Разработка подвижной малогабаритной радиолокационной станции обнаружения низколетящих целей «Тропа» была задана Постановлением Совета Министров СССР №2520-96-сс.
РЛС «Тропа» являлась первой отечественной помехозащищенной станцией. По сравнению с существующими на вооружении Советской Армии радиолокационными станциями, РЛС П-15 обладала рядом принципиальных преимуществ:
- значительно большей дальностью обнаружения целей на малых высотах;
- возможностью проводки целей на фоне местных предметов;
- наличием средств эффективной защиты от активных и пассивных помех противника;
- мобильностью (время развертывания станции - не более 10 мин).
Несмотря на компактность (одна машина ЗИЛ-151 с одноосным прицепом), станция обладала высоким потенциалом (дальность действия - 200-250 км).
При разработке станции «Тропа» были решены принципиально новые вопросы:
- освоен новый диапазон волн - 35 см;
- разработан когерентно-импульсный метод защиты РЛС от пассивных помех, отражений от местных предметов и метеообразований;
- разработана система быстрой перестройки станции по частоте, обеспечивающая защиту станции от активных помех;
- введен режим накопления, позволяющий существенно увеличить контрастность изображения экрана план-индикатора, а также значительно снизить помехи от импульсных несинхронных помех, создаваемых соседними радиолокационными станциями;
- создана малогабаритная конструкция аппаратуры станции.
Результаты разработки РЛС «Тропа» и научно-исследовательских работ, предшествующих этой разработке, послужили началом развития в отечественной радиолокации нового метода защиты от пассивных помех. Эффективная защита радиолокационной станции от пассивных помех была осуществлена лишь после того, как был разработан и внедрен, примененный в станции П-15 когерентно-импульсный метод. В настоящее время этот метод широко применяется во всех современных радиолокационных станциях.
31 декабря 1952 г был утвержден эскизный проект на РЛС «Тропа».
6 января 1955 г. опытный образец станции «Тропа» был предъявлен на заводские испытания, а 2 августа начались государственные испытания РЛС.
Аппаратура станции совместно с вновь разработанным запросчиком «Тантал-ЗТ» и агрегатами питания была смонтирована в унифицированном кузове «КУНГ-1», установленном на шасси автомобиля ЗИЛ-151, и одноосном прицепе 1АП-1.5.
В аппаратном отсеке кузова «КУНГ-1» размещалась вся аппаратура станции, состоящая из передающего, приемного, индикаторного устройств, когерентно-компенсационной аппаратуры, антенно-поворотного устройства, запросчика «Тантал-ЗТ», контрольно-измерительной аппаратуры и ЗИП. В силовом отсеке кузова размещался основной агрегат питания АБ-8.
На прицепе 1-АП-1.5 был установлен резервный агрегат питания, размещалось дополнительное и вспомогательное оборудование станции и ЗИП к агрегату питания.
Указанная компоновка станции обеспечивала ее высокую подвижность и маневренность. При размещении в окопе была возможность работы с применением дополнительной секции мачты антенны, а также без нее.
Темп выдачи координат - 9 с. Диаграмма обзора в пространстве формировалась с помощью двух антенн с использованием отражения от земли.
Дальность действия станции, расположенной на открытой позиции, при высоте полета цели:
- 6000 м - не менее 150 км;
- 4000 м - не менее 180 км;
- 500 м - не менее 70 км.
Граница обнаружения по углу места составляла 20°
Точность определения координат целей:
- наклонной дальности ± 2 км,
- азимута ± 2°.
Станция работала в трех режимах: амплитудном, когерентном и в режиме накопления, при котором эхо-сигналы после амплитудного детектирования накапливаются в накопителе, содержащем элемент памяти селектора подвижных целей. Время перехода с одного режима работы на другой не превышало 1 с. При работе в режиме накопления контрастность отметок от цели повышалась в результате накопления и в связи с тем, что с экрана индикатора снимались помехи от соседних РЛС.
Радиолокационная станция «Тропа» была защищена от активных и пассивных помех
Защита от активных помех осуществлялась путем перестройки частоты по трем рабочим программам смены волн (по три волны в каждой программе).
Защита от пассивных помех осуществлялась путем использования когерентно-импульсного режима работы.
Антенна представляла собой два усеченных параболоида, укрепленных на вращающей колонке, размещенной на раме автомобиля. Было предусмотрено синфазное и противофазное питание антенн, при использовании которых полностью перекрывалась заданная зона обзора станции.
В передающем устройстве был применен специально разработанный для данного диапазона волн перестраиваемый магнетронный генератор. Была предусмотрена система автоподстройки частоты. Импульсная мощность передатчика равнялась 300 кВт. Частота повторения импульсов в амплитудном режиме - 500 имп/с. в когерентном - 680 имп/с. Длительность импульса - 2 мкс.
Чувствительность приемника при двукратном превышении сигнала над шумами на основной и на боковых частотах не хуже 2 -10 м Вт.
В качестве основного индикатора в станции использовался отметчик кругового обзора с электронно-лучевой трубкой диаметром 9 дюймов. Вспомогательный А-индикатор служил для проверки режимов работы отдельных узлов, блоков и станции в целом.
С помощью индикаторных устройств можно было вести круговой обзор в зонах 0-100 км. 0-200 км. 0-300 км и кольцевой обзор в 100-километровой зоне, начало которого можно было плавно перемещать в пределах от 0 до 200 км.
В индикаторе было предусмотрено создание электрической шкалы отметок дистанции (через 10 и 50 км) и шкалы отметок азимута (через 10° и 30°). 50-километровые и 30-градусные отметки были подчеркнуты утолщенной линией подсвета.
Питание станции осуществлялось от агрегата АБ-8 Напряжение питания - 220 В. частота - 427 Гц. Мощность, развиваемая генератором. - 8 кВт.
В походном положении антенная система опускалась на крышу кузова специальным механизмом, с помощью которого также производилась установка антенной системы при развертывании станции из походного положения в боевое. Время развертывания станции из походного положения в боевое -10 мин. время свертывания станции в исходное положение -12 мин.
Вес аппаратной машины равнялся 9150 кг, прицепа - 2150 кг.
Государственные испытания проводились в два этапа. Первый этап испытаний был проведен на научно-исследовательском полигоне ГАУ. Целью первого этапа испытаний являлось установление тактико-технических характеристик опытных образцов станции «Тропа», запросчика «Тантал-ЗТ» и соответствие их заданным ТТТ; определение возможности использования радиолокационной станции в качестве станции обнаружения низколетящих целей; определение возможности принятия станции «Тропа» и запросчика «Тантал-ЗТ» на вооружение Советской Армии и организации их серийного производства. Второй этап испытаний был проведен в октябре 1955 г. на Научно испытательном центре №9 боевого применения войск ПВО страны (г. Курск). Целью второго этапа испытании являлось определение возможности боевого использования станции «Тропа» для наведения истребительной авиации в условиях, максимально приближенных к действительности, а также проверка ее работы в общей радиолокационной системе.
В заключение ГАУ по первому этапу было зафиксировано следующее:
1. Опытные образцы малогабаритной подвижной радиолокационной станции «Тропа» и наземного запросчика «Тантал-ЗТ» государственные испытания выдержали.
2. Рекомендовано принять на вооружение Советской Армии:
- малогабаритную подвижную радиолокационную станцию обнаружения низколетящих целей «Тропа»;
- наземный радиолокационный запросчик системы опознавания «Кремний-2» - «Тантал-ЗТ».
Выводы по второму этапу испытаний также были положительными. Постановлением Совета Министров СССР от 15 февра ля 1956 г. №250-162 станция «Тропа» (П-15) была принята на вооружение Советской Армии
Серийное производство станции было организовано на заводе №312 в г. Муроме (ныне - Муромский завод РИП). Учитывая огромные потребности Армии и флота в РЛС «Тропа», в 1957 г. серийное производство данной станции было поставлено и на заводе в г. Ульяновск (ныне - Ульяновский механический завод).
РЛС «Тропа» являлась первой отечественной помехозащищенной станцией. По сравнению с существующими на вооружении Советской Армии радиолокационными станциями, РЛС П-15 обладала рядом принципиальных преимуществ:
- значительно большей дальностью обнаружения целей на малых высотах;
- возможностью проводки целей на фоне местных предметов;
- наличием средств эффективной защиты от активных и пассивных помех противника;
- мобильностью (время развертывания станции - не более 10 мин).
Несмотря на компактность (одна машина ЗИЛ-151 с одноосным прицепом), станция обладала высоким потенциалом (дальность действия - 200-250 км).
При разработке станции «Тропа» были решены принципиально новые вопросы:
- освоен новый диапазон волн - 35 см;
- разработан когерентно-импульсный метод защиты РЛС от пассивных помех, отражений от местных предметов и метеообразований;
- разработана система быстрой перестройки станции по частоте, обеспечивающая защиту станции от активных помех;
- введен режим накопления, позволяющий существенно увеличить контрастность изображения экрана план-индикатора, а также значительно снизить помехи от импульсных несинхронных помех, создаваемых соседними радиолокационными станциями;
- создана малогабаритная конструкция аппаратуры станции.
Результаты разработки РЛС «Тропа» и научно-исследовательских работ, предшествующих этой разработке, послужили началом развития в отечественной радиолокации нового метода защиты от пассивных помех. Эффективная защита радиолокационной станции от пассивных помех была осуществлена лишь после того, как был разработан и внедрен, примененный в станции П-15 когерентно-импульсный метод. В настоящее время этот метод широко применяется во всех современных радиолокационных станциях.
31 декабря 1952 г был утвержден эскизный проект на РЛС «Тропа».
6 января 1955 г. опытный образец станции «Тропа» был предъявлен на заводские испытания, а 2 августа начались государственные испытания РЛС.
Аппаратура станции совместно с вновь разработанным запросчиком «Тантал-ЗТ» и агрегатами питания была смонтирована в унифицированном кузове «КУНГ-1», установленном на шасси автомобиля ЗИЛ-151, и одноосном прицепе 1АП-1.5.
В аппаратном отсеке кузова «КУНГ-1» размещалась вся аппаратура станции, состоящая из передающего, приемного, индикаторного устройств, когерентно-компенсационной аппаратуры, антенно-поворотного устройства, запросчика «Тантал-ЗТ», контрольно-измерительной аппаратуры и ЗИП. В силовом отсеке кузова размещался основной агрегат питания АБ-8.
На прицепе 1-АП-1.5 был установлен резервный агрегат питания, размещалось дополнительное и вспомогательное оборудование станции и ЗИП к агрегату питания.
Указанная компоновка станции обеспечивала ее высокую подвижность и маневренность. При размещении в окопе была возможность работы с применением дополнительной секции мачты антенны, а также без нее.
Темп выдачи координат - 9 с. Диаграмма обзора в пространстве формировалась с помощью двух антенн с использованием отражения от земли.
Дальность действия станции, расположенной на открытой позиции, при высоте полета цели:
- 6000 м - не менее 150 км;
- 4000 м - не менее 180 км;
- 500 м - не менее 70 км.
Граница обнаружения по углу места составляла 20°
Точность определения координат целей:
- наклонной дальности ± 2 км,
- азимута ± 2°.
Станция работала в трех режимах: амплитудном, когерентном и в режиме накопления, при котором эхо-сигналы после амплитудного детектирования накапливаются в накопителе, содержащем элемент памяти селектора подвижных целей. Время перехода с одного режима работы на другой не превышало 1 с. При работе в режиме накопления контрастность отметок от цели повышалась в результате накопления и в связи с тем, что с экрана индикатора снимались помехи от соседних РЛС.
Радиолокационная станция «Тропа» была защищена от активных и пассивных помех
Защита от активных помех осуществлялась путем перестройки частоты по трем рабочим программам смены волн (по три волны в каждой программе).
Защита от пассивных помех осуществлялась путем использования когерентно-импульсного режима работы.
Антенна представляла собой два усеченных параболоида, укрепленных на вращающей колонке, размещенной на раме автомобиля. Было предусмотрено синфазное и противофазное питание антенн, при использовании которых полностью перекрывалась заданная зона обзора станции.
В передающем устройстве был применен специально разработанный для данного диапазона волн перестраиваемый магнетронный генератор. Была предусмотрена система автоподстройки частоты. Импульсная мощность передатчика равнялась 300 кВт. Частота повторения импульсов в амплитудном режиме - 500 имп/с. в когерентном - 680 имп/с. Длительность импульса - 2 мкс.
Чувствительность приемника при двукратном превышении сигнала над шумами на основной и на боковых частотах не хуже 2 -10 м Вт.
В качестве основного индикатора в станции использовался отметчик кругового обзора с электронно-лучевой трубкой диаметром 9 дюймов. Вспомогательный А-индикатор служил для проверки режимов работы отдельных узлов, блоков и станции в целом.
С помощью индикаторных устройств можно было вести круговой обзор в зонах 0-100 км. 0-200 км. 0-300 км и кольцевой обзор в 100-километровой зоне, начало которого можно было плавно перемещать в пределах от 0 до 200 км.
В индикаторе было предусмотрено создание электрической шкалы отметок дистанции (через 10 и 50 км) и шкалы отметок азимута (через 10° и 30°). 50-километровые и 30-градусные отметки были подчеркнуты утолщенной линией подсвета.
Питание станции осуществлялось от агрегата АБ-8 Напряжение питания - 220 В. частота - 427 Гц. Мощность, развиваемая генератором. - 8 кВт.
В походном положении антенная система опускалась на крышу кузова специальным механизмом, с помощью которого также производилась установка антенной системы при развертывании станции из походного положения в боевое. Время развертывания станции из походного положения в боевое -10 мин. время свертывания станции в исходное положение -12 мин.
Вес аппаратной машины равнялся 9150 кг, прицепа - 2150 кг.
Государственные испытания проводились в два этапа. Первый этап испытаний был проведен на научно-исследовательском полигоне ГАУ. Целью первого этапа испытаний являлось установление тактико-технических характеристик опытных образцов станции «Тропа», запросчика «Тантал-ЗТ» и соответствие их заданным ТТТ; определение возможности использования радиолокационной станции в качестве станции обнаружения низколетящих целей; определение возможности принятия станции «Тропа» и запросчика «Тантал-ЗТ» на вооружение Советской Армии и организации их серийного производства. Второй этап испытаний был проведен в октябре 1955 г. на Научно испытательном центре №9 боевого применения войск ПВО страны (г. Курск). Целью второго этапа испытании являлось определение возможности боевого использования станции «Тропа» для наведения истребительной авиации в условиях, максимально приближенных к действительности, а также проверка ее работы в общей радиолокационной системе.
В заключение ГАУ по первому этапу было зафиксировано следующее:
1. Опытные образцы малогабаритной подвижной радиолокационной станции «Тропа» и наземного запросчика «Тантал-ЗТ» государственные испытания выдержали.
2. Рекомендовано принять на вооружение Советской Армии:
- малогабаритную подвижную радиолокационную станцию обнаружения низколетящих целей «Тропа»;
- наземный радиолокационный запросчик системы опознавания «Кремний-2» - «Тантал-ЗТ».
Выводы по второму этапу испытаний также были положительными. Постановлением Совета Министров СССР от 15 февра ля 1956 г. №250-162 станция «Тропа» (П-15) была принята на вооружение Советской Армии
Серийное производство станции было организовано на заводе №312 в г. Муроме (ныне - Муромский завод РИП). Учитывая огромные потребности Армии и флота в РЛС «Тропа», в 1957 г. серийное производство данной станции было поставлено и на заводе в г. Ульяновск (ныне - Ульяновский механический завод).