Станция обнаружения самолетов и наведения авиации П-30 «Хрусталь» (главный конструктор В. В. Самарин) предназначалась для использования в радиотехнических войсках ПВО страны, в ВВС и в береговых частях ПВО ВМФ. Эта станция затем стала также использоваться в радиолокационных ротах первых радиотехнических формирований (полков, батальонов) войсковой ПВО. В 1955 г. РЛС П-30 прошла государственные испытания на НИЗАП ГАУ и была принята на вооружение. Станция обеспечивала дальности обнаружения самолета-истребителя 170-180 км на высотах 8-12 км при импульсной мощности 1 МВт, чувствительности приемника 4х100 14 Вт, ширине ДНА по азимуту 4,50 и по углу места 0,6—1,70. Станция состояла из индикаторной машины, прицепа с антенной системой и приемо-передающей аппаратурой, двух машин с агрегатами электропитания и прицепов для перевозки двух антенн. В отличие от РЛС П-20 в станции П-30 имелись УВЧ на лампе бегущей волны, более совершенная индикаторная аппаратура, аппаратура радиолинии трансляции радиолокационной информации «Фаза», было принято новое распределение рабочих частот по каналам, увеличены отражатели антенн, осуществлено сопряжение с системой опознавания и аппаратурой активного ответа «Глобус».
В 1958 г. РЛС П-30 была модернизирована на заводе № 37 ГКРЭ. РЛС П-30М «Сатурн» в 1959 г. успешно прошла полигонные испытания и была принята на вооружение. Она обеспечивала повышенную на 10—15 % дальность обнаружения и была более удобна в эксплуатации.
В 1958 г. РЛС П-30 была модернизирована на заводе № 37 ГКРЭ. РЛС П-30М «Сатурн» в 1959 г. успешно прошла полигонные испытания и была принята на вооружение. Она обеспечивала повышенную на 10—15 % дальность обнаружения и была более удобна в эксплуатации.