Сначала восьмидесятых годов в Советском Союзе было развернуто проектирование ракеты средней дальности массой не более 160...165 кг, оснащенной активной радиолокационной ГСН. Ракета должна была сопрягаться с новыми РЛС, разрабатывавшимися для Су-27М и МиГ-29М.
Опытно-конструкторская разработка ракеты пелась объединенным коллективом конструкторов "Вымпела" и "Молнии" во главе с Г.А. Соколовским под непосредственным руководством В.А. Пустовойтова. Завершена работа под руководством В.Г. Богацкого, в настоящее время - главного конструктора.
Взамен традиционных для отечественных ракет трехпольных крыльев приняли трапецевидные крылья малого удлинения - "пилонов", по типу ранее применявшихся на американских корабельных зенитных ракетах, начиная с "Тартар". Уникальной для ракет "воздух-воздух" особенностью РВ-ААЕ являлись раскрываемые решетчатые аэродинамические рули. В сложенном положении они не выступают за поперечные габариты ракеты, определяемые размахом крыла. Наряду с малым весом и относительно небольшой длиной это обеспечивает возможность размещения большого числа ракет в внутрифюзеляжном отсеке вооружения перспективного истребителя. Кроме того, за счет малой хорды такого руля шарнирный момент мал и слабо зависит от скорости и высоты полета, а также от угла атаки. Потребный момент не превышает 1,5 кГм, что позволило применить для отклонения рулей малогабаритные и легкие электрические рулевые приводы. Рули сохраняют эффективность на углах атаки до 400 обладают большой жесткостью, что положительно сказывается на параметрах процесса управления. Разумеется, как и всякому другому техническому решению, использованию решетчатых аэродинамических рулей свойственны и недостатки - несколько большее аэродинамическое сопротивление и увеличенная эффективная поверхность рассеяния, что впрочем, в какой-то мере компенсируется сложенным положением рулей, способствующим размещению ракет на носителе при внутрифюзеляжной и контейнерной подвеске.
На ракете применена комбинированная система управления, обеспечивающая инерциальное наведение с радиокоррекцией на основном участке полета и, впервые в советских ракетах "воздух - воздух", активное радиолокационное самонаведение на конечном участке сближения с целью.
Опытные образцы ГСН разрабатывались в НПО "Исток" коллективом во главе с С,И. Ребровым и в МННИИ "Агат", под руководством И.Г. Акопяна.
В состав ГСН входит моноимпульсный пеленгатор и ЭВМ. Для повышения помехозащищенности и обеспечения высокой точности наведения реализована пространственно-временная обработка сигнала, калмановскан фильтрация, непрерывное решение кинематических уравнений с возможностью поддержания процесса наведения при временных срывах автосопровождения цели. Возможна работа в пассивном режиме по источнику помех. Наряду с основным вариантом наведения могут реализоваться специальные навесные траектории полета.
Обеспечивается поражение вертолетов и крылатых ракет, а также ракет "воздух-воздух" и "воздух-поверхность".
Так как разработка ракеты обеспечивалась только при жестком соблюдении весовой дисциплины и безусловной, вписываемости узлов, систем и агрегатов в заданные габариты, пришлось пойти на беспрецедентное оргапизационное решение. Так называемый "директивный" чертеж ракеты был не только согласован основными соисполнителями работ, но и утвержден лично министром авиапромышленности.
Конструктивно ракета состоит из пяти отсеков связанных пакетами клиновых прижимов. Первый отсек образует ГСН, во втором последовательно расположены активный лазерный взрыватель с параметрами, адаптивно перестраиваемыми по отношению к размерам цели, контактные датчики, автопилот. Третий отсек представляет собой стержневую боевую часть, внутри которой в передней части установлен предохранительно-исполнительный механизм. При подрыве боевой части образуется сплошное кольцо стержней с микрокумулятивными элементами. Радиус поражения равен 7 м. Четвертый отсек образован однорежимным РДТТ. В хвостовом отсеке вокруг удлиненного сопла перед блоком рулевых машин размешается тепловая электрическая батарея.
Ракета поставляется в полностью собранном состоянии.
Пуск ракет обеспечивается с рельсовых АПУ-170 и катапультных АКУ-170.
Начиная с мая 1984 г. ракета проходила летные испытания в составе вооружения самолета МиГ-29 № 919. В 1984 г, новую ракету запустили в серийное производство. Государственные испытания завершились в 1991 г., а 23 февраля 1994 г, ракету официально приняли на вооружение.
Источник: журнал "Авиация и Космонавтика" №11 2002 г.
Схема
ЗЫ: РВВ-АЕ экспортный вариант Р-77, последняя серийно не производилась (?)