После принятия на вооружение первого варианта системы С-200 в дополнение к продолжавшимся интенсивным полигонным испытаниям, проводимым организациями-разработчиками, началась эксплуатация аппаратуры и техники в войсках. Выявленные при пусках недостатки, поступающие от строевых частей отзывы и замечания, позволили выявить ряд недоработок, непредвиденных и неисследованных режимов работы, слабых мест техники системы. Кроме того, разработчиками было создано и испытано новое оборудование, обеспечивавшее повышение и расширение боевых возможностей и эксплуатационных показателей системы.
Уже к моменту приема на вооружение стало ясно, что система С-200 обладала недостаточной помехозащищенностью и могла поражать воздушные цели только в простой помеховой обстановке, при действии постановщиков непрерывных шумовых помех. Поэтому важнейшим из направлений совершенствования комплекса стало повышение помехозащищенности.
"Еще во время заводских испытаний системы С-200, - вспоминает М.Л.Бородулин, - в НИИ-108 выполнялась НИР "Партитура" по созданию новых средств радиопомех, при разработке которых якобы использовалась и аппаратура, снятая со сбитого американского самолета-разведчика U-2. Самолет, оборудованный макетом новой аппаратуры помех, по договоренности с НИИ-108 был перебазирован на полигон для проверки ее воздействия на радиолокатор подсвета цели и головки самонаведения системы С-200. Облеты системы С-200 этим самолетом показали, что РПЦ и ГСН не справляются с некоторыми видами создаваемых его аппаратурой радиопомех, ранее не заданных при создании аппаратуры, системы.
Учитывая, что у вероятного противника уже существовала аппаратура, создающая подобные радиопомехи, еще в процессе испытаний системы С-200 было принято решение о проведении в КБ-1 научно-исследовательской работы "Вега". В ходе этой работы требовалось изыскать пути обеспечения возможности системе С-200 вести борьбу с постановщиками широкого класса специальных активных радиопомех - выключающихся, прерывистых и уводящих по скорости и дальности.
Работа проводилась на стендовой аппаратуре в КБ-1 и на реальных средствах системы на полигоне, где для этой цели с помощью НИИ-108 офицером Б.Д. Гоцом был создан наземный помеховый комплекс. НИР была успешно завершена и принята заказчикам еще до принятия системы С-200 на вооружение.
После принятия системы С-200 на вооружение войск ПВО страны вышло решение ВПК о реализации результатов НИР "Вега" путем проведения ОКР по модернизации стрельбового канала и ракеты системы С-200. Кроме того, в техническом задании на ОКР по предложению КБ-1 дополнительно предусматривались реализация захвата цели на автосопровождение головкой самонаведения на шестой секунде полета ракеты для стрельбы со стартовых позиций с большими углами укрытия, применение средств коллективной защиты боевого расчета аппаратных кабин канала от боевых химических и радиоактивных отравляющих веществ, а также обеспечение проводки целей через курсовой параметр, когда радиальная скорость цели относительно РПЦ становилась равной нулю.
Модернизация стрельбового канала осуществлялась путем разработки ряда новых блоков и доработки части имевшихся. Для коллективной защиты от поражающих факторов оружия массового поражения предусматривались герметизация аппаратных кабин канала, а также разработка в КБ-1 специальных подкатываемых под кабины воздухоохладителей, на которые замыкалась вентиляция аппаратуры и установка на кабинах фильтровентиляционных установок для защиты боевых расчетов и создания избыточного давления внутри кабин.
Модернизация ракеты осуществлялась путем установки на ней новой головки самонаведения и нового радиовзрывателя. Модернизированный стрельбовый канал должен был допускать использование наряду с новой ракетой В-860ПВ также и ракеты В-860П от исходной системы С-200.
Для ускорения работ по изготовлению опытных образцов модернизированного наземного оборудования и ракет 4 ГУ МО выделило разработчикам серийный стрельбовый канал системы С-200 и необходимое количество ракет этой системы. В начале 1968 г. опытный образец модернизированного стрельбового канала и первые образцы модернизированных ракет были поставлены на полигон.
Практически одновременно с началом ОКР по реализации результатов НИР "Вега" совместным решением Министерства обороны и Министерства радиопромышленности была задана модернизация командного пункта огневого комплекса системы С-200 с целью повышения его боевых возможностей.
Модернизированный командный пункт должен дополнительно обеспечивать применение автономных средств целеуказания РЛС П-14Ф ("Фургон") и радиовысотомера ПРВ-13, обеспечивающих при их совместной работе достаточную точность целеуказания по одиночным целям, не требующую секторного поиска РПЦ, использование радиорелейной линии РЛ-30 для получения радиолокационной информации от удаленных РЛС. Кроме того, предусматривалось оборудовать более удобное рабочее место командира комплекса и применить коллективную защиту боевого расчета командного пункта от отравляющих химических и боевых радиоактивных веществ.
Сопряжение РЛС П-14Ф (в последующем и РЛС 5И84А -"Оборона-14") с модернизированным командным пунктом осуществлялось непосредственно с помощью кабеля. Для сопряжения с РЛ-30 и радиовысотомером в модернизированном командном пункте имелись места для установки и подключения шкафа аппаратуры РЛ-30 и выносного шкафа радиовысотомера ПРВ-13 (в последующем ПРВ-17). Обеспечение коллективной защиты боевого расчета модернизированного командного пункта от оружия массового поражения осуществлялось так же, как и аппаратных кабин модернизированного стрельбового канала.
Модернизация командного пункта была выполнена КБ Московского радиотехнического завода при участии КБ-1. Опытный образец модернизированного КП в начале 1968 г. был поставлен на полигон.
Модернизированные стрельбовой канал, командный пункт и ракета составили модернизированную систему С-200, получившую обозначение С-200В. Как это следует из изложенного, строго говоря, создание такой системы не задавалось правительственными документами и ТТЗ на нее не выдавалось. Однако принимать на вооружение целесообразно не отдельные модернизированные средства, а получившуюся фактически новую систему. Да и разработчикам это сулило большие премии.
В ходе испытаний системы С-200В требовалось проверить лишь те характеристики огневого комплекса и ракеты, которые изменились в результате модернизации. Поэтому для ускорения принятия системы на вооружение мы договорились с разработчиками провести испытания в один этап.
Для обеспечения испытаний были изготовлены и поставлены на полигон четыре оборудованных штатной аппаратурой активных помех самолетa-мишени по паре Ту-16М и МиГ-19М. Кроме того, без согласия КБ-1 мы привлекли к испытаниям самолет НИИ-108, оборудованный макетной аппаратурой, позволяющей создавать новые виды помех, более сложные, нежели создаваемые штатной аппаратурой, установленной на самолетах-мишенях. Разработчики новых видов активных помех были заинтересованы в проверке эффективности своих решений, а мы смогли проверить средства системы с помощью не только штатной аппаратуры помех.
Комиссию по проведению испытаний было решено создать на "рабочем" уровне - без "высокого" начальства, чтобы она могла практически постоянно работать на полигоне. Трудно было подобрать ответственного и технически грамотного председателя комиссии. Удалось получить согласие на эту работу главного инженера ЗРВ ПВО генерал-майора Леонида Леонова и согласовать эту кандидатуру с КБ-1.
Испытания системы проходили на полигоне с мая по октябрь 1968 года.
В качестве постановщиков помех для облетов огневого комплекса использовались самолеты-мишени и упомянутый выше самолет НИИ-108 с макетом аппаратуры помех. Правда, "промышленная" часть комиссии протестовала против использования этого самолета. Присутствовавший на этом заседании комиссии начальник 4 ГУ МО Байдуков отказался быть арбитром в этом споре. Он заявил: "Комиссия назначена ВПК, которая и должна решать ваши разногласия". Тогда "военная" часть комиссии решила все-таки провести облет этим самолетом, несмотря на отказ "промышленности" участвовать в нем. Однако к началу облета все "промышленники" уже были на своих рабочих местах. Облет прошел нормально, с большой пользой для всех трех сторон.
Кроме того, были проведены и облеты для проверки сопровождения цели РПЦ при прохождении ее через курсовой параметр.
Стрельбовые испытания по постановщикам активных помех производились только по трем самолетам-мишеням, так как один самолет Ту-16М во время проведения облета упал в озеро.
Была также проведена и стрельба по самолету-мишени с захватами цели головкой самонаведения па шестой секунде полета ракеты.
Всего было выполнено восемь пусков ракет В-860ПВ системы С-200В. Были сбиты четыре самолета-мишени, из которых три были постановщиками активных помех. Один обычный самолет-мишень был сбит при пуске с захватом цели головкой самонаведения на шестой секунде полета ракеты.
Испытания показали, что огневой комплекс соответствует заданным требованиям и может обстреливать одиночный постановщик любого вида активных помех.
В начале ноября 1968 г. комиссия подписала акт испытаний, в котором рекомендовала принять систему С-200В на вооружение войск ПВО страны, что и было определено Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР, принятым в 1969 г. Утвержденные Постановлением характеристики системы С-200В учитывали результаты выполненных на полигоне работ по расширению боевых возможностей системы С-200: максимальная дальность стрельбы была увеличена до 180 км, а нижняя граница зоны поражения снижена до 300 м. Необходимо отметить большую роль в разработке и организации выпуска этого Постановления сотрудника ВПК Сергея Нюшенкова.
Уже в 1969 г. началось серийное производство средств системы С-200В вместо средств системы С-200. Система С-200В существенно увеличила боевые возможности зенитных ракетных войск ПВО страны по борьбе с постановщиками различного рода активных радиопомех. Часть конструктивных решений стрельбового канала системы С-200В впоследствии была внедрена в стрельбовые каналы системы С-200, уже находившиеся в войсках. Создание системы С-200В было отмечено Государственной премией СССР. Лауреатами стали И.И. Андреев, Е.М. Афанасьев, Г.Ф. Байдуков, Б.Б. Бункин, В.Л. Жабчук, Ф.Ф. Измайлов, К.Л. Князятов, Л.М. Леонов, Б.А. Марфин и В.П. Черкасов.
Система С-200В включала в свой состав следующие основные элементы.
Командный пункт (К-9М) мог работать как с использованием упомянутых выше АСУ, так и с использованием автономных средств целеуказания: модернизированной РЛС П-14Ф "Фургон" (5Н84А) и радиовысотомеров ПРВ-13 (ПРВ-17). Командный пункт мог использовать радиорелейную линию для приема данных о воздушной обстановке от удаленной РЛС.
Новый радиолокатор подсвета цели 5Н62В внешне практически не отличался с РПЦ 5Н62. На новых РПЦ, выпускавшихся по-прежнему с широким использованием радиоламп, в заводских условиях были реализованы доработки аппаратуры, производившиеся на полигонах и в войсках за годы испытаний и эксплуатации комплексов системы С-200 "Ангара". Была применена новая модификация ЦВМ ("Пламя-КВ"), размещенная в кабине управления К-2В.
Пусковая установка 5П72В предназначалась для использования как ракет 5В21В системы С-200В "Вега", так и 5В21А системы С-200 "Ангара". Обеспечивалась перевозка пусковой установки на автопоезде 5П53М и ее работа со всеми заряжающими машинами. На установке применена новая стартовая автоматика и произведены доработки конструкции. Серийный выпуск осуществлялся с 1969 по 1990 гг. на заводах "Большевик" (Ленинград) и "Большевик" (Киев), т.к. пермский завод после выпуска двух опытных установок 5П72В передал производство киевскому "Большевику".
Зенитная управляемая ракета 5В21В (В-860ПВ) - вариант ракеты, предназначенный для использования в составе комплексов С-200В. С целью повышения боевой эффективности на ракете применена помехозащищенная ГСН типа 5Г24 и радиовзрыватель 5Е50.
Проведенные доработки и усовершенствования аппаратуры и технических средств комплекса С-200В позволили не только расширить границы зоны поражения целей и условия применения комплекса, но и ввести дополнительные режимы боевой работы.
Режим стрельбы по "закрытой цели" позволял производить пуск ракет в направлении облучаемой и сопровождаемой РПЦ цели без захвата ее головкой самонаведения ракеты перед пуском. Захват цели ГСН ракеты производился в ходе полета - на шестой секунде, после отделения стартовых двигателей.
Наряду с реализацией режима "закрытой цели" ГСН 5Г24 позволила также производить и стрельбу по постановщикам активных помех с многократным переходом в полете ракеты от сопровождения цели ГСН в полуактивном режиме по отраженному от цели сигналу РПЦ к пассивной пеленгации и самонаведению на источник излучения - станцию постановки активных помех. Для наведения ракеты на цель применялись методы "пропорционального сближения с компенсацией" и "с постоянным углом упреждения".
При отсутствии отраженного сигнала от цели в течение 5 с головка самонаведения самостоятельно переходила на режим поиска цели по скорости в узком диапазоне. После пяти сканирований в узком диапазоне начиналось сканирование в широком диапазоне. При возобновлении подсвета цели РПЦ происходил ее перезахват головкой самонаведения ракеты с возобновлением процесса самонаведения. При отсутствии подсвета ракета уходила вверх на самоликвидацию.
Кабина управления стартом К-3В отличалась применением аппаратуры КПЦ - контроля подсвета цели ("малый КИПС") для проверки функционирования ГСН ракет, находящихся на пусковых установках. Во всех аппаратных кабинах предусматривалась возможность коллективной защиты боевого расчета от боевых отравляющих и радиоактивных веществ.
Размещение боевых элементов системы С-200В в различных природных и климатических зонах СССР вносило свои коррективы в конфигурацию стартовых и технических позиций. В "северном" исполнении практиковалось строительство инженерных сооружений и навесов над площадками технической позиции для уменьшения снежных заносов изделий и техники.
Уже к моменту приема на вооружение стало ясно, что система С-200 обладала недостаточной помехозащищенностью и могла поражать воздушные цели только в простой помеховой обстановке, при действии постановщиков непрерывных шумовых помех. Поэтому важнейшим из направлений совершенствования комплекса стало повышение помехозащищенности.
"Еще во время заводских испытаний системы С-200, - вспоминает М.Л.Бородулин, - в НИИ-108 выполнялась НИР "Партитура" по созданию новых средств радиопомех, при разработке которых якобы использовалась и аппаратура, снятая со сбитого американского самолета-разведчика U-2. Самолет, оборудованный макетом новой аппаратуры помех, по договоренности с НИИ-108 был перебазирован на полигон для проверки ее воздействия на радиолокатор подсвета цели и головки самонаведения системы С-200. Облеты системы С-200 этим самолетом показали, что РПЦ и ГСН не справляются с некоторыми видами создаваемых его аппаратурой радиопомех, ранее не заданных при создании аппаратуры, системы.
Учитывая, что у вероятного противника уже существовала аппаратура, создающая подобные радиопомехи, еще в процессе испытаний системы С-200 было принято решение о проведении в КБ-1 научно-исследовательской работы "Вега". В ходе этой работы требовалось изыскать пути обеспечения возможности системе С-200 вести борьбу с постановщиками широкого класса специальных активных радиопомех - выключающихся, прерывистых и уводящих по скорости и дальности.
Работа проводилась на стендовой аппаратуре в КБ-1 и на реальных средствах системы на полигоне, где для этой цели с помощью НИИ-108 офицером Б.Д. Гоцом был создан наземный помеховый комплекс. НИР была успешно завершена и принята заказчикам еще до принятия системы С-200 на вооружение.
После принятия системы С-200 на вооружение войск ПВО страны вышло решение ВПК о реализации результатов НИР "Вега" путем проведения ОКР по модернизации стрельбового канала и ракеты системы С-200. Кроме того, в техническом задании на ОКР по предложению КБ-1 дополнительно предусматривались реализация захвата цели на автосопровождение головкой самонаведения на шестой секунде полета ракеты для стрельбы со стартовых позиций с большими углами укрытия, применение средств коллективной защиты боевого расчета аппаратных кабин канала от боевых химических и радиоактивных отравляющих веществ, а также обеспечение проводки целей через курсовой параметр, когда радиальная скорость цели относительно РПЦ становилась равной нулю.
Модернизация стрельбового канала осуществлялась путем разработки ряда новых блоков и доработки части имевшихся. Для коллективной защиты от поражающих факторов оружия массового поражения предусматривались герметизация аппаратных кабин канала, а также разработка в КБ-1 специальных подкатываемых под кабины воздухоохладителей, на которые замыкалась вентиляция аппаратуры и установка на кабинах фильтровентиляционных установок для защиты боевых расчетов и создания избыточного давления внутри кабин.
Модернизация ракеты осуществлялась путем установки на ней новой головки самонаведения и нового радиовзрывателя. Модернизированный стрельбовый канал должен был допускать использование наряду с новой ракетой В-860ПВ также и ракеты В-860П от исходной системы С-200.
Для ускорения работ по изготовлению опытных образцов модернизированного наземного оборудования и ракет 4 ГУ МО выделило разработчикам серийный стрельбовый канал системы С-200 и необходимое количество ракет этой системы. В начале 1968 г. опытный образец модернизированного стрельбового канала и первые образцы модернизированных ракет были поставлены на полигон.
Практически одновременно с началом ОКР по реализации результатов НИР "Вега" совместным решением Министерства обороны и Министерства радиопромышленности была задана модернизация командного пункта огневого комплекса системы С-200 с целью повышения его боевых возможностей.
Модернизированный командный пункт должен дополнительно обеспечивать применение автономных средств целеуказания РЛС П-14Ф ("Фургон") и радиовысотомера ПРВ-13, обеспечивающих при их совместной работе достаточную точность целеуказания по одиночным целям, не требующую секторного поиска РПЦ, использование радиорелейной линии РЛ-30 для получения радиолокационной информации от удаленных РЛС. Кроме того, предусматривалось оборудовать более удобное рабочее место командира комплекса и применить коллективную защиту боевого расчета командного пункта от отравляющих химических и боевых радиоактивных веществ.
Сопряжение РЛС П-14Ф (в последующем и РЛС 5И84А -"Оборона-14") с модернизированным командным пунктом осуществлялось непосредственно с помощью кабеля. Для сопряжения с РЛ-30 и радиовысотомером в модернизированном командном пункте имелись места для установки и подключения шкафа аппаратуры РЛ-30 и выносного шкафа радиовысотомера ПРВ-13 (в последующем ПРВ-17). Обеспечение коллективной защиты боевого расчета модернизированного командного пункта от оружия массового поражения осуществлялось так же, как и аппаратных кабин модернизированного стрельбового канала.
Модернизация командного пункта была выполнена КБ Московского радиотехнического завода при участии КБ-1. Опытный образец модернизированного КП в начале 1968 г. был поставлен на полигон.
Модернизированные стрельбовой канал, командный пункт и ракета составили модернизированную систему С-200, получившую обозначение С-200В. Как это следует из изложенного, строго говоря, создание такой системы не задавалось правительственными документами и ТТЗ на нее не выдавалось. Однако принимать на вооружение целесообразно не отдельные модернизированные средства, а получившуюся фактически новую систему. Да и разработчикам это сулило большие премии.
В ходе испытаний системы С-200В требовалось проверить лишь те характеристики огневого комплекса и ракеты, которые изменились в результате модернизации. Поэтому для ускорения принятия системы на вооружение мы договорились с разработчиками провести испытания в один этап.
Для обеспечения испытаний были изготовлены и поставлены на полигон четыре оборудованных штатной аппаратурой активных помех самолетa-мишени по паре Ту-16М и МиГ-19М. Кроме того, без согласия КБ-1 мы привлекли к испытаниям самолет НИИ-108, оборудованный макетной аппаратурой, позволяющей создавать новые виды помех, более сложные, нежели создаваемые штатной аппаратурой, установленной на самолетах-мишенях. Разработчики новых видов активных помех были заинтересованы в проверке эффективности своих решений, а мы смогли проверить средства системы с помощью не только штатной аппаратуры помех.
Комиссию по проведению испытаний было решено создать на "рабочем" уровне - без "высокого" начальства, чтобы она могла практически постоянно работать на полигоне. Трудно было подобрать ответственного и технически грамотного председателя комиссии. Удалось получить согласие на эту работу главного инженера ЗРВ ПВО генерал-майора Леонида Леонова и согласовать эту кандидатуру с КБ-1.
Испытания системы проходили на полигоне с мая по октябрь 1968 года.
В качестве постановщиков помех для облетов огневого комплекса использовались самолеты-мишени и упомянутый выше самолет НИИ-108 с макетом аппаратуры помех. Правда, "промышленная" часть комиссии протестовала против использования этого самолета. Присутствовавший на этом заседании комиссии начальник 4 ГУ МО Байдуков отказался быть арбитром в этом споре. Он заявил: "Комиссия назначена ВПК, которая и должна решать ваши разногласия". Тогда "военная" часть комиссии решила все-таки провести облет этим самолетом, несмотря на отказ "промышленности" участвовать в нем. Однако к началу облета все "промышленники" уже были на своих рабочих местах. Облет прошел нормально, с большой пользой для всех трех сторон.
Кроме того, были проведены и облеты для проверки сопровождения цели РПЦ при прохождении ее через курсовой параметр.
Стрельбовые испытания по постановщикам активных помех производились только по трем самолетам-мишеням, так как один самолет Ту-16М во время проведения облета упал в озеро.
Была также проведена и стрельба по самолету-мишени с захватами цели головкой самонаведения па шестой секунде полета ракеты.
Всего было выполнено восемь пусков ракет В-860ПВ системы С-200В. Были сбиты четыре самолета-мишени, из которых три были постановщиками активных помех. Один обычный самолет-мишень был сбит при пуске с захватом цели головкой самонаведения на шестой секунде полета ракеты.
Испытания показали, что огневой комплекс соответствует заданным требованиям и может обстреливать одиночный постановщик любого вида активных помех.
В начале ноября 1968 г. комиссия подписала акт испытаний, в котором рекомендовала принять систему С-200В на вооружение войск ПВО страны, что и было определено Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР, принятым в 1969 г. Утвержденные Постановлением характеристики системы С-200В учитывали результаты выполненных на полигоне работ по расширению боевых возможностей системы С-200: максимальная дальность стрельбы была увеличена до 180 км, а нижняя граница зоны поражения снижена до 300 м. Необходимо отметить большую роль в разработке и организации выпуска этого Постановления сотрудника ВПК Сергея Нюшенкова.
Уже в 1969 г. началось серийное производство средств системы С-200В вместо средств системы С-200. Система С-200В существенно увеличила боевые возможности зенитных ракетных войск ПВО страны по борьбе с постановщиками различного рода активных радиопомех. Часть конструктивных решений стрельбового канала системы С-200В впоследствии была внедрена в стрельбовые каналы системы С-200, уже находившиеся в войсках. Создание системы С-200В было отмечено Государственной премией СССР. Лауреатами стали И.И. Андреев, Е.М. Афанасьев, Г.Ф. Байдуков, Б.Б. Бункин, В.Л. Жабчук, Ф.Ф. Измайлов, К.Л. Князятов, Л.М. Леонов, Б.А. Марфин и В.П. Черкасов.
Система С-200В включала в свой состав следующие основные элементы.
Командный пункт (К-9М) мог работать как с использованием упомянутых выше АСУ, так и с использованием автономных средств целеуказания: модернизированной РЛС П-14Ф "Фургон" (5Н84А) и радиовысотомеров ПРВ-13 (ПРВ-17). Командный пункт мог использовать радиорелейную линию для приема данных о воздушной обстановке от удаленной РЛС.
Новый радиолокатор подсвета цели 5Н62В внешне практически не отличался с РПЦ 5Н62. На новых РПЦ, выпускавшихся по-прежнему с широким использованием радиоламп, в заводских условиях были реализованы доработки аппаратуры, производившиеся на полигонах и в войсках за годы испытаний и эксплуатации комплексов системы С-200 "Ангара". Была применена новая модификация ЦВМ ("Пламя-КВ"), размещенная в кабине управления К-2В.
Пусковая установка 5П72В предназначалась для использования как ракет 5В21В системы С-200В "Вега", так и 5В21А системы С-200 "Ангара". Обеспечивалась перевозка пусковой установки на автопоезде 5П53М и ее работа со всеми заряжающими машинами. На установке применена новая стартовая автоматика и произведены доработки конструкции. Серийный выпуск осуществлялся с 1969 по 1990 гг. на заводах "Большевик" (Ленинград) и "Большевик" (Киев), т.к. пермский завод после выпуска двух опытных установок 5П72В передал производство киевскому "Большевику".
Зенитная управляемая ракета 5В21В (В-860ПВ) - вариант ракеты, предназначенный для использования в составе комплексов С-200В. С целью повышения боевой эффективности на ракете применена помехозащищенная ГСН типа 5Г24 и радиовзрыватель 5Е50.
Проведенные доработки и усовершенствования аппаратуры и технических средств комплекса С-200В позволили не только расширить границы зоны поражения целей и условия применения комплекса, но и ввести дополнительные режимы боевой работы.
Режим стрельбы по "закрытой цели" позволял производить пуск ракет в направлении облучаемой и сопровождаемой РПЦ цели без захвата ее головкой самонаведения ракеты перед пуском. Захват цели ГСН ракеты производился в ходе полета - на шестой секунде, после отделения стартовых двигателей.
Наряду с реализацией режима "закрытой цели" ГСН 5Г24 позволила также производить и стрельбу по постановщикам активных помех с многократным переходом в полете ракеты от сопровождения цели ГСН в полуактивном режиме по отраженному от цели сигналу РПЦ к пассивной пеленгации и самонаведению на источник излучения - станцию постановки активных помех. Для наведения ракеты на цель применялись методы "пропорционального сближения с компенсацией" и "с постоянным углом упреждения".
При отсутствии отраженного сигнала от цели в течение 5 с головка самонаведения самостоятельно переходила на режим поиска цели по скорости в узком диапазоне. После пяти сканирований в узком диапазоне начиналось сканирование в широком диапазоне. При возобновлении подсвета цели РПЦ происходил ее перезахват головкой самонаведения ракеты с возобновлением процесса самонаведения. При отсутствии подсвета ракета уходила вверх на самоликвидацию.
Кабина управления стартом К-3В отличалась применением аппаратуры КПЦ - контроля подсвета цели ("малый КИПС") для проверки функционирования ГСН ракет, находящихся на пусковых установках. Во всех аппаратных кабинах предусматривалась возможность коллективной защиты боевого расчета от боевых отравляющих и радиоактивных веществ.
Размещение боевых элементов системы С-200В в различных природных и климатических зонах СССР вносило свои коррективы в конфигурацию стартовых и технических позиций. В "северном" исполнении практиковалось строительство инженерных сооружений и навесов над площадками технической позиции для уменьшения снежных заносов изделий и техники.