Атомная глубоководная станция проекта 1910 «Яуза» («Кашалот»).
Классификация разработчика – научно-исследовательская подводная лодка (НИПЛ), глубоководное техническое средство.
Классификация в ВМФ - атомная глубоководная станция 1 ранга.
Классификация в НАТО – UNIFORM.
Разработчик – ЦКБ-16 (с 01.07.1966 - ЦПБ «Волна»), впоследствии с 23.02.1974 - СПМБМ «Малахит» (г. Ленинград).
Завод-строитель – Ленинградское Адмиралтейское объединение (ЛАО), c 30 марта 1992 г. ГП «Адмиралтейские верфи» (г. Ленинград).
Главный конструктор – Е.С.Корсуков.
Построено – 3 ед. Вступили в строй – 1986-1994 гг.
Проект 1910 (зав. №, дата закладки / дата спуска / дата приёмного акта ВМФ):
Основные ТТЭ:
Водоизмещение:
- нормальное – 1390 т;
- подводное – 2000 т;
Главные размерения:
- длина наибольшая – 69,0 м;
- ширина наибольшая – 7,0 м;
- осадка средняя – 5,2 м;
Архитектурно конструктивный тип - двухкорпусная;
Энергетическая установка:
- атомная энергетическая установка - с 1 водо-водяным реактором тепловой мощностью 10 мВт;
- основной гребной электродвигатель и 6 подруливающих колонок;
Основной движитель - 1 винт фиксированного шага в кольцевой насадке;
Глубина погружения:
- рабочая – до 700 м;
- предельная – до 1000 м;
Скорость хода:
- надводного – 10 уз;
- подводного – 30 уз;
Экипаж – 36 чел (офицеры).
Торпедное и ракетное вооружение - нет.
Оборудование:
Специальное - манипуляторный комплекс со средствами освещения для проведения механических операций с дистанционным управлением на грунте; барокамера для водолазов, шлюзовая камера для выхода на грунт.
Гидроакустическое, радиотехническое и навигационное оборудование.
Источники информации:
Ю.В.Альпаков. Подводные лодки советского флота 1945 - 1991 гг., 2-й том, Моркнига, Москва, 2011.
Атомная глубоководная станция проекта 1910:
Атомная глубоководная станция проекта 1910:
Книга Айбулатов Н.А. Вижу Дно! Наука, Москва, 2006.
История создания.
В 1965 г. работы по созданию технического облика автономного глубоководного аппарата были поручены ЦКБ-18 (с 1966 г. ЛПМБ «Рубин»). Ведущим конструктором работы назначен Ю.М.Коновалов. В ходе работ были определены направления создания глубоководных технических средств – НИПЛ (научно-исследовательской подводной лодки) проекта 1910 «Яуза». В 1968 г. по результатам представленных эскизных материалов НИПЛ проекта 1910 было оформлено совместное решение Минсудпрома и ВМФ. В 1970 г. все работы по глубоководной тематике были переданы в ЦПБ «Волна» (впоследствии СПМБМ «Малахит»). В 1970 г. вместе с глубоководной тематикой и группой конструкторов Ю.М.Коновалов был переведён ЦПБ «Волна» зам. главного конструктора глубоководных технических средств и комплексов. В 1971 г. был окончательно выбран вариант создания НИПЛ проекта 1910».
В 1972 г. в ЦПБ «Волна» уже был выполнены эскизные проекты комплексов проектов 1910 и 1851 под руководством главного конструктора Е.С.Корсукова, утвержденные постановлением правительства СССР, которым определялись основные ТТЭ, сроки создания и кооперация соисполнителей по проектам 1910 и 1851. В 1972 г. приказом министра главным конструктором проекта 1851 назначают С.М.Бавилина, а группа конструкторов Е.С.Корсукова была сконцентрирована на создании проекта 1910.
В 1985 г. на ЛАО была построена первая научно-исследовательская подводная лодка (НИПЛ) - глубоководное техническое средство проекта 1910.
Гл. конструктор пр. 1910 Е.С.Корсуков:
В 1977-1995 гг. адмиралтейцами были построены шесть опытных глубоководных подводных лодок - три проекта 1910 и столько же проекта 1851, не имевших аналогов в мировом кораблестроении. В ВМФ они получили название атомных глубоководных станций (АГС).
Опытные АГС проекта 1910 (как и АГС проекта 1851) не имели традиционного торпедо-ракетного вооружения и предназначались для отработки в натурных условиях на больших глубинах новых типов атомных реакторов и другого технического оборудования. Глубина погружения АГС обоих проектов достигала 1000 м.
На ЛАО при строительстве опытных АГС были освоены уникальные технологии формирования прочных корпусов из штампованных заготовок, сварки толстолистовых конструкций, монтажа конструкций из сферопластика, изготовления кабельных вводов в прочный корпус и др. Создано более 90 образцов оборудования, не имевшего аналогов в отечественном кораблестроении. Первые опытные АГС проектов 1910 и 1851 были переданы ВМФ в декабре 1986 г. после завершения продолжительных и напряженных испытаний на Белом и Баренцевом морях.
Совмещение испытаний кораблей с доработкой контрагентского оборудования требовало постоянного контроля со стороны руководства завода-строителя. Поэтому на сдаточных базах «Дубрава» в г. Северодвинске и «Новая» в Мурманской обл. часто можно было видеть генерального директора предприятия В.Л.Александрова, главного конструктора В.В.Пэдуре, заместителя генерального директора А.В.Боднара, главного инженера В.Ф.Бабанина, заместителя главного инженера В.И.Водянова и др.
Продолжительные всесторонние испытания и доработка оборудования на опытных заказах позволили значительно повысить его надежность и сократить сроки испытаний головных и серийных заказов, что в конечном итоге обеспечило эффективную и безаварийную их эксплуатацию.
За проявленное мужество при проведении испытаний АГС генеральному директору В.Л.Александрову, генеральному конструктору проектов Ю.М.Коновалову, главному конструктору проекта 1851 С.М.Бавилину и десяти офицерам из состава экипажей кораблей присвоено высокое звание Героя России.
Опытная атомная глубоководная станция проекта 1910:
В 1986, 1991 и 1994 гг. ВМФ СССР и ВМФ Российской Федерации был сданы три станции проекта 1910 - АС-13, АС-15 и АС-33.
Источники информации:
Книга «Адмиралтейские верфи - подводном флоту России», Гангут, 2006;
Статья Начальника Главного управления глубоководных исследований вице-адмирала Буриличева А.В. «Глубоководные технические средства»;
Классификация разработчика – научно-исследовательская подводная лодка (НИПЛ), глубоководное техническое средство.
Классификация в ВМФ - атомная глубоководная станция 1 ранга.
Классификация в НАТО – UNIFORM.
Разработчик – ЦКБ-16 (с 01.07.1966 - ЦПБ «Волна»), впоследствии с 23.02.1974 - СПМБМ «Малахит» (г. Ленинград).
Завод-строитель – Ленинградское Адмиралтейское объединение (ЛАО), c 30 марта 1992 г. ГП «Адмиралтейские верфи» (г. Ленинград).
Главный конструктор – Е.С.Корсуков.
Построено – 3 ед. Вступили в строй – 1986-1994 гг.
Проект 1910 (зав. №, дата закладки / дата спуска / дата приёмного акта ВМФ):
- АС-13 (зав. № 01401) 20.10.1977 / 25.11.1982 / 31.12.1986, ответственный сдатчик Е.П.Мельников;
- АС-15 (зав. № 01402) 23.02.1983 / 29.04.1988 / 30.12.1991, ответственный сдатчик Р.И.Султанбеков;
- АС-33 (зав. № 01403) 28.11.1988 / 23.11.1993 / 16.12.1994, ответственный сдатчик В.Е.Яновский.
Основные ТТЭ:
Водоизмещение:
- нормальное – 1390 т;
- подводное – 2000 т;
Главные размерения:
- длина наибольшая – 69,0 м;
- ширина наибольшая – 7,0 м;
- осадка средняя – 5,2 м;
Архитектурно конструктивный тип - двухкорпусная;
Энергетическая установка:
- атомная энергетическая установка - с 1 водо-водяным реактором тепловой мощностью 10 мВт;
- основной гребной электродвигатель и 6 подруливающих колонок;
Основной движитель - 1 винт фиксированного шага в кольцевой насадке;
Глубина погружения:
- рабочая – до 700 м;
- предельная – до 1000 м;
Скорость хода:
- надводного – 10 уз;
- подводного – 30 уз;
Экипаж – 36 чел (офицеры).
Торпедное и ракетное вооружение - нет.
Оборудование:
Специальное - манипуляторный комплекс со средствами освещения для проведения механических операций с дистанционным управлением на грунте; барокамера для водолазов, шлюзовая камера для выхода на грунт.
Гидроакустическое, радиотехническое и навигационное оборудование.
Источники информации:
Ю.В.Альпаков. Подводные лодки советского флота 1945 - 1991 гг., 2-й том, Моркнига, Москва, 2011.
Атомная глубоководная станция проекта 1910:
Атомная глубоководная станция проекта 1910:
Книга Айбулатов Н.А. Вижу Дно! Наука, Москва, 2006.
История создания.
В 1965 г. работы по созданию технического облика автономного глубоководного аппарата были поручены ЦКБ-18 (с 1966 г. ЛПМБ «Рубин»). Ведущим конструктором работы назначен Ю.М.Коновалов. В ходе работ были определены направления создания глубоководных технических средств – НИПЛ (научно-исследовательской подводной лодки) проекта 1910 «Яуза». В 1968 г. по результатам представленных эскизных материалов НИПЛ проекта 1910 было оформлено совместное решение Минсудпрома и ВМФ. В 1970 г. все работы по глубоководной тематике были переданы в ЦПБ «Волна» (впоследствии СПМБМ «Малахит»). В 1970 г. вместе с глубоководной тематикой и группой конструкторов Ю.М.Коновалов был переведён ЦПБ «Волна» зам. главного конструктора глубоководных технических средств и комплексов. В 1971 г. был окончательно выбран вариант создания НИПЛ проекта 1910».
В 1972 г. в ЦПБ «Волна» уже был выполнены эскизные проекты комплексов проектов 1910 и 1851 под руководством главного конструктора Е.С.Корсукова, утвержденные постановлением правительства СССР, которым определялись основные ТТЭ, сроки создания и кооперация соисполнителей по проектам 1910 и 1851. В 1972 г. приказом министра главным конструктором проекта 1851 назначают С.М.Бавилина, а группа конструкторов Е.С.Корсукова была сконцентрирована на создании проекта 1910.
В 1985 г. на ЛАО была построена первая научно-исследовательская подводная лодка (НИПЛ) - глубоководное техническое средство проекта 1910.
Гл. конструктор пр. 1910 Е.С.Корсуков:
В 1977-1995 гг. адмиралтейцами были построены шесть опытных глубоководных подводных лодок - три проекта 1910 и столько же проекта 1851, не имевших аналогов в мировом кораблестроении. В ВМФ они получили название атомных глубоководных станций (АГС).
Опытные АГС проекта 1910 (как и АГС проекта 1851) не имели традиционного торпедо-ракетного вооружения и предназначались для отработки в натурных условиях на больших глубинах новых типов атомных реакторов и другого технического оборудования. Глубина погружения АГС обоих проектов достигала 1000 м.
На ЛАО при строительстве опытных АГС были освоены уникальные технологии формирования прочных корпусов из штампованных заготовок, сварки толстолистовых конструкций, монтажа конструкций из сферопластика, изготовления кабельных вводов в прочный корпус и др. Создано более 90 образцов оборудования, не имевшего аналогов в отечественном кораблестроении. Первые опытные АГС проектов 1910 и 1851 были переданы ВМФ в декабре 1986 г. после завершения продолжительных и напряженных испытаний на Белом и Баренцевом морях.
Совмещение испытаний кораблей с доработкой контрагентского оборудования требовало постоянного контроля со стороны руководства завода-строителя. Поэтому на сдаточных базах «Дубрава» в г. Северодвинске и «Новая» в Мурманской обл. часто можно было видеть генерального директора предприятия В.Л.Александрова, главного конструктора В.В.Пэдуре, заместителя генерального директора А.В.Боднара, главного инженера В.Ф.Бабанина, заместителя главного инженера В.И.Водянова и др.
Продолжительные всесторонние испытания и доработка оборудования на опытных заказах позволили значительно повысить его надежность и сократить сроки испытаний головных и серийных заказов, что в конечном итоге обеспечило эффективную и безаварийную их эксплуатацию.
За проявленное мужество при проведении испытаний АГС генеральному директору В.Л.Александрову, генеральному конструктору проектов Ю.М.Коновалову, главному конструктору проекта 1851 С.М.Бавилину и десяти офицерам из состава экипажей кораблей присвоено высокое звание Героя России.
Опытная атомная глубоководная станция проекта 1910:
В 1986, 1991 и 1994 гг. ВМФ СССР и ВМФ Российской Федерации был сданы три станции проекта 1910 - АС-13, АС-15 и АС-33.
Источники информации:
Книга «Адмиралтейские верфи - подводном флоту России», Гангут, 2006;
Статья Начальника Главного управления глубоководных исследований вице-адмирала Буриличева А.В. «Глубоководные технические средства»;
Последний раз редактировалось: Rotor (15/7/2019, 18:58), всего редактировалось 2 раз(а)