Советская военная техника
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Советская военная техника

Форум о советской военной технике и армии


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Х-25М - управляемая ракета (семейство ракет)

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Admin

Admin
Admin

Ракета Х-25М

Идея и ведущая роль в создании первой в мире модульной ракеты принадлежит В. Г. Коренькову, который в 1973 г. предложил концепцию построения ряда ракет на основе комплектации сменных отсеков систем наведения и боевых частей с единой унифицированной ракетой УР-73. Эта концепция легла в основу модульного агрегатирования.

После выхода правительственного постановления в конце 1978 г. работы по такой ракете, получившей обозначение Х-25М («модульная»), развернулись полным ходом.

Отметим основные принципы, заложенные в идеологию ее построения:
• замена находящихся в производстве трех ракет Х-23М, Х-25 и Х-27ПС одной ракетой со сменными системами наведения;
• возможность формирования в строевых частях необходимого облика ракеты;
• возможность совершенствования данного класса оружия за счет применения новых типов боевых частей и перспективных систем наведения.

Создание модульной ракеты Х-25М позволяет:
• уменьшить число типов ракет;
• значительно снизить затраты и сроки на создание новых систем управляемого ракетного оружия;
• сократить цикл мобилизационного развертывания на особый период;
• создать семейство модульных элементов систем вооружения с достаточной степенью адаптации к динамической ситуации на театре военных действий;
• повысить эксплуатационную надежность систем вооружения и упростить их эксплуатацию.

На первом этапе предполагалось унифицировать ракеты Х-23М, Х-25 и Х-27ПС, а в дальнейшем — разработать для модульного ряда Х-25М новые варианты модулей ГСН и боевого снаряжения.

В качестве базового образца для ракеты Х-25М была принята ракета Х-27ПС. К концу 1979 г. были разработаны четыре варианта:
Х-25МП (изделие 711) — противорадиолокационная ракета с пассивной радиолокационной ГСН ПРГС-1ВП, боевой частью, двигателем и пневмосистемой ракеты Х-27ПС;
Х-25МП (изделие 712) — вариант Х-25МП (изделие 711) с пассивной радиолокационной ГСН ПРГС-2ВП;
Х-25МЛ (изделие 713) — многоцелевая ракета, в отличие от Х-25МП оснащенная полуактивной лазерной ГСН 24Н1;
Х-25МР (изделие 714) — многоцелевая ракета, в отличие от Х-25МП оснащенная радиокомандной аппаратурой наведения В-500.

Создание этого семейства ракет было завершено принятием их на вооружение в 1981 г.

Концепция создания новых ракет на основе модульного агрегатирования стала традиционной при разработке средств поражения различного назначения.
В дальнейшем была разработана ракета Х-25МТП (изд. 715) с тепловизионной ГСН Ю-700 (работы были остановлены после изготовления первой опытной партии из 5 ракет).

В настоящее время идут работы по дополнению модульного семейства Х-25М ракетами Х-25МС и Х-25МА.

Этап «А» ГСЛИ начался 21 декабря 1979 г. и проходил в четыре подэтапа. Первый подэтап проводился на самолете МиГ-23М (21.12.79— 22.04.80) и заключался в испытании ракеты Х-25MP. В ходе него было выполнено 8 пусков ракеты Х-25МР в телеметрическом варианте и 3 пуска Х-23М в боевом варианте. На втором подэтапе (21.12.79 — 18.07.80) отрабатывалась ракета Х-25МП в составе вооружения самолета МиГ-23БК, выполнившего три пуска телеметрического варианта ракеты. Третий подэтап (23.10.80 — 3.04.81), на котором отрабатывалась Х-25МЛ, проводился с использованием второго самолета МиГ-23БК, осуществлявшего подсвет цели при двух пусках ракеты с первого МиГ-23БК. На четвертом подэтапе (27.3.81— 3.09.81) проводилась проверка работоспособности разных вариантов ракеты Х-25М при наведении на цель для доводки до состояния, обеспечивающего определение летно-тактических, технических и боевых характеристик. В ходе него было выполнено 8 пусков ракеты (1 Х-25МП, 5 Х-25МЛ и 2Х-25МР).

На самолете МиГ-27К (обозначение МиГ-23БК с 1981 г.) 4 ноября 1981г. начался этап «Б» ГСЛИ. Хотя его окончание планировалось 22 февраля 1982 г.. все 14 намеченных пуска были проведены досрочно, что позволило завершить этап «Б» 28 декабря 1981 г.

В ходе государственных совместных летных испытаний ракеты Х-25М в составе системы вооружения самолета МиГ-27К были получены следующие результаты для типовой зачетной цели типа «Кабина РЛС П-35»:
• вероятность поражения, заданная по ТТТ ВВС не менее 0,7, с доверительной вероятностью 0,9, составила 0,36...0,92 для ракеты Х-25МР и 0,43...0,97 для ракеты Х-25МЛ;
• частотность попадания в приведенную площадь поражения составила 0,71 для ракеты Х-25МР и 0,83 для ракеты Х-25МЛ (рис. 3.18). Вероятность поражения и частотность попадания для ракеты Х-25МП не рассматривались, так как были приняты равными вероятности поражения и частотности попадания ракеты Х-27ПС.

Серийное производство ракеты Х-25М началось в 1982 г. Калининградским производственным объединением «Стрела». Месячный объем производства составлял во второй половине 80-х годов почти 3000 ракет (из них несколько десятков Х-25МП, остальные Х-25МЛ и Х-25МП приблизительно поровну).
Серийное производство ракет Х-25МР и Х-25МП было свернуто к 1993 г., дольше всех производилась ракета Х-25МЛ, последняя партия была выпущена в 1995 г.

Ракета Х-25М, как и все предыдущие ракеты ОКБ «Звезда», выполнена по аэродинамической схеме «утка» с Х-образным расположением консолей крыла и рулей и включает следующие функциональные системы:
• планер. Выполнен в основном из алюминиевых сплавов и состоит из корпуса, четырех консолей крыла, на каждой из которых установлен элерон, и четырех рулей. Перед рулями для повышения управляемости ракеты на малых скоростях и снижения продольной устойчивости на варианте Х-25МП уста-
новлены дестабилизаторы. Корпус технологически делится на шесть отсеков. Все Детали конструкции имеют антикоррозийное покрытие;
• двигатель РДТТ-324. Разработан на базе двигателя ПРД-276 ракеты Х-27ПС, от которого отличается использованием менее дымного топлива и является твердотопливным, двухрежимным, однокамерным ракетным двигателем, в стальной корпус которого заливается заряд смесевого топлива. Двигатель имеет суммарный импульс 17 200 кг-с, тягу за время 0,15...2 с более 2000 кг, время работы 5... 11,5 с, массу топлива 82,5 кг, массу снаряженную 122 кг;
• боевую часть Ф-27. Включает цельносварной корпус из алюминиевого сплава и разрывной заряд с детонатором и имеет тротиловый эквивалент 160 кг, что обеспечивает вывод из строя РЛС AN/MPQ-46 (-48) при подрыве в зоне достоверного поражения с радиусом до 16 м;
• контактное взрывательное устройство, включающее систему контактных датчиков СКД-24 из трех датчиков Б-24 инерционного типа и предохранительно-исполнительный механизм И-255. Обеспечивает подрыв боевой части до ее внедрения в преграду при скорости встречи ракеты с целью 200...900 м/с и углах подхода 2...45° (от горизонта);
• систему управления ракетой СУР-17. Разработана на базе системы управления СУР-73 ракеты Х-27ПС. Ее главное отличие — использование блока формирования команд управления БФКУ-89, состоящего из датчика угла тангажа и электронной схемы и отличающегося от БФКУ-79 автопилота СУР-73 введением признака системы наведения и закона переключения при превышении углом визирования заданной величины, зависящей от времени. Это позволило уменьшить минимальную дальность пуска для ракеты Х-25МП по сравнению с Х-27ПС до 3...5 км, а для ракеты Х-25МЛ по сравнению с Х-25 увеличить углы подхода к цели. Кроме БФКУ-89, в состав СУР-17 входят блок управления БУ-42-01, включающий три датчика угловых скоростей, два датчика линейных ускорений, датчик крена и электронную схему; два пневматических рулевых привода ПГ-11 для управления по курсу и тангажу; пневматический рулевой привод ПГ-10 для стабилизации ракеты по крену;
• электросистему, включающую ампульную свинцовую батарею АБ-447 (источник постоянного тока в автономном полете), блок питания БП-71 (источник постоянного тока в совместном полете и переменного тока — в автономном), предохранительный механизм ПМ-71 и электрожгутовую сеть со штепсельными разъемами. Специфические для каждого варианта ракеты элементы электрооборудования: блок задержки БЗ-71 на Х-25 МЛ, преобразователь ПТ-0,125С и регулятор частоты БРЧ-2 на Х-25МР;
• воздушную систему, состоящую из ампульного пневмоблока и оборудования для подвода воздуха к рулевым приводам, арретирам рулей, устройству запуска ампульной батареи;
• пассивную радиолокационную ГСН ПРГС-1ВП ракеты Х-27ПС (ракета Х-25МП — изделие 711);
• пассивную радиолокационную ГСН ПРГС-2ВП ракеты Х-27ПС (ракета Х-25 МП — изделие 712);
• полуактивную лазерную ГСН 24Н1 (ракета Х-25МЛ — изделие 713);
• радиокомандную систему наведения В-500 (ракета Х-25МР — изделие 714). В-500 отличается от аппаратуры «Дельта-Р2М» ракеты Х-23М меньшими габаритами (в 5 раз) и массой (в 3 раза).

Все варианты ракеты имеют общий базовый модуль, где размещаются системы управления, пневмо- и элетросистемы, двигатель, боевое снаряжение, и сменные носовой (ГСН на Х-25МЛ и МП, на Х-25МР пустой обтекатель, под которым размещены преобразователь с регулятором частоты) и хвостовой отсеки (аппаратура В-500 на Х-25МР, обтекатели на Х-25МЛ и МП).

В строевые части ВВС СССР ракета начала поступать в 1982 г. и в настоящее время является основной тактической ракетой класса «воздух—поверхность» ВВС России. Зарубежными аналогами ракеты Х-25М можно считать ракеты AGM-65 «Мейврик», «Буллпап» и «Шрайк» (США) и AS.30 (AS.30L) ВВС Франции.

Ракета Х-25МП предназначена для поражения РЛС, работающих в диапазонах литер А и А', и используется в системе вооружения, включающей:
• до двух ракет Х-25МП;
• авиационные пусковые устройства АПУ-68УМЗ;
• подвесной съемный контейнер с аппаратурой «Вьюга» (на самолетах МиГ) или «Вьюга-17» (на самолетах Су) для управления работой ГСН ракет;
• наземное контрольно-проверочное оборудование.

Носителями данной системы вооружения являются самолеты МиГ-27М, МиГ-27К, МиГ-27Д, Су-17МЗ, Су-17М4, Су-22МЗ и Су-22М4.

Ракета Х-25МЛ предназначена для поражения кабин РЛС, пусковых установок ракет, самолетов на открытых стоянках, железнодорожных эшелонов и малотоннажных кораблей и судов. Она используется в системах вооружения «Прожектор», «Кайра», «Клен», «Шквал», включающих:
• лазерную станцию подсвета цели;
• до четырех ракет Х-25МЛ;
• авиационные пусковые устройства АПУ-68УМЗ и АПУ-68УМ2;
• контрольно-проверочную аппаратуру.

Система вооружения «Прожектор» используется самолетами Су-17М2, «Кайра» - Су-24М, Су-24МК и МиГ-27К, «Клен» - Су-17МЗ, Су-17М4, Су-22МЗ, Су-22М4, Су-25, Су-25К и МиГ-27М, «Шквал» — Су-25Т. Все самолеты могут размещать до 4 ракет (кроме Су-17М2, на котором размещаются 2 ракеты). Кроме того, в ходе летных испытаний самолета МиГ-29М была подтверждена способность использования ракет Х-25МЛ.

Ракета Х-25МР предназначена для поражения тех же целей, что и Х-25МЛ, и используется в системе вооружения Х-23, включающих:
• две-четыре ракеты Х-25МР;
• пусковые устройства АПУ-68У, АПУ-68УМ, АПУ-68УМ2, АПУ-68УМЗ с электроавтоматикой управления;
• радиокомандную аппаратуру управления «Дельта-Н», встроенную на носителе ракет или размещаемую на нем в подвесном контейнере;
• наземное контрольно-проверочное оборудование;
• наземный тренажер.

Система вооружения Х-23 с ракетами Х-25МР используется самолетами МиГ-23М, МиГ-23МЛ, МиГ-27М, МиГ-27К, МиГ-27Д, МиГ-23Б, Су-17М, Су-22М4, Су-24М, Су-24МК. Все самолеты размещают 2 ракеты, а Су-24МК -четыре.

Тактико-технические данные изделий 711 / 712 / 713 / 714:
Максимальная дальность при высоте пуска:
- максимальной - 40 / 40 / 10 / 10 км;
- минимальной - до 25 / до 25 / 10 / 10 км;
Минимальная дальность при высоте пуска:
- максимальной - 15 / 15 / 2,5 / 2,5 км;
- минимальной - 3,0 / 3,0 / 2,5 / 2,5 км;
Диапазон высот пуска - 0,05...12,0 / 0,05...12,0 / 0,05...5,0 / 0,05...5,0 км;
Диапазон скоростей пуска - 700...1350 / 700... 1350 / 700...1350 / 700...1350 км/ч;
Скорость полета:
- максимальная - 920 / 920 / 870 / 870 м/с;
- средняя (на дальности, км) - 300 (20) / 300 (20) / до 450 (6) / до 450 (6) м/с;
Время управляемого полета - 90 / 90 / 90 / 90 с;
Располагаемая перегрузка - 10 / 10 / 10 / 10 g;
Точность (Екво) - 4,0...7,5 / 4,0...7,5 / 4...6 / 5...6 м;
Размеры:
- длина ракеты - 4255 / 4355 / 3705 / 3686 мм;
- диаметр ракеты - 275 / 275 / 275 / 275 мм;
- размах крыла - 755 - 755 - 755 - 755 мм;
Стартовая масса ракеты - 316 / 316 / 299 / 299 кг;
Масса боевой части Ф-27М - 86 кг;
Тип боевой части - фугасная;
Тип двигателя - РДТТ;
Тип системы наведения - ПРГС / ПРГС / лгсн / радиокомандная.

Источник: книга "Авиация ВВС России и научно технический прогресс".

https://sovetarmy.forum2x2.ru

Admin

Admin
Admin

Ракета Х-25МАЭ

Многоцелевая ракета Х-25МАЭ предназначена для поражения в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, широкой номенклатуры надводных и наземных малоразмерных целей, как одиночных, так и из состава групповых объектов.

Х-25МАЭ - тактическая модульная многоцелевая ракета с использованием бортового комплекса управления, объединяющего инерциальную навигационную систему и активную радиолокационную головку самонаведения. Носителями служат тактические ударные самолеты и вертолеты наземного и корабельного базирования.

Типовыми целями для ракеты являются малотоннажные корабли, объекты бронетехники, самолеты на стоянках, легкие фортификационные сооружения, склады боеприпасов и ГСМ, мосты, переправы, элементы промышленных сооружений и другие объекты.

Бортовой комплекс управления ракеты создан на основе объединения инерциальной навигационной системы и активной радиолокационной головки самонаведения.

Разработчик и производитель: Корпорация "Тактическое ракетное вооружение"

Основные тактико-технические характеристики
Дальность применения, км - 2,5 ... 40
Диапазон высот пуска, м - 50... 12000
Максимальная скорость полета ракеты, м/с - 920
Боевая часть, тип - фугасная или проникающая
Масса БЧ, кг - не более 90
Стартовая масса ракеты, кг - до 330
Габаритные размеры, м
- длина - 4,406
- диаметр корпуса - 0,275
- размах крыла - 0,755


Ракета Х-25МСЭ

Многоцелевая ракета Х-25МСЭ предназначена для поражения в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, надводных и наземных малоразмерных целей, как одиночных, так и из состава групповых объектов.

Типовыми целями для ракеты являются стационарные и ограниченно-подвижные объекты с заданными в географической системе координатами. Бортовой комплекс управления ракеты создан на базе навигационной системы, приемника навигационных сигналов космической навигационной системы и приемника наземной станции дифференциальных поправок.

Носители: тактические ударные самолеты и вертолеты наземного и корабельного базирования.

Разработчик и производитель: Корпорация "Тактическое ракетное вооружение"

Основные тактико-технические характеристики
Дальность пуска, км - до 40
Диапазон высот пуска, м - 50 ... 12 000
Максимальная скорость полета, м/с - 920
Боевая часть, тип - фугасная или проникающая
Масса БЧ, кг - не более 90
Стартовая масса, кг - до 323
Габаритные размеры, м:
- длина - 4,355
- диаметр корпуса - 0,275
- размах крыльев - 0,755

Источник: http://www.ktrv.ru



Активная радиолокационная головка самонаведения ПСМ-Э для ракеты Х-25МАЭ

АРГС предлагается для установки на экспортный вариант управляемой ракеты класса «воздух-поверхность» Х-25 - ракету Х-25МАЭ. Возможна доработка ПСМ-Э с целью применения на других ракетах.

Головка обеспечивает наведении в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью на малоразмерные подвижные и неподвижные наземные цели. Позволяет обнаруживать, захватывать и сопровождать цели на траектории наведения УР, имеет возможность селектировать цели в группе, обеспечивает наведение УР в контрастном и в корреляционном режимах по опорной системе эталонов, вводимой во время предполетной подготовки.

Среди поражаемых объектов ракеты с АРГС ПСМ-Э могут быть наземные и надводные цели, такие как объекты БТТ на позициях и на марше, самолеты и вертолеты на стоянках, укрепленные наземные сооружения, пусковые установки тактических ракет, ЗРК и артиллерийские установки на позициях и на марше, железнодорожные эшелоны, склады боеприпасов и горюче-смазочных материалов, мосты и легкие переправы, позиции РЛС, компактные элементы промышленных сооружений и др. объекты.

Предполетная подготовка АРГС осуществляется с помощью встроенной системы контроля без внешних средств контроля.

Не смотря на то, что ракета и АРГС первый раз показаны только на МАКС-2005, не трудно заметить, что головка относится к поколению 70-х годов прошлого века (старая электронная элементная база) и является экспортной, но не технической новинкой.

ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
Диапазон волн - Ка
Дальность обнаружения целей, км:
— танк - 4
— промышленное здание - 5…8
Сектор обзора, град.:
— по азимуту - ± 30
— по углу места - ± 20
Точность измерения:
— дальности, м - 8…10
— скорости, м / с - 0,5
Масса, кг - не более 16
Время подготовки, с - 60
Х-25М - управляемая ракета (семейство ракет) HuS6g

Источник: http://www.missiles.ru

https://sovetarmy.forum2x2.ru

Admin

Admin
Admin

Х-25МЛ
Х-25М - управляемая ракета (семейство ракет) FMVT7
Х-25М - управляемая ракета (семейство ракет) YzaV7
Х-25М - управляемая ракета (семейство ракет) 27eDl
Х-25М - управляемая ракета (семейство ракет) 3K5eA

Источник: Aeroplan №5 2000 г.

https://sovetarmy.forum2x2.ru

Admin

Admin
Admin

История создания

Основным недостатком командного метода наведения управляемого ракетного оружия на наземную цель, примененного в ракете Х-23, являлось увеличение нагрузки на летчика. Обнаружив цель, летчику приходилось до момента поражения цели непрерывно удерживать трассер ракеты на линии «самолет-цель», продолжая при этом пилотировать самолет; одновременно он вынужден был следить за воздушной обстановкой и вести боевое маневрирование, уклоняясь от самолетов противника и зенитного огня. Для повышения боевой эффективности авиационных управляемых ракет требовались кардинально новые принципы наведения, позволявшие «разгрузить» летчика.

В конце 60-х годов в СССР была проведена комплексная научно-исследовательская работа (НИР) с участием ОКБ Калининградского машиностроительного завода (КМЗ, сейчас ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение»), Московского машиностроительного завода «Кулон» (ОКБ Сухого П.О.), ГосНИИ АС (г. Москва) и ЦКБ «Геофизика» (г. Москва). Этот проект определял пути создания в приемлемых весах и габаритах станции подсвета цели с использованием лазеров на базе стекла, активированного неодимом, и чувствительных элементов ГСН, способных воспринимать сигнал станции подсвета, отраженный от различных подстилающих поверхностей, на дальностях до 8 км. Был проработан также облик ракеты с осколочно-фугасной боевой частью, вопросы размещения ее на самолете типа Су-7Б и принципы демпфирования луча станции подсвета цели, обеспечивающие удовлетворительную точность удержания его на цели в режимах пикирования и горизонтального полета самолёта. Итоги проведенной работы показали, что новый вид оружия дает существенный прирост эффективности действия фронтовой авиации, по сравнению с неуправляемыми ракетами и бомбами, при поражении разнообразных малоразмерных точечных целей. Прогнозировалось существенное повышение боевой эффективности таких ракет по сравнению с ракетами с радиолучевой системой наведения.

4 декабря 1970 года комиссия Президиума СМ СССР по военно-промышленным вопросам приняла по результатам НИР решение № 308 о повышении тактико-технических характеристик самолета Су-7БМ (Су-17М). Это планировалось сделать за счет вооружения его ракетами Х-25 и снарядами УС-КГ с полуактивными лазерными ГСН при подсвете цели лучом оптического квантового генератора станции подсвета «Прожектор-1». Этим же решением ОКБ КМЗ определялось головным разработчиком ракеты Х-25 (изделие «69»).

6 мая 1972 года коллегия Министерства авиационной промышленности приняла решение в сжатые сроки разработать и изготовить ракету Х-25. Соответствующим приказом по заводу на главного конструктора Юрия Королева возлагалась обязанность обеспечить выпуск технической производственной документации для производства изделия «69». Руководителем разработки ракеты Х-25 назначили заместителя главного конструктора Вадима Коренькова.

Ракета Х-25 разрабатывалась на базе Х-23. От своей предшественницы она унаследовала аэродинамическую схему, имела те же консоли крыла, рули, двигатель. Однако аппаратура наведения (лазерная ГСН) располагалась теперь в носовом отсеке, а освободившееся место в хвостовом отсеке было использовано для размещения дополнительной боевой части Ф-25-2 массой 26 кг, содержащей 15 кг взрывчатого вещества и собственный предохранительно-исполнительный механизм. За ГСН находился отсек управления, но вместо рулевых блоков появились рулевые пневмоприводы и блок управления. Здесь же установили систему контактных датчиков.

Третий отсек отвели под предохранительно-исполнительный механизм и основную осколочно-фугасную боевую часть Ф-25-1М массой 111 кг, содержавшую 80 кг взрывчатого вещества и готовые стальные осколочные элементы. Четвертым отсеком стал пороховой ракетный двигатель ПРД-228, разработанный для ракеты Х-23, за ним – отсек энергообеспечения, включавший пневмоблок с редуктором, блок батарей, блок электропитания, элементы электроавтоматики, пневмопривод управления элеронами. Снаружи корпуса находились основные узлы крепления консолей крыла, а вверху – бортовой электроразъем для электросвязи с носителем. Возросшее электропотребление систем ракеты заставило увеличить количество ампульных батарей. Масса ракеты достигла 320 кг. В её конструкции применили систему управления ракетой (автопилот), сделавшую процесс наведения ракеты на цель более стабильным.

К маю 1973 года завод уже выпустил первые опытные образцы ракет Х-25. Заводские летные испытания проходили в мае – июле 1973 года. В ходе их проведения с самолета-носителя Су-7БМ выполнили несколько пусков программного варианта ракеты с целью определения реальных аэродинамических и баллистических характеристик, оценили правильность выбора динамических коэффициентов системы управления ракетой.

16 августа 1973 года начался этап «А» государственных совместных летных испытаний ракеты Х-25 в составе авиационно-ракетного комплекса Су-7КГ. Подсвет цели осуществлялся как с борта самолета, так и с земли. Этот этап завершился в июне 1974 года. В ходе испытаний была проведена модернизация системы управления ракетой, позволившая улучшить характеристики стабилизации ракеты в момент старта.

Этап «Б» государственных совместных летных испытаний был проведен на самолете Су-17МКГ в августе-ноябре 1974 года и закончился с положительным результатом. В акте по результатам испытаний отмечалось: «Первая отечественная лазерная система вооружения «Прожектор», обеспечивающая самонаведение управляемых ракет Х-25 по малоразмерным наземным целям, подсвеченным оптическим квантовым генератором, значительно расширяет боевые возможности самолетов фронтовой авиации».

Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР за № 90-35 от 3 февраля 1976 года и приказом № 0036 министра обороны ракету Х-25 и систему вооружения «Прожектор» приняли на вооружение ВВС.

По итогам реализации программы группе авторов в 1976 году было присвоено звание лауреатов Ленинской премии.

Ракета Х-25 серийно производилась с 1975 по 1983 год на КМЗ (с 2 ноября 1976 года – Калининградское производственно-конструкторское объединение «Стрела», а с 7 августа 1978 года – Калининградское производственное объединение «Стрела»).

В апреле 1986 года самолеты-штурмовики Су-25 впервые применили Х-25 по реальному (а не полигонному) противнику в Афганистане. Ракеты стали надежным оружием применительно к пещерам, зачастую неуязвимым для других видов оружия. Моджахеды использовали пещеры под склады и тайники, оборудовали мастерские по ремонту оружия (в пещерном городе на базе Джавара находился целый патронный завод). Изрытые норами горы превращались в естественные крепости. Устраивались огневые позиции, закрытые от обстрела снизу, и выбить оттуда противника артиллерия и танки не могли. Огонь с высившихся скал был губительно точен, а подобраться к ним не давали крутые откосы и завалы. При использовании авиации противник прятался в глубине под толстыми сводами, бомбы и НАР впустую крошили камни вокруг. Переждав налет, стрелки выбирались наружу и продолжали вести огонь. Точность попадания Х-25 была поразительной – ракеты удавалось укладывать точно во входы пещер и амбразуры, а их солидной боевой части с избытком хватало для уничтожения цели. При этом выявилось, что наилучшие результаты давала помощь наземного наводчика, хорошо знающего местность. Первое время лазерные целеуказатели монтировались на БТР и БМП импровизированно, затем их сменили штатные боевые машины авиационного наведения (БОМАН) на базе БТР-80.

По данным ОАО «ОКБ Сухого», всего в ДРА с Су-25 произвели 139 пусков управляемых ракет с лазерной ГСН.

Период с 1973 по 1990 год в истории предприятия отмечен выходом на качественно новый уровень конструкторской деятельности. Он характеризуется интенсивным творческим поиском, направленным на создание принципиально новых перспективных образцов ракетной техники.

В это время в ОКБ «Звезда» впервые в мире была сформулирована и научно обоснована концепция построения модульного ряда многоцелевых ракет, получивших впоследствии наименование «семейство ракет «воздух-поверхность», Х-25М.

Идея родилась из опыта разработки и серийного производства предыдущего поколения управляемого ракетного вооружения, созданного коллективом конструкторского бюро. Работа над ракетами Х-23, Х-25 и Х-27 выявила их значительную общность по основным подсистемам. Поэтому сущность модульной концепции заключается в выделении у группы ракет различного назначения общих подсистем, которые, будучи объединенными, образуют единый для всех ракет данного модульного ряда базовый модуль, тогда как стыкующиеся к ним сменные модули создают разнообразие типов ракет.

Применение модульного принципа построения ракет обеспечивало сокращение времени на разработку новых изделий, затрат на проведение их испытаний, упрощало адаптацию каждого типа вооружения к различным авиационным носителям, снижало общие затраты на переподготовку персонала в войсках, облегчало техническое обслуживание эксплуатирующими организациями.

Ведущая роль в создании семейства модульных ракет принадлежит заместителю главного конструктора Вадиму Коренькову, который совместно со специалистами МАИ много сил вложил в разработку технико-экономического обоснования модульной концепции.

В начале 70-х годов на вооружение ВВС и ВМС ряда зарубежных стран начали поступать тактические управляемые ракеты нового поколения. В частности, в США, опираясь на опыт Вьетнама, была создана и принята на вооружение УР AGM-65A Maveric с телевизионной системой самонаведения, способная поражать цели на дальности до 11–13 км. В конце 70-х появились новые модификации этой ракеты, AGM-65C, AGM-65D и AGM-65L, имеющие лазерные полуактивные или тепловизионные системы самонаведения. Новыми ракетами, значительно более эффективными, нежели УР Bullpup, американцы вооружили практически все боевые самолеты тактической авиации, а также палубные ударные самолеты.

Отечественное ракетостроение развивалось в начале 70-х годов также чрезвычайно интенсивно. Различные конструкторские бюро активно выполняли государственные заказы, создавая много образцов новой ракетной техники как класса «воздух-воздух», так и «воздух-поверхность». Каждая ракета разрабатывалась конструкторами изолированно от других изделий, поэтому вновь создаваемые образцы отличались друг от друга по размерам, диаметру, делению на отсеки, размещению отрывного разъема, по наземному оборудованию, например по конструкциям и размерам подъемников, и т.д. В результате возникла проблема эксплуатации всей этой техники: у авиационного полка появился «обоз», в частности, в виде многообразных тележек (на каждый тип ракеты для эскадрильи истребителей требовалось как минимум шесть тележек), многочисленных пусковых установок, переходных балок, держателей. А учитывая, что обычно в авиаполку имеется три эскадрильи, на вооружении каждой из которых несколько типов ракет, легко понять, что полк оказывался попросту нетранспортабельным. В результате он утрачивал свою боеспособность. Однако все многообразие ракетного вооружения создавалось для решения совершенно конкретных задач. Каждая ракета в боевой эффективности полка занимала собственную нишу. Другими словами, сумма всех типов ракетного вооружения обеспечивала общую боевую эффективность полка.

Таким образом, остро встал вопрос о сокращении типажа ракет, что, однако, не должно было вести к снижению уровня боевой эффективности войск. Главком ВВС СССР Павел Кутахов хорошо понимал остроту проблемы и очень жестко ставил эту тему перед промышленностью.

Основными принципами, заложенными в идеологию построения модульной ракеты Х-25М, были:
- замена находящихся в производстве трех ракет Х-23М, Х-25 и Х-27ПС одной ракетой со сменными системами наведения;
- возможность формирования в строевых частях необходимого облика ракеты;
- возможность совершенствования данного класса оружия за счет применения новых типов боевых частей и перспективных систем наведения.

Создание модульной ракеты должно было позволить:
- уменьшить количество типов ракет;
- значительно снизить затраты и сроки на создание новых систем управляемого ракетного оружия;
- сократить цикл мобилизационного развертывания на особый период;
- создать семейство модульных элементов систем вооружения с достаточной степенью адаптации к динамично развивающейся ситуации на театре военных действий;
- повысить эксплуатационную надежность систем вооружения;
- упростить их эксплуатацию.

На первом этапе предполагалось унифицировать ракеты Х-23М, Х-25 и Х-27ПС, а в дальнейшем разработать для ракеты новые варианты модулей ГСН и боевого снаряжения.

Активные проектные работы по формированию рациональной системы модулей начались в 1976 году. Технические предложения по модульной ракете, получившей обозначение Х-25М, были оформлены и выпущены в феврале 1978 года.

Ракета Х-25М проектировалась на первом этапе в следующих модификациях:
- Х-25МП – противорадиолокационная ракета с ПРГС-1ВП или с ПРГС-2ВП для замены ракеты Х-27ПС;
- Х-25МЛ – многоцелевая ракета с ГСН 24Н для замены ракеты Х-25;
- Х-25МР – многоцелевая ракета с радиокомандной аппаратурой В-500 для замены ракеты Х-23.

Облик ракеты Х-25МП практически полностью совпадал с обликом ракеты Х-27ПС. Однако система управления ракетой была модифицирована путем введения в нее признака системы наведения и изменения закона управления, что позволило уменьшить минимальную дальность пуска у ракеты Х-25МП до 3–5 км по сравнению с 9,5–10 км у ракеты Х-27ПС. Хвостовой обтекатель, входивший в состав отсека энергообеспечения, был удлинен и стал самостоятельным шестым отсеком.

Ракета Х-25МЛ получалась из Х-25МП заменой пассивной радиолокационной ГСН на полуактивную лазерную.

Ракета Х-25МР получалась из Х-25МП заменой пассивной радиолокационной ГСН на носовой обтекатель и размещением в 6-м отсеке радиокомандной аппаратуры. Таким образом, ракета Х-25М состояла из носового и хвостового сменных отсеков и базового модуля, представлявшего собой ракету Х-27ПС без ГСН и с измененной хвостовой частью.

Решение Комиссии Президиума СМ СССР по военно-промышленным вопросам № 318 от 13 декабря 1978 года и приказ МАП № 2 от 2 января 1979 года дали «зеленый свет» работе по созданию ракеты Х-25М.

В июне 1978 года был утвержден «План-график по разработке и выпуску экспериментальных модульных изделий», который предусматривал до ноября подготовку и передачу в производство необходимой технической документации.

Защита эскизного проекта ракеты Х-25М проходила в ОКБ в июле 1979 года.

21 декабря 1979 года начался этап «А» государственных совместных летных испытаний ГСЛИ, проходивший в четыре подэтапа.

Первый подэтап из-за неподготовленности основного самолета для испытаний МиГ-23БК проводился на самолете МиГ-23М и заключался в отработке ракеты Х-25МР.

На втором подэтапе отрабатывалась ракета Х-25МП в составе вооружения самолета МиГ-23БК. По результатам этих двух подэтапов выявилось, что горение порохового заряда двигателя ПРД-276 отрицательно влияет на процесс наведения ракет Х-25МЛ и Х-25МР.

С целью недопущения перерыва в испытаниях, вызванного разработкой двигателя с новым, менее дымным топливом, третий подэтап, на котором отрабатывалась Х-25МЛ, проводился с подключением второго самолета МиГ-23БК, осуществлявшего подсвет цели при пусках ракет с первого МиГа.

На четвертом подэтапе проводилась проверка работоспособности разных вариантов ракеты Х-25М при наведении на цель для доводки до состояния, обеспечивающего определение летно-тактических, технических и боевых характеристик. Он завершился 3 сентября 1981 года.

4 ноября 1981 года на самолете МиГ-27К (обозначение МиГ-23БК с 1981 года) начался этап «Б» государственных совместных летных испытаний. Хотя окончить его планировалось 22 февраля 1982 года, пуски всех запланированных ракет были выполнены досрочно, что позволило завершить этап «Б» 28 декабря 1981 года.

16 сентября 1981 года за создание и запуск в серийное производство семейства модульных ракет Х-25М коллектив КПО «Стрела» был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Многие работники предприятия были также награждены орденами и медалями Советского Союза.

Первые серийные ракеты были сданы заказчику в 1982 году. Пик серийного производства пришелся на вторую половину 80-х годов. После распада Советского Союза в производстве находились только ракеты Х-25МЛ, объем выпуска которых значительно снизился. Последние ракеты были изготовлены в 1997 году. Всего было произведено около 25000 ракет типа Х-25М, из которых более 5000 отправлено на экспорт в 15 стран.

Приказом № 0209 от 13 августа 1989 года министра обороны СССР ракеты Х-25МП, Х-25МЛ и Х-25МР были приняты на вооружение. Это была самая массовая советская ракета класса «воздух-поверхность» как по выпуску, так и по количеству вооруженных ей самолетов.

http://ktrv2.stat-pro.ru/production/68/653/64/821/

https://sovetarmy.forum2x2.ru

Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения