Советская военная техника
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Советская военная техника

Форум о советской военной технике и армии


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Т-220 (КВ-220) - опытный тяжёлый танк

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Rotor

Rotor

Т-220 (КВ-220) - опытный тяжёлый танк.

Разработчик: СКБ-2 Кировского завода, Ленинград.
Изготовитель: Кировский завод, Ленинград.

Заводское (чертёжное) обозначение: «Объект 220».
Внутренние заводские обозначения: Т-220, КВ-220.

Ведущий инженер машины: Л.Е.Сычёв.

Зарезервированное войсковое обозначение: КВ-4.

Танк на вооружение не принимался.

Было изготовлено 2 опытных образца танка: Т-220-1, Т-220-2. Обе машины участвовали в боевых действиях по обороне Ленинграда.

История создания.

Летом 1940 г. по итогам Зимней войны и сравнительных испытаний было решено прекратить работы по тяжёлым танкам СМК и Т-100, и приступить усовершенствованию тяжёлого танка КВ-1 Ленинградского Кировского завода (ЛКЗ), запущенного в серийное производство.

Принятый на вооружение 19 декабря 1939 г. тяжёлый танк КВ-1 в то время был лучшей машиной в своём классе. В течение двух лет ни одна страна мира не могла создать ничего подобного, а первые серийные «Тигры», ставшие ответом немцев на КВ-1, появились на фронте только осенью 1942 г.

Тяжёлый танк КВ-1 был принят на вооружение с 76-мм пушкой Ф-32 конструкции В.Г.Грабина (завод №92), производство которой задержалось, поэтому до января 1941 г. танк оснащался пушкой Л-11 конструкции И.А.Маханова (Кировский завод). Оба орудия имели баллистику 76-мм зенитной пушки системы Лендера образца 1914/15 г. с увеличенной (с 592 до 613 м/с) начальной скоростью снаряда.

В целом 76-мм пушка Л-11 обладала вполне удовлетворительными характеристиками. На дистанции 1000 м она пробивала броню толщиной 43 мм, поставленную под углом 30°. При толщине брони в 75 мм КВ-1 не мог такой пушкой пробить себе подобного. Пушка Л-11 устанавливалась и на средний танк Т-34. А ситуация, когда средний и тяжёлый танк имеют одинаковое основное вооружение, военные справедливо считали ненормальной.

Закономерным результатом стали предложения по улучшению системы танкового вооружения. Пунктом 1 в перечне таких предложений, датированных 11 июня 1940 г., идёт танк КВ. Согласно этому пункту, танк должен был получить 76-мм пушку с начальной скоростью не ниже 800 м/с для того, чтобы пробивать броню толщиной от 70 до 80 мм. Наиболее подходящим орудием являлась 76-мм зенитная пушка обр. 1931 г. (3-К). В этом же предложении шла речь и об усилении бронирования КВ до 90–100 мм. Согласно расчётам, 76-мм зенитная пушка 3-К пробивала на дистанции 1000 м броню толщиной около 70 мм, установленную под углом 30°. Хороший показатель, но в соответствии с новыми требованиями по бронированию получалось, что толщина усиленной брони танка КВ оказывалась выше пробиваемости 3-К. Вдобавок, эту пушку уже сняли с производства. Вместо 3-К начался выпуск более мощной 85-мм зенитной пушки обр. 1939 г. (52-К). Это орудие на той же дистанции и под тем же углом пробивало уже 88 мм брони.

Задание по новым пушкам появилось 21 июня 1940 г. в ведомости по опытным образцам танковых, самоходных и противотанковых систем, подлежащих разработке: одна – с баллистикой 76-мм зенитного орудия, вторая – с баллистикой 85-мм зенитного орудия. Для обоих вариантов перевооружения «КВ с малой башней» (КВ-1) сроком изготовления опытных образцов пушек указывалось 1 сентября 1940 г. В качестве разработчика обеих систем был определён завод №92.

