Советская военная техника
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Советская военная техника

Форум о советской военной технике и армии


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

С-24 - авиационный реактивный снаряд

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Admin

Admin
Admin

ТТТ на разработку 280-мм авиационного реактивного снаряда осколочно-фугасного действия АРС-280 "Буран" ВВС выдало в 1952 г. Проектирование снаряда АРС-280 "Буран" было начато по Постановлению СМ № 2469-1022сс от 19 марта 1953 г. В филиале НИИ-1 на основании упомянутого выше Постановления за его разработку взялась группа под руководством Ляпунова но без особого энтузиазма. К 1 января 1954 г. были разработаны чертежи опытного образца, изготовлены стендовые камеры и проведены стендовые испытания порохового заряда при температуре +50 град. С, а также изготовлено двадцать два пороховых заряда для проведения экспериментальных стрельб на полигоне. Снаряд схематично повторял штатный С-21, пропорционально увеличенный относительно требуемого калибра. На этапе заводских и полигонных летных испытаний на самолете МиГ-17 от калибра 280 мм пришлось отказаться: боеприпас получился тяжеловатым для машины такого класса. В течение двух месяцев была переработана вся документация й изготовлены новые опытные образцы. Таким образом, в ходе работ по теме «Буран» был создан снаряд АРС-240.

Снарядами АРС-240 планировалось оснастить штурмовик Ил-40 и истребитель-бомбардировщик Су-7Б. Наземньїе испытания АРС-240 проводились в 1957 г. (акт от 20 декабря 1957 г.). Но когда были изготовлены опытныїе партии снарядов АРС-240, то оба самолета не были готовы еще в качестве носителя, и на государственных испытаниях пришлось использовать штурмовик Ил-10.

В 1960 г. началось малосерийное производство АРС-240 под индексом С-24. С 25 июня 1960 г. по 20 апреля 1961 г. прошли испытания двух истребителей МиГ-21, вооруженных ракетами С-24. Самолеты оборудовали двумя балочними держателями БДЗ-58-21 со штатними замками БДЗ-55Т. Всего было сделано 25 пусков залпом по два снаряда. Стрельба велась на высотах 550-6000 м и скоростях 580-1000 км/ч. Госиспытания АРС-240 были проведены на истребителе-бомбардировщике Су-7Б.

Параметры рассеивания снарядов С-24 в картинной плоскости при стрельбе по неподвижной цели с прицелом ACП-5H-BVI на истребителях МиГ-21 (среднее значение дальности стрельбы 1660 м, угла пикирования 28град.  и скорости полета в момент стрельбы 675 км/ч) практически не отличались от соответствующих параметров, полученных во время госиспытаний системы на самолете Су-7Б. Так, вероятные отклонения полного кругового рассеивания составили 8,6 тыс. дальности (на Су-7Б - 9,0 тыс. дальности), а вероятные отклонения индивидуального кругового рассеивания - 4,5 тыс. дальности (на Су-7Б - 4,3 тыс. дальности). Систематическая ошибка стрельбы в боковом направлении соответствовала -7,0 тыс. дальности (-13,0 у Су-7Б), а систематическая ошибка стрельбы по направлению захода составила 1,0 тыс. дальности (-10,3 у Су-7Б).

Ракета АРС-240 била принята на вооружение в 1964 г. под индексом С-24. Ракета сразу же била запущена в крупносерийное производство. В 1964 й 1965 гг. випускалось по 2200 ракет в год.

На первых снарядах С-24 сначала предполагали использовать неконтактные оптические взрыватели "Зарево", разработаны для АРС-212М. Подрыв БЧ над поверхностью земли теоретически позволял повысить эффективность применения боеприпаса по легкобронированной и легкоуязвимой технике, а также живой силе в два раза. На полигоне НИИ ВВС выполнили всего семь пусков. Все они прошли успешно, но в серию взрыватель "Зарево" так и не запустили. На С-24 штатным был утвержден механический контактный взрыватель мгновенного и замедленного действия В-24А. На летных огневых испытаниях при установке на мгновенное действие он срабатывал с недопустимо большим замедлением, отчего резко снижалась эффективность. Осколочное действие БЧ было почти нулевым - все осколки оставались в грунте, а фугасное действие на таком расстоянии от цели почти не чувствовалось, поскольку сила ударной волны резко затухала.

К 1964 г. в новосибирском НИИ в дополнение своему механическому взрывателю для С-24 в инициативном порядке разработали неконтактный радиолокационный взрыватель РВ-24 "Жук", принцип действия которого основывался на эффекте Доплера. Заводские испытания продемонстрировали чересчур большую высоту срабатывания (15-18 м) над целью. Осколки разлетались далеко в стороны, не нанося мишеням никакого ущерба. Следующую партию "Жуков" изготовили с загрубленной чувствительностью и С-24 рвались в двух-трех метрах над землей. Все цели были разбиты вдребезги, что само по себе немудрено - корпус БЧ снаряда С-24 дробился на 4000 продуктивных осколков.

В процессе эксплуатации снарядов С-24 в войсках выявилась одна неприятная особенность его двигателей, снаряженных порохом рецептуры РСИ-60. Во-первых, во время стрельбы продукты горения ракетного заряда стали "глушить" двигатель носителя. Во-вторых, некоторые новшества в технологии производства пороховых шашек, не согласованные с военными испытателями, привели к тому, что после стрельбы самолеты МиГ-21 и Су-7б возвращались на аэродром с густой зеленой копотью на лобовом стекле. Переснаряженные по требованию заказчика снаряды ракетными зарядами из небронированного пороха рецептуры БН-К получили наименование С-24Б.

Корпус боевой части имееть сетчатую закалку токами СВЧ для регулярности дробления ("запланированного разрушения"). При подрыве он образовываеть 4000 осколков с радиусом поражения 30-40 м.

Стабилизация ракеты происходит за счет крыльевого оперения плоскости которого имеют подштамповку для придания им аэродинамического профиля, поддерживающего вращение. Неравномерность работы двигателя компенсируеться вращением.

Твердотопливный двигатель ракеты, состоящий из семи твердотопливных шашек с цилиндрическим каналом, имееть 6 сопел, расположенных по окружности. Скос сопел относительно продольной оси ракеты 1°30’ обеспечивает раскрутку ракеты до 450 об/мин.

Для пуска ракет С-24 были спроектированы специальные пусковые устройства ПУ-12-40У и доработанные ПУ-12-40УД. С 1982 г. их стали заменять более совершенными АПУ-7Д, а в ходе унификации систем авиационного вооружения С-24 стали подвешивать и на универсальные АПУ-68У, АПУ-68УМ и АПУ-68УМЗ, которые обеспечивают пуск управляемых и неуправляемых ракет.

Надежность и простота эксплуатации ракет С-24 сделали их одним из распространенных видов вооружения фронтовой и армейской авиации. Стоит отметить, что снаряд С-24 также входил и в арсенал самолетов МиГ-17 еще состоявших к началу 70-х годов на вооружении истребительно-бомбардировочных полков.

Длина ракеты - 2220 мм.
Размах стабилизатора - 600 мм.
Стартовый вес ракеты - 235 кг.
Вес осколочно-фугасной боевой части - 123,4 кг.
Вес взрывчатого вещества - 25,4 кг (ТНТ) .
Скорость в полете - 404 м/с
Дульная скорость - 3,6 м/с.
Время работы двигателя - 1,1 с
Вес ракетного топлива - 46,1 кг (БН-К)
Длина активного участка траектории - 250 м.
Время полета на дистанцию 1000 м - 3 с (при пуске на на земле).
Табличная дальность пуска ракет - до 2,4 км.
Круговое вероятное отклонение - 0,3-0,4 % от дальности полета.
Пробиваемость:
- броня толщиной 25 мм,
- кирпичная стенка толщиной в 2,5 кирпича
- деревянно-земляное укрытие с перекрытию в 5 накатов бревен диаметром 25-30 см

Для уничтожения защищенных объектов используеться механический контактный взрыватель мгновенного и замедленного действия В-24А.

С-24 можеть оснащаться неконтактным взрывателем РВ-24 "Жук", срабатывающем на высоте 2-3 м над целью.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

https://sovetarmy.forum2x2.ru

Admin

Admin
Admin

240 мм авиационный реактивный снаряд С-24
источник журнал Aeroplan №2 2001
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

https://sovetarmy.forum2x2.ru

Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения