Проект 1825 «Север-2» - глубоководный аппарат.
Главный конструктор ЦКБ-18 - З.А.Дерибин, с начала 1966 г. - Н.А.Климов, в 1966 г. - Ю.К.Сапожков.
Разработчик – ОКБ Ленинградского института «Гипрорыбфлот» (эскизный проект в 1964 г.), с конца 1965 г. - ЦКБ-18 (с начала 1966 г. - ЛПМБ «Рубин»), г. Ленинград, с сентября 1970 г. - ЦПБ «Волна», г. Ленинград.
Завод-строитель – Ново-Адмиралтейский завод, г. Ленинград.
Первый отечественный обитаемый самоходный глубоководный аппарат.
Глубоководный аппарат 1-го поколения.
Построено 2 ГА проекта 1825:
- ГА «Север-2» - опытный;
- ГА «Север-2-бис» - головной.
Опытный ГА «Север-2» проекта 1825:
- техническое задание - июнь 1962 г.;
- эскизный проект - 1964 г.;
- корректировка эскизного проекта в ЦКБ-18 - 1966 г.;
- технический проект - июнь 1967 г.;
- закладка опытного ГА - 1968 г.;
- спуск опытного ГА на воду - 1970 г.
Опытный глубоководный аппарат проекта 1825 «Север-2»:
Книга А.Б. Королева «Штурм гидрокосмоса».
https://cyberneticzoo.com/underwater-robotics/1968-north-2-sever-2-submersible-soviet/
История создания.
По инициативе Полярного научно-исследовательского и проектного института морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н М.Книповича (ПИНРО) в СССР были инициированы работы по созданию первого самоходного глубоководного аппарата (ГА). Именно его директор в своем обращении от 10 марта 1962 г. к начальнику общественного конструкторского бюро (ОКБ) при Ленинградском институте «Гипрорыбфлот» А.Н.Дмитриеву просил коллектив ОКБ «учитывая большую важность глубоководных исследований для рыбохозяйственной науки и рыбной промышленности, разработать техническое задание на проектирование глубоководного обитаемого автономного аппарата для рыбохозяйственных исследований до глубин 2000 м».
К этому времени отечественные исследователи располагали только привязным гидростатом «Север-1», буксируемым подводным аппаратом «Атлант-1» и подводной лодкой проекта 613, переоборудованной для исследовательских целей и получившей название «Северянка».
Гидростат «Север-1» был построен на Балтийском заводе в 1960 г. по проекту ГГ-57 «Гипрорыбфлота». Это было одноместное привязное подводное техническое средство, опускаемое на тросе с судна-носителя на глубины до 600 м.
Буксируемый подводный аппарат «Атлант-1› был создан Клайпедским отделением «Гипрорыбфлота» в 1963 г. Это было одноместное привязное плавучее подводное техническое средство буксировалось на тросе судном-носителем на глубинах до 100 м. Имея горизонтальные и вертикальные рули, оно могло по желанию исследователя изменять глубину погружения и ограниченно отклоняться от курса судна- носителя.
Подводная лодка «Северянка» была переоборудована из боевой подводной лодки в 1957 г. по техническому заданию Всесоюзного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО). В конце 1958 г. она вышла в свой первый рейс в Баренцево море с экспедицией в составе 9 представителей ВНИРО и ПИНРО. До 1965 г. лодка осуществила 9 научных рейсов, во время которых прошла в Северной Атлантике 14500 навигационных миль, совершив 130 погружений на глубины до 100 м.
«Север-1» и «Атлант-1», будучи привязными, не могли свободно передвигаться по желанию исследователя в горизонтальной плоскости, а «Северянка», будучи автономной, имела ограниченную глубину погружения и невысокие маневренные качества для проведения необходимых исследований у фунта.
ОКБ с апреля 1962 г. на общественных началах взялось за разработку технического задания на проектирование глубоководного аппарата, получившего название «ГА-2000».
ГА-2000 предназначался для проведения комплекса научно-исследовательских работ по изучению океана, а именно – поведения и распределения рыб на глубинах до 2000 м, получения сведений об их вертикальных миграциях, выявления реакции рыб на свет, шум, ультразвук и т.д. на различных глубинах в различное время, исследования распределения фито- и зоопланктона, донных рыб и животных. Кроме того, предполагалось изучать так называемые «ультразвуковые рассеивающие слои», наблюдать за работой орудий глубоководного лова, и, наконец – изучать рельеф дна и структуры фунтов, вести разведку подводных полезных ископаемых, в частности железо-марганцевых конкреций с целью разработки методов их добычи.