17 июля 1940 г. вышло постановление СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) №1288–495сс, оговаривающее изготовление модернизированных образцов танков КВ, а также самоходных установок на его базе. Согласно постановлению, планировалось изготовить четыре танка. Предполагалось, что танки будут отличаться от КВ-1 усиленным бронированием и вооружением (КВ-1 имел броню толщиной 75 мм). Два образца должны были получить броню толщиной 90 мм, ещё два – 100 мм. Два танка (один с 90-мм бронёй, а второй со 100-мм бронёй) должны были получить 76-мм пушки с баллистикой зенитной пушки 3-К. Ещё два получали 85-мм пушку с баллистикой 85-мм зенитной пушки 52-К. Разработка обоих танковых пушек поручалась заводу №92.

Из Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) №1288-495сс от 17 июля 1940 г.:

«К 1 ноября 1940 года Кировскому заводу изготовить два танка КВ с броней 90 мм: один с пушкой 76 мм Ф-32, другой с пушкой 85 мм. Один корпус будет подан с Ижорского завода в конце октября, изготовление танка намечено закончить к 5 ноября. Второй корпус будет изготовлен в ноябре.

К 1 декабря 1940 года Кировскому заводу изготовить два танка КВ с броней 100 мм: один с пушкой 76 мм Ф-32, другой с пушкой 85 мм. Один корпус будет подан в конце октября, второй в ноябре».


На заводе №92 в Горьком пушке с баллистикой 3-К присвоили заводской индекс «Ф-27». В качестве базы использовали другую 76-мм танковую пушку – Ф-34, предназначенную для среднего танка Т-34. Благодаря унификации проектированием Ф-27 прошло быстро. Уже ко 2 сентября 1940 г. пушка (или как тогда говорили - система), установленная в танке Т-28, произвела первые 122 выстрела. К 24 сентября Ф-27 произвела 600 выстрелов, при этом были обнаружены недоделки в противооткатной системе. Вместе с тем, пушка, согласно отчётам, показала удовлетворительную кучность. В октябре 1940 г. в связи с доводками узлов заводские испытания приостановились. Началась сборка второго образца с использованием узлов танковой пушки Ф-34. Готовилась отправка танка Т-28 с опытным образцом Ф-27 на АНИОП (артиллерийский научно-испытательный опытный полигон в районе поселка Мулино), но она так и не состоялась.

В сентябре 1940 г. в СКБ-2 Кировского завода группа под руководством инженера Л.H.Переверзева подготовила проект танка КВ с 90-мм броней, получившего заводское обозначение Т-150 или «Объект 150», а конструкторы под руководством Л.Е.Сычева — танк Т-220 или «Объект 220» с бронёй в 100 мм. В ходе работ по танку Т-220 («Объект 220») выявилось, что габариты 85-мм пушки Ф-30 не позволяют установить её в существующую башню КВ-1, поэтому танк получил новую башню.

Чертежи корпуса и башни новых танков передали для изготовления на Ижорский завод, но последний не смог выполнить задание полностью — до конца 1940 г. он сумел сдать лишь один корпус с башней из 90 мм брони и один — из 100 мм брони. О причинах невыполнения руководство предприятия сообщало следующее:

«Изготовление опытных образцов для Кировского завода происходило в том же цехе №2, где изготавливался основной объект КВ (речь идет о серийных танках). В силу этого одной из причин неизготовления объектов КВ с бронёй 90 и 100 мм была перегрузка станочного оборудования, тем более что в производстве одновременно находилось четыре опытных образца КВ.

Кроме того, на невыполнение опытных объектов Кировского завода сказалось несвоевременное получение чертежей».


На заводе №92 в Горьком пушке с баллистикой 3-К присвоили заводской индекс «Ф-27», а 85-мм орудию с баллистикой 52-К - «Ф-30». Руководство по разработке систем возглавил главный конструктор завода №92 В.Г.Грабин. Согласно плану по вооружению танков на 1941 г., 50% КВ предполагалось вооружать пушкой Ф-30.

При создании пушек на заводе №92 пошли по пути развития конструкции 76-мм танковой пушки Ф-34. Взяв за основу эту пушку, коллектив КБ установил новые стволы и усилил противооткатные устройства. В результате разработка обоих пушек прошла в сжатые сроки. К 1 сентября 1940 г. оба орудия были не только изготовлены, но они уже проходили огневые испытания.

Для испытаний пушек использовались танки Т-28. К 2 сентября 1940 г. Ф-27 прошла 5 стрельб, в ходе которых произвели 122 выстрела с удовлетворительными результатами. Ф-30 к тому же сроку прошла 2 стрельбы, на которых в общей сложности было выполнено 68 выстрелов. По итогам стрельб были обнаружены некоторые недостатки в конструкции пушки, и завод занялся её доработкой. К 24 сентября 1940 г. число выстрелов достигло 90, после чего была обнаружена трещина в казённике. Испытания Ф-30 продолжались до 29 октября 1940 г., потом доработанную пушку демонтировали с Т-28 и отправили на Кировский завод. Одновременно с испытаниями на заводе №92 приступили к изготовлению второго опытного образца Ф-30, который закончили в самом конце октября 1940 г. Дальнейшие испытания застопорились.

Продольный разрез танка Т-220. Синька чертежа. Чертёж датирован 6 января 1941 г.:
Т-220 (КВ-220) - опытный тяжёлый танк WxF51

Корпус танка с броней в 100 мм — «Объект 220» — поступил на Кировский завод 7 декабря 1940 г., а сборку машины завершили в первых числах нового, 1941 г. Машина имела удлиненную на один каток (по сравнению с серийным КВ-1) ходовую часть. На это конструкторам пришлой пойти из-за существенного увеличения массы танка (боевая масса составляла 62,7 т), что произошло из-за увеличения основной брони до 100 мм и установки мощной 85-мм пушки в башне значительных размеров.

Корпус танка «Объекта 220» (также в документах встречаются обозначения Т-220 и КВ-220) представлял собой удлиненный корпус КВ-1 с увеличенной до 100 мм броней лобовой части и бортов. Как и в случае с Т-150, утолщение производилось наружу.

Как и в серийном КВ-1, у Т-220 впереди в отделении управления размещались механик-водитель и стрелок-радист. А вот в башне находилось четыре человека — слева от пушки наводчик и командир машины, а справа — два заряжающих.

Основное вооружение Т-220 состояло из 85-мм танковой пушки Ф-30, установку которой спроектировала группа инженеров СКБ-2 под руководством прикомандированного с завода №92 конструктора П.Ф.Муравьёва. Пушка устанавливалась в башне довольно больших размеров, имевшей вертикальные стенки. Для стрельбы использовались перископический прицел ПТ-6 и телескопический ТОД. Для монтажа и демонтажа пушки в кормовом листе башни был установлен люк достаточно больших размеров.

Кроме орудия, Т-220 имел три пулемета ДТ — один спаренный с пушкой, второй — в лобовом листе корпуса, слева от механика-водителя, и третий — в командирской башенке на крыше башни. Боекомплект состоял из 91 выстрела к 85-мм пушке и 64 дисков (4032 патрона) к ДТ.

Танк Т-220 оснащался дизельным двигателем В-2СН мощностью 850 л.с. Емкость топливных баков составила 825–845 л. Машина получила новую коробку перемены передач, спроектированную Н.Ф.Шашмуриным по типу коробки КВ-1, но усиленную и доработанную. Коробка имела меньшие габариты по сравнению с серийной, а так же больший запас прочности и улучшенные динамические характеристики.

Ходовая часть выполнялась по типу серийных КВ, но имела семь опорных и четыре поддерживающих катка (на борт).

14 января 1941 г. был подписан совместный приказ наркоматов обороны и тяжелого машиностроения о проведении на Кировском заводе полигонных испытаний опытных танков Т-150 и Т-220. Для этого создавалась комиссия под председательством помощника начальника научно-испытательного полигона военинженера 1-го ранга Глухова, в состав которой вошли представители ГАБТУ КА, полигона и Кировского завода. Одновременно с созданием комиссии была утверждена программа полигонных испытаний танков Т-150 и Т-220, которая в частности, предусматривала выполнение следующих пунктов:

«1. Определение тактико-технической характеристики танка.
2. Выявление недочетов в конструкции образца, подлежащих устранению до передачи в валовое производство.
3. Дача заключения о возможности допуска образцов к войсковым испытаниям.
4. Накопление опытных данных для составления инструкции по эксплуатации и ремонту танков».


Испытания начались 15 января 1941 г., и завершились 14 февраля 1941 г. Шли они с серьезными проблемами — в конструкции обоих танков обнаружилось значительное количество дефектов, прежде всего в силовой установке.

По:
https://www.litmir.me/br/?b=263979&p=2
https://warspot.ru/4884-opytnyy-tank-s-boevoy-biografiey

Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения