Советская военная техника
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Советская военная техника

Форум о советской военной технике и армии


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Проект 1825 «Север-2» - глубоководный аппарат

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Rotor

Rotor

Проект 1825 «Север-2» - глубоководный аппарат.

Главный конструктор ЦКБ-18 - З.А.Дерибин, с начала 1966 г. - Н.А.Климов, в 1966 г. - Ю.К.Сапожков.

Разработчик – ОКБ Ленинградского института «Гипрорыбфлот» (эскизный проект в 1964 г.), с конца 1965 г. - ЦКБ-18 (с начала 1966 г. - ЛПМБ «Рубин»), г. Ленинград, с сентября 1970 г. - ЦПБ «Волна», г. Ленинград.  
Завод-строитель – Ново-Адмиралтейский завод, г. Ленинград.

Первый отечественный обитаемый самоходный глубоководный аппарат.

Глубоководный аппарат 1-го поколения.

Построено 2 ГА проекта 1825:
- ГА «Север-2» - опытный;
- ГА «Север-2-бис» - головной.

Опытный ГА «Север-2» проекта 1825:
- техническое задание - июнь 1962 г.;
- эскизный проект - 1964 г.;
- корректировка эскизного проекта в ЦКБ-18 - 1966 г.;
- технический проект - июнь 1967 г.;
- закладка опытного ГА - 1968 г.;
- спуск опытного ГА на воду - 1970 г.

Опытный глубоководный аппарат проекта 1825 «Север-2»:
Проект 1825 «Север-2» - глубоководный аппарат Mue5k
Книга А.Б. Королева «Штурм гидрокосмоса».
https://cyberneticzoo.com/underwater-robotics/1968-north-2-sever-2-submersible-soviet/

История создания.

По инициативе Полярного научно-исследовательского и проектного института морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н М.Книповича (ПИНРО) в СССР были инициированы работы по созданию первого самоходного глубоководного аппарата (ГА). Именно его директор в своем обращении от 10 марта 1962 г. к начальнику общественного конструкторского бюро (ОКБ) при Ленинградском институте «Гипрорыбфлот» А.Н.Дмитриеву просил коллектив ОКБ «учитывая большую важность глубоководных исследований для рыбохозяйственной науки и рыбной промышленности, разработать техническое задание на проектирование глубоководного обитаемого автономного аппарата для рыбохозяйственных исследований до глубин 2000 м».

К этому времени отечественные исследователи располагали только привязным гидростатом «Север-1», буксируемым подводным аппаратом «Атлант-1» и подводной лодкой проекта 613, переоборудованной для исследовательских целей и получившей название «Северянка».

Гидростат «Север-1» был построен на Балтийском заводе в 1960 г. по проекту ГГ-57 «Гипрорыбфлота». Это было одноместное привязное подводное техническое средство, опускаемое на тросе с судна-носителя на глубины до 600 м.

Буксируемый подводный аппарат «Атлант-1› был создан Клайпедским отделением «Гипрорыбфлота» в 1963 г. Это было одноместное привязное плавучее подводное техническое средство буксировалось на тросе судном-носителем на глубинах до 100 м. Имея горизонтальные и вертикальные рули, оно могло по желанию исследователя изменять глубину погружения и ограниченно отклоняться от курса судна- носителя.

Подводная лодка «Северянка» была переоборудована из боевой подводной лодки в 1957 г. по техническому заданию Всесоюзного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО). В конце 1958 г. она вышла в свой первый рейс в Баренцево море с экспедицией в составе 9 представителей ВНИРО и ПИНРО. До 1965 г. лодка осуществила 9 научных рейсов, во время которых прошла в Северной Атлантике 14500 навигационных миль, совершив 130 погружений на глубины до 100 м.

«Север-1» и «Атлант-1», будучи привязными, не могли свободно передвигаться по желанию исследователя в горизонтальной плоскости, а «Северянка», будучи автономной, имела ограниченную глубину погружения и невысокие маневренные качества для проведения необходимых исследований у фунта.

ОКБ с апреля 1962 г. на общественных началах взялось за разработку технического задания на проектирование глубоководного аппарата, получившего название «ГА-2000».

ГА-2000 предназначался для проведения комплекса научно-исследовательских работ по изучению океана, а именно – поведения и распределения рыб на глубинах до 2000 м, получения сведений об их вертикальных миграциях, выявления реакции рыб на свет, шум, ультразвук и т.д. на различных глубинах в различное время, исследования распределения фито- и зоопланктона, донных рыб и животных. Кроме того, предполагалось изучать так называемые «ультразвуковые рассеивающие слои», наблюдать за работой орудий глубоководного лова, и, наконец – изучать рельеф дна и структуры фунтов, вести разведку подводных полезных ископаемых, в частности железо-марганцевых конкреций с целью разработки методов их добычи.

В экипаж ГА предполагалось включить не менее двух человек – пилота и исследователя, а продолжительность нахождения аппарата под водой по запасам средств жизнеобеспечения задавалась не менее 24 ч.

Для размещения экипажа и необходимого комплектующего оборудования предлагался прочный корпус цилиндрической формы диаметром 1,3 м, замкнутый сферическими переборками и имеющий цилиндрическую рубку с входным люком диаметром не менее 450 мм. Выполненные проработки показали, что его материалом могла служить свариваемая легированная сталь с пределом текучести не менее 80 кГс/мм² . При принятом коэффициенте запаса 1,4 вес корпуса мог составить около 4 т при его объеме около 7 м³ . Прочный корпус должен был иметь четыре иллюминатора из органического стекла диаметром в свету не менее 100 мм.

Материалом легких корпусных конструкций мог быть принят стеклопластик с удельным весом не более 1,7 т/м³.

В качестве бортового источника электроэнергии предлагалось использовать расположенную в прочном корпусе серебряно-цинковую аккумуляторную батарею общей емкостью около 400 А-ч при среднем напряжении 110 В. Выполненная оценка электронагрузки батареи показала возможную длительность подводного хода до 2,5 ч.

Движительно-рулевой комплекс предлагалось выполнить в виде кормового гребного винта фиксированного шага в поворотной насадке и вертикального винта фиксированного шага. Для привода гребных винтов предлагались гидромоторы, работающие от гидронасоса с погружным асинхронным электродвигателем мощностью около 13 кВт. Для питания электродвигателя предусматривался статический преобразователь постоянного тока в переменный. Блок гидронасоса с приводным электродвигателем и всей электрогидравлической арматурой предполагалось разместить вне прочного корпуса.

ГА должен был иметь не менее двух забортных прожекторов мощностью около 1000 Вт каждый и лампы- вспышки для производства фотосъемки забортного пространства.

Для самостоятельного плавания были предусмотрены станция телефонной двусторонней звукоподводной связи с судном-носителем на дистанции до 5 км, УКВ приемо-передающая радиостанция, обеспечивающая телефонную связь на дальности до 30 км, эхолот с самописцем, обеспечивающий измерение расстояния до фунта с точностью не менее 2 % в пределах 0 – 2000 м и гирокомпас авиационного типа с точностью курсоуказания около 2°.

ГА планировалось оснастить ловушкой многократного действия – ловить мелких морских животных и рыб, манипуляторами – брать образцы фунта или найденные на его поверхности предметы и укладывать их в грузовой лоток, устройством для разового взятия проб фунта из-под его поверхности, гарпунным гидравлическим ружьем разового действия для охоты на крупных рыб и животных, кино-фотоаппаратом с широкоугольным объективом для съемки забортного пространства через иллюминаторы, гидрофоном с магнитофоном для записи подводных звуков, счетчиком Гейгера для определения радиоактивности воды, приборами для определения температуры, давления и солености воды, фотометр для определения освещенности воды.

Систему погружения-всплытия предлагалось выполнить с балластными бескингстонными цистернами и дистанционно управляемыми клапанами вентиляции. Продуваться цистерны должны были воздухом высокого давления, хранимым в двух баллонах.

Уравнительно-заместительная система предполагалась раздельной. Утяжеление ГА должно было производиться приемом воды самотеком в прочную цистерну, а облегчение – высыпанием стальной дроби из забортных бункеров. Управление водяной и «дробяной» арматурой должно было производиться дистанционно.

Дифферентную систему предполагалось выполнить ртутной и разместить в прочном корпусе. Ртуть специальным насосом должна была перекачиваться из одной емкости в другую.

Система регенерации воздуха в прочном корпусе предполагалась раздельной, при этом воздух должен был обогащаться кислородом из забортных баллонов, а углекислый газ удаляться химическим поглотителем, размещенным в прочном корпусе.

Аварийное всплытие должно было обеспечиваться путем отдачи килевой части ГА ручным или гидравлическим приводом.

Одновременно были рассмотрены методы использования аппарата.

Техническим заданием предусматривалась доставка «ГА-2000» в оперативный район на борту судна-носителя. Было признано целесообразным переоборудование большого морозильного рыбопромыслового траулера типа «Маяковский» в судно-носитель ГА с размещением последнего на палубе судна и спуском-подъемом ГА по кормовому фаловому слипу с помощью фаловых лебедок.

Выполненные авторами расчеты определили представленные в таблице ожидаемые основные эксплуатационно-технические характеристики и схему общего расположения аппарата «ГА-2000».

Разработка технического задания на проектирование «ГА-2000» была завершена в июне того же 1962 г., и техническое задание было отправлено в ПИНРО, где рассмотрено Научно-техническим советом (НТС) института и рекомендовано Минрыбхозу как основа для разработки эскизного проекта. Минрыбхоз в 1963 г. поручил Ленинградскому институту «Гипрорыбфлот» по техническому заданию на проектирование «ГА-2000», разработанному его общественным конструкторским бюро, вести разработку эскизного проекта научно-исследовательского ГА, получившего название «Север-2».

Схема общего расположения глубоководного аппарата ГА-2000, эскизный проект «Гипрорыбфлота»:
Проект 1825 «Север-2» - глубоководный аппарат YLDdn
1 – забортный прожектор; 2 – иллюминатор; 3 – входной люк; 4 – винт вертикального перемещения; 5 – аккумуляторная батарея; 6 – балластная цистерна; 7 – вертикальный руль; 8 – стабилизатор; 9 – обтекатель; 10 – прочный корпус; 11 – лампа-вспышка; 12 – манипуляторное устройство.

Однако Минрыбхоз не располагал необходимым научно-техническим потенциалом в области расчетов прочности корпусов подводных технических средств, их материалов, технологии их обработки и сварки, не имел квалифицированных специалистов по расчетам статики и динамики подводных технических средств, их электроэнергетическим системам и системам автоматизации управления, средствам подводной акустики и навигации. Все это было сосредоточено в базовых институтах Минсудпрома, но они были заняты оборонными заказами.

К концу 1964 г. в ОКБ Ленинградского института «Гипрорыбфлот» был завершён только эскизный проект первого отечественного обитаемого самоходного ГА «Север-2» с рабочей глубиной погружения 2000 м. Однако глубина проработки эскизного проекта не обеспечивала возможности перехода к техническому проектированию, а тем более к строительству, без подтверждения заложенных в проект технических расчетов и решений всеми поставщиками комплектующего оборудования. Минрыбхоз, понимая свою беспомощность, в 1965 г. обратился в Минсудпром с просьбой дать заключение по выполненному эскизному проекту «Север-2» о возможности его реализации.

Специалисты ЦКБ-18, ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова и др. предприятий Минсудпрома с интересом и сочувствием следили за героическими усилиями «Гипрорыбфлота», но оказать действенную помощь были не в состоянии из-за режимных условий секретности. Да и проблемы проекта «Север-2» требовали серьезных исследований всех базовых институтов Минсудпрома. Ответ Министерства судостроительной промышленности был однозначен – передать дальнейшую разработку проекта и строительство первого отечественного ГА «Север-2» в Минсудпром, оставив за Минрыбхозом только функции заказчика. Совместным решением обоих Министерств в июне 1965 г. дальнейшая разработка проекта, получившего номер 1825, поручалась ЦКБ-18 под наблюдением «Гипрорыбфлота». Заказчиком был определен Полярный научно-исследовательский и проектный институт морского рыбного хозяйства и океанографии им Н М.Книповича (ПИНРО), который оставил за собой обязанности по созданию судна-носителя ГА и специального научно-исследовательского оборудования.

