202Н (РДС-202) - термоядерная стратегическая авиационная бомба.
Разработчик: НИИ-1011, ныне ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ» (г. Снежинск, Челябинская обл.).
Период разработки – 1956 г.
Мощность заряда – 50 Мт.
Стадия – опытный образец для натурных испытаний. Испытания не были проведены.
Применение – с самолёта Ту-95-202.
На вооружение не принималась.
В середине 1950-х гг. основной и первоочередной задачей, поставленной руководством МСМ для НИИ-1011, была разработка в кратчайшие сроки с предъявлением к натурным государственным испытаниям уже в 3 кв. 1956 г. спецавиабомбы (СпАБ), мощность термоядерного заряда которой должна превосходить мощность всех ранее испытанных зарядов.
Коллективу института удалось практически в короткие сроки развернуть масштабные НИОКР по созданию ЯЗ и ЯБП, основанных на новом физическом принципе.
В марте 1956 г. в НИИ-1011 приступил к разработке термоядерного заряда мощностью 50 Мт в составе СпАБ (специальной авиационной бомбы) РДС-202.
Расчётно-теоретические работы по обоснованию физической схемы заряда были завершены в июне 1956 г. В расчётах принимали участие физики-теоретики М.П.Шумаев, М.Н.Нечаев, Е.Н.Аврорин, Ю.С.Вахрамеев, под руководством заместителя научного руководителя и начальника теоретического отделения Е.И.Забабахина. Создавалась новая синхронизированная система электрического инициирования заряда и оригинальная конструкция подвески составных частей заряда. Параллельно форсированными темпами велась разработка конструкций заряда и СпАБ в целом.
Одной из заслуг НИИ-1011 следует считать разработку авиационной бомбы, как летательного аппарата. При размерах: диаметр – 2 м, длина – 8 м, масса – около 25 т, авиабомба была способна донести к цели рекордный для того времени по габаритно-весовым характеристикам термоядерный заряд при обеспечении работоспособности ЯЗ и приборов автоматики в условиях её сброса с высоты 10,5 км до момента подрыва на высоте около 4 км. Конструкция авиабомбы обеспечивала сохранность ЯЗ в условиях перегрузок при торможении и её полёта в течение 3 мин, которые были необходимы для отхода от места сброса самолёта-носителя на безопасное расстояние.
В условиях отсутствия аналога авиабомбы по корпусу потребовались многовариантные конструкторские проработки с участием сектора математических расчётов, экспериментальные исследования, в т.ч. в ЦАГИ, с обоснованием и согласованием всех требований по применению составных частей в авиабомбе и авиабомб на самолёте-носителе. Вся работа в НИИ-1011 была выполнена в рекордно короткие сроки – примерно за 9 мес. В октябре 1956 г. назначенная министром среднего машиностроения СССР А.П.Завенягиным комиссия подписала акт об успешном завершении лётных испытаний авиабомбы на Крымском полигоне в Багерово.
Авиабомба 202Н (РДС-202) получила парашютную систему (ПС), которая обеспечивала снижение изделия со скоростью 20 – 25 м/с с целью обеспечения безопасности самолёта-носителя и экипажа. В дальнейшем данная ПС стала базовой для систем спасения космических аппаратов различного назначения, в т.ч. пилотируемых.
Перед испытаниями, летом 1956 г., приказом министра А.П.Завенягина была создана экспертная комиссия по заряду 202 под председательством акад. А.Д.Сахарова (члены комиссии Е.И.Забабахин и Ю.А.Романов), которая должна была оценить уровень теоретических и конструктивных работ. В итоге, комиссия положительно оценила новые конструктивные элементы, внесённые в физическую схему заряда, и рекомендовала произвести государственные испытания термоядерного заряда в составе авиабомбы РДС-202. Также комиссия подтвердила обоснованность ожидаемой мощности заряда в штатном и испытательном вариантах его исполнения – на 50 Мт и 20 Мт, соответственно.
Проведённый комплекс работ по разработке заряда, лётной и сложной парашютной отработке ЯБП позволял в октябре-ноябре 1956 г. провести воздушные государственные испытания 202Н (РДС-202) на Северном полигоне ВМФ. Для испытаний был подготовлен опытный образец заряда в составе СпАБ. Была подготовлена документация для серийного производства нового изделия.
Но к этому времени Северный полигон не был готов к проведению испытаний заряда многомегатонной мощности и не мог исключить негативное влияние последствий взрыва на скандинавские страны.
Испытания были сначала перенесены, а затем и отменены министерством. Авиабомбу и термоядерный заряд в 1958 г. было решено разобрать и по отдельным узлам передать на хранение в НИИ-1011. Со временем гарантийные сроки годности отдельных узлов и деталей истекли. Узлы заряда постепенно уничтожались и утилизировались.
Несколько корпусов авиабомбы РДС-202 сохранилось и им нашлось применение: один использовался при испытаниях заряда АН602, и ещё два корпуса экспонируются в музеях ВНИИИЭФ и ВНИИТФ.
Источник:
http://elib.biblioatom.ru/text/kiryushkin_kuzkina-mat_2015/go,0/
http://elib.biblioatom.ru/text/kb-1-vospominaniya-veteranov_2015/go,209/?bookhl=%D1%80%D0%B4%D1%81-202
http://elib.biblioatom.ru/text/ispytateli_2010/go,251/?bookhl=202%D0%BD
http://elib.biblioatom.ru/text/atomnye-goroda-urala-snezhinsk_2009/go,79/?bookhl=202%D0%BD
Корпус авиабомбы 202Н (РДС-202), впоследствии использовался для испытаний изд. АН602:
https://militaryexp.com/wp/wp-content/uploads/2019/02/231d8cbb147d6a1ffe10cabd6fb90167_wmk-2.jpeg
Разработчик: НИИ-1011, ныне ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ» (г. Снежинск, Челябинская обл.).
Период разработки – 1956 г.
Мощность заряда – 50 Мт.
Стадия – опытный образец для натурных испытаний. Испытания не были проведены.
Применение – с самолёта Ту-95-202.
На вооружение не принималась.
В середине 1950-х гг. основной и первоочередной задачей, поставленной руководством МСМ для НИИ-1011, была разработка в кратчайшие сроки с предъявлением к натурным государственным испытаниям уже в 3 кв. 1956 г. спецавиабомбы (СпАБ), мощность термоядерного заряда которой должна превосходить мощность всех ранее испытанных зарядов.
Коллективу института удалось практически в короткие сроки развернуть масштабные НИОКР по созданию ЯЗ и ЯБП, основанных на новом физическом принципе.
В марте 1956 г. в НИИ-1011 приступил к разработке термоядерного заряда мощностью 50 Мт в составе СпАБ (специальной авиационной бомбы) РДС-202.
Расчётно-теоретические работы по обоснованию физической схемы заряда были завершены в июне 1956 г. В расчётах принимали участие физики-теоретики М.П.Шумаев, М.Н.Нечаев, Е.Н.Аврорин, Ю.С.Вахрамеев, под руководством заместителя научного руководителя и начальника теоретического отделения Е.И.Забабахина. Создавалась новая синхронизированная система электрического инициирования заряда и оригинальная конструкция подвески составных частей заряда. Параллельно форсированными темпами велась разработка конструкций заряда и СпАБ в целом.
Одной из заслуг НИИ-1011 следует считать разработку авиационной бомбы, как летательного аппарата. При размерах: диаметр – 2 м, длина – 8 м, масса – около 25 т, авиабомба была способна донести к цели рекордный для того времени по габаритно-весовым характеристикам термоядерный заряд при обеспечении работоспособности ЯЗ и приборов автоматики в условиях её сброса с высоты 10,5 км до момента подрыва на высоте около 4 км. Конструкция авиабомбы обеспечивала сохранность ЯЗ в условиях перегрузок при торможении и её полёта в течение 3 мин, которые были необходимы для отхода от места сброса самолёта-носителя на безопасное расстояние.
В условиях отсутствия аналога авиабомбы по корпусу потребовались многовариантные конструкторские проработки с участием сектора математических расчётов, экспериментальные исследования, в т.ч. в ЦАГИ, с обоснованием и согласованием всех требований по применению составных частей в авиабомбе и авиабомб на самолёте-носителе. Вся работа в НИИ-1011 была выполнена в рекордно короткие сроки – примерно за 9 мес. В октябре 1956 г. назначенная министром среднего машиностроения СССР А.П.Завенягиным комиссия подписала акт об успешном завершении лётных испытаний авиабомбы на Крымском полигоне в Багерово.
Авиабомба 202Н (РДС-202) получила парашютную систему (ПС), которая обеспечивала снижение изделия со скоростью 20 – 25 м/с с целью обеспечения безопасности самолёта-носителя и экипажа. В дальнейшем данная ПС стала базовой для систем спасения космических аппаратов различного назначения, в т.ч. пилотируемых.
Перед испытаниями, летом 1956 г., приказом министра А.П.Завенягина была создана экспертная комиссия по заряду 202 под председательством акад. А.Д.Сахарова (члены комиссии Е.И.Забабахин и Ю.А.Романов), которая должна была оценить уровень теоретических и конструктивных работ. В итоге, комиссия положительно оценила новые конструктивные элементы, внесённые в физическую схему заряда, и рекомендовала произвести государственные испытания термоядерного заряда в составе авиабомбы РДС-202. Также комиссия подтвердила обоснованность ожидаемой мощности заряда в штатном и испытательном вариантах его исполнения – на 50 Мт и 20 Мт, соответственно.
Проведённый комплекс работ по разработке заряда, лётной и сложной парашютной отработке ЯБП позволял в октябре-ноябре 1956 г. провести воздушные государственные испытания 202Н (РДС-202) на Северном полигоне ВМФ. Для испытаний был подготовлен опытный образец заряда в составе СпАБ. Была подготовлена документация для серийного производства нового изделия.
Но к этому времени Северный полигон не был готов к проведению испытаний заряда многомегатонной мощности и не мог исключить негативное влияние последствий взрыва на скандинавские страны.
Испытания были сначала перенесены, а затем и отменены министерством. Авиабомбу и термоядерный заряд в 1958 г. было решено разобрать и по отдельным узлам передать на хранение в НИИ-1011. Со временем гарантийные сроки годности отдельных узлов и деталей истекли. Узлы заряда постепенно уничтожались и утилизировались.
Несколько корпусов авиабомбы РДС-202 сохранилось и им нашлось применение: один использовался при испытаниях заряда АН602, и ещё два корпуса экспонируются в музеях ВНИИИЭФ и ВНИИТФ.
Источник:
http://elib.biblioatom.ru/text/kiryushkin_kuzkina-mat_2015/go,0/
http://elib.biblioatom.ru/text/kb-1-vospominaniya-veteranov_2015/go,209/?bookhl=%D1%80%D0%B4%D1%81-202
http://elib.biblioatom.ru/text/ispytateli_2010/go,251/?bookhl=202%D0%BD
http://elib.biblioatom.ru/text/atomnye-goroda-urala-snezhinsk_2009/go,79/?bookhl=202%D0%BD
Корпус авиабомбы 202Н (РДС-202), впоследствии использовался для испытаний изд. АН602:
https://militaryexp.com/wp/wp-content/uploads/2019/02/231d8cbb147d6a1ffe10cabd6fb90167_wmk-2.jpeg