Ракета Х-25М
Идея и ведущая роль в создании первой в мире модульной ракеты принадлежит В. Г. Коренькову, который в 1973 г. предложил концепцию построения ряда ракет на основе комплектации сменных отсеков систем наведения и боевых частей с единой унифицированной ракетой УР-73. Эта концепция легла в основу модульного агрегатирования.
После выхода правительственного постановления в конце 1978 г. работы по такой ракете, получившей обозначение Х-25М («модульная»), развернулись полным ходом.
Отметим основные принципы, заложенные в идеологию ее построения:
• замена находящихся в производстве трех ракет Х-23М, Х-25 и Х-27ПС одной ракетой со сменными системами наведения;
• возможность формирования в строевых частях необходимого облика ракеты;
• возможность совершенствования данного класса оружия за счет применения новых типов боевых частей и перспективных систем наведения.
Создание модульной ракеты Х-25М позволяет:
• уменьшить число типов ракет;
• значительно снизить затраты и сроки на создание новых систем управляемого ракетного оружия;
• сократить цикл мобилизационного развертывания на особый период;
• создать семейство модульных элементов систем вооружения с достаточной степенью адаптации к динамической ситуации на театре военных действий;
• повысить эксплуатационную надежность систем вооружения и упростить их эксплуатацию.
На первом этапе предполагалось унифицировать ракеты Х-23М, Х-25 и Х-27ПС, а в дальнейшем — разработать для модульного ряда Х-25М новые варианты модулей ГСН и боевого снаряжения.
В качестве базового образца для ракеты Х-25М была принята ракета Х-27ПС. К концу 1979 г. были разработаны четыре варианта:
• Х-25МП (изделие 711) — противорадиолокационная ракета с пассивной радиолокационной ГСН ПРГС-1ВП, боевой частью, двигателем и пневмосистемой ракеты Х-27ПС;
• Х-25МП (изделие 712) — вариант Х-25МП (изделие 711) с пассивной радиолокационной ГСН ПРГС-2ВП;
• Х-25МЛ (изделие 713) — многоцелевая ракета, в отличие от Х-25МП оснащенная полуактивной лазерной ГСН 24Н1;
• Х-25МР (изделие 714) — многоцелевая ракета, в отличие от Х-25МП оснащенная радиокомандной аппаратурой наведения В-500.
Создание этого семейства ракет было завершено принятием их на вооружение в 1981 г.
Концепция создания новых ракет на основе модульного агрегатирования стала традиционной при разработке средств поражения различного назначения.
В дальнейшем была разработана ракета Х-25МТП (изд. 715) с тепловизионной ГСН Ю-700 (работы были остановлены после изготовления первой опытной партии из 5 ракет).
В настоящее время идут работы по дополнению модульного семейства Х-25М ракетами Х-25МС и Х-25МА.
Этап «А» ГСЛИ начался 21 декабря 1979 г. и проходил в четыре подэтапа. Первый подэтап проводился на самолете МиГ-23М (21.12.79— 22.04.80) и заключался в испытании ракеты Х-25MP. В ходе него было выполнено 8 пусков ракеты Х-25МР в телеметрическом варианте и 3 пуска Х-23М в боевом варианте. На втором подэтапе (21.12.79 — 18.07.80) отрабатывалась ракета Х-25МП в составе вооружения самолета МиГ-23БК, выполнившего три пуска телеметрического варианта ракеты. Третий подэтап (23.10.80 — 3.04.81), на котором отрабатывалась Х-25МЛ, проводился с использованием второго самолета МиГ-23БК, осуществлявшего подсвет цели при двух пусках ракеты с первого МиГ-23БК. На четвертом подэтапе (27.3.81— 3.09.81) проводилась проверка работоспособности разных вариантов ракеты Х-25М при наведении на цель для доводки до состояния, обеспечивающего определение летно-тактических, технических и боевых характеристик. В ходе него было выполнено 8 пусков ракеты (1 Х-25МП, 5 Х-25МЛ и 2Х-25МР).
На самолете МиГ-27К (обозначение МиГ-23БК с 1981 г.) 4 ноября 1981г. начался этап «Б» ГСЛИ. Хотя его окончание планировалось 22 февраля 1982 г.. все 14 намеченных пуска были проведены досрочно, что позволило завершить этап «Б» 28 декабря 1981 г.
В ходе государственных совместных летных испытаний ракеты Х-25М в составе системы вооружения самолета МиГ-27К были получены следующие результаты для типовой зачетной цели типа «Кабина РЛС П-35»:
• вероятность поражения, заданная по ТТТ ВВС не менее 0,7, с доверительной вероятностью 0,9, составила 0,36...0,92 для ракеты Х-25МР и 0,43...0,97 для ракеты Х-25МЛ;
• частотность попадания в приведенную площадь поражения составила 0,71 для ракеты Х-25МР и 0,83 для ракеты Х-25МЛ (рис. 3.18). Вероятность поражения и частотность попадания для ракеты Х-25МП не рассматривались, так как были приняты равными вероятности поражения и частотности попадания ракеты Х-27ПС.
Серийное производство ракеты Х-25М началось в 1982 г. Калининградским производственным объединением «Стрела». Месячный объем производства составлял во второй половине 80-х годов почти 3000 ракет (из них несколько десятков Х-25МП, остальные Х-25МЛ и Х-25МП приблизительно поровну).
Серийное производство ракет Х-25МР и Х-25МП было свернуто к 1993 г., дольше всех производилась ракета Х-25МЛ, последняя партия была выпущена в 1995 г.
Ракета Х-25М, как и все предыдущие ракеты ОКБ «Звезда», выполнена по аэродинамической схеме «утка» с Х-образным расположением консолей крыла и рулей и включает следующие функциональные системы:
• планер. Выполнен в основном из алюминиевых сплавов и состоит из корпуса, четырех консолей крыла, на каждой из которых установлен элерон, и четырех рулей. Перед рулями для повышения управляемости ракеты на малых скоростях и снижения продольной устойчивости на варианте Х-25МП уста-
новлены дестабилизаторы. Корпус технологически делится на шесть отсеков. Все Детали конструкции имеют антикоррозийное покрытие;
• двигатель РДТТ-324. Разработан на базе двигателя ПРД-276 ракеты Х-27ПС, от которого отличается использованием менее дымного топлива и является твердотопливным, двухрежимным, однокамерным ракетным двигателем, в стальной корпус которого заливается заряд смесевого топлива. Двигатель имеет суммарный импульс 17 200 кг-с, тягу за время 0,15...2 с более 2000 кг, время работы 5... 11,5 с, массу топлива 82,5 кг, массу снаряженную 122 кг;
• боевую часть Ф-27. Включает цельносварной корпус из алюминиевого сплава и разрывной заряд с детонатором и имеет тротиловый эквивалент 160 кг, что обеспечивает вывод из строя РЛС AN/MPQ-46 (-48) при подрыве в зоне достоверного поражения с радиусом до 16 м;
• контактное взрывательное устройство, включающее систему контактных датчиков СКД-24 из трех датчиков Б-24 инерционного типа и предохранительно-исполнительный механизм И-255. Обеспечивает подрыв боевой части до ее внедрения в преграду при скорости встречи ракеты с целью 200...900 м/с и углах подхода 2...45° (от горизонта);
• систему управления ракетой СУР-17. Разработана на базе системы управления СУР-73 ракеты Х-27ПС. Ее главное отличие — использование блока формирования команд управления БФКУ-89, состоящего из датчика угла тангажа и электронной схемы и отличающегося от БФКУ-79 автопилота СУР-73 введением признака системы наведения и закона переключения при превышении углом визирования заданной величины, зависящей от времени. Это позволило уменьшить минимальную дальность пуска для ракеты Х-25МП по сравнению с Х-27ПС до 3...5 км, а для ракеты Х-25МЛ по сравнению с Х-25 увеличить углы подхода к цели. Кроме БФКУ-89, в состав СУР-17 входят блок управления БУ-42-01, включающий три датчика угловых скоростей, два датчика линейных ускорений, датчик крена и электронную схему; два пневматических рулевых привода ПГ-11 для управления по курсу и тангажу; пневматический рулевой привод ПГ-10 для стабилизации ракеты по крену;
• электросистему, включающую ампульную свинцовую батарею АБ-447 (источник постоянного тока в автономном полете), блок питания БП-71 (источник постоянного тока в совместном полете и переменного тока — в автономном), предохранительный механизм ПМ-71 и электрожгутовую сеть со штепсельными разъемами. Специфические для каждого варианта ракеты элементы электрооборудования: блок задержки БЗ-71 на Х-25 МЛ, преобразователь ПТ-0,125С и регулятор частоты БРЧ-2 на Х-25МР;
• воздушную систему, состоящую из ампульного пневмоблока и оборудования для подвода воздуха к рулевым приводам, арретирам рулей, устройству запуска ампульной батареи;
• пассивную радиолокационную ГСН ПРГС-1ВП ракеты Х-27ПС (ракета Х-25МП — изделие 711);
• пассивную радиолокационную ГСН ПРГС-2ВП ракеты Х-27ПС (ракета Х-25 МП — изделие 712);
• полуактивную лазерную ГСН 24Н1 (ракета Х-25МЛ — изделие 713);
• радиокомандную систему наведения В-500 (ракета Х-25МР — изделие 714). В-500 отличается от аппаратуры «Дельта-Р2М» ракеты Х-23М меньшими габаритами (в 5 раз) и массой (в 3 раза).
Все варианты ракеты имеют общий базовый модуль, где размещаются системы управления, пневмо- и элетросистемы, двигатель, боевое снаряжение, и сменные носовой (ГСН на Х-25МЛ и МП, на Х-25МР пустой обтекатель, под которым размещены преобразователь с регулятором частоты) и хвостовой отсеки (аппаратура В-500 на Х-25МР, обтекатели на Х-25МЛ и МП).
В строевые части ВВС СССР ракета начала поступать в 1982 г. и в настоящее время является основной тактической ракетой класса «воздух—поверхность» ВВС России. Зарубежными аналогами ракеты Х-25М можно считать ракеты AGM-65 «Мейврик», «Буллпап» и «Шрайк» (США) и AS.30 (AS.30L) ВВС Франции.
Ракета Х-25МП предназначена для поражения РЛС, работающих в диапазонах литер А и А', и используется в системе вооружения, включающей:
• до двух ракет Х-25МП;
• авиационные пусковые устройства АПУ-68УМЗ;
• подвесной съемный контейнер с аппаратурой «Вьюга» (на самолетах МиГ) или «Вьюга-17» (на самолетах Су) для управления работой ГСН ракет;
• наземное контрольно-проверочное оборудование.
Носителями данной системы вооружения являются самолеты МиГ-27М, МиГ-27К, МиГ-27Д, Су-17МЗ, Су-17М4, Су-22МЗ и Су-22М4.
Ракета Х-25МЛ предназначена для поражения кабин РЛС, пусковых установок ракет, самолетов на открытых стоянках, железнодорожных эшелонов и малотоннажных кораблей и судов. Она используется в системах вооружения «Прожектор», «Кайра», «Клен», «Шквал», включающих:
• лазерную станцию подсвета цели;
• до четырех ракет Х-25МЛ;
• авиационные пусковые устройства АПУ-68УМЗ и АПУ-68УМ2;
• контрольно-проверочную аппаратуру.
Система вооружения «Прожектор» используется самолетами Су-17М2, «Кайра» - Су-24М, Су-24МК и МиГ-27К, «Клен» - Су-17МЗ, Су-17М4, Су-22МЗ, Су-22М4, Су-25, Су-25К и МиГ-27М, «Шквал» — Су-25Т. Все самолеты могут размещать до 4 ракет (кроме Су-17М2, на котором размещаются 2 ракеты). Кроме того, в ходе летных испытаний самолета МиГ-29М была подтверждена способность использования ракет Х-25МЛ.
Ракета Х-25МР предназначена для поражения тех же целей, что и Х-25МЛ, и используется в системе вооружения Х-23, включающих:
• две-четыре ракеты Х-25МР;
• пусковые устройства АПУ-68У, АПУ-68УМ, АПУ-68УМ2, АПУ-68УМЗ с электроавтоматикой управления;
• радиокомандную аппаратуру управления «Дельта-Н», встроенную на носителе ракет или размещаемую на нем в подвесном контейнере;
• наземное контрольно-проверочное оборудование;
• наземный тренажер.