В экипаж ГА предполагалось включить не менее двух человек – пилота и исследователя, а продолжительность нахождения аппарата под водой по запасам средств жизнеобеспечения задавалась не менее 24 ч.
Для размещения экипажа и необходимого комплектующего оборудования предлагался прочный корпус цилиндрической формы диаметром 1,3 м, замкнутый сферическими переборками и имеющий цилиндрическую рубку с входным люком диаметром не менее 450 мм. Выполненные проработки показали, что его материалом могла служить свариваемая легированная сталь с пределом текучести не менее 80 кГс/мм² . При принятом коэффициенте запаса 1,4 вес корпуса мог составить около 4 т при его объеме около 7 м³ . Прочный корпус должен был иметь четыре иллюминатора из органического стекла диаметром в свету не менее 100 мм.
Материалом легких корпусных конструкций мог быть принят стеклопластик с удельным весом не более 1,7 т/м³.
В качестве бортового источника электроэнергии предлагалось использовать расположенную в прочном корпусе серебряно-цинковую аккумуляторную батарею общей емкостью около 400 А-ч при среднем напряжении 110 В. Выполненная оценка электронагрузки батареи показала возможную длительность подводного хода до 2,5 ч.
Движительно-рулевой комплекс предлагалось выполнить в виде кормового гребного винта фиксированного шага в поворотной насадке и вертикального винта фиксированного шага. Для привода гребных винтов предлагались гидромоторы, работающие от гидронасоса с погружным асинхронным электродвигателем мощностью около 13 кВт. Для питания электродвигателя предусматривался статический преобразователь постоянного тока в переменный. Блок гидронасоса с приводным электродвигателем и всей электрогидравлической арматурой предполагалось разместить вне прочного корпуса.
ГА должен был иметь не менее двух забортных прожекторов мощностью около 1000 Вт каждый и лампы- вспышки для производства фотосъемки забортного пространства.
Для самостоятельного плавания были предусмотрены станция телефонной двусторонней звукоподводной связи с судном-носителем на дистанции до 5 км, УКВ приемо-передающая радиостанция, обеспечивающая телефонную связь на дальности до 30 км, эхолот с самописцем, обеспечивающий измерение расстояния до фунта с точностью не менее 2 % в пределах 0 – 2000 м и гирокомпас авиационного типа с точностью курсоуказания около 2°.
ГА планировалось оснастить ловушкой многократного действия – ловить мелких морских животных и рыб, манипуляторами – брать образцы фунта или найденные на его поверхности предметы и укладывать их в грузовой лоток, устройством для разового взятия проб фунта из-под его поверхности, гарпунным гидравлическим ружьем разового действия для охоты на крупных рыб и животных, кино-фотоаппаратом с широкоугольным объективом для съемки забортного пространства через иллюминаторы, гидрофоном с магнитофоном для записи подводных звуков, счетчиком Гейгера для определения радиоактивности воды, приборами для определения температуры, давления и солености воды, фотометр для определения освещенности воды.
Систему погружения-всплытия предлагалось выполнить с балластными бескингстонными цистернами и дистанционно управляемыми клапанами вентиляции. Продуваться цистерны должны были воздухом высокого давления, хранимым в двух баллонах.
Уравнительно-заместительная система предполагалась раздельной. Утяжеление ГА должно было производиться приемом воды самотеком в прочную цистерну, а облегчение – высыпанием стальной дроби из забортных бункеров. Управление водяной и «дробяной» арматурой должно было производиться дистанционно.
Дифферентную систему предполагалось выполнить ртутной и разместить в прочном корпусе. Ртуть специальным насосом должна была перекачиваться из одной емкости в другую.
Система регенерации воздуха в прочном корпусе предполагалась раздельной, при этом воздух должен был обогащаться кислородом из забортных баллонов, а углекислый газ удаляться химическим поглотителем, размещенным в прочном корпусе.
Аварийное всплытие должно было обеспечиваться путем отдачи килевой части ГА ручным или гидравлическим приводом.
Одновременно были рассмотрены методы использования аппарата.
Техническим заданием предусматривалась доставка «ГА-2000» в оперативный район на борту судна-носителя. Было признано целесообразным переоборудование большого морозильного рыбопромыслового траулера типа «Маяковский» в судно-носитель ГА с размещением последнего на палубе судна и спуском-подъемом ГА по кормовому фаловому слипу с помощью фаловых лебедок.
Выполненные авторами расчеты определили представленные в таблице ожидаемые основные эксплуатационно-технические характеристики и схему общего расположения аппарата «ГА-2000».
Разработка технического задания на проектирование «ГА-2000» была завершена в июне того же 1962 г., и техническое задание было отправлено в ПИНРО, где рассмотрено Научно-техническим советом (НТС) института и рекомендовано Минрыбхозу как основа для разработки эскизного проекта. Минрыбхоз в 1963 г. поручил Ленинградскому институту «Гипрорыбфлот» по техническому заданию на проектирование «ГА-2000», разработанному его общественным конструкторским бюро, вести разработку эскизного проекта научно-исследовательского ГА, получившего название «Север-2».
Схема общего расположения глубоководного аппарата ГА-2000, эскизный проект «Гипрорыбфлота»:
1 – забортный прожектор; 2 – иллюминатор; 3 – входной люк; 4 – винт вертикального перемещения; 5 – аккумуляторная батарея; 6 – балластная цистерна; 7 – вертикальный руль; 8 – стабилизатор; 9 – обтекатель; 10 – прочный корпус; 11 – лампа-вспышка; 12 – манипуляторное устройство.
Однако Минрыбхоз не располагал необходимым научно-техническим потенциалом в области расчетов прочности корпусов подводных технических средств, их материалов, технологии их обработки и сварки, не имел квалифицированных специалистов по расчетам статики и динамики подводных технических средств, их электроэнергетическим системам и системам автоматизации управления, средствам подводной акустики и навигации. Все это было сосредоточено в базовых институтах Минсудпрома, но они были заняты оборонными заказами.
К концу 1964 г. в ОКБ Ленинградского института «Гипрорыбфлот» был завершён только эскизный проект первого отечественного обитаемого самоходного ГА «Север-2» с рабочей глубиной погружения 2000 м. Однако глубина проработки эскизного проекта не обеспечивала возможности перехода к техническому проектированию, а тем более к строительству, без подтверждения заложенных в проект технических расчетов и решений всеми поставщиками комплектующего оборудования. Минрыбхоз, понимая свою беспомощность, в 1965 г. обратился в Минсудпром с просьбой дать заключение по выполненному эскизному проекту «Север-2» о возможности его реализации.
Специалисты ЦКБ-18, ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова и др. предприятий Минсудпрома с интересом и сочувствием следили за героическими усилиями «Гипрорыбфлота», но оказать действенную помощь были не в состоянии из-за режимных условий секретности. Да и проблемы проекта «Север-2» требовали серьезных исследований всех базовых институтов Минсудпрома. Ответ Министерства судостроительной промышленности был однозначен – передать дальнейшую разработку проекта и строительство первого отечественного ГА «Север-2» в Минсудпром, оставив за Минрыбхозом только функции заказчика. Совместным решением обоих Министерств в июне 1965 г. дальнейшая разработка проекта, получившего номер 1825, поручалась ЦКБ-18 под наблюдением «Гипрорыбфлота». Заказчиком был определен Полярный научно-исследовательский и проектный институт морского рыбного хозяйства и океанографии им Н М.Книповича (ПИНРО), который оставил за собой обязанности по созданию судна-носителя ГА и специального научно-исследовательского оборудования.
Наименование.............................«ГА-2000»....................«Север-2»
Характеристика...........................Техническое задание.....Эскизный проект
Рабочая глубина погружения, м....2000.............................2000
Масса, т......................................7..................................16
Длина наибольшая, м...................6,5...............................9,4
Ширина наибольшая, м................1,8...............................ок. 2
Высота наибольшая, м..................3,0...............................3,6
Мореходность макс., балл.............3..................................3
Скорость подводная, макс., уз
- горизонтальная..........................5,0...............................4,5
- вертикальная.............................3,0...............................1,0
Автономность, ч
- по запасам электроэнергии..........--.................................5-10
- аварийная..................................24................................72
Экипаж, чел. ................................1 + 1............................1 + 1
Полезная нагрузка, т.....................0,4................................0,4
Материал прочного корпуса - сталь с пределом текучести, кГс/мм².....80...........80
Тип энергоустановки.....................Электрогидравлич. ........Электрогидравлич.
Тип аккумуляторов........................15СЦ-45........................погружн. АБ
Энерговооруженность, кВт-ч..........30.................................46,5
Функции глубоководного аппарата были уточнены. В порядке приоритетности ему предстояли:
– разведка промысловых скоплений рыбы на больших глубинах;
– изучение поведения и распределения биологических объектов, определение их численности и доступности для промысла;
– исследование рельефа морского дна, поиск площадок, удобных для тралового лова, изучение распределения донных животных;
– контроль показаний гидроакустических рыбопоисковых приборов и уточнение расшифровки их записей;
– изучение звукорассеивающих слоев и измерение скорости распространения звука в воде;
– измерение гидрологических параметров морской воды;
– изучение биолюминесценции морских животных;
– наблюдение за работой орудий лова и поведением рыб в зоне действия этих орудий;
– взятие проб грунта.
Такое обилие задач, решать которые предстояло одновременно, оказало решающее влияние на технические и эксплуатационные характеристики аппарата, но проектанты в ЦКБ-18 осознали это гораздо позже...
Для выполнения всего перечисленного на борту «Севера-2» предусматривалась установка специального научно-исследовательского оборудования и манипуляторного устройства с грузовым лотком.
До конца 1965 г. в ЦКБ-18 была передана документация эскизного проекта ОКБ «Гипрорыбфлота» и его соисполнителей. Наконец, в глубоководной тематике состоялось первое объединение усилий Минрыбхоза и Минсудпрома. Проект 1825 «Север-2» получил своего реального заказчика и дееспособного исполнителя.
Источник: Шанихин Евгений Николаевич. Глубоководные аппараты (вехи глубоководной тематики).
https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%A8/shanihin-evgenij-nikolaevich/glubokovodnie-apparati-vehi-glubokovodnoj-tematiki
Модель ГА «Север-2» проекта 1825, музей «Адмиралтейских верфей», г. Санкт-Петербург:
http://forums.airbase.ru/2011/08/t20034_29--issledovatelskie-podvodnye-apparaty.html
Глубоководный аппарат «Север-2» проекта 1825. Спуск на воду:
http://forums.airbase.ru/2011/07/t20034_28--issledovatelskie-podvodnye-apparaty.html
Главный конструктор ЦКБ-18 - З.А.Дерибин, с начала 1966 г. - Н.А.Климов, в 1966 г. - Ю.К.Сапожков.
Разработчик – ОКБ Ленинградского института «Гипрорыбфлот» (эскизный проект в 1964 г.), с конца 1965 г. - ЦКБ-18 (с начала 1966 г. - ЛПМБ «Рубин»), г. Ленинград, с сентября 1970 г. - ЦПБ «Волна», г. Ленинград.
Завод-строитель – Ново-Адмиралтейский завод, г. Ленинград.
Первый отечественный обитаемый самоходный глубоководный аппарат.
Глубоководный аппарат 1-го поколения.
Построено 2 ГА проекта 1825:
- ГА «Север-2» - опытный;
- ГА «Север-2-бис» - головной.
Опытный ГА «Север-2» проекта 1825:
- техническое задание - июнь 1962 г.;
- эскизный проект - 1964 г.;
- корректировка эскизного проекта в ЦКБ-18 - 1966 г.;
- технический проект - июнь 1967 г.;
- закладка опытного ГА - 1968 г.;
- спуск опытного ГА на воду - 1970 г.
Опытный глубоководный аппарат проекта 1825 «Север-2»:
Книга А.Б. Королева «Штурм гидрокосмоса».
https://cyberneticzoo.com/underwater-robotics/1968-north-2-sever-2-submersible-soviet/
История создания.
По инициативе Полярного научно-исследовательского и проектного института морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н М.Книповича (ПИНРО) в СССР были инициированы работы по созданию первого самоходного глубоководного аппарата (ГА). Именно его директор в своем обращении от 10 марта 1962 г. к начальнику общественного конструкторского бюро (ОКБ) при Ленинградском институте «Гипрорыбфлот» А.Н.Дмитриеву просил коллектив ОКБ «учитывая большую важность глубоководных исследований для рыбохозяйственной науки и рыбной промышленности, разработать техническое задание на проектирование глубоководного обитаемого автономного аппарата для рыбохозяйственных исследований до глубин 2000 м».
К этому времени отечественные исследователи располагали только привязным гидростатом «Север-1», буксируемым подводным аппаратом «Атлант-1» и подводной лодкой проекта 613, переоборудованной для исследовательских целей и получившей название «Северянка».
Гидростат «Север-1» был построен на Балтийском заводе в 1960 г. по проекту ГГ-57 «Гипрорыбфлота». Это было одноместное привязное подводное техническое средство, опускаемое на тросе с судна-носителя на глубины до 600 м.
Буксируемый подводный аппарат «Атлант-1› был создан Клайпедским отделением «Гипрорыбфлота» в 1963 г. Это было одноместное привязное плавучее подводное техническое средство буксировалось на тросе судном-носителем на глубинах до 100 м. Имея горизонтальные и вертикальные рули, оно могло по желанию исследователя изменять глубину погружения и ограниченно отклоняться от курса судна- носителя.
Подводная лодка «Северянка» была переоборудована из боевой подводной лодки в 1957 г. по техническому заданию Всесоюзного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО). В конце 1958 г. она вышла в свой первый рейс в Баренцево море с экспедицией в составе 9 представителей ВНИРО и ПИНРО. До 1965 г. лодка осуществила 9 научных рейсов, во время которых прошла в Северной Атлантике 14500 навигационных миль, совершив 130 погружений на глубины до 100 м.
«Север-1» и «Атлант-1», будучи привязными, не могли свободно передвигаться по желанию исследователя в горизонтальной плоскости, а «Северянка», будучи автономной, имела ограниченную глубину погружения и невысокие маневренные качества для проведения необходимых исследований у фунта.
ОКБ с апреля 1962 г. на общественных началах взялось за разработку технического задания на проектирование глубоководного аппарата, получившего название «ГА-2000».
ГА-2000 предназначался для проведения комплекса научно-исследовательских работ по изучению океана, а именно – поведения и распределения рыб на глубинах до 2000 м, получения сведений об их вертикальных миграциях, выявления реакции рыб на свет, шум, ультразвук и т.д. на различных глубинах в различное время, исследования распределения фито- и зоопланктона, донных рыб и животных. Кроме того, предполагалось изучать так называемые «ультразвуковые рассеивающие слои», наблюдать за работой орудий глубоководного лова, и, наконец – изучать рельеф дна и структуры фунтов, вести разведку подводных полезных ископаемых, в частности железо-марганцевых конкреций с целью разработки методов их добычи.
В экипаж ГА предполагалось включить не менее двух человек – пилота и исследователя, а продолжительность нахождения аппарата под водой по запасам средств жизнеобеспечения задавалась не менее 24 ч.
Для размещения экипажа и необходимого комплектующего оборудования предлагался прочный корпус цилиндрической формы диаметром 1,3 м, замкнутый сферическими переборками и имеющий цилиндрическую рубку с входным люком диаметром не менее 450 мм. Выполненные проработки показали, что его материалом могла служить свариваемая легированная сталь с пределом текучести не менее 80 кГс/мм² . При принятом коэффициенте запаса 1,4 вес корпуса мог составить около 4 т при его объеме около 7 м³ . Прочный корпус должен был иметь четыре иллюминатора из органического стекла диаметром в свету не менее 100 мм.
Материалом легких корпусных конструкций мог быть принят стеклопластик с удельным весом не более 1,7 т/м³.
В качестве бортового источника электроэнергии предлагалось использовать расположенную в прочном корпусе серебряно-цинковую аккумуляторную батарею общей емкостью около 400 А-ч при среднем напряжении 110 В. Выполненная оценка электронагрузки батареи показала возможную длительность подводного хода до 2,5 ч.
Движительно-рулевой комплекс предлагалось выполнить в виде кормового гребного винта фиксированного шага в поворотной насадке и вертикального винта фиксированного шага. Для привода гребных винтов предлагались гидромоторы, работающие от гидронасоса с погружным асинхронным электродвигателем мощностью около 13 кВт. Для питания электродвигателя предусматривался статический преобразователь постоянного тока в переменный. Блок гидронасоса с приводным электродвигателем и всей электрогидравлической арматурой предполагалось разместить вне прочного корпуса.
ГА должен был иметь не менее двух забортных прожекторов мощностью около 1000 Вт каждый и лампы- вспышки для производства фотосъемки забортного пространства.
Для самостоятельного плавания были предусмотрены станция телефонной двусторонней звукоподводной связи с судном-носителем на дистанции до 5 км, УКВ приемо-передающая радиостанция, обеспечивающая телефонную связь на дальности до 30 км, эхолот с самописцем, обеспечивающий измерение расстояния до фунта с точностью не менее 2 % в пределах 0 – 2000 м и гирокомпас авиационного типа с точностью курсоуказания около 2°.
ГА планировалось оснастить ловушкой многократного действия – ловить мелких морских животных и рыб, манипуляторами – брать образцы фунта или найденные на его поверхности предметы и укладывать их в грузовой лоток, устройством для разового взятия проб фунта из-под его поверхности, гарпунным гидравлическим ружьем разового действия для охоты на крупных рыб и животных, кино-фотоаппаратом с широкоугольным объективом для съемки забортного пространства через иллюминаторы, гидрофоном с магнитофоном для записи подводных звуков, счетчиком Гейгера для определения радиоактивности воды, приборами для определения температуры, давления и солености воды, фотометр для определения освещенности воды.
Систему погружения-всплытия предлагалось выполнить с балластными бескингстонными цистернами и дистанционно управляемыми клапанами вентиляции. Продуваться цистерны должны были воздухом высокого давления, хранимым в двух баллонах.
Уравнительно-заместительная система предполагалась раздельной. Утяжеление ГА должно было производиться приемом воды самотеком в прочную цистерну, а облегчение – высыпанием стальной дроби из забортных бункеров. Управление водяной и «дробяной» арматурой должно было производиться дистанционно.
Дифферентную систему предполагалось выполнить ртутной и разместить в прочном корпусе. Ртуть специальным насосом должна была перекачиваться из одной емкости в другую.
Система регенерации воздуха в прочном корпусе предполагалась раздельной, при этом воздух должен был обогащаться кислородом из забортных баллонов, а углекислый газ удаляться химическим поглотителем, размещенным в прочном корпусе.
Аварийное всплытие должно было обеспечиваться путем отдачи килевой части ГА ручным или гидравлическим приводом.
Одновременно были рассмотрены методы использования аппарата.
Техническим заданием предусматривалась доставка «ГА-2000» в оперативный район на борту судна-носителя. Было признано целесообразным переоборудование большого морозильного рыбопромыслового траулера типа «Маяковский» в судно-носитель ГА с размещением последнего на палубе судна и спуском-подъемом ГА по кормовому фаловому слипу с помощью фаловых лебедок.
Выполненные авторами расчеты определили представленные в таблице ожидаемые основные эксплуатационно-технические характеристики и схему общего расположения аппарата «ГА-2000».
Разработка технического задания на проектирование «ГА-2000» была завершена в июне того же 1962 г., и техническое задание было отправлено в ПИНРО, где рассмотрено Научно-техническим советом (НТС) института и рекомендовано Минрыбхозу как основа для разработки эскизного проекта. Минрыбхоз в 1963 г. поручил Ленинградскому институту «Гипрорыбфлот» по техническому заданию на проектирование «ГА-2000», разработанному его общественным конструкторским бюро, вести разработку эскизного проекта научно-исследовательского ГА, получившего название «Север-2».
Схема общего расположения глубоководного аппарата ГА-2000, эскизный проект «Гипрорыбфлота»:
1 – забортный прожектор; 2 – иллюминатор; 3 – входной люк; 4 – винт вертикального перемещения; 5 – аккумуляторная батарея; 6 – балластная цистерна; 7 – вертикальный руль; 8 – стабилизатор; 9 – обтекатель; 10 – прочный корпус; 11 – лампа-вспышка; 12 – манипуляторное устройство.
Однако Минрыбхоз не располагал необходимым научно-техническим потенциалом в области расчетов прочности корпусов подводных технических средств, их материалов, технологии их обработки и сварки, не имел квалифицированных специалистов по расчетам статики и динамики подводных технических средств, их электроэнергетическим системам и системам автоматизации управления, средствам подводной акустики и навигации. Все это было сосредоточено в базовых институтах Минсудпрома, но они были заняты оборонными заказами.
К концу 1964 г. в ОКБ Ленинградского института «Гипрорыбфлот» был завершён только эскизный проект первого отечественного обитаемого самоходного ГА «Север-2» с рабочей глубиной погружения 2000 м. Однако глубина проработки эскизного проекта не обеспечивала возможности перехода к техническому проектированию, а тем более к строительству, без подтверждения заложенных в проект технических расчетов и решений всеми поставщиками комплектующего оборудования. Минрыбхоз, понимая свою беспомощность, в 1965 г. обратился в Минсудпром с просьбой дать заключение по выполненному эскизному проекту «Север-2» о возможности его реализации.
Специалисты ЦКБ-18, ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова и др. предприятий Минсудпрома с интересом и сочувствием следили за героическими усилиями «Гипрорыбфлота», но оказать действенную помощь были не в состоянии из-за режимных условий секретности. Да и проблемы проекта «Север-2» требовали серьезных исследований всех базовых институтов Минсудпрома. Ответ Министерства судостроительной промышленности был однозначен – передать дальнейшую разработку проекта и строительство первого отечественного ГА «Север-2» в Минсудпром, оставив за Минрыбхозом только функции заказчика. Совместным решением обоих Министерств в июне 1965 г. дальнейшая разработка проекта, получившего номер 1825, поручалась ЦКБ-18 под наблюдением «Гипрорыбфлота». Заказчиком был определен Полярный научно-исследовательский и проектный институт морского рыбного хозяйства и океанографии им Н М.Книповича (ПИНРО), который оставил за собой обязанности по созданию судна-носителя ГА и специального научно-исследовательского оборудования.
Наименование.............................«ГА-2000»....................«Север-2»
Характеристика...........................Техническое задание.....Эскизный проект
Рабочая глубина погружения, м....2000.............................2000
Масса, т......................................7..................................16
Длина наибольшая, м...................6,5...............................9,4
Ширина наибольшая, м................1,8...............................ок. 2
Высота наибольшая, м..................3,0...............................3,6
Мореходность макс., балл.............3..................................3
Скорость подводная, макс., уз
- горизонтальная..........................5,0...............................4,5
- вертикальная.............................3,0...............................1,0
Автономность, ч
- по запасам электроэнергии..........--.................................5-10
- аварийная..................................24................................72
Экипаж, чел. ................................1 + 1............................1 + 1
Полезная нагрузка, т.....................0,4................................0,4
Материал прочного корпуса - сталь с пределом текучести, кГс/мм².....80...........80
Тип энергоустановки.....................Электрогидравлич. ........Электрогидравлич.
Тип аккумуляторов........................15СЦ-45........................погружн. АБ
Энерговооруженность, кВт-ч..........30.................................46,5
Функции глубоководного аппарата были уточнены. В порядке приоритетности ему предстояли:
– разведка промысловых скоплений рыбы на больших глубинах;
– изучение поведения и распределения биологических объектов, определение их численности и доступности для промысла;
– исследование рельефа морского дна, поиск площадок, удобных для тралового лова, изучение распределения донных животных;
– контроль показаний гидроакустических рыбопоисковых приборов и уточнение расшифровки их записей;
– изучение звукорассеивающих слоев и измерение скорости распространения звука в воде;
– измерение гидрологических параметров морской воды;
– изучение биолюминесценции морских животных;
– наблюдение за работой орудий лова и поведением рыб в зоне действия этих орудий;
– взятие проб грунта.
Такое обилие задач, решать которые предстояло одновременно, оказало решающее влияние на технические и эксплуатационные характеристики аппарата, но проектанты в ЦКБ-18 осознали это гораздо позже...
Для выполнения всего перечисленного на борту «Севера-2» предусматривалась установка специального научно-исследовательского оборудования и манипуляторного устройства с грузовым лотком.
До конца 1965 г. в ЦКБ-18 была передана документация эскизного проекта ОКБ «Гипрорыбфлота» и его соисполнителей. Наконец, в глубоководной тематике состоялось первое объединение усилий Минрыбхоза и Минсудпрома. Проект 1825 «Север-2» получил своего реального заказчика и дееспособного исполнителя.
Источник: Шанихин Евгений Николаевич. Глубоководные аппараты (вехи глубоководной тематики).
https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%A8/shanihin-evgenij-nikolaevich/glubokovodnie-apparati-vehi-glubokovodnoj-tematiki
Модель ГА «Север-2» проекта 1825, музей «Адмиралтейских верфей», г. Санкт-Петербург:
http://forums.airbase.ru/2011/08/t20034_29--issledovatelskie-podvodnye-apparaty.html
Глубоководный аппарат «Север-2» проекта 1825. Спуск на воду:
http://forums.airbase.ru/2011/07/t20034_28--issledovatelskie-podvodnye-apparaty.html
Последний раз редактировалось: Rotor (19/7/2019, 05:57), всего редактировалось 7 раз(а)