Наименование.............................«ГА-2000»....................«Север-2»
Характеристика...........................Техническое задание.....Эскизный проект
Рабочая глубина погружения, м....2000.............................2000
Масса, т......................................7..................................16
Длина наибольшая, м...................6,5...............................9,4
Ширина наибольшая, м................1,8...............................ок. 2
Высота наибольшая, м..................3,0...............................3,6
Мореходность макс., балл.............3..................................3
Скорость подводная, макс., уз
- горизонтальная..........................5,0...............................4,5
- вертикальная.............................3,0...............................1,0
Автономность, ч
- по запасам электроэнергии..........--.................................5-10
- аварийная..................................24................................72
Экипаж, чел. ................................1 + 1............................1 + 1
Полезная нагрузка, т.....................0,4................................0,4
Материал прочного корпуса - сталь с пределом текучести, кГс/мм².....80...........80
Тип энергоустановки.....................Электрогидравлич. ........Электрогидравлич.
Тип аккумуляторов........................15СЦ-45........................погружн. АБ
Энерговооруженность, кВт-ч..........30.................................46,5

Функции глубоководного аппарата были уточнены. В порядке приоритетности ему предстояли:
– разведка промысловых скоплений рыбы на больших глубинах;
– изучение поведения и распределения биологических объектов, определение их численности и доступности для промысла;
– исследование рельефа морского дна, поиск площадок, удобных для тралового лова, изучение распределения донных животных;
– контроль показаний гидроакустических рыбопоисковых приборов и уточнение расшифровки их записей;
– изучение звукорассеивающих слоев и измерение скорости распространения звука в воде;
– измерение гидрологических параметров морской воды;
– изучение биолюминесценции морских животных;
– наблюдение за работой орудий лова и поведением рыб в зоне действия этих орудий;
– взятие проб грунта.

Такое обилие задач, решать которые предстояло одновременно, оказало решающее влияние на технические и эксплуатационные характеристики аппарата, но проектанты в ЦКБ-18 осознали это гораздо позже...

Для выполнения всего перечисленного на борту «Севера-2» предусматривалась установка специального научно-исследовательского оборудования и манипуляторного устройства с грузовым лотком.

До конца 1965 г. в ЦКБ-18 была передана документация эскизного проекта ОКБ «Гипрорыбфлота» и его соисполнителей. Наконец, в глубоководной тематике состоялось первое объединение усилий Минрыбхоза и Минсудпрома. Проект 1825 «Север-2» получил своего реального заказчика и дееспособного исполнителя.

Источник: Шанихин Евгений Николаевич. Глубоководные аппараты (вехи глубоководной тематики).
https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%A8/shanihin-evgenij-nikolaevich/glubokovodnie-apparati-vehi-glubokovodnoj-tematiki

Модель ГА «Север-2» проекта 1825, музей «Адмиралтейских верфей», г. Санкт-Петербург:
Проект 1825 «Север-2» - глубоководный аппарат FTkGS
http://forums.airbase.ru/2011/08/t20034_29--issledovatelskie-podvodnye-apparaty.html

Глубоководный аппарат «Север-2» проекта 1825. Спуск на воду:
Проект 1825 «Север-2» - глубоководный аппарат 7TMY2
http://forums.airbase.ru/2011/07/t20034_28--issledovatelskie-podvodnye-apparaty.html



Последний раз редактировалось: Rotor (19/7/2019, 05:57), всего редактировалось 7 раз(а)

Rotor

Rotor

История создания (продолжение).

С середины 1964 г. в проектном отделе ленинградского ЦКБ-18, в возглавляемом А.С.Хейфецем, в секторе перспективного проектирования и тактического обоснования, разрабатывался заданный президиумом НТС Госкомитета по судостроению предэскизный проект экспериментальной глубоководной подводной лодки (ЭГПЛ). По сути, это было исследовательское проектирование: определение ожидаемых тактико-технических характеристик дизель-электрической подводной лодки для научно-исследовательских работ на глубинах материкового склона до 2000 м. Работой руководили ведущие конструкторы Ю.М.Коновалов и Е.Н.Шанихин, к тому времени переведенный в проектный отдел.

Корпусники исследовали существующие материалы и определили направления их совершенствования применительно к разработанной конструкции прочного корпуса в виде сварной цилиндрической оболочки, подкрепленной внутренними тавровыми шпангоутами и замкнутой концевыми полусферическими переборками. Проработали конструкцию деталей насыщения корпуса – входного люка, иллюминаторов, кабельных вводов и проходов трубопроводов, проанализировали напряжения в узлах стыковки легких конструкций с прочными в связи с их обжатием.

Механики, системщики, специалисты по устройствам и электрики совместно с базовыми институтами отрасли определили состав и параметры комплектующего оборудования ЭГПЛ и разработан перечень предприятий – вероятных разработчиков этого оборудования.

Проектанты-статики определили ожидаемые размерения и водоизмещение ЭГПЛ. Разработали методику расчета изменений весовой нагрузки и плавучести при погружении- всплытии. Проектанты-динамики оценили ходовые качества и выбрали средства обеспечения управляемости и устойчивости ЭГПЛ применительно к условиям эксплуатации.

Предэскизный проект подтвердил принципиальную возможность создания экспериментальной дизель- электрической подводной лодки с рабочей глубиной погружения 2000 м. Базовые институты отрасли, принимавшие участие в разработке проекта, подтвердили ожидаемые тактико-технические и технико-экономические характеристики ЭГПЛ. Их заключения и материалы проекта в конце 1964 г. были представлены в Госкомитет и Главное управление кораблестроения ВМФ.

К слабым сторонам проекта базовые институты отнесли, во-первых, малые автономность и дальность подводного плавания ЭГПЛ, а следовательно, и малая эффективность решения поставленных задач в открытом океане; во-вторых – неудовлетворительные характеристики принятого состава вновь разрабатываемых радиоэлектронных средств навигации, связи, акустики и недостаточную автоматизацию, что привело к завышению численности экипажа и ухудшению условий его обитаемости. Необходимые условия использования ЭГПЛ требовали замены дизель- электрической энергоустановки на ядерную и разработки всей радиоэлектроники на новой, прогрессивной элементной базе.

Представленные материалы проекта ЭГПЛ стали «информацией к размышлению» как для потенциальных заказчиков, так и для исполнителей. И уже в начале 1965 г. ЦКБ-18 по инициативе «главного водолаза» страны Н.П.Чикера и «главного гидрографа» А.И.Рассохо получило от ВМФ первый заказ на проектные разработки по теме «Поиск» – созданию обитаемых поисково-исследовательских автономных плавучих технических средств с глубиной погружения 2000 м.

Вопросы подводной стыковки и расстыковки ГА с подводной лодкой были практически решены в 1962 г. на экспериментальном обитаемом автономном управляемом подводном снаряде «УПС», разработанном в горьковском СКБ-112 и построенном заводом «Красное Сормово».

Работы по теме были завершены в июне 1965 г., и их результаты были использованы институтами ВМФ в разработке Тактико-технических заданий (ТТЗ) на проектирование глубоководных автономных обитаемых технических средств освоения океана.

В сентябре 1965 г. было оформлено постановление Правительства, по которому сектор перспективного проектирования бюро совместно с институтами ВМФ и АН СССР приступил к поисковым проработкам научно-исследовательских и боевых глубоководных лодок с ядерной энергетикой. А в начале 1966 г. Ленинградское проектно-монтажное бюро «Рубин» (ЛПМБ «Рубин») – так стало именоваться ЦКБ-18 – получило на согласование от ВМФ проекты ТТЗ на разработку обитаемых самоходных ГА «Поиск-2» (проект 1832) для проведения поисковых и научно-исследовательских работ в интересах ВМФ на глубинах материкового склона до 2000 м и «Поиск-6» (проект 1906) - на глубинах океанского ложа до 6000 м.

Неустановленные причины трагической гибели на испытаниях в 1965 г. новейшей американской атомной подводной лодки «Thresher» подталкивали военных моряков к созданию новых более совершенных средств глубоководного поиска и исследований. Предложенные к разработке ГА «Поиск-2» и «Поиск-6» должны были при необходимости осуществлять допоиск, классификацию и обследование затонувших объектов.

Одновременно ЛПМБ «Рубин» получило от ВМФ заказ на проектирование боевой атомной глубоководной подводной лодки по теме «Гранит» (позднее она была построена по проекту 685 и получила название «Комсомолец»...), главным конструктором которой назначили Н.А.Климова.

Техническое задание по теме ГА «Север-2» (проект 1825) было передано главному конструктору З.А.Дерибину, в группу которого, как руководитель темы «Поиск», был переведен Е.Н.Шанихин. Наблюдающими от ВМФ были назначены Г.И.Рыбкин от института № 40 ВМФ и Н.А.Колышев от института № 9 ВМФ. Практически, как проектантам, так и наблюдающим проекта пришлось заняться широким поиском комплексного решения поставленной проблемы с учетом базирования и морских условий эксплуатации.

В рамках темы «Поиск» впервые в отечественной практике к решению проблемы создания глубоководных технических средств и средств обеспечения их эксплуатации как в море, так и на берегу, был применен комплексный подход. Только он мог обеспечить оптимальные результаты. В частности, впервые в мире была выдвинута и подтверждена технической проработкой идея использования специальной научно-исследовательской подводной лодки в качестве носителя обитаемого поисково-исследовательского глубоководного аппарата.

В составе темы «Поиск» были разработаны три варианта глубоководных плавучих технических средств для выполнения поисково-исследовательских работ на глубинах до 2000 м в интересах ВМФ: ГА среднего водоизмещения (около 50 м³ ) «Поиск-50» с базированием на надводном судне, малая (около 300 м³ ) дизель-элсктрическая глубоководная лодка «Поиск-300» с базированием на береговой базе и ГА малого водоизмещения (около 20 м³ ) «Поиск-20» с базированием на подводной лодке «Поиск-300».

Эксплуатация «Поиска-50» в значительной степени зависела от гидрометеорологических условий, поскольку предусматривала проведение спускоподъсмных операций с борта надводного судна-носителя. Глубоководная лодка «Поиск-300» не имела этого недостатка, однако из-за большого водоизмещения не обладала необходимыми маневренными качествами для работы у грунта. «Поиск-20» должен был транспортироваться в оперативный район на комингс-площадке «Поиска-300» с их расстыковкой и стыковкой в подводном положении на малых ходах и поэтому не зависел от гидрометеорологических условий в оперативном районе, а малое водоизмещение ГА обеспечивало возможность выполнения подводнотехнических работ на грунте.

В это же время под руководством главного конструктора З.А.Дерибина (в этой работе участвовал и Е.Н.Шанихин) производственными отделами бюро была закончена проработка полученного от «Гипрорыбфлота» эскизного проекта ГА «Север-2», и бюро получило от Минрыбхоза заказ на его дальнейшее проектирование.

Проработки материалов эскизного проекта показали необходимость увеличения веса с учетом необходимых запасов на проектирование и строительство. В результате водоизмещение аппарата выросло с 16 до 30 м³ , увеличились главные размерения, несколько сократилась полная подводная скорость и время работы под водой.

В целях объединения всех глубоководных работ бюро в одной группе главного конструктора дальнейшее проектирование ГА «Север-2» и проработки по согласованию ТТЗ на «Поиск-2» и «Поиск-6» были поручены также главному конструктору Н.А.Климову, Е.Н.Шанихина тоже перевели в его группу.

Под руководством Н.А.Климова с начала 1966 г. разрабатывались предэскизный проект атомной глубоководной лодки по теме «Гранит» (ответственный – заместитель главного конструктора О.Я.Марголин), предэскизные проекты ГА «Поиск-2» и «Поиск-6» (ответственный – ведущий конструктор Е.Н.Шанихин) и корректировался эскизный проект ГА «Север-2» (ответственный – заместитель главного конструктора Г.Г.Кацман).

К концу 1966 г. стало ясно, что группа Климова перегружена заказами. Руководство бюро решило передать заказы «второго сорта» – технику для освоения океана – другому, вновь назначенному главному конструктору Ю.К.Сапожкову – талантливому инженеру-кораблестроителю и великолепному организатору производства, прошедшему школу проектирования и обеспечения строительства подводных лодок у опытнейших главных конструктов бюро А.А.Антипина, А.С.Кассациера и С.Н.Ковалева.

Юрия Константиновича Сапожкова отличала обширная эрудиция, выдержка в общении с руководством и такт в работе с подчиненными. Ему были присущи огромная работоспособность и удивительное умение предвидеть грядущие трудности и изобретательно преодолевать их. Именно эти качества и позволили ему в короткие сроки собрать группу единомышленников и возглавить работы бюро по глубоководной тематике.

Ю.К.Сапожкову были переданы проекты 1825 («Север-2»), 1832 («Поиск-2»), 1906 («Поиск-6»), а также проработки научно-исследовательской глубоководной лодки с ядерной энергетической установкой. В новую группу главного конструктора он пригласил своими заместителями Г.Г.Кацмана, Е.Н.Шанихина и М.Н.Диомидова.

Работа строилась на началах свободного творчества. Любые технические предложения рассматривались сообща всей группой. Взвешивались все «за» и «против», а решение принималось главным конструктором или его заместителем по соответствующему проекту.

Специфика состоит в том, что каждый член группы зачастую является «крайним» при выборе технических решений, от которых зависит не только результат его работы, но дальнейшая судьба проекта, честь коллектива и жизнь экипажа. Без профессиональных знаний и опыта невозможно выбрать правильное техническое решение, но этого мало. Для такого выбора необходимо знание проекта в целом и влияния принятого решения на смежные части проекта – необходим широкий технический кругозор.

Группа главного конструктора является генератором и организатором проектных работ коллектива бюро, на заводе, у контрагентов и для продуктивности этой работы необходима инициативность, коммуникабельность и, конечно, умение держать данное слово. Ю.К.Сапожков постоянно требовал проявления этих качеств от своих подчиненных.

Необходимость решения ежедневно возникающих новых технических проблем сплачивала группу единомышленников и требовала от них неординарного, творческого подхода к работе. Специалистам в одной области техники приходилось вникать в вопросы смежных областей и тем самым повышать свой технический уровень. Расширение технического кругозора приводило к искомому решению проблемы.

Проектами ТТЗ, выданных ВМФ еше в 1966 г., предусматривалось создание двух глубоководных комплексов, каждый состоял из судна-носителя и подводного аппарата, соответственно - «Поиска-2», для глубин до 2000 м, и «Поиск-6» для глубин до 6000 м. Они должны были выполнять за одно погружение большой объем специальных работ: измерять температуру и электропроводность водной среды, пульсацию ее температур и скорость потоков, гамма-активность, величину гравитационного поля, определять направления и скорости течений в придонном слое, скорость распространения звука, рельеф и микроструктуру грунта. Кроме того, им вменялось производить допоиск и обнаружение подводных объектов в ограниченном районе, визуально обследовать и фотографировать их, обозначать гидроакустическими маяками, доставлять на грунт и поднимать на поверхность грузы массой до 400 кг, выполнять манипуляторным устройством подводно-технические работы.

При этом за бюро закреплялась только часть проблемы – разработка проекта глубоководных обитаемых самоходных аппаратов. Проектирование же судов-носителей со всем необходимым техническим обеспечением ГА и его безопасности в море Минсудпром поручал Западному проектно-конструкторскому бюро (ЗПКБ), специализирующемуся на судах вспомогательного флота. Первоначально это казалось рациональным. Однако, как показала практика, для комплексного решения поставленной проблемы создания плавучих обитаемых глубоководных технических средств, работающих в открытом море при значительном удалении от береговых баз, такой шаг Минсудпрома оказался порочным.

Поскольку суда-носители разрабатывались под конкретные ГА, необходим был единый генеральный конструктор комплексов в целом, обеспечивающий техническую стыковку и согласование технических решений по аппаратам и их судам-носителям. Его отсутствие приводило к затяжке проектирования и строительства, значительному удорожанию, а в результате – плохо отразилось на полученных тактико-технических характеристиках комплексов и их эффективности при эксплуатации.

Со стороны заказчика также не было единого технического координатора проблемы освоения океана. Заинтересованными в решении этой проблемы ведомствами ВМФ были Управление поисково-спасательной службы тыла ВМФ и Главное управление навигации и океанографии Минобороны. Генеральным заказчиком ГА было определено Управление тыла ВМФ, подчиненное заместителю Главкома ВМФ по тылу, а генеральным заказчиком их судов-носителей – Главное управление кораблестроения ВМФ, подчиненное заместителю Главкома ВМФ по вооружению и судоремонту. Все эти подчинения объединялись только на уровне Главкома ВМФ, что вносило значительные трудности в комплексное решение поставленной проблемы.

Наблюдение за разработкой проектов глубоководных аппаратов от ВМФ в части общепроектных вопросов и поисково-спасательного оборудования было поручено начальнику отдела 40-го института ВМФ Ю. В. Мануйлову, в части навигационного и гидрографического оборудования – начальнику отдела 9-го института ВМФ А.И.Шапошникову, а в части расчетов прочности и модельных испытаний прочного корпуса – начальнику отдела 1-го института ВМФ.

Наблюдение за разработкой проектов судов-носителей по темам «Осьминог» (для «Поиска-2») и «Лангуст» (для «Поиска-6») от ВМФ было поручено 1-му институту ВМФ с привлечением необходимых специалистов других институтов ВМФ.

Заказчики, поддавшись гигантомании и ведомственным интересам, своими проектами ТТЗ предусматривали разработку эскадренного спасательного судна, способного нести на борту одновременно спасательные и рабочие подводные аппараты, а также ГА «Поиск-2» (тема «Осьминог»), и экспедиционного гидрографического судна, способного проводить комплексные исследования океана, имея на борту несколько обитаемых и необитаемых подводных технических средств, в том числе ГА «Поиск-6» (тема «Лангуст»). Ведь действующей классификацией кораблей и судов ВМФ не были еще предусмотрены ни глубоководные аппараты, ни их суда-носители.

Руководство разработкой судов-носителей по темам «Осьминог» и «Лангуст» в ЗПКБ было поручено старейшему в бюро главному конструктору М.К.Горшкову, при этом в составе его группы тему «Осьминог» вел его заместитель Г.А Мангаев, а тему «Лангуст» – В.В.Черномордиков.

Главные конструкторы проектов Ю.К.Сапожков и М.К.Горшков не раз обращали внимание руководства своих бюро и Минсудпрома на недопустимость раздельного проектирования аппаратов и судов-носителей в интересах создания эффективных глубоководных комплексов. Аналогичные заявления руководству институтов ВМФ делали и главные наблюдающие проектов от ВМФ Ю.В.Мануйлов и А.И.Шапошников, однако никто из них поддержки не получил.

Проекты «Поиск-2» и «Поиск-6» попали в ЛПМБ «Рубин» в благодатную почву, удобренную опытом разработки первенца глубоководной тематики «Север-2». В отрасли, благодаря усилиям главного конструктора Ю.К.Сапожкова, уже начала складываться школа глубоководного проектирования. Рядовые конструкторы бюро получали опыт разработки аппаратов для глубины 2000 м. Базовые институты отрасли копили научный и технологический задел. Складывалась техническая кооперация с разработчиками глубоководного комплектующего оборудования и материалов из других министерств.

Однако на сей раз проблема значительно усложнялась. Кроме аппаратов для глубины 2000 м, требовалось создание ГА для глубины 6000 м.

Достижения отечественных металлургов в области создания корпусных судостроительных материалов позволяли строить аппараты для глубины 2000 м. Дальнейшее ее увеличение требовало создания свариваемых металлов с повышенным отношением прочности к весу, но возможности современной металлургии не беспредельны. Исследования, проведенные специалистами бюро и базовых институтов отрасли, показали, что даже пустые корпуса, изготовленные из металлов ближайшей перспективы, могли иметь отношение веса к водоизмещению для глубины погружения 2000 м – 0,5-0,6, а для глубин погружения 6000 м – более 1,0 т/м³ .

Это означало, что корпус ГА, начиненный комплектующим оборудованием, практически не может плавать. Оставался единственный выход – применение дополнительных объемов плавучести с легковесным заполнителем.

Проведенные вместе с базовыми институтами отрасли и Академии наук исследования показали возможность применения в качестве легковесного заполнителя либо бензина фракции «рафинат-риформинг», либо нового твердого материала «сферопластик», при этом жидкий заполнитель был пожаровзрывоопасен, а твердый подлежал еще промышленному освоению в рамках НИР «Глубина».

Но ГА еще должны обладать необходимой маневренностью и ходкостью, автономностью и дальностью плавания, надежностью и безопасностью, то есть нести необходимые бортовые комплектующие системы, устройства и «полезную нагрузку» – научно-исследовательское оборудование, обслуживающих его членов экипажа, средства жизнеобеспечения для этой части экипажа, а также специальное оборудование, обеспечивающее решение поставленных задач.

Ни один из существовавших тогда зарубежных аналогов не мог выполнять такого объема работ за одно погружение на установленную глубину. Все известные ГА имели ограниченный вес полезной нагрузки и использовали при каждом погружении съемное исследовательское оборудование для решения частных задач.

Отличие «Поисков» проектов 1832 и 1906 от «Севера-2» состояло в большей полезной нагрузке, а следовательно, – и в большем объеме получаемой за одно погружение научно-исследовательской информации и выполняемых работ.

Между тем, элементная база отечественной электроники тех времен, определяющая весогабаритные характеристики радиоэлектронного оборудования, значительно отставала от зарубежной. Не лучше дело обстояло и с удельными характеристиками существующих отечественных энергоустановок требуемой мощности. Реальных ядерных и электрохимических источников необходимой мощности еще не было, а аккумуляторы не были приспособлены к работе под требуемым забортным давлением.

Все эти обстоятельства приводили к завышению водоизмещения отечественных ГА по сравнению с зарубежными аналогами. А это, в свою очередь, увеличивало их подъемный вес и водоизмещение судов-носителей, усложняя и удорожая эксплуатацию комплексов в целом.

К концу 1966 г. бюро завершило разработку предэскизных проектов 1832 и 1906 в вариантах с жидким и твердым легковесным заполнителем, определив ожидаемые основные тактико-технические характеристики аппаратов «Поиск-2» и «Поиск-6» по выданным заказчиком проектам ТТЗ, и последние были утверждены ВМФ и Минсудпромом. С начала 1967 г. бюро приступило к подготовке директивных документов по обоим проектам. Только вмешательство Комиссии Президиума Совета Министров по военно-промышленным вопросам позволило согласовать проект постановления Правительства и соответствующий проект приказа по Минсудпрому к сентябрю 1967 г.

Этими директивными документами определились порядок и сроки разработки проекта и строительства опытных «Поиска-2» и «Поиска-6», включая поставку их комплектующего оборудования и необходимых материалов, а также судов-носителей этих аппаратов. ЛПМБ «Рубин» (Минсудпром) по ТТЗ ВМФ поручалась разработка проектов главного конструктора Ю.К.Сапожкова ЗПКБ (Минсудпром) по ТТЗ ВМФ поручалась разработка проектов судов-носителей главного конструктора М.К.Горшкова. Ново-Адмиралтейскому заводу (Минсудпром) поручалась постройка по рабочей конструкторской документации ЛПМБ «Рубин».

В обеспечение проектирования и строительства опытных «Поиска-2» и «Поиска-6» по частным техническим заданиям ЛПМБ «Рубин» были задействованы свыше 30 предприятий более десятка ведущих министерств и ведомств. Вот краткий перечень того, что было вновь разработано и изготовлено для глубоководных аппаратов: модели для прочностных испытаний и уточнения расчетных методик, стеклопластиковые конструкции легкого корпуса и твердого легковесного заполнителя объемов плавучести, глубоководные кабельные вводы и разъемы, системы глубоководной гидроакустической связи, навигации и поиска, системы дистанционного и автоматического управления, навигационные системы; антенно-фидерные устройства, дистанционно управляемые клапаны вентиляции и кингстоны, водяная арматура и якорные лебедки, клапаны ВВД, движительно-рулевые комплексы, маломасштабные модели прочного корпуса, жидкий легковесный заполнитель объемов плавучести, поковки и штамповки для прочных корпусов и испытательных камер высокого давления, приборы питания ламп-вспышек, глубоководные иллюминаторы, установки регенерации воздуха, насос уравнительно-заместительной системы, погружные электродвигатели с аппаратурой управления и электромагниты, статические электропреобразователи; погружные электрические аккумуляторы, забортные световые приборы, уровнемеры и сигнализаторы уровня воды и бензина, глубоководные электрические лампы накаливания и вспышки, подводные системы телевидения, погружные системы гидравлики и электрогидравлические манипуляторные устройства, подводные наблюдательные трубы и стереофотоустановка, регистрирующая аппаратура, автоматическая система газоанализа, гидрологический комплекс, пироболты и пиропатроны…

Тем временем в бюро разворачивались работы по техническому проекту 1825 и эскизным проектам 1832 и 1906. Производственные отделы под руководством главного конструктора проектов Ю.К.Сапожкова вели разработку и согласование с исполнителями частных технических заданий на создание материалов и комплектующего оборудования ГА.

По полученным от исполнителей предварительным весогабаритным характеристикам, тепловыделениям и потребляемым мощностям агрегатов проводилась оценка ожидаемой нагрузки масс ГА и под нее определялась необходимая сводка постоянных плавучих объемов, выбирались материал и форма прочного корпуса, его размеры и конструкция, определялись главные размерения аппарата и необходимая мощность движительно-рулевого комплекса, проводилась оценка электропотребления и тепловыделений по судну в целом, разрабатывались принципиальные схемы систем и конструкции устройств. И все это при строгом соблюдении принципов, «трех китов» глубоководной тематики: строжайшей экономии веса, безусловной надежности конструкции и максимальной безопасности экипажа.

Не дожидаясь получения результатов разработки и строительства обитаемых глубоководных технических средств освоения океана 1-го поколения («Поиск-2» и «Поиск-6»), ВМФ и Минсудпром в 1967- 1969 гг. приступают к разработке обитаемых глубоководных технических средств 2-го поколения. С 1967 г. портфель заказов группы главного конструктора Ю.К.Сапожкова начинает расти. По утвержденному ТТЗ в бюро началась разработка в двух вариантах эскизного проекта глубоководных технических средств освоения океана с большой автономностью и дальностью плавания. Одновременно готовились проекты директивных документов в обеспечение их создания. Эти работы в бюро курировал ведущий конструктор Ю.М.Коновалов.

Утвержденным «Рабочим планом - графиком НИР и ОКР по созданию специальных конструкционных стеклопластиков и применению их в подводном судостроении» (проблемы «Жемчуг» и «Глубина») Ю.К.Сапожкову была поручена разработка проектов глубоководных аппаратов «Поиск-2с» и «Поиск-6с» (для глубин, соответственно, 2000 и 6000 м) с прочным корпусом из стеклопластика, а также глубоководной лодки с прочным корпусом из стеклопластика и глубиной погружения 1500-2000 м. Его заместители – Г.Г.Кацман и Е.Н.Шанихин – совместно с представителями институтов ВМФ приступили к разработке проектов тактико-технических заданий на эти проекты.

Уже в 1968 г. в соответствии с постановлением Правительства была начата постройка первенца глубоководной тематики ГА «Север-2» на Ново-Адмиралтейском заводе, и бюро по его заказу приступило к разработке рабочей конструкторской документации.

В связи с ростом объема и номенклатуры проектных работ и началом строительства ГА «Север-2» группа Ю.К.Сапожкова была пополнена Ю.Н.Кормилициным, бывшим заместителем начальника проектного отдела, зарекомендовавшим себя хорошим организатором работ. Он стал заместителем Сапожкова. Вместе с ним в группу был переведен начальник сектора отдела судовых устройств А.В.Косидло, имевший к тому времени опыт работы в группе техпомощи на заводах – строителях подводных лодок от их закладки до сдачи. Он возглавил группу техпомощи на Ново-Адмиралтейском заводе при строительстве опытного «Севера-2», а в следующем году был назначен заместителем главного конструктора.

В целях упорядочения работ в бюро по глубоководной тематике, по предложению заказчика и с согласия Сапожкова его работы по глубоководным лодкам с атомной энергетикой, как научно-исследовательской, так и стеклопластиковой, в 1968 г. были переданы вновь назначенному главному конструктору И.Б.Михайлову. К нему в группу перешел и Ю.М.Коновалов.

Таким образом, организационно оформились два направления в глубоководной тематике: создание самоходных обитаемых ГА с малой автономностью и дальностью плавания, требующих для нормальной эксплуатации в море судов обеспечения, и создание глубоководных лодок с большой автономностью и дальностью плавания, в судах обеспечения не нуждающихся. Первое направление возглавил главный конструктор Ю.К.Сапожков с его группой главного конструктора, второе продолжил развивать главный конструктор И.Б.Михайлов со своей группой.

В 1969 г. ЛПМБ «Рубин» получил заказ и проект тактико-технического задания на разработку безпоплавкового самоходного ГА «Поиск-4» с глубиной погружения 4000 м, относящегося уже к аппаратам 2-го поколения. Эта работа опять была поручена главному конструктору Ю.К.Сапожкову, а в группе – его заместителю Ю.Н.Кормилицыну.

В том же 1969 г., в связи с началом разработки по заказу Ново-Адмиралтейского завода рабочей конструкторской документации проекта 1832 «Поиск-2», в группу Ю.К.Сапожкова были переведены в качестве ведущих конструкторов инженер-механик 40-го института ВМФ Н.П.Павлинов и инженер- механик Н.М.Вавилов.

Естественно, что большую часть времени Ю.К.Сапожков уделял своему «первенцу» – ГА «Север-2», который в 1969 г. уже достраивался на заводе, а в 1970 г. проходил испытания на Черном море. Именно туда были брошены основные силы группы главного конструктора.

Значительное расширение работ по глубоководной тематике не устраивало руководство бюро, так как, по его мнению, отвлекало коллектив от основной, престижной задачи – создания атомных стратегических подводных ракетоносцев.

К этому времени в Минсудпроме сложилось положение, когда работы по проектированию обитаемых подводных технических средств освоения океана проводили параллельно три «лодочных» бюро: ЛПМБ «Рубин» разрабатывало ГА и лодки для ВМФ и Минрыбхоза, ЦПБ «Волна» разрабатывало сверхмалые подводные лодки и буксировщики легководолазов для ВМФ, горьковское СКБ «Судопроект» разрабатывало подводные аппараты для ВМФ и Минрыбхоза.

И вот в середине 1970 г. Минсудпром в одностороннем порядке, без согласования с заказчиками, решает объединить все работы по проектированию обитаемых подводных технических средств освоения океана «под одной крышей». Выбор пал на ЦПБ «Волна», портфель заказов которого тогда оказался недогруженным.

Этому решению не было бы цены, случись оно на пять лет раньше! А в 1970 г. это стало крупным просчетом министерства. Решение, принятое без согласования с главными конструкторами проектов, оборачивалось для глубоководной тематики срывом установленных сроков проектирования и сдачи заказов, значительным их удорожанием.

Если ЛПМБ «Рубин» уже освоил специфику и приобрел опыт в разработке, обеспечении строительства и испытаний обитаемых глубоководных технических средств, располагая подготовленными специалистами и опытной базой, то ЦПБ «Волна» ни физически, ни технически не была подготовлена к выполнению новых работ – у нее не было ни подготовленных кадров, ни необходимой опытной базы. Но ввиду недогрузки руководство ЦПБ «Волна» вынуждено было подчиниться.

Руководство СКБ «Судопроект», поддержанное наблюдающими ВМФ, отказалось передавать проекты спасательных и рабочих подводных аппаратов ВМФ, а ЛПМБ «Рубин» – безропотно приступило к исполнению решения Минсудпрома, лишний раз подтвердив свою заинтересованность в освобождении от глубоководной тематики. Это было, в известной степени, предательством части своего коллектива, отдавшего глубоководной тематике свои силы и знания, явная подножка под благовидным предлогом со стороны начальника бюро П.П.Пустынцева.

Ю.К.Сапожков в это время находился в Севастополе на сдаче своего «первенца» ГА «Север-2» и не мог оказать влияния на решение министерства. Его первый заместитель Ю.Н.Кормилицын и главный конструктор И.Б.Михайлов заняли выжидательную позицию.

Приказом министра Б.Е.Бутомы от 1 июля 1970 г. все работы по проектам главных конструкторов Ю.К.Сапожкова и И.Б.Михайлова передавались из ЛПМБ «Рубин» в ЦПБ «Волна». Туда же переводились необходимые специалисты во главе с главными конструкторами проектов.

Этап становления отечественной глубоководной тематики в ЛПМБ «Рубин» завершился в 1970 г. успешной сдачей ее «первенца» – опытного ГА «Север-2» и покорением глубин материкового склона до 2000 м. Глубины океанского ложа до 6000 м ждали своей очереди.

Научно-промысловое судно «Одиссей» проекта 399Б - носитель опытного ГА «Север-2» проекта 1825:
Проект 1825 «Север-2» - глубоководный аппарат B8nDF Проект 1825 «Север-2» - глубоководный аппарат VBg2v
https://fleetphoto.ru/projects/2456

Источник: Шанихин Евгений Николаевич. Глубоководные аппараты (вехи глубоководной тематики).
https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%A8/shanihin-evgenij-nikolaevich/glubokovodnie-apparati-vehi-glubokovodnoj-tematiki

ГА «Север-2»:
Проект 1825 «Север-2» - глубоководный аппарат CZbPk
http://forums.airbase.ru/2011/05/t20034_21--issledovatelskie-podvodnye-apparaty.html

ГА «Север-2»:
Проект 1825 «Север-2» - глубоководный аппарат Zcfsa
http://forums.airbase.ru/2011/06/t20034_24--issledovatelskie-podvodnye-apparaty.html

ГА «Север-2»:
Проект 1825 «Север-2» - глубоководный аппарат 1aD2w Проект 1825 «Север-2» - глубоководный аппарат YuYbE
Из книги «Малахит» - подводным силам России», Гангут, 2006.
http://forums.airbase.ru/2011/06/t20034_24--issledovatelskie-podvodnye-apparaty.html

Rotor

Rotor

ГА «Север-2» проекта 1825:
Проект 1825 «Север-2» - глубоководный аппарат KfYnZ Проект 1825 «Север-2» - глубоководный аппарат 9TOnk
http://forums.airbase.ru/2012/12/t20034_55--issledovatelskie-podvodnye-apparaty.html

ГА «Север-2» проекта 1825 и НИС «Одиссей» проекта 399Б:
Проект 1825 «Север-2» - глубоководный аппарат Z9dNi Проект 1825 «Север-2» - глубоководный аппарат DJqVo
http://forums.airbase.ru/2017/10/t20034_114--issledovatelskie-podvodnye-apparaty.html

ГА «Север-2» проекта 1825 в Севастополе:
Проект 1825 «Север-2» - глубоководный аппарат GoLPx
http://forums.airbase.ru/2018/01/t20034_116--issledovatelskie-podvodnye-apparaty.html

Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения