Советская военная техника
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Советская военная техника

Форум о советской военной технике и армии


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

С-25 - зенитно-ракетный комплекс

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Admin

Admin
Admin

Разработка системы начата согласно Постановлению Правительства от 9 августа 1950 г. №3389-1426. Общее руководство созданием системы зенитного ракетного прикрытия Москвы «Беркут» должно было осуществляться специально созданным управлением аппарата первого заместителя Председателя Совета Министров СССР Лаврентия Павловича Берия. В феврале следующего года этот орган преобразуется в Третье главное управление при Совете Министров СССР во главе с Василием Михайловичем Рябиковым.

Технический облик системы «Беркут» определялся СБ-1, преобразованным в КБ-1. Главными конструкторами разработки были назначены сын Лаврентия Павловича Сергей Берия и Павел Николаевич Куксенко, к тому времени уже несколько лет успешно осуществлявшие техническое руководство созданием «Кометы». По преданию, наименование первой зенитной ракетной системы не случайно начиналось с первых букв незабвенной фамилии одного из главных конструкторов («БЕРкут»). На уровне Политбюро и Совмина создание системы, наряду с атомным проектом, курировал лично Лаврентий Павлович.

Общая структура системы «Беркут» определилась еще на предварительной стадии работ в 1950 г.

Заданная Правительством система «Беркут» включала в свой состав множество элементов, важнейшими из которых являлись радиолокационные станции обнаружения А-100, центральные радиолокаторы наведения Б-200 и зенитные ракеты В-300.

Система «Беркут» была задумана как стационарная, с размещением центральных радиолокаторов наведения и стартовых позиций ракет — то есть зенитных ракетных комплексов в современном понимании — по двум кольцам вокруг центра Москвы. В отличие от горизонта, кольца эти были не воображаемыми линиями, а носили вполне материальный характер. Позиции комплексов были связаны между собой бетонированными шоссейными дорогами, обеспечивающими как повседневное снабжение зенитных ракетных частей, так и возможность маневра боекомплектом ракет в военное время. Эти «подмосковные рокады» не показывались на издававшихся в советское время картах и схемах.

Внутреннее кольцо, расположенное на удалении около 50 км от центра нашей столицы, включало 22 позиции с центральными радиолокаторами наведения. Внешнее, расположенное по радиусу порядка 90 км, объединяло 34 позиции. Комплексы размещались не вполне равномерно — почаще на наиболее угрожаемом северозападном направлении, пореже — на юго-восточном. На интервалах между позициями сказывались и особенности местности — населенные пункты, водоемы, болота, пригорки.

На удалении 100...200 км от внешнего кольца находились станции обнаружения А-100. Кроме того, еще четыре А-100 располагались вблизи столицы, в 25...30 км от ее центра.

Технический облик системы формировался исходя из опыта Второй мировой войны и предусматривал возможность отражения массированного налета авиации противника. Известно, что начиная с рейда на Кельн в мае 1943 г. против отдельных обьектов на территории Германии одновременно направлялось до 1000 бомбовозов и более. После войны американцы , в принципе допуская возможность создания в СССР ограниченного числа межконтинентальных бомбардировщиков, явно не рассчитывали на такую плотность налета. Напротив, для окруженного американскими базами Советского Союза массированный налет авиации противника оставался вполне реальной угрозой. Исходя из этого по разному строились и первые доведенные до реальности зенитные ракетные системы США и СССР. Американский комплекс «Найк Аякс» предназначался для поражения единичного самолета противника, то есть являлся одноканальным по цели. Советский многоканальный комплекс обеспечивал одновременный обстрел ракетами двух десятков бомбардировщиков супостата!

Различие в боевых задачах определило и различное радиоэлектронное исполнение. Американский комплекс непрерывно сопровождал цель узким «карандашным» лучем, что позволяло применить энергетически наиболее выгодную параболическую антенну — «тарелку». Советский центральный радиолокатор наведения при помощи двух сложных антенн с большой частотой осуществлял линейное сканирование воздушного пространства плоскими «лопатообразными» лучами в двух расположенных под углом друг к другу плоскостях. Каждая из двух вращающихся как ветреные мельницы антенн излучала лучи, узкие(около 1 град) в плоскости вращения антенны и широкие (57 град) в ей перпендикулярной. Антенна А-11 вращалась в вертикальной плоскости, а А-12 - в плоскости, расположенной под углом 60 град, к первой. Сами антенные устройства в виде сдвинутых на 60 град, относительно друг друга двух треугольников образовывали подобие шестиконечной звезды. Шесть отражателей антенны обеспечивали частоту сканирования луча порядка 20 Гц при умеренной скорости вращения антенны — около 180 об/мин.

Антенны комплекса представляли собой весьма внушительные устройства. Диаметр обметания вращающейся части составлял около 6м. высота антенны А-11 - 9м.

Система из двух вращающихся антенн обеспечивала слежение за целями и ракетами, а передача команд на летящие ракеты достигалась посредством четырех небольших неподвижных плоских горизонтальных антенн с широкой диаграммой направленности.

Стойки с аппаратурой комплекса и рабочие места десятков операторов размещались в бетонированном бункере, обвалованном снаружи грунтом.

На удалении в несколько километров от центрального радиолокатора наведения в направлении стрельбы располагалась стартовая позиция, на которой размещалось 60 пусковых установок. От центральной, проложенной в направлении стрельбы дороги в каждую сторону отходило по десять перпендикулярных, вдоль которых размещалось по три пусковых установки. Снаружи оконечности перпендикулярных ответвлений также соединялись обходной дорогой. По хорошо просматриваемому с воздуха рисунку связывающих пусковые установки дорог, стартовая позиция ассоциировалась с «елочкой».

На каждые шесть пусковых установок оборудовался бункер для укрытия личного состава. Для длительного хранения, заправки и сборки ракет на расстоянии нескольких километров от стартовой организовывалась техническая позиция.

Согласно Постановлению 1950 г. разработка ракеты была поручена заслуженному коллективу завода №301 (фактически — ОКБ с опытным производством) во главе с Семеном Алексеевичем Лавочкиным. Лавочкин и коллектив его ОКБ с энтузиазмом приступили к выполнению принципиально нового и сложного правительственного задания. Работу пришлось строить «под электронщиков» КБ-1, возглавивших создание системы «Беркут» в целом. В свою очередь лавочкинский коллектив направлял деятельность многочисленных смежных организаций, разрабатывавших системы и агрегаты ракеты.

Разработку бортовой аппаратуры ракеты вело все то же КБ-1, выступавшее в данном случае в несколько странной роли соисполнителя у своего же смежника — завода № 301. Показательно то, что КБ-1, наряду с решением очевидной задачи создания тесно взаимодействующей со станцией Б-200 бортовой аппаратуры радиоуправления и радиовизирования, взялось также и за создание автопилота, отказавшись от привлечения наиболее квалифицированной отечественной организации, работавшей в этой области — завода № 923. Возможно, в какой-то мере эта особенность распределения работ определялась особой секретностью темы.

В то же время, к созданию других систем привлекались традиционные разработчики соответствующей техники. В частности, радиовзрыватель разрабатывался НИИ-504, боевая часть — НИИ-6.

Важнейшую работу по созданию жидкостного ракетного двигателя для ракеты, поручили НИИ-88, а точнее — коллективу Исаева, работавшему в отделе №9. В марте 1952 г. отдел был преобразован в ОКБ-2 в составе НИИ-88.

Для подстраховки Исаева в том же НИИ-88 в 1952 г. было сформировано ОКБ-3, возглавляемое Домеником Домениковичем Севруком, работавшим ранее первым заместителем главного конструктора завода № 456, Валентина Петровича Глушко.

Двигатели разработки отдела №9 обозначались буквенно-цифровыми индексами, начинавшимися сочетанием С09. (например, С09.29), а после преобразования коллектива Исаева в ОКБ-2 — С2. (например, С2.260). Изделия, созданные в ОКБ-3 Севрука, именовались индексами, начинавшимися сочетанием СЗ. (например, С3.41).

В конечном счете внутриинститутское соревнование закончилось в пользу 0КБ-2 — всех двигателистов в конце 1958 г. подчинили Исаеву, а объединенной структуре НИИ-88 придали суммарный номер 0КБ-5. Впрочем, это ОКБ просуществовало намного меньше, чем порожденная им система индексов, начинавшихся на С5. Коллектив Исаева 16 января 1959 г. выделился из НИИ-88 в отдельную организацию с более привычным наименованием ОКБ-2, ныне «КБ химического машиностроения».

Первоначальным Постановлением от 8 августа 1950 г. масса ракеты В-300 была ограничена величиной 1000 кг. Однако после проработки бортовой аппаратуры и уточнения величины ожидаемого промаха пришлось увеличить масштабность ракеты. По завершении разработки стартовая масса первого серийного варианта ракеты составила 3,58 т, длина — 11,425 м (11,816 м с приемником воздушного давления).

В переднем отсеке ракеты размещался радиовзрыватель с его приемными антеннами. В следующем отсеке находилась осколочно-фугасная боевая часть Е-600 массой 235 кг. За ней располагался отсек с аппаратурой автопилота и шар-баллоном со сжатым воздухом. Далее находились баковые отсеки, выполненные по несущей схеме. Для обеспечения питания двигателя при больших знакопеременных поперечных перегрузках, отбрасывающих топливо то к одной, то к другой стенке бака, заборные устройства включали гибкие звенья с сильфонным устройством. Качаясь под действием перегрузок, эаборник отслеживал положение оставшегося топлива, перемещающегося вдоль заднего днища бака.

В коротком межбаковом отсеке были установлены рулевые машины для задействования элеронов.

В хвостовом отсеке размещались еще два шар-балллона со сжатым воздухом, аппаратура радиокомандного управления и агрегаты четырехкамерного жидкостного ракетного двигателя СО9.29.

Крылья ракеты со стреловидностью 60 град, по передней кромке в начале пятидесятых годов именовали «ромбовидными», а сейчас, не вполне строго, относят к треугольным.

Как и на большинстве ракет, выполненных по схеме утка, управление по каналам тангажа и курса осуществлялось аэродинамическими рулями, а по каналу крена — установленными на крыльях элеронами. Для упрощения конструкции и снижения массы элеронами оснащалась только одна пара консолей, расположенная в горизонтальной плоскости. В полете крылья, как и рули ракеты, находились в «+»-образном положении.

Малая тяговооруженность ракеты определила необходимость в использовании сочетания аэродинамических и газодинамических органов управления. Позади жидкостного ракетного двигателя размещались четыре газовых руля, закрепленные на сбрасываемой в полете трубчатой ферме. Спустя несколько секунд после старта, при достижении скоростного напора, достаточного для эффективного применения аэродинамических рулей, ферма с уже ненужными газовыми рулями отстреливалась. Тем самым ракета не только освобождалась от лишней массы — сброс рулей исключал связанныес ними потери удельного импульса двигателя.

Основными элементами бортовой радиокомандной аппаратуры В-301 являлись блок управления СО-11 и приемоответчик СО-12. Соответственно, на верхней законцовке крыла располагалась антенна канала радиоуправления, на нижней — радиовизирования.

Автопилот пневмоэлектрического типа АПВ-310 включал в свой состав интегрирующие гироскопы. На послестартовом участке они выдавали сигналы, характеризующие отклонения углового положения, угловые скорости А ускорения, что обеспечивало автономный полет с отработкой с первой по пятую секунду заклона ракеты в вертикальной плоскости с угловой скоростью до 5,5 град/сек. Далее гироскопы работали как демпфирующие, а управляющие сигналы на автопилот поступали от блока СО-11 бортовой радиокомандной аппаратуры. В автопилот входили также датчики линейных ускорений и свободный гироскоп, включенный в контур стабилизации по крену.

Для задействования органов управления в составе автопилота применили пневматические рулевые машинки. На девятой секунде производился сброс рамы газовых рулей с переключением выдачи сигналов управления на аэродинамические рули. С пятой секунды начиналось радиокомандное управление в азимутальной, плоскости, с девятой — в вертикальной.

Боевая часть задействовалась через предохранительно-исполнительный механизм по сигналу от радиовзрывателя непрерывного излучения.

Ракеты на стартовой позиции размещались на пусковых установках — стартовых столах СМ-63. Стартовый стол состоял из оснащенного механизмами горизонтирования неподвижного основания с многогранным пирамидальным рассекателем струи и поворотной верхней части, на торце которой имелась пара направляющих штырей для крепления рамы газовых рулей ракеты. При установке ракеты вместе с ней подымалась в вертикальное положение и часть грунтовой тележки — полуприцепа ПР-ЗМЗ. После закрепления ракеты на стартовом столе ПР-ЗМЗ опускалась в горизонтальное положение.

Работы по ракете и комплексу в целом велись с огромным напряжением сил. В марте 1951 г. был выпущен эскизный проект по ракете. Тогда же прошел квалификационные испытания двигатель С09.29, а уже 25 июля начались пуски ракет первого этапа заводских испытаний. Ракету постепенно «учили» летать, последовательно отрабатывая старт, автономный полети наведение с задействованием радиокомандной аппаратуры.

Еще в июне на полигоне Капустин Яр был образован Государственный научно-исследовательский полигон №8 (ГНИИП-Cool, первоначально подчиненный Третьему главному управлению, а в дальнейшем отошедший к Министерству обороны. Помимо номерного обозначения, этот объект носил и литерное — полигон «С».

С ноября пуски проводились с объекта 6 пятой площадки полигона Капустин Яр, использовавшейся для испытаний баллистических ракет. По наследству лавочкинцам досталась созданная в НИИ-88 гусеничная пусковая установка — стенд на шасси ИСУ-152.

По результатам испытаний в конструкцию ракет вносились доработки. В 1951 г. испытали в общей сложности 31 ракету первых трех серий. С марта следующего года проводились пуски ракет четвертой серии с улучшенными маневренными характеристиками и пятой, с новым автопилотом. Кроме того, в ходе отработки для повышения надежности перешли от однопроводной кабельной сети к двухпроводной, доработали систему забора топлива из баков.

В 1952 г. для испытаний зенитного ракетного комплекса на полигоне Капустин Яр уже подготовили специальные площадки: штабную (№ 30), жилую (№ 31), стартовую (№ 32), радиолокационную (№ 33). В сентябре завершили второй этап автономных испытаний, выполненных без привлечения станций Б-200, проводившийся с марта 1952 г. Всего в ходе заводских испытаний с 1951 г. выполнили 62 пуска. До поставки на полигон опытного образца центрального радиолокатора наведения для радиоуправления ракетами применялась специальная аппаратура, изготовленная на базе станции орудийной наводки зенитной артиллерии.

В октябре 1952 г. начались комплексные испытания с задействованием опытного образца станции Б-200. С 18 октября провели пять автономных пусков, в ходе которых подтвердилась способность РЛС захватывать и автоматически сопровождать ракеты. С 2 ноября начались так называемые пуски в замкнутом контуре — с двухсторонним информационным взаимодействием ракеты и центрального радиолокатора наведения. Станция Б-200 впервые вывела ракету в заданную точку пространства. Правда, в результате неточного изготовления отражателей антенн опытного образца станции перед «попаданием» на ракету выдали неадекватные команды управления, и она разрушилась, пытаясь отработать непосильно резвый маневр в сторону условной цели. Антенны доработали, и до конца года было выполнено большое число пусков по имитируемым целям, в том числе и «движущимся». При помощи введенной в станцию Б-200 специальной аппаратуры ИП-1 имитировались бомбардировщики, летящие со скоростью 720.. 1250 км/час на высотах от 5 до 25 км.

В начале 1953 г. опытный образец станции заменили на изготовленный с привлечением серийных заводов. Помимо пусков в замкнутом контуре приступили к стрельбе по парашютным мишеням — сбрасываемым с самолетов уголковым отражателям. Для подтверждения многоканальности комплекса наряду с пятью одиночными провели и два попарных пуска ракет с наведением каждой на одну из двух одновременно спускающихся парашютных мишеней. Испытали 6 ракет, дооснащенных дополнительно установленными антеннами диапазонов Б и В, а также провели два пуска ракет с доработанными автопилотами АПВ-301С с новыми датчиками линейных ускорений.

Весной на первый пуск ракет по беспилотному бомбардировщику собрался весь бомонд — Берия, Рябиков, начальник Первого Главного управления при Совете Министров Борис Львович Ванников, научно-технический руководитель Третьего Главного управления Алексей Николаевич Щукин и, разумеется, главные и ведущие конструкторы.

26 апреля 1953 г. летчики, поднявшие предназначенный в жертву Ту-4 с расположенного в полусотне километров от позиций комплекса аэродрома Владимировка, успешно расстались со своей машиной, о чем на полигон сообщили с самолета сопровождения. Парой запущенных ракет «205» самолет- цель был сбит. Это было несомненно историческое событие — впервые было испытано оружие, впоследствии ставшее основным советским средством борьбы за воздушное пространство.

Успешно начатая серия испытаний по реальным целям была завершена 16 мая 1953 г. Были проведены пуски 12 ракет по пяти мишеням Ту-4. Четыре мишени разрушились в воздухе, одна снизилась в районе полигона. Одна цель была сбита единичной ракетой, две — двумя и одна — тремя ракетами. При этом на трех ракетах из-за несрабатывания радиовзрывателя не прошел подрыв боевой части.

Всего на первом этапе комплексных испытаний с октября 1952 г. до 18 мая 1953 г. был выполнен 81 пуск ракет. На втором их этапе, завершившемся в сентябре 1953 г. провели еще 42 пуска.

В целом, статистика была вполне удовлетворительной, но использовавшиеся при испытаниях мишени Ту-4 уже не удовлетворяли военных, хотя именно они были заданы как типовая цель при разработке системы. Поэтому для подтверждения эффективности действия системы по современным целям в соответствии с распоряжением Правительства № 11294РС от 27 августа 1953 г. с 22 сентября по 7 октября были проведены так называемые контрольные испытания, в ходе которых стреляли уже по реактивным Ил-28.

После взлета, набора высоты и разворота к полигону пилоту Ил-28 приходилось катапультироваться. При этом риск получить травму был минимален — катапультирование проводилось как плановая операция, а не в стрессовой обстановке внезапной аварии или боевого повреждения самолета. Однако, в любом случае, экстремальные перегрузки укреплению здоровья не способствовали. Несмотря на приличное вознаграждение, более двух--трех раз летчики за испытания с катапультированием не брались.

При проведении этой серии пусков несколько ракет применили и по Ту-4.

Работы были проведены в два этапа, на каждом из которых в качестве целей использовались по два Ту-4 и два Ил-28. На предварительном, как и на зачетном, этапе все мишени были успешно сбиты. Для поражения трех из четырех Ил-28 потребовалось по паре ракет, одну реактивную машину сбили одной ракетой. Солидные Ту-4 проявляли большую живучесть. По одной машине было сбито парой ракет и единичным «изделием 205», а на остальные пришлось израсходовать по три ракеты. При парном пуске с одно-секундным интервалом радиовзрыватель второй ракеты сработал уже по обломкам цели. Кроме того, на этом этапе провели залповый пуск четырех ракет по четырем парашютным мишеням.

Всего в ходе контрольных испытаний провели 33 пуска, израсходовав восемь ракет в исходном варианте «205», 21 — «205Н» с увеличенной площадью элеронов, а также три «205М» без боевого заряда.

После этого, с 14 октября по 3 ноября прошли дополнительные испытания, в ходе которых, в частности, были осуществлены пуски по Ту-4 на догонных углах. Кроме того, стрельбой по летящему на малой высоте Ту-4 подтвердилась возможность уменьшения минимальной высоты зоны поражения с 5 до 3 км. Для повышения безопасности оборудования стартовой позиции и соседних ракет отработали задержку сброса фермы до 20 сек. Представлявшая собой сомнительный «подарочек» массивная ферма стала падать вне стартовой позиции, но в результате возросли баллистические потери — скорость ракеты снизилась на 60 м/с.

В ходе испытаний в ракету «205» был внесен ряд доработок. Для снижения массы бак окислителя начали изготовлять из кислотностойкой стали ЭИ654 взамен ранее применявшейся 12Х4МА, требовавшей нанесения на внутреннюю поверхность защитного покрытия Сварные шпангоуты с узлами заделки крыла заменили на более технологичные и легкие штампованные.

Выявились большие возмущения по крену, в особенности при полете на больших высотах. Для устранения связанных с ними колебательных процессов была увеличена площадь элеронов, что способствовало снижению средних значений углов их отклонения и соответственно, уменьшило загрузку рулевого привода. Ввели стопорение элеронов на участке работы газовых рулей. Кроме того, воздушные рули выполнили с неподвижным участком в районе корневой хорды, что также способствовало снижению возмущений по крену. В результате улучшилась устойчивость ракеты на больших высотах, повысилась надежность ввода в луч станции Б-200.

Для расширения тактических возможностей комплекса дополнительно ввели антенны диапазонов Б и В, разместив их на торце хвостового обтекателя. Кроме того, улучшили герметичность вводов кабелей, применили разъемы типа ШР вместо вспомогательных щитков.

В процессе отработки двигатели получили обозначение С09.29А.



Наряду с пусками доработанных «изделий 205» в 1953 г. начались и испытания более совершенного образца ракеты, разработанного ОКБ-301.

Еще на стадии выпуска эскизного проекта, в 1951 г, выяснилось то, что ракеты «205» не вполне отвечают предъявляемым Заказчиком требованиям. Максимальная высота поражаемых целей составляла 15 км против заданных 20...25 км, наклонная дальность — 20...22 км против требуемых 30.. 35 км. Тем самым определилась необходимость разработки модернизированной ракеты.

Применительно к прорабатывавшимся новым вариантам ракеты рассматривались следующие три основные направления совершенствования:
- оснащение ракеты более эффективной кумулятивной боевой частью — разработка так называемого изделия с КЗ (кумулятивный заряд);
- применение более совершенного двигателя;
- внедрение облегченной системы подачи топлива.

Набор из трех шар-баллонов весил около 200 кг и занимал много места в корпусе ракеты. Рассматривались две более легкие альтернативные системы подачи с вытеснением топлива из баков продуктами сгорания жидкостного или порохового аккумулятора давления.

Жидкостный аккумулятор давления в сочетании с модифицированным четырех-камерным двигателем в варианте С09.29Д и кумулятивной боевой частью отрабатывали в составе модификации В-300 КЗ. Она была доведена только до стадии наземных огневых стендовых испытаний на экспериментальной базе НИИ-88 в Загорске в ноябре — декабре 1952 г. Схема оказалась довольно сложной, неперспективной. Не найдя применения в зенитных ракетах, она в конечном счете была все-таки доведена, но уже применительно к первой советской оперативно-тактической баллистической ракете Р-11 (8А61). В несколько модифицированном виде эта система применяется и на современных стратегических баллистических ракетах, но уже в качестве вспомогательной — для создания давления подпора в баках, необходимого для устойчивой работы агрегатов турбонасосной подачи топлива.

Ракета В-300 с пороховым аккумулятором давления (ПАД) проектировалась еще с 1950 г., неофициальна разрабатывалась по правительственному распоряжению №19310РС от 11 октября 1951 г. Этот вариант получил обозначение «изделие 206» и оснащался четырехкамерным двигателем Исаева в модификации С09.29Б. При отработке выяснилось, что требуемый выход на режим в зимних условиях обеспечить не удалось из-за недостаточного уровня давления забора топлива.

Дальнейшая разработка ракеты с пороховым аккумулятором давления увеличенной баллистики и кумулятивной боевой частью была продолжена по Постановлению Правительства от 27 августа 1952 г. Ракета получила обозначение «изделие 208». Она должна была комплектоваться двигателями разработки вновь организованного ОКБ-3 НИИ-88 главного конструктора Севрука, в частности однокамерным
С3.9 с тягой 9 т. Было изготовлено более 30 ракет, проведено 20 пусков, в ходе которых было выявлено несоответствие отрабатываемых ракетой углов атаки и перегрузок подаваемым командам управления В результате два изделия даже разрушились от превышения допустимых перегрузок. В дальнейшем для ракеты разработали новый ПАД с одношашечным зарядом, но в связи с успешным ходом разработки изделия «205» работы по ракете «208» в 1953г. приостановили. Тем не менее в 1954 г выполнили еще семь пусков экспериментальных образцов, но затем деятельность в этом направлении окончательно прекратили.

Неудачные попытки применения альтернативных вытеснительных систем подачи способствовали переходу в дальнейшем к применению на зенитных ракетах двигателей с турбонасосным агрегатом.

Правительственным Постановлением от 31 декабря 1952 г. была поставлена задача улучшения тактико-технических характеристик ракеты с доведением до уровня, заданного тактико-техническими требованиями. В результате была спроектирована ракета «207», обеспечивающая ряд преимуществ по сравнению с « изделием 205» в части тактических и эксплутационных показателей.

Первоначально на ракете «207» предусматривалось применение усовершенствованного варианта двигателя С09.29. Для увеличения дальности предусматривалось отключение двух из четырех камер двигателя с соответствующим снижением секундного расхода топлива по завершении стартового и разгонного участков полета. Однако увеличение времени работы части камер двигателя в варианте С09.29.0-ОВ приводило к прогару конструкции. С другой стороны, коллективу Исаева удалось успешно создать более совершенный однокамерный двигатель с регулированием тяги. Применительно к оснащению этим двигателем ракета и получила дальнейшее развитие под обозначением «207А».

Ракета «207А» оснащалась однокамерным двигателем С2.260. Взамен применения четырех камер конструкторы разделили на четыре части верхнюю часть камеры, установив в ней небольшую крестообразную перегородку высотой до 100 мм, так называемый «исаевский крест». Не имея тепловой защиты, перегородка сгорала, выполнив свою роль на наиболее напряженном участке со сложным процессом запуска и выхода двигателя на режим. Однокамерный двигатель прошел успешные огневые стендовые испытания 15 августа 1951 г. Применение двухкомпонентного топлива с ТГ-02 без пускового горючего позволило исключить из состава ракеты предназначенный для него торовый бачок и сократить число мембран с пяти до двух. Соотношение компонентов уменьшили с 4,0 до 3,79, что позволило укоротить бак окислителя на 0,25 м.

Для повышения удельного импульса взамен применявшейся на «изделии 205» азотной кислоты с добавкой фосфорной кислоты (так называемого окислителя Ф-1) в ракете «207А» использовали окислитель АК-20, отличавшийся присутствием 20% азотного тетраоксида. Тяга двигателя на первых летных ракетах составляла 8,5 т, а в дальнейшем ее довели до 9 т. Удельный импульс возрос на 5 % по сравнению с ракетой «205«, достигнув 221 кг.с/кг. При этом масса двигателя снизилась с 110 до 66 кг, более чем вдвое сократилась его длина.

Сокращение запаса сжатого воздуха с 67,5 до 39,4 кг обеспечило возможность исключения переднего шар-баллона, при этом задние шар-баллоны остались без изменений по отношению к ракете «205".

Применение новых газовых рулей со снижением массы с 61,5 до 10,4 кг в сочетании с исключением рамы их крепления позволило снизить возможный ущерб от падения тяжелых предметов в районе стартовой позиции.

При увеличении длины корпуса ракеты на 0,5 м (до 11,425 м) стартовая масса ракеты была снижена на 180 кг, составив 3405 кг.

При сохранении прежней геометрии конструкторы снизили массу и улучшили технологичность крыла за счет перехода от клепаных к штампованным лонжеронам и сокращения их числа с девяти до семи. Кроме того, усовершенствовали крепление качалок элеронов. По сравнению с «изделием 205» крыло сместили в направлении против полета, при этом его монтаж осуществлялся посредством нового легкоразъемного узла.

Число отсеков корпуса сократили с шести у «изделия 205» до пяти.

В первом отсеке находился небольшой шар-баллон сжатого воздуха для запитки элементов автопилота, аппаратура радиовзрывателя, большинство блоков автопилота и боевая часть. В отличие от изделия «205» оси аэродинамических рулей совместили в одной плоскости, для чего пара рулей в вертикальной плоскости соединялась коленчатым валом. При снаряжении ракеты для обеспечения доступа к люку боевой части нижний и правый рули выводились в отклоненное положение.

Взамен осколочно-фугасной боевой части массой 235 кг применили кумулятивную, массой 318 кг. Новая боевая часть В-196 содержала 196 радиально ориентированных кумулятивных зарядов. Скорость струи при подрыве заряда составляла 3600 м/с, угол ее расхождения — 2..,2,5 град. Угол поражения боевой части дости гал 6 град. Отсек боевой части выполнили с двойной обшивкой. Внутренняя обшивка имела отверстия в зонах напротив кумулятивных зарядов. Эти отверстия прикрывались тонкой наружной обшивкой.

Для задействования кумулятивной боевой части применили новый радиовзрыватель с радиусом реагирования 70 м.

Второй и четвертый отсеки представляли собой баки окислителя и горючего, разделенные межбаковым третьим отсеком. Ракета заправлялась 390 кг ТГ-02 и 1488... 1490 кг АК-20.

В пятом хвостовом отсеке размещались шар-баллоны, блоки аппаратуры радиоуправления, автопилота, ампульная батарея. Модифицированная аппаратура радиоуправления В-301М включала блоки СО-12М и СО-11М с размещением антенн диапазона А на законцовках крыла, а диапазонов Б и В — на донном срезе. Был изменен и монтаж блоков аппаратуры.

Однокамерный жидкостной ракетный двигатель С2.260 устанавливался на четырех мощных болтах. За хвостовым отсеком располагался хвостовой обтекатель.

Газовые рули размещались на телескопических колонках, нижняя часть которых с газовыми рулями отбрасывалась давлением подаваемого в колонки сжатого воздуха. Начиная с девятой секунды полета управление осуществлялось посредством аэродинамических рулей, а газовые рули выводились в нейтральное положение.

Хвостовой отсек новой конструкции был выполнен без фермы газовых рулей, ранее обеспечивающей стыковку с новым пусковым столом. Поэтому потребовалось разработать новое сопряжение ракеты со стартовым оборудованием, при этом крепление к пусковому столу осуществлялось четырьмя, а не двумя штырями. Для применения ракеты «207А» на существующий пусковой стол устанавливалась переходная шайба.

Уже в 1953 г, было проведено 34 пуска ракет «207А», в целом подтвердивших заявленные тактико-технические характеристики. Первые пуски ракет «207А» в замкнутом контуре были выполнены 12 и 13 июня по условным целям на высотах 5, 20 и 25 км. После этого провели стрельбы по парашютным мишеням. Испытания с наведением на пассивном участке (при неработающем двигателе, после выработки топлива) выявили недопустимо большую динамическую ошибку наведения. Поэтому с восьмого пуска удлинили активный участок полета за счет применения на доработанных вариантах ракеты увеличенных баков. В ходе дополнительных испытаний ракетами «207А» (двумя с кумулятивной , одной с направленной осколочной боевой частью) сбили 3 Ил-28.

Летные испытания возобновились с мая 1954 г. Всего с сентября 1953 г. входе контрольных испытаний и их продолжения, осуществленного в августе 1954 г , было проведено 124 пуска ракет.

Источник: журнал "Техника и Вооружение" 2002 г.

далее

https://sovetarmy.forum2x2.ru

Admin

Admin
Admin

Продолжение.

Государственные испытания комплекса С-25 были начаты с сентября 1954 г. Первый пуск с ракетой «205» провели 1 октября, с ракетой «207А» — 30 октября.

При пусках ракет «207А» были поражены все мишени — 11 Ил-28 и 4 Ту-4, включая и только поврежденные, но добитые истребителями один Ил-28 и два Ту-4.

Достаточная степень отработанности «изделий 207А» позволила принять определенные при их испытаниях характеристики за основу при рассмотрении вопроса о соответствии ракеты и комплекса в целом заданным требованиям и, соответственно, возможности принятия их на вооружение.

Полученные максимальные значения дальности (30-35 км) и высоты (20-25 км) отвечали требованиям Постановления 1950 г. Для станции Б-200 дальность устойчивого автоматического сопровождения цели на высоте 10 км достигала 50 км, а при ее снижении до 3 км — 36 км.

При заданном значении скорости ракеты в момент встречи с целью 1980 км/час эта величина на высоте 3 км составляла 1800 км/час. Максимальная скорость ракеты достигала 3670 км/час. Располагаемая перегрузка ракеты составляла 6 единиц на высоте от 3 до 15 км, 4 единицы — на высоте 20 км. Время активного полета достигало 56-61 с.

Заданный радиус срабатывания радиовзрывателя — до 75 м — был подтвержден для 96,4% пусков. Он в полтора раза превышал радиус: зоны поражения боевой части В-196, который составлял 50 м вместо заданных 30 м.

Масса боевой части составляла 327-330 кг. При этом масса взрывчатого вещества — 213-222 кг, — многократно превышала заданную по Постановлению 1950 г. величину заряда — 60 кг.

Время установки в стартовое положение — 5-7 секунд — на 1-2 сек превышало заданное значение. Максимальное время нахождение в полной боевой готовности составляло 12 минут, вместо требуемых 15. Первая ракета стартовала через 6 сек от команды «Старт». Захват ракеты лучем станции Б-200 происходил на 5 сек. Три ракеты могли быть запущены за 8 секунд.

Таким образом, ракеты «Системы-25» по основным показателям соответствовали заданным требованиям.

Однако Главное артиллерийское управление, после бурных политических событий лета 1953 г. сменившее Третье главное управление в качестве хозяина полигона «С» и заказчика «Системы-25», не торопилось с ее принятием на вооружение. Наряду с наличием у ракеты В-300 и системы С-25 ряда еще не устраненных недостатков сказался и субъективный фактор. Государственную комиссию возглавлял маршал артиллерии Николай Дмитриевич Яковлев, незадолго до того необоснованно осужденный за принятие на вооружение якобы недорабо-танной автоматической зенитной пушки С-60. «Обжегшийся на молоке», Яковлев проявлял запредельную осторожность.

Заказчики потребовали экспериментального подтверждения предусмотренной тактико-техническим заданием одновременной стрельбы единичного комплекса по 20 целям. Из соображений экономии стрельба велась по 24 парашютным мишеням, которые ставили с дюжины Ту-4. При проведении столь сложного мероприятия не обошлось без организационных сбоев — одна из ракет преждевременно ушла в полет «по собственному желанию». Несмотря на это стрельба прошла в общем успешно—в цели попали 19 из 20 стартовавших ракет.

Кроме того, для объективного сопоставления возможностей ракетных и артиллерийских комплексов на том же полигоне самолеты-мишени были обстреляны и специально прибывшими подразделениями ствольной зенитной артиллерии. Испытания подтвердили превосходство ракетчиков, которым пришлось добивать пропущенные «пушкарями» мишени.

В апреле 1955 г. завершились государственные испытания, в ходе которых было произведено около 70 пусков ракет «205» и 27 «207А».

В целом, начиная с первого старта в июле 1951 г. было израсходовано почти полтысячи пусков ракет различных модификаций!

К середине 1955 г. практически завершился развернутый по Постановлению от 24 октября 1952 г. процесс строительства, оснащения оборудованием и отладки технических средств 56 позиций зенитных ракетных комплексов, развернутых вокруг столицы.

Сформированная уже в 1953 г. под безликим наименованием «Учебно-тренировочная часть №2» (УТЧ-2), соответствующая войсковая структура в 1955 г. была преобразована в Первую армию ПВО особого назначения, включавшую в свой состав четыре корпуса ПВО особого назначения, объединивших в общей сложности 56 зенитных ракетных полков, каждый из которых осуществлял боевую работу на одном из входивших в систему комплексов.

Первые ракеты «205» изготавливались опытным производством ОКБ-301. Уже на стадии защиты эскизного проекта, весной 1951 г., к серийному производству ракет был привлечен расположенный в подмосковном Тушино завод № 82. Это предприятие было организовано в 1942 г, на производственных площадях построенного в тридцатые годы завода № 62 (с 1936 г. — № 81), выпускавшего самолеты. По завершении в 1945 г. выпуска более чем 2000 яковлевских истребителей, в порядке конверсии завод № 82 перешел на производство троллейбусов. В 1950 г. предприятию выдали довольно странный оборонный заказ — выпуск безнадежно устаревших Ту-2 — и это при массовом серийном производстве Ил-28, осуществлявшемся в это время на других заводах! Возможно, заказ Ту-2 был мероприятием не столько экономическим, сколько организационным, возвращающим завод к оборонной продукции. Уже в 1952 г, выпустив почти полсотни «изделий 205», завод № 82 стал первым в нашей стране серийным производителем зенитных ракет.

Еще до первых пусков по реальным целям развернулись работы по расширению крупносерийного производства ракет. По Постановлению от 31 декабря 1952 г. со следующего дня к производству ракет «205» подключался завод № 41, расположенный на северо-западной окраине Москвы, неподалеку от нынешнего метро «Войковская». В тридцатые годы на этой территории находился авиационный агрегатный завод № 20, в военные годы — завод №41, выпускавший моторы М-11 для По-2 и других легких самолетов. В конце сороковых годов завод переключили на выпуск пушечного вооружения для Ту-4, которое вскоре было вытеснено ракетной тематикой.

Были задействованы и производственные мощности завода в подмосковном городке Долгопрудный, развернутые в тридцатые годы в обеспечение грандиозных планов постройки советских дирижаблей, но еще до войны переключенные с воздухоплавательной продукции на выпуск самолетов. Ориентированный под производство Су-2 завод № 204 в 1941 г. эвакуировали в Пермь. В следующем году в просторных, рассчитанных на гиганты — дирижабли корпусах начали производство непритязательных самолетов. С 1952 г. выпуск самолетов прекратили в связи с переходом к ракетостроению, а в следующем году он уже выпустил почти полтысячи ракет «205».

Случайно или преднамеренно, но и конструкторское бюро, и серийные заводы по производству ракет комплекса С-25 были сгруппированы на северо-западных окраинах и в ближайших к ним пригородах Москвы в административных границах тех лет.

Забегая вперед, отметим, что из трех предприятий только завод № 82 (с середины шестидесятых годов — «Тушинский машиностроительный завод») на протяжении более чем трех десятилетий продолжал производство ракет для С-25, практически вплоть до снятия этой системы с вооружения. Завод №41 (ныне — «Московский машиностроительный завод «Авангард») еще до начала испытаний нового зенитного ракетного комплекса С-75 Постановлением от 1 октября 1954 г. был определен головным предприятием по производству предназначенных для этой системы ракет В-750. В дальнейшем и завод №464 (ныне — "Долгопрудненский машиностроительный завод») был переключен на выпуск ракет В-750. Последние ракеты для системы С-25 заводы №41 и №464 изготовили в 1956 г.

К этому времени было выпущено более 8000 ракет «205» и «207А», что позволило не только провести испытания, но и довести до установленного уровня боекомплект всех полков системы С-25. В дальнейшем перед промышленностью стояли задачи постепенной замены ранее изготовленных ракет на более совершенные образцы. Из экономических соображений представлялось целесообразным осуществлять это переоснащение по истечении гарантийных сроков поставленных на вооружение изделий. По мере накопления опыта производства и эксплуатации эти сроки росли, так что потребная годовая программа производства ракет для системы С-25 оказалась существенно ниже потенциальных мощностей даже одного завода №82. В результате завод стали привлекать к выполнению других заданий — изготовлению суховского дальнего ударного самолета Т-4, модернизации ранее выпущенных МиГ-23, производству элементов конструкции для Су-27 и, наконец, к программе создания воздушно-космического самолета «Буран». Кроме того, Тушинский завод осуществлял и переоснащение отслуживших свое В-300 в ракеты-мишени.

Помимо трех заводов, осуществлявших сборку ракет, множество предприятий привлекалось к производству их узлов, систем и агрегатов. В частности, днепропетровскому заводу N°586 (ныне «Южный машиностроительный завод») был поручен выпуск двигателей для ракеты В-300, имевших обозначение В-303. Завод не долго участвовал в программе производства комплектующих для ракет системы С-25. За прошедшие десятилетия люди сменились, многое подзабылось, и в юбилейном издании 1994 г. «Днепропетровский ракетно-космический центр» авторы сочли В-303 зенитной ракетой!

Несмотря на завершение государственных испытаний, развертывание массового серийного производства ракет и достижение готовности объектов системы С-25, со стороны военных предпринимались определенные усилия по дальнейшему затягиванию процесса испытаний, внесению все новых доработок в систему. С учетом стремительного развития средств воздушного нападения, созданная система действительно не вполне отвечала пусть формально и не заданным, но вполне обоснованным новым требованиям. Однако процесс перманентной модернизации грозил превращению «Системы-25» в вечный долгострой, лишал Вооруженные силы, да и промышленность, опыта массовой эксплуатации нового оружия.

По воспоминаниям разработчиков скорейшему решению вопроса способствовали Г.К. Жуков и лично Н.С. Хрущев. Вопреки предложениям заказчиков об организации опытной эксплуатации «Системы-25» высший партийный руководитель решительно высказался за ее принятие на вооружение в ходе Совета обороны 7 мая 1955 г., после чего и было принято соответствующее правительственное Постановление. Наряду с принятием системы на вооружение, предусматривалась годичная совместная ее эксплуатация военными и промышленностью и двухгодичная гарантийная ответственность изготовителей за принятые заказчиками основные элементы.

Руководители разработки получили высокие правительственные награды. В частности, высокое звание Героя Социалистического Труда присвоили Исаеву, дважды Героя — Лавочкину.

Несмотря на готовность комплексов, части и соединения Первой особой армии ПВО вели повседневную деятельность мирного времени, общепринятую для Советской Армии тех лет, но не соответствующую задачам отражения внезапной агрессии в век атомного оружия и реактивной авиации. Заступление их на боевое дежурство было осуществлено только в июле 1956 г. после пролета над Москвой натовского высотного разведчика У-2. 5 июля он был предпринят с особым цинизмом, сразу же по завершении визита в СССР делегации во главе с начальником штаба американских ВВС генералом Туайнингом.



Разработка ракеты «215» — модификации «изделия 207А» со специальной боевой частью была начата по Постановлению от 22 марта 1955 г. Применительно к ракете использовались также обозначения «207Т» или «Татьяна». Наряду с очевидным стремлением реализовать богатырский девиз «одним махом семерых побивахом» применение специального заряда на зенитной ракете мотивировалось также и более «тонкими» обстоятельствами. При массированном налете авиации противника в плотных боевых порядках разрешающая способность станции Б-200 не обеспечивала наведение ракеты на отдельный самолет. Подрыв обычного заряда ракеты посреди строя бомбовозов не гарантировал поражения даже одного из них. Правда, позднее опыт Вьетнамской войны подтвердил достаточную эффективность применения и обычных зарядов в сложной тактической обстановке.

Уровень массо-габаритных показателей отечественных ядерных боеприпасов середины пятидесятых годов уже обеспечил создание соответствующего зарядного отделения для торпеды калибром 533 мм, успешно испытанной на полигоне Новая Земля в 1955 г. Так как «изделие 205» было выполнено даже в большем диаметре — 650 мм, основной проблемой стала не столько сама компоновка заряда на ракете, сколько обеспечение высочайшей надежности «изделия», предназначенного для применения в густонаселенном Подмосковье. В качестве мер повышения надежности предусматривались более жесткий контроль качества комплектующих, дублирование основной бортовой аппаратуры, а также наведение одной специальной ракеты с задействованием двух стрельбовых каналов станции Б - 200.

В январе 1957 г. на полигоне Капустин Яр было проведено испытание ракеты семейства В-300 с натурным подрывом специального заряда. В качестве целей использовались два Ил-28, летевших на высоте 10 км с интервалом немногим менее километра. Поскольку результат прямого попадания или взрыва в непосредственной близости от цели был очевиден, для повышения информативности уникального опыта точку подрыва специально сместили метров на 200 от первой цели. В результате взрыва у обоих Ил-28 отломились консоли крыльев. Мощность взрыва составила 10 кт.

Летные испытания завершились в 1961 г.

Кроме применения в войсках, эти изделия были применены и для осуществлении высотных взрывов в целях проведения исследований по воздействию взрывов на окружающую среду и технику в обеспечение создания перспективной системы противоракетной обороны.

Принятием «изделия 215» на вооружение завершился первый этап модернизации системы С-25, в ходе которого в середине пятидесятых годов были усовершенствованы и станции Б-200 — был введен режим селекции движущихся целей, повышена надежность аппаратуры.



Еще в ходе отработки ракет «205» и «207А» заказчиком была поставлена задача создания более совершенных изделий. Создававшиеся в то время ракеты были рассчитаны на поражение околозвуковых неманевренных целей. При обстреле цели, маневрирующей с перегрузкой «двойка», промах увеличивался до 100 м, вдвое превышая радиус поражения боевой части и в полтора раза — дистанцию срабатывания радиовзрывателя. Из-за скромных скоростных показателей изделий «205» и «207А» не обеспечивался повторный обстрел одной цели с пуском второй ракеты по информации о промахе первой.

Повышение тактико-технических характеристик должно было обеспечиваться разработкой нового, вдвое более мощного двигателя. Его применение позволило бы несколько утяжелить ракету, увеличив запас топлива на 25-30% для расширения зоны поражения, улучшить разгонные и скоростные показатели, установить на ракете мощную боевую часть повышенной эффективности.

Работы по изделию «217» начались уже в 1953 г, когда был разработан эскизный проект варианта ракеты «207А» с жидкостным ускорителем Севрука. Затем решили вместо применения ускорителя поднять тягу основного двигателя до 16 т. Далее некоторое время рассматривался двигатель Исаева с ТНА, который обеспечивал повышение средней скорости ракеты с 500 до 720 м/с.

Почти двукратное повышение тяги при практически неизменном диаметре двигателя требовало соответствующего увеличения давления в камере. При сохранении вытеснительной подачи топлива пришлось бы удвоить запас воздуха в уже и без того тяжелых шар-баллонах. В результате двигателисты перешли на более совершенную турбонасосную подачу компонентов. Конечно, она была несколько сложней и дороже вытеснительной системы подачи топлива, но и другие элементы ракеты стоили немало. Экономить на простоте двигателя сочли нецелесообразным.

Дальнейшие работы велись по Постановлению Правительства от 19 апреля 1954 г. В 1955 г. изготовили макет «изделия 217», выпустили новый эскизный проект и рабочие чертежи, переданные на завод № 82.

Постановлением от 19 апреля 1956 г. перед модернизированным комплексом с ракетой «217» ставилась задача поражения целей с эффективной поверхностью рассеянии Ил-28, летящих со скоростью 1500 км/час. В дальнейшем требования к ракете уточнялись по правительственным Постановлениям от 8 мая 1957 г. и 16 апреля 1958 г.

Выход на летные испытания задерживался из-за неудач в отработке двигателя с турбонасосной подачей топлива С3.42 Севрука и неготовности автопилота АП-25.

Тем не менее уже в 1958 г. в ходе заводских испытаний было запущено 18 ракет «217». Пуски показали недостаточную надежность С3.42, и по их результатам коллективу Исаева было предложено разработать свой двигатель для этой ракеты.

В следующем году на полигоне провели 38 пусков ракет, изготовленных заводом №82. Наряду с этим начались и огневые стендовые испытания альтернативных двигателей. Входе 7 испытаний двигатель Севрука показал недостаточную надежность при низких температурах. Напротив, 12 испытаний подтвердили безотказность разработанного Исаевым двигателя С2.1. В дальнейшем коллектив Севрука разработал более надежную модификацию своей конструкции — С3.42А, но выбор был уже сделан в пользу исаевского двигателя.

После ликвидации ОКБ-3 Севрука и перевода его сотрудников в коллектив Исаева, двигатель С2.1 сменил наименование на С5.1. Электрогидравлическое устройство регулирования тяги заменили на пневмогидравлическое. При максимальном уровне тяги 17 т она могла уменьшаться до 5 т, при этом давление в камере снижалось с 47,8 до 15 кг/см2. В качестве окислителя взамен АК-20Ф использовался состав АК-27И с большим содержанием азотного тетраоксида и другим ингибитором. По сравнению с двигателем С2.260 удельный импульс увеличился на 17 кг.сек/кг, что по баллистической эффективности более чем вдвое скомпенсировало утяжеление двигателя, с 66 до 135 кг.

В соответствии с Решением Военно-промышленной комиссии № 28 от 4 апреля 1959 г. под двигатель Исаева был разработан новый вариант ракеты — «217М».

Помимо применения более мощного двигателя с турбонасосной подачей топлива С5.1 ракета «217М» отличалась от «207А» использованием новых блоков аппаратуры радиоуправления и радиовизирования В-301М, применением высокоэффективной осколочной боевой части направленного действия Ф-280. Взамен радиовзрывателя РВ-515С непрерывным излучением применили импульсный Е-802М. Несколько поменялись обводы корпуса и геометрия крыла. Наиболее заметным отличием «изделия 217М» и последующих ракет комплекса С-25 от их предшественниц стало небольшое хвостовое оперение с консолями треугольной формы. На законцовках горизонтальных консолей хвостового оперения размещались антенны радиоуправления и радиовизирования. Также в горизонтальной плоскости находилась и единственная пара газовых рулей. Приемники воздушного давления устанавливались на вертикальных консолях крыльев. В конструкции ракеты нашли применение титановые сплавы и другие новые, по тому времени, материалы.

Повышение тяги двигателя почти вдвое по сравнению с «207А» позволило утяжелить ракету на 0,55 т, в основном за счет увеличения запаса топлива и применения более мощной боевой части. Длина ракеты достигла 12,353 м.

Первые ракеты «217М» с новой боевой частью и двигателем С5.1 были изготовлены на заводе № 82 уже в 1959 г. Но на полигоне еще продолжались летные испытания ранее собранных ракет «217» с С3.42 разработки Севрука. Недостатки этого двигателя не помешали успешно решить основные задачи этапа автономных испытаний. Всего с июля 1958 г. было проведено 44 пуска ракет «217», в том числе 26 — в 1959 г.

Однако по усовершенствованному варианту «217М» статистика была более скромной. На начало 1960 г. вместо 25 пусков ракет с двигателем С5.1 выполнили всего 11, при этом ракеты еще не оснащались радиовзрывателем Е-802М. Отставание от графика испытаний из-за задержек с поставкой комплектующих ракет «217М» продолжалось и во второй половине года.

С.А. Лавочкин не смог завершить отработку ракеты «217М» — при испытании новой зенитной ракетной системы «Даль» на полигоне «Балхаш» в июне 1960 г. он скончался от сердечного приступа.

Большая загруженность ОКБ-301 работами по системе «Даль» и по межконтинентальному самолету-снаряду «Буря» приводила к тому, что все большая доля участия в отработке ракеты «217М» отходила к филиалу ОКБ-301, созданному в 1955 г. при заводе № 82, а затем преобразованному в самостоятельное КБ-82. Первоначально ОКБ-82 было организовано еще в 1946 г. применительно к народнохозяйственной троллейбусной тематике. После смерти Лавочкина завершающие работы по ракете «217М» и последующая модернизация ракет системы С-25 осуществлялись коллективом конструкторов КБ-82 во главе с Александром Васильевичем Потопаловым. С середины шестидесятых годов оно получило наименование МКБ «Буревестник». Постановлением от 1 февраля 1976 г. на базе расположенного в подмосковном г. Жуковский «Экспериментального машиностроительного завода» главного конструктора В.М. Мясищева и размещенных на территории Тушинского машиностроительного завода МКБ «Буревестник» и КБ «Молния» было создано НПО «Молния», основной задачей которого определили создание «советского «Шатла» — воздушно-космического самолета «Буран».

В 1961 г. ракета «217М» была принята на вооружение в составе системы С-25М второго этапа модернизации Максимальная досягаемость по высоте была увеличена до 30 км, по дальности — до 35 км. Обеспечивалось поражение целей со скоростью 2000-2900 км/час. Средняя скорость ракеты составляла 860 м/с, что на 15-22% превышало заданное значение.

Быстрому внедрению новых ракет в систему С-25 способствовало то, что, несмотря на почти двукратное повышение тяги двигателя, стартовый стол СМ-82 не потребовал существенных доработок.

Наряду с основным вариантом ракет семейства «217» по Постановлению от 18 мая 1957 г. разрабатывалась модификация, оснащенная специальной боевой частью — изделие «218» («217Т»), Уже в следующем году были разработаны эскизный проект и макет ракеты, но в дальнейшем ход работ замедлился из-за трудностей, возникших при отработке двигателя и переходе от исходной ракеты «217» к варианту «217М». Как и при разработке ракеты «215», особое внимание уделялось повышению надежности. С учетом накопленного опыта ограничились дублированием только отдельных, наиболее критичных блоков бортовой аппаратуры. Ракета оснащалась радиовзрывателем 5Е19.

Ракета «218» была принята на вооружение 6 августа 1964 г. Тем самым завершился второй этап модернизации системы С-25М — с внедрением ракет «217М» и «218», с повышением энергетического потенциала станций Б-200 для обеспечения поражения целей с эффективной поверхностью рассеяния МиГ-19 и снижением минимальной высоты поражения с 3 до 1,5 км.



По завершении разработки изделий «217М» и «218» окончательно сформировался внешний облик ракет комплекса С-25. Однако бортовое оборудование, важнейшие системы и агрегаты ракет совершенствовались на протяжении последующих двух десятков лет, обеспечивая поддержание боевых возможностей системы С-25 на должном уровне с учетом непрерывного наращивания угрозы со стороны сил и средств воздушного нападения вероятных противников.

Ракета 5Я25 (217МА) создана в периоде 1964 г. по 1968 г. Первоначально планировалось повысить эффективность за счет применения полутонной боевой части и комбинированного взрывателя с оптическим и радиолокационным каналами. К завершению разработки масса осколочной боевой частью составила 390 кг. Ракета оснащалась исаевским двигателем 5Д25 с повышенным удельным импульсом, новым автопилотом с двухканальный системой стабилизации, новой радиоаппаратурой 5У18. По сравнению с предшествующими образцами повышена маневренность, особенно на больших высотах. Максимальная скорость доведена до 1550 м/с. Диапазон высот поражения целей расширен до 1,5-35 км. За счет использования наведения на пассивном участке (по окончании работы двигателя) дальность пусков увеличена до 56 км.

Ракета 5Я25 серийно выпускалась на Тушинском машиностроительном заводе (бывшем заводе №82) с 1968 г.

На третьем этапе модернизации системы (С-25МА) конструкторы радиолокационной станции изменили наклон азимутальной антенны и расширили луч угломестной антенны. Тем самым обеспечивалась возможность определения дальности постановщика активных помех методом триангуляции с пеленгацией излучения цели двумя или несколькими станциями типа Б-200 соседних комплексов. Новые высокочастотные усилители обеспечили увеличение дальности обнаружения и сопровождения целей.

Ракета «207АЮ» представляла собой вариант ракеты «207А», приспособленный для юстировки РЛС системы ПРО. Пуски ракет по баллистическим траекториям с достижением высот до 100 км проводились в 1960-1962 гг.

Ракета «217МАП» — вариант ракеты 5Я25, созданный для экспериментов по исследованию электромагнитного поля в интересах разработки загоризоитных РЛС. Для стабилизации ракеты при полете на высотах до 250 км ракета оснащалась вновь разработанной газодинамической реактивной системой ориентации. Пуски проводились сперва на Балхаше, а затем на Дальнем Востоке и в Забайкалье.

Ракета 5Я25М (217МАМ) была разработана в 1968-1972 гг. Основным отличием от 5Я25 стало применение нового радиовзрывателя 5X48.

Работа осуществлялась как одно из мероприятий первой очереди четвертого этапа модернизации системы (С-25МАМ). При этом основной задачей являлось придание комплексу возможности борьбы с крылатыми ракетами. Минимальную высоту поражения довели до 800 м, при этом обеспечивалось поражение целей с малой эффективной поверхностью рассеяния. Серийный выпуск 5Я25М на Тушинском машиностроительном заводе велся с 1975 г.

Ракета 5Я24 была создана в 1972-1976 гг. Для повышения устойчивости в сложной радиоэлектронной обстановке ракета оснащалась помехозащищенной радиоаппаратурой 5У31 Вероятность поражения цели увеличена за счет установки новой боевой части 5Ж97 с управляемым полем поражения. Повышенная маневренность в верхней зоне поражения достигается применением автоматической системы форсажа двигателя.

Для ракет 5Я25 и 5Я24 в ОКБ Исаева были разработаны двигатели с тягой 17,18 и 18,5 т, при этом масса конструкции практически не увеличилась.

При реализации второй очереди четвертого этапа модернизации системы (С-25МР) наряду с применением ракет 5Я24 ее разработчики довели нижнюю границу зоны поражения до 500 м, обеспечили пуск по летящей со скоростью до 4300 км/час высотной цели, обстрел уходящей цели, а также защиту от противорадиолокационных ракет. Начиная с 1980 г. ракеты 5Я24 серийно выпускались на Тушинском машиностроительном заводе

Ракета 44Н6, разработанная а 1976-1978 гг. и поставленная в серийное производство в 1982 г., представляла собой вариант ракеты со специальной боевой частью. Обеспечивались высота зоны поражения от 3,5 до 35 км и максимальная дальность до 47 км. Ракета комплектовалась двигателем 5Д25Н. При разработке ракеты были реализованы дополнительные мероприятия по повышению надежности и безопасности. Специальными мерами обеспечивалось предотвращение несанкционированного пуска ракеты.

Несмотря на многократные модернизации, к началу восьмидесятых годов система С-25 уже завершала свое существование. Технические решения конца сороковых — начала пятидесятых годов полностью исчерпали возможности дальнейшего совершенствования. Даже поддержание системы в работоспособном состояние становилось непосильной задачей — элементная база важнейших раиоэлектронных систем давно не выпускалась промышленностью, а специальный заказ резко увеличивал стоимость. С другой стороны, в 1979 г, на вооружение был принят новейший зенитный ракетный комплекс войск ПВО страны С-300П.

Представлялось целесообразным использовать уникальную и весьма дорогостоящую инфраструктуру системы С-25 при формировании идущей ей на смену новой системы зенитного ракетного прикрытия Москвы. Создание такой системы на базе технических средств С-300П было задано Постановлением от 23 октября 1980 г. Новая система была официально принята на вооружение в 1994 г.

Отметим, что сложнейшая, можно даже сказать грандиозная, система была реализована в очень сжатые сроки и по уровню тактико-технических характеристик вполне отвечала заданным требованиям. Иное дело, что в силу принципиально изменившегося характера вооруженной борьбы она не смогла решить поставленную перед ней военно-политическую задачу. По свидетельству Куксенко, в разговоре с ним И.В. Сталин еще до принятия Постановления 1950 г. поставил задачу «сделать оборону Москвы такой, чтобы через нее не мог проникнуть ни один самолет».

Боевые возможности реализованной «Системы-25» на первый взгляд представляются практически неограниченными. Одновременный обстрел 1120 целей, армейский залп 3360 зенитных ракет, казалось бы, были способны остановить любого противника, особенно с учетом того, что на подходе к зоне поражения ракетной системы воздушные армады империалистов должны были изрядно потрепать тысячи советских реактивных истребителей. Однако приведенные показатели в большей мере характеризуют потребный объем поставок средств системы, нежели возможности воздействия на атакующего противника.

Исходя из единственно возможного принципа «равнопрочной» защиты со всех направлений, средства «Системы-25» были равномерно «размазаны» по ее периметру, наподобие пушек в амбразурах старинной крепости. Основной принцип штурма крепостей был выработан тысячелетия назад — нужно сосредоточить максимум сил на предельно узком участке обороны. Построение С-25 даже на внутреннем кольце не обеспечивало сплошного взаимного перекрытия зон поражения. Так что по прорывающемуся в компактном строю соединению вражеских бомбардировщиков реально мог воздействовать один комплекс внешнего кольца и один — два внутреннего с возможностью одновременного обстрела 40-60 целей. Даже при чисто бухгалтерской постановке задачи дошедшей до зоны ракетной системы ПВО Москвы сотни вражеских бомбовозов вполне хватило бы для прорыва к городу

Вспомним также о достаточно высокой нижней границе зоны поражения — 3-5 км. Самолеты на столь малых высотах были уязвимы от огня почти всех калибров зенитной артиллерии, но уровень потерь от этого оружия по опыту всех войн не превышает 10-20%. Кроме того, даже будучи обстрелянными зенитными ракетами, самолеты противника могли пробиться к цели, использовав различные меры радиоэлектронного противодействия и противоракетный маневр. Несмотря на применение относительно стойкой ламповой базы, электронные средства системы С-25 были уязвимы и от воздействия ядерных взрывов, произведенных за пределами зоны поражения комплекса.

Все перечисленные факторы определяют далеко не стопроцентную вероятность поражения обстреливаемых целей. Фактический уровень эффективности зенитного управляемого ракетного оружия в какой-то мере характеризуют боевые действия во Вьетнаме, где при суммарном расходе 6806 ракет по советским оценкам было сбито 1163 американских самолета. При этом американцы утверждают, что уровень их потерь был почти на порядок меньше.

С конца пятидесятых годов, с массовым поступлением баллистических ракет на вооружение американской армии, ВВС и флота любой исход схватки Первой армии ПВО особого назначения с бомбардировщиками Стратегического авиационного командования США был уже практически безразличен для судьбы столицы нашей Родины при полномасштабном ядерном конфликте. Ведь даже после развертывания московской системы ПРО число противоракет не превышало сотни при тысячах боеголовок на ракетах вероятного противника!

Огромный труд по созданию С-25 принес множество положительных результатов. Москва и ее окрестности оказалась вне зоны унизительных облетов иностранных самолетов-разведчиков, до начала шестидесятых годов проводившихся американцами в мирное время, с наглым пренебрежением к общепризнанным нормам международного права.

Определенным достоинством «Системы-25» была большая степень засекреченности. В отличие от комплексов С-75 и С-125 ее ракеты и радиоэлектронные средства никогда не поставлялись за рубеж и не попадали к «вероятным противникам». При этом на Западе имели некоторое представление о системе, полученное как с использованием «национальных технических средств», так и от вернувшихся из СССР немецких специалистов, активно привлекавшихся к работам по «Беркуту» в начале пятидесятых годов. Показательно то, что хотя ракеты В-300 продемонстрировали на Красной площади только на ноябрьском параде 1960 г., спустя три года после первого показа позднее созданных В-750, комплекс С-25 получил на Западе кодовое обозначение SA-1, а С-75 — SA-2, что соответствует истинной последовательности их разработки и принятия на вооружение. Ракеты В-300 за рубежом именовались Guild, центральные радиолокаторы наведения Б-200 — Yo-Yo.

Многократная систематическая модернизация системы обеспечила поддержание ее эффективности на приемлемом уровне с учетом непрерывного совершенствования средств воздушною нападения от В-29 до В-1 и малогабаритных стратегических крылатых ракет. При этом трудно однозначно оценить целесообразность продолжавшегося на протяжении трети века совершенствования ракет семейства В-300. В сравнении с массово выпускавшимися ракетами семейства В-750 комплексов С-75 они обладали одним несомненным преимуществом — более мощной боевой частью.

В то же время В-300 были почти вдвое тяжелее и втрое дороже В-750 и их модификаций. Низкая тяговооруженность и вертикальный старт одноступенчатых жидкостных ракет В-300 ограничили возможности уменьшения нижней границы зоны поражения явно недостаточной величиной — 800 м. Весомый в пятидесятые годы аргумент в пользу В-300 — отсутствие падающих в плотно застроенном Подмосковье стартовиков, терял убедительность по мере осознания уровня ожидаемого общего ущерба в крупномасштабной войне. Районы дислокации системы С-25 стали насыщаться позициями комплексов С-75 и С-125, оснащенных двухступенчатыми ракетами. Представляется, что вполне возможным, но не реализованным направлением модернизации системы С-25 стало бы внедрение в нее специальной модификации ракет семейства В-750, доработанной в части бортовой аппаратуры для взаимодействия со станциями семейства Б-200. Однако в реальности интересы сохранения отработанного производства, комплекса наземного технологического и стартового оборудования оказались превалирующими над теоретическими доводами в пользу унификации вооружения зенитных ракетных войск.

Так или иначе, но технические решения по С-25 послужили основной для разработки подвижного комплекса С-75, обеспечившего прикрытие множества объектов нашей страны и широко применявшегося в локальных войнах на Ближнем Востоке, во Вьетнаме и в других «горячих точках».

При разработке «Системы-25» сформировались основные кадры разработчиков зенитного ракетного оружия, в частности, в начале пятидесятых годов текущее руководство созданием ракеты В-300 осуществлял первый заместитель Лавочкина Петр Дмитриевич Грушин, с конца 1953 г. возглавивший вновь организованное самостоятельное ОКБ-2. На протяжении без малого четырех десятилетий он руководил этой организацией, ныне МКБ «Факел», обеспечившей разработку базовых модификаций почти всех зенитных управляемых ракет Войск ПВО страны, а также многих ракет для флота и ПВО Сухопутных аойск.

Созданный для отработки «Системы-25» ГНИИП-8 («Полигоне») использовался для испытаний многих последующих комплексов, в том числе С-75 и С-125.

Наконец, массовое развертывание первой зенитной ракетной системы позволило за несколько лет до создания С-75 отработать производство и эксплуатацию технических средств зенитных ракетных войск, организацию службы и структуры нового для наших Вооруженных сил рода войск — зенитных ракетных частей.

Источник: журнал "Техника и Вооружение" 2002 г.

https://sovetarmy.forum2x2.ru

Admin

Admin
Admin

Данные и фото согласно альбому "Система-25 противовоздушной обороны г.Москвы".

Система-25 является одним из средств противовоздушной обороны города Москвы и предназначена для борьбы с высотными (до 20-25 км) и скоростными (до 1000-1250 км/ч) бомбардировщиками противника.

Система-25 выполнена по принципу круговой обороны и состоит из:
- 56 комплексов "Б-200", "В-300", образующих два кольцевых пояса обороны. Каждый комплекс "Б-200", "В-300" включает в себя 20-канальную станцию "Б-200" для обнаружения бомбардировщиков противника и наведения на них зенитных управляемых ракет "В-300" и стартовую позицию на 60 зенитных ракет "В-300".
- 10 радиолокационных станций дальнего обнаружения "А-100Д", образующих круговую зону оповещения.
- 4 радиолокационных станций ближнего обнаружения "А-100Б", образующих зону целеуказания.
- Основного и запасного центральных командных пунктов.
- 4 секторных командных пунктов.
- Средства проводной и радиосвязи для управления системой и передачи данных воздушной обстановки.
- Сети дорог и транспортных средств.

С-25 - зенитно-ракетный комплекс KZ4fQ

https://sovetarmy.forum2x2.ru

Admin

Admin
Admin

Система-25М предназначенная для обороны города Москвы от массированных налетов с любого направления аэродинамических средств нападения.

Система состоит из:
- 56 двадцатиканальных огневых комплексов Б-200МР, В-300М образующих два кольцевых пояса обороны;
- 7 технических баз для обслуживания и содержания запасных боекомплектов ракет;
- 4-х радиолокационных узлов, образующих зону ближнего предупреждения;
- центрального и 4 секторных командных пункта;
- системы внешнего энергоснабжения, дорог и средств связи.

Система 25 введена в эксплуатацию в 1955 году.

При модернизации по I этапу введена аппаратура защиты от активных и пассивных помех, а также введена ракета повышенной эффективности и надежности для поражения групповых целей.

Модернизация по II этапу, которая сводилась в огневых комплексах к повышению потенциала станции в 5 раз и разработке более скоростной ракеты, позволила расширить диапазон высот и скоростей полета поражаемых целей и обеспечить поражение малоразмерных целей.

Альбом "Зенитный стационарный ракетный комплекс С-25"
Источник: http://historykpvo.narod2.ru/

С-25 - зенитно-ракетный комплекс Zjlqy
С-25 - зенитно-ракетный комплекс KZXnz
С-25 - зенитно-ракетный комплекс BoC5A
С-25 - зенитно-ракетный комплекс XBFdC
С-25 - зенитно-ракетный комплекс Fw2QR
С-25 - зенитно-ракетный комплекс WA62F
С-25 - зенитно-ракетный комплекс RCp3h
С-25 - зенитно-ракетный комплекс YCEon
С-25 - зенитно-ракетный комплекс DIVXq

https://sovetarmy.forum2x2.ru

Admin

Admin
Admin

............
С-25 - зенитно-ракетный комплекс TNpaZ

https://sovetarmy.forum2x2.ru

Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения