсу и дальности. Для передачи сигналов управления использовались кодово-импульсные сигналы;
• стабилизация по высоте полета осуществлялась программным датчиком давления в составе автопилота;
• на дальности до цели 50...70 км ракета переводилась в пикирование, после чего задействовалась боевая часть.
Источник:
- Авиация ВВС России и научно технический прогресс. 2005 г.
- Soviet_Russian Aircraft Weapons since World War Two
В состав системы К-20 входили:
• самолет-носитель Ту-95К с аппаратурой обнаружения и сопровождения цели и управления ракетой, аппаратурой подвески и подготовки ракеты к пуску;
• крылатая ракета Х-20М с аппаратурой радиоуправления;
• средства наземного обслуживания и контрольно-проверочная аппаратура.
Крылатая ракета Х-20М была выполнена по нормальной самолетной схеме с лобовым воздухозаборником и сверхзвуковыми формами крыла и оперения. Она имела сверхзвуковую скорость полета 2200 км/ч и маршевую высоту полета 15 км. Планер ракеты представлял собой цельнометаллический моноплан клепаной конструкции со свободнонесущим крылом. Основным материалом конструкции являлся алюминиевый сплав Д-16Т, силовые узлы были выполнены из стали 30ХГСНА.
Подвеска ракеты к самолету-носителю осуществлялась с помощью бугеля, расположенного сверху фюзеляжа в плоскости симметрии, и двумя ухватами.
Крылатая ракета Х-20М комплектовалась бортовой аппаратурой радиоуправления, электрооборудованием, специальной боевой частью, общей массой 2560 кг. Стартовая масса ракеты составляла примерно 11 830 кг. Ракета оснащалась газотурбинным воздушно-реактивным двигателем АЛ-7Ф с форсажной камерой. Воздух к двигателю поступал через сверхзвуковой лобовой воздухозабор-ник, регулируемый выдвижным трехпозиционным конусом. На ракете было предусмотрено дублирование питания двигателя топливом из баков самолета-носителя на подвеске под самолетом перед пуском ракеты.
Схема боевого применения крылатой ракеты Х-20М была следующей:
• обнаружение цели и определение ее координат аппаратурой самолета-носителя;
• после подготовки ракеты к пуску (включая запуск двигателя на подвеске) при нахождении цели в зоне стрельбы производился пуск ракеты;
• по заданной программе полета ракета выходила на высоту маршевого полета;
• наведение ракеты на цель осуществлялось радиотехнической аппаратурой самолета-носителя, работающей в прерывистом режиме, совместно с аппаратурой, установленной на ракете;
• управление осуществлялось по курсу и дальности. Для передачи сигналов управления использовались кодово-импульсные сигналы;
• стабилизация по высоте полета осуществлялась программным датчиком давления в составе автопилота;
• на дальности до цели 50...70 км ракета переводилась в пикирование, после чего задействовалась боевая часть.
Источник:
- Авиация ВВС России и научно технический прогресс. 2005 г.
- Soviet_Russian Aircraft Weapons since World War Two