Система вооружения Х-23 с ракетами Х-25МР используется самолетами МиГ-23М, МиГ-23МЛ, МиГ-27М, МиГ-27К, МиГ-27Д, МиГ-23Б, Су-17М, Су-22М4, Су-24М, Су-24МК. Все самолеты размещают 2 ракеты, а Су-24МК -четыре.
Тактико-технические данные изделий 711 / 712 / 713 / 714:
Максимальная дальность при высоте пуска:
- максимальной - 40 / 40 / 10 / 10 км;
- минимальной - до 25 / до 25 / 10 / 10 км;
Минимальная дальность при высоте пуска:
- максимальной - 15 / 15 / 2,5 / 2,5 км;
- минимальной - 3,0 / 3,0 / 2,5 / 2,5 км;
Диапазон высот пуска - 0,05...12,0 / 0,05...12,0 / 0,05...5,0 / 0,05...5,0 км;
Диапазон скоростей пуска - 700...1350 / 700... 1350 / 700...1350 / 700...1350 км/ч;
Скорость полета:
- максимальная - 920 / 920 / 870 / 870 м/с;
- средняя (на дальности, км) - 300 (20) / 300 (20) / до 450 (6) / до 450 (6) м/с;
Время управляемого полета - 90 / 90 / 90 / 90 с;
Располагаемая перегрузка - 10 / 10 / 10 / 10 g;
Точность (Екво) - 4,0...7,5 / 4,0...7,5 / 4...6 / 5...6 м;
Размеры:
- длина ракеты - 4255 / 4355 / 3705 / 3686 мм;
- диаметр ракеты - 275 / 275 / 275 / 275 мм;
- размах крыла - 755 - 755 - 755 - 755 мм;
Стартовая масса ракеты - 316 / 316 / 299 / 299 кг;
Масса боевой части Ф-27М - 86 кг;
Тип боевой части - фугасная;
Тип двигателя - РДТТ;
Тип системы наведения - ПРГС / ПРГС / лгсн / радиокомандная.
Источник: книга "Авиация ВВС России и научно технический прогресс".
Идея и ведущая роль в создании первой в мире модульной ракеты принадлежит В. Г. Коренькову, который в 1973 г. предложил концепцию построения ряда ракет на основе комплектации сменных отсеков систем наведения и боевых частей с единой унифицированной ракетой УР-73. Эта концепция легла в основу модульного агрегатирования.
После выхода правительственного постановления в конце 1978 г. работы по такой ракете, получившей обозначение Х-25М («модульная»), развернулись полным ходом.
Отметим основные принципы, заложенные в идеологию ее построения:
• замена находящихся в производстве трех ракет Х-23М, Х-25 и Х-27ПС одной ракетой со сменными системами наведения;
• возможность формирования в строевых частях необходимого облика ракеты;
• возможность совершенствования данного класса оружия за счет применения новых типов боевых частей и перспективных систем наведения.
Создание модульной ракеты Х-25М позволяет:
• уменьшить число типов ракет;
• значительно снизить затраты и сроки на создание новых систем управляемого ракетного оружия;
• сократить цикл мобилизационного развертывания на особый период;
• создать семейство модульных элементов систем вооружения с достаточной степенью адаптации к динамической ситуации на театре военных действий;
• повысить эксплуатационную надежность систем вооружения и упростить их эксплуатацию.
На первом этапе предполагалось унифицировать ракеты Х-23М, Х-25 и Х-27ПС, а в дальнейшем — разработать для модульного ряда Х-25М новые варианты модулей ГСН и боевого снаряжения.
В качестве базового образца для ракеты Х-25М была принята ракета Х-27ПС. К концу 1979 г. были разработаны четыре варианта:
• Х-25МП (изделие 711) — противорадиолокационная ракета с пассивной радиолокационной ГСН ПРГС-1ВП, боевой частью, двигателем и пневмосистемой ракеты Х-27ПС;
• Х-25МП (изделие 712) — вариант Х-25МП (изделие 711) с пассивной радиолокационной ГСН ПРГС-2ВП;
• Х-25МЛ (изделие 713) — многоцелевая ракета, в отличие от Х-25МП оснащенная полуактивной лазерной ГСН 24Н1;
• Х-25МР (изделие 714) — многоцелевая ракета, в отличие от Х-25МП оснащенная радиокомандной аппаратурой наведения В-500.
Создание этого семейства ракет было завершено принятием их на вооружение в 1981 г.
Концепция создания новых ракет на основе модульного агрегатирования стала традиционной при разработке средств поражения различного назначения.
В дальнейшем была разработана ракета Х-25МТП (изд. 715) с тепловизионной ГСН Ю-700 (работы были остановлены после изготовления первой опытной партии из 5 ракет).
В настоящее время идут работы по дополнению модульного семейства Х-25М ракетами Х-25МС и Х-25МА.
Этап «А» ГСЛИ начался 21 декабря 1979 г. и проходил в четыре подэтапа. Первый подэтап проводился на самолете МиГ-23М (21.12.79— 22.04.80) и заключался в испытании ракеты Х-25MP. В ходе него было выполнено 8 пусков ракеты Х-25МР в телеметрическом варианте и 3 пуска Х-23М в боевом варианте. На втором подэтапе (21.12.79 — 18.07.80) отрабатывалась ракета Х-25МП в составе вооружения самолета МиГ-23БК, выполнившего три пуска телеметрического варианта ракеты. Третий подэтап (23.10.80 — 3.04.81), на котором отрабатывалась Х-25МЛ, проводился с использованием второго самолета МиГ-23БК, осуществлявшего подсвет цели при двух пусках ракеты с первого МиГ-23БК. На четвертом подэтапе (27.3.81— 3.09.81) проводилась проверка работоспособности разных вариантов ракеты Х-25М при наведении на цель для доводки до состояния, обеспечивающего определение летно-тактических, технических и боевых характеристик. В ходе него было выполнено 8 пусков ракеты (1 Х-25МП, 5 Х-25МЛ и 2Х-25МР).
На самолете МиГ-27К (обозначение МиГ-23БК с 1981 г.) 4 ноября 1981г. начался этап «Б» ГСЛИ. Хотя его окончание планировалось 22 февраля 1982 г.. все 14 намеченных пуска были проведены досрочно, что позволило завершить этап «Б» 28 декабря 1981 г.
В ходе государственных совместных летных испытаний ракеты Х-25М в составе системы вооружения самолета МиГ-27К были получены следующие результаты для типовой зачетной цели типа «Кабина РЛС П-35»:
• вероятность поражения, заданная по ТТТ ВВС не менее 0,7, с доверительной вероятностью 0,9, составила 0,36...0,92 для ракеты Х-25МР и 0,43...0,97 для ракеты Х-25МЛ;
• частотность попадания в приведенную площадь поражения составила 0,71 для ракеты Х-25МР и 0,83 для ракеты Х-25МЛ (рис. 3.18). Вероятность поражения и частотность попадания для ракеты Х-25МП не рассматривались, так как были приняты равными вероятности поражения и частотности попадания ракеты Х-27ПС.
Серийное производство ракеты Х-25М началось в 1982 г. Калининградским производственным объединением «Стрела». Месячный объем производства составлял во второй половине 80-х годов почти 3000 ракет (из них несколько десятков Х-25МП, остальные Х-25МЛ и Х-25МП приблизительно поровну).
Серийное производство ракет Х-25МР и Х-25МП было свернуто к 1993 г., дольше всех производилась ракета Х-25МЛ, последняя партия была выпущена в 1995 г.
Ракета Х-25М, как и все предыдущие ракеты ОКБ «Звезда», выполнена по аэродинамической схеме «утка» с Х-образным расположением консолей крыла и рулей и включает следующие функциональные системы:
• планер. Выполнен в основном из алюминиевых сплавов и состоит из корпуса, четырех консолей крыла, на каждой из которых установлен элерон, и четырех рулей. Перед рулями для повышения управляемости ракеты на малых скоростях и снижения продольной устойчивости на варианте Х-25МП уста-
новлены дестабилизаторы. Корпус технологически делится на шесть отсеков. Все Детали конструкции имеют антикоррозийное покрытие;
• двигатель РДТТ-324. Разработан на базе двигателя ПРД-276 ракеты Х-27ПС, от которого отличается использованием менее дымного топлива и является твердотопливным, двухрежимным, однокамерным ракетным двигателем, в стальной корпус которого заливается заряд смесевого топлива. Двигатель имеет суммарный импульс 17 200 кг-с, тягу за время 0,15...2 с более 2000 кг, время работы 5... 11,5 с, массу топлива 82,5 кг, массу снаряженную 122 кг;
• боевую часть Ф-27. Включает цельносварной корпус из алюминиевого сплава и разрывной заряд с детонатором и имеет тротиловый эквивалент 160 кг, что обеспечивает вывод из строя РЛС AN/MPQ-46 (-48) при подрыве в зоне достоверного поражения с радиусом до 16 м;
• контактное взрывательное устройство, включающее систему контактных датчиков СКД-24 из трех датчиков Б-24 инерционного типа и предохранительно-исполнительный механизм И-255. Обеспечивает подрыв боевой части до ее внедрения в преграду при скорости встречи ракеты с целью 200...900 м/с и углах подхода 2...45° (от горизонта);
• систему управления ракетой СУР-17. Разработана на базе системы управления СУР-73 ракеты Х-27ПС. Ее главное отличие — использование блока формирования команд управления БФКУ-89, состоящего из датчика угла тангажа и электронной схемы и отличающегося от БФКУ-79 автопилота СУР-73 введением признака системы наведения и закона переключения при превышении углом визирования заданной величины, зависящей от времени. Это позволило уменьшить минимальную дальность пуска для ракеты Х-25МП по сравнению с Х-27ПС до 3...5 км, а для ракеты Х-25МЛ по сравнению с Х-25 увеличить углы подхода к цели. Кроме БФКУ-89, в состав СУР-17 входят блок управления БУ-42-01, включающий три датчика угловых скоростей, два датчика линейных ускорений, датчик крена и электронную схему; два пневматических рулевых привода ПГ-11 для управления по курсу и тангажу; пневматический рулевой привод ПГ-10 для стабилизации ракеты по крену;
• электросистему, включающую ампульную свинцовую батарею АБ-447 (источник постоянного тока в автономном полете), блок питания БП-71 (источник постоянного тока в совместном полете и переменного тока — в автономном), предохранительный механизм ПМ-71 и электрожгутовую сеть со штепсельными разъемами. Специфические для каждого варианта ракеты элементы электрооборудования: блок задержки БЗ-71 на Х-25 МЛ, преобразователь ПТ-0,125С и регулятор частоты БРЧ-2 на Х-25МР;
• воздушную систему, состоящую из ампульного пневмоблока и оборудования для подвода воздуха к рулевым приводам, арретирам рулей, устройству запуска ампульной батареи;
• пассивную радиолокационную ГСН ПРГС-1ВП ракеты Х-27ПС (ракета Х-25МП — изделие 711);
• пассивную радиолокационную ГСН ПРГС-2ВП ракеты Х-27ПС (ракета Х-25 МП — изделие 712);
• полуактивную лазерную ГСН 24Н1 (ракета Х-25МЛ — изделие 713);
• радиокомандную систему наведения В-500 (ракета Х-25МР — изделие 714). В-500 отличается от аппаратуры «Дельта-Р2М» ракеты Х-23М меньшими габаритами (в 5 раз) и массой (в 3 раза).
Все варианты ракеты имеют общий базовый модуль, где размещаются системы управления, пневмо- и элетросистемы, двигатель, боевое снаряжение, и сменные носовой (ГСН на Х-25МЛ и МП, на Х-25МР пустой обтекатель, под которым размещены преобразователь с регулятором частоты) и хвостовой отсеки (аппаратура В-500 на Х-25МР, обтекатели на Х-25МЛ и МП).
В строевые части ВВС СССР ракета начала поступать в 1982 г. и в настоящее время является основной тактической ракетой класса «воздух—поверхность» ВВС России. Зарубежными аналогами ракеты Х-25М можно считать ракеты AGM-65 «Мейврик», «Буллпап» и «Шрайк» (США) и AS.30 (AS.30L) ВВС Франции.
Ракета Х-25МП предназначена для поражения РЛС, работающих в диапазонах литер А и А', и используется в системе вооружения, включающей:
• до двух ракет Х-25МП;
• авиационные пусковые устройства АПУ-68УМЗ;
• подвесной съемный контейнер с аппаратурой «Вьюга» (на самолетах МиГ) или «Вьюга-17» (на самолетах Су) для управления работой ГСН ракет;
• наземное контрольно-проверочное оборудование.
Носителями данной системы вооружения являются самолеты МиГ-27М, МиГ-27К, МиГ-27Д, Су-17МЗ, Су-17М4, Су-22МЗ и Су-22М4.
Ракета Х-25МЛ предназначена для поражения кабин РЛС, пусковых установок ракет, самолетов на открытых стоянках, железнодорожных эшелонов и малотоннажных кораблей и судов. Она используется в системах вооружения «Прожектор», «Кайра», «Клен», «Шквал», включающих:
• лазерную станцию подсвета цели;
• до четырех ракет Х-25МЛ;
• авиационные пусковые устройства АПУ-68УМЗ и АПУ-68УМ2;
• контрольно-проверочную аппаратуру.
Система вооружения «Прожектор» используется самолетами Су-17М2, «Кайра» - Су-24М, Су-24МК и МиГ-27К, «Клен» - Су-17МЗ, Су-17М4, Су-22МЗ, Су-22М4, Су-25, Су-25К и МиГ-27М, «Шквал» — Су-25Т. Все самолеты могут размещать до 4 ракет (кроме Су-17М2, на котором размещаются 2 ракеты). Кроме того, в ходе летных испытаний самолета МиГ-29М была подтверждена способность использования ракет Х-25МЛ.
Ракета Х-25МР предназначена для поражения тех же целей, что и Х-25МЛ, и используется в системе вооружения Х-23, включающих:
• две-четыре ракеты Х-25МР;
• пусковые устройства АПУ-68У, АПУ-68УМ, АПУ-68УМ2, АПУ-68УМЗ с электроавтоматикой управления;
• радиокомандную аппаратуру управления «Дельта-Н», встроенную на носителе ракет или размещаемую на нем в подвесном контейнере;
• наземное контрольно-проверочное оборудование;
• наземный тренажер.
Система вооружения Х-23 с ракетами Х-25МР используется самолетами МиГ-23М, МиГ-23МЛ, МиГ-27М, МиГ-27К, МиГ-27Д, МиГ-23Б, Су-17М, Су-22М4, Су-24М, Су-24МК. Все самолеты размещают 2 ракеты, а Су-24МК -четыре.
Тактико-технические данные изделий 711 / 712 / 713 / 714:
Максимальная дальность при высоте пуска:
- максимальной - 40 / 40 / 10 / 10 км;
- минимальной - до 25 / до 25 / 10 / 10 км;
Минимальная дальность при высоте пуска:
- максимальной - 15 / 15 / 2,5 / 2,5 км;
- минимальной - 3,0 / 3,0 / 2,5 / 2,5 км;
Диапазон высот пуска - 0,05...12,0 / 0,05...12,0 / 0,05...5,0 / 0,05...5,0 км;
Диапазон скоростей пуска - 700...1350 / 700... 1350 / 700...1350 / 700...1350 км/ч;
Скорость полета:
- максимальная - 920 / 920 / 870 / 870 м/с;
- средняя (на дальности, км) - 300 (20) / 300 (20) / до 450 (6) / до 450 (6) м/с;
Время управляемого полета - 90 / 90 / 90 / 90 с;
Располагаемая перегрузка - 10 / 10 / 10 / 10 g;
Точность (Екво) - 4,0...7,5 / 4,0...7,5 / 4...6 / 5...6 м;
Размеры:
- длина ракеты - 4255 / 4355 / 3705 / 3686 мм;
- диаметр ракеты - 275 / 275 / 275 / 275 мм;
- размах крыла - 755 - 755 - 755 - 755 мм;
Стартовая масса ракеты - 316 / 316 / 299 / 299 кг;
Масса боевой части Ф-27М - 86 кг;
Тип боевой части - фугасная;
Тип двигателя - РДТТ;
Тип системы наведения - ПРГС / ПРГС / лгсн / радиокомандная.
Источник: книга "Авиация ВВС России и научно технический прогресс".