В 1982 г. в ННИИРТ была разработана не имеющую мировых аналогов перевозимая трехкоординатная РЛС 55Ж6 "Небо" метрового диапазона волн. РЛС была построена по принципу «дальномер высотомер» с использованием оригинальной конструкции антенной решетки крестообразной формы. Горизонтальная часть креста работала как приемопередающая ФАР дальномера, формирующая традиционную для РЛС метрового диапазона волн зону обнаружения - широкую (до 16°) в угломестной плоскости и достаточно узкую (3° - на прием-передачу) в азимутальной. Вертикальная часть креста представляла собой ФАР высотомера и работала только на прием.
Сигналы 5-и подрешеток антенны дальномера после усиления в широкополосных антенных УВЧ комбинировались в высокочастотном диаграммообразующем устройстве, образуя основной канал приема -суммарный - и два дополнительных канала разностного типа (с «нулями» приема в направлении нормали к антенне) для автокомпенсации помех и пеленга. Кроме того, для этих же целей имелось еще несколько дополнительных антенн с ДН, перекрывающими возможные направления прихода помех. Сигналы 16 и строк ФАР высотомера усиливались в широкополосных антенных УВЧ и через токосъемник поступали в аппаратную кабину, преобразовывались к промежуточной частоте и проходили через автокомпенсаторы помех. Принципиально новый способ внутриимпульсного сканирования лучом ДН высотомера в каждом элементе разрешения по дальности был реализован без использования электрически управляемых фазовращателей. В усилителе мощности передающего устройства (ПДУ) использовался созданный ЛОЗП «Светлана» широкополосный электровакуумный прибор с жидкостным охлаждением -эндотрон. Модулятор был выполнен по групповому принципу из 30-и параллельно включенных одинаковых модулей на полупроводниковых элементах - тиристорах, также разработанных ЛОЭП «Светлана». При выходе из строя даже нескольких модулей модулятора мощность передатчика уменьшалась незначительно. В процессе эксплуатации эндотроны работали поочередно по графику, обеспечивающему их регулярное «жестчение» и, следовательно, постоянную готовность к работе. Переключение основного и резервного эндотронов осуществлялось дистанционно с пульта управления РЛС. Оригинальный высокочастотный переключатель эндотронов «Бриз» был разработан НИИ электромеханических приборов (г. Пенза).
Для проверки работоспособности РЛС на закрытых частотах использовался метод однократного излучения импульса закрытой частоты, встроенного в один из зондирующих сигналов, занимавший часть его длительности. Такое решение позволило отказаться от эквивалента антенны и переключателя «антенна-эквивалент».
Помехозащищенность от активных помех обеспечивалась адаптивной перестройкой рабочей частоты и многоканальной системой автокомпенсации. Система СДЦ была выполнена на основе межпериодной корреляционной автокомпенсации помех с использованием ультразвуковых линий управляемой задержки, подстраивающей каждую линию задержки с дискретностью до единиц наносекунд (при длительности задержки 5 мсек). В систему СДЦ было введено устройство межобзорной селекции, обеспечивающее автоматическое выделение областей пассивных помех и включение в них аппаратуры СДЦ, что избавляло от необходимости ручной установки стробов пассивных помех при боевой работе. Впервые для защиты от комбинированных помех была реализована пространственно-временная развязка систем защиты от активных и пассивных помех. Встроенный малогабаритный (в объеме одного блока) программируемый спецвычислитель выполнял задачу автосъема координат, включая трассовое сопровождение целей.
В целом при разработке РЛС 55Ж6 был сделан существенный шаг к полной автоматизации работы. Защита от активных и пассивных помех, а также многочисленные автоматические настройки, основанные на корреляционной автокомпенсации включались автоматически в необходимый момент времени. Всего в РЛС 55Ж6 были задействованы 72 корреляционные обратные связи. Защита от несинхронных помех и задача стабилизации решались, как и в РЛС П-70, за счет глубокого ограничения сигналов перед согласованными фильтрами.
РЛС размещалась на восьми транспортных единицах (на трех полуприцепах - АМУ, на двух - аппаратура, на трех прицепах- система автономного электроснабжения). Выносное устройство транспортировалось в тарных ящиках. С 1984 г. выпущено более 120 изд., из них 2 поставлено на экспорт. За создание РЛС коллективу разработчиков присуждена Государственная премия СССР (1987 г).
Диапазон частот - метровый
Зона измерения трех координат цели (типа "истребитель»):
- по дальности на высоте:
- 500 м - 65 км;
- 10000 м - 300 км;
- 20000 м и более - 400 км;
- по углу места-16°;
- по высоте - 60 км ;
Точность измерения координат:
- дальности - 500 м;
- азимута - 24°;
- высоты на дальностях:
- до 200 км - 850 м;
- от 200 до 300 км - 2000 м;
Коэффициент подпомеховои видимости системы СДЦ, дБ - 45
Вид выходной информации - координатные точки
Объем информации, выдаваемой на АСУ, количество координатных точек - не менее 300
Темп обновления данных -10 с;
Потребляемая мощность - 100 кВт.
Время развертывания - 22 ч.
фото
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Сигналы 5-и подрешеток антенны дальномера после усиления в широкополосных антенных УВЧ комбинировались в высокочастотном диаграммообразующем устройстве, образуя основной канал приема -суммарный - и два дополнительных канала разностного типа (с «нулями» приема в направлении нормали к антенне) для автокомпенсации помех и пеленга. Кроме того, для этих же целей имелось еще несколько дополнительных антенн с ДН, перекрывающими возможные направления прихода помех. Сигналы 16 и строк ФАР высотомера усиливались в широкополосных антенных УВЧ и через токосъемник поступали в аппаратную кабину, преобразовывались к промежуточной частоте и проходили через автокомпенсаторы помех. Принципиально новый способ внутриимпульсного сканирования лучом ДН высотомера в каждом элементе разрешения по дальности был реализован без использования электрически управляемых фазовращателей. В усилителе мощности передающего устройства (ПДУ) использовался созданный ЛОЗП «Светлана» широкополосный электровакуумный прибор с жидкостным охлаждением -эндотрон. Модулятор был выполнен по групповому принципу из 30-и параллельно включенных одинаковых модулей на полупроводниковых элементах - тиристорах, также разработанных ЛОЭП «Светлана». При выходе из строя даже нескольких модулей модулятора мощность передатчика уменьшалась незначительно. В процессе эксплуатации эндотроны работали поочередно по графику, обеспечивающему их регулярное «жестчение» и, следовательно, постоянную готовность к работе. Переключение основного и резервного эндотронов осуществлялось дистанционно с пульта управления РЛС. Оригинальный высокочастотный переключатель эндотронов «Бриз» был разработан НИИ электромеханических приборов (г. Пенза).
Для проверки работоспособности РЛС на закрытых частотах использовался метод однократного излучения импульса закрытой частоты, встроенного в один из зондирующих сигналов, занимавший часть его длительности. Такое решение позволило отказаться от эквивалента антенны и переключателя «антенна-эквивалент».
Помехозащищенность от активных помех обеспечивалась адаптивной перестройкой рабочей частоты и многоканальной системой автокомпенсации. Система СДЦ была выполнена на основе межпериодной корреляционной автокомпенсации помех с использованием ультразвуковых линий управляемой задержки, подстраивающей каждую линию задержки с дискретностью до единиц наносекунд (при длительности задержки 5 мсек). В систему СДЦ было введено устройство межобзорной селекции, обеспечивающее автоматическое выделение областей пассивных помех и включение в них аппаратуры СДЦ, что избавляло от необходимости ручной установки стробов пассивных помех при боевой работе. Впервые для защиты от комбинированных помех была реализована пространственно-временная развязка систем защиты от активных и пассивных помех. Встроенный малогабаритный (в объеме одного блока) программируемый спецвычислитель выполнял задачу автосъема координат, включая трассовое сопровождение целей.
В целом при разработке РЛС 55Ж6 был сделан существенный шаг к полной автоматизации работы. Защита от активных и пассивных помех, а также многочисленные автоматические настройки, основанные на корреляционной автокомпенсации включались автоматически в необходимый момент времени. Всего в РЛС 55Ж6 были задействованы 72 корреляционные обратные связи. Защита от несинхронных помех и задача стабилизации решались, как и в РЛС П-70, за счет глубокого ограничения сигналов перед согласованными фильтрами.
РЛС размещалась на восьми транспортных единицах (на трех полуприцепах - АМУ, на двух - аппаратура, на трех прицепах- система автономного электроснабжения). Выносное устройство транспортировалось в тарных ящиках. С 1984 г. выпущено более 120 изд., из них 2 поставлено на экспорт. За создание РЛС коллективу разработчиков присуждена Государственная премия СССР (1987 г).
Диапазон частот - метровый
Зона измерения трех координат цели (типа "истребитель»):
- по дальности на высоте:
- 500 м - 65 км;
- 10000 м - 300 км;
- 20000 м и более - 400 км;
- по углу места-16°;
- по высоте - 60 км ;
Точность измерения координат:
- дальности - 500 м;
- азимута - 24°;
- высоты на дальностях:
- до 200 км - 850 м;
- от 200 до 300 км - 2000 м;
Коэффициент подпомеховои видимости системы СДЦ, дБ - 45
Вид выходной информации - координатные точки
Объем информации, выдаваемой на АСУ, количество координатных точек - не менее 300
Темп обновления данных -10 с;
Потребляемая мощность - 100 кВт.
Время развертывания - 22 ч.
фото
